Концепция перехода России к устойчивому развитию. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Концепция перехода России к устойчивому развитию.

2018-01-07 298
Концепция перехода России к устойчивому развитию. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Концепция устойчивого развития – это одна из современных и поддерживаемых международным сообществом концепций. Её появление связано с природоохранной деятельностью ООН (Организацией Объединённых Наций).

В 1984 году по инициативе Генерального Секретаря ООН была создана международная комиссия по окружающей среде и развитию, в задачи которой входила разработка долгосрочных стратегий развития человечества. Эта комиссия была до 2000 года. В результате работы комиссии появился доклад под названием «Наше общее будущее», где центральное место занимала концепция устойчивого развития.

Есть много различных международных организаций, которые моделируют дальнейшее направление развития человечества (Римская комиссия и др.).

Устойчивое развитие – это такое развитие, которая, удовлетворяя потребности сегодняшнего времени не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Дальнейшее развитие получило на конференции в 1992 году в Бразилии в Рио-де-Жанейро. Предыдущая была в 1972 году – это было своего рода подведение итогов. В 1972 году в конференции Россия не участвовала, а в 1992 году участвовала и вынесла доклад о состоянии экологии в России.

Россия подписала все декларации, и мы присоединились к этому устойчивому развитию, и в итоге в России появился указ Президента в 1996 году.

 

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию была утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 года.

В первой части “Концепции” отмечается, что богатства природы, ее способности поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались не безграничными, что возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека, а цивилизация не предложила ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в пределах емкости биосферы, не разрушая ее. Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды.

Во второй части “Концепции” отмечается, что к началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной, а ее негативное воздействие на окружающую среду, в расчете на единицу производимого продукта, существенно превышало показатели технологически передовых стран, значительная часть основных производственных фондов устарела, а 16 процентов территории страны, где проживает более половины населения, характеризуются как экологически неблагополучные.

В третьей части “Концепции” определены задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию.

Задачи концепции:

- в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

- добиться улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности;

- ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе внедрения новых технологий, изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:

- создание правовой основы перехода к устойчивому развитию;

- разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни,;

- оценка локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

- формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития, системы воспитания и обучения.

В четвертой части “Концепции” подчеркивается важность регионов в достижении устойчивого развития. Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей, (например, развитие сельского хозяйства на основе новых технологий, адаптированных к местным условиям, выполнение природоохранных мероприятий на незастроенных территориях городов, реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем и др.)

В пятой части “Концепции” сформулированы критерии принятия решений и определены показатели устойчивого развития.

Механизмы разработки и принятия решений должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты, учитывать последствия реализации этих решений в экономической, социальной и экологической сферах и предусматривать наиболее полную оценку затрат, выгод и рисков для среды обитания.

Для управления процессом перехода к устойчивому развитию и оценки эффективности используемых средств необходимо использовать показатели, характеризующие качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия. Эти показатели должны обеспечивать безопасное развитие России в экономическом, социальном, экологическом, оборонном и других аспектах.

Основные показатели качества жизни:

- продолжительность жизни человека, ожидаемая при рождении и фактическая;

- состояние здоровья человека;

- уровень знаний и образовательных навыков;

- доход - валовый внутренний продукт на душу населения;

- уровень занятости;

- отклонение состояния окружающей среды от нормативов;

- степень реализации прав человека.

В качестве лимитирующих показателей устойчивого развития в экономической сфере могут устанавливаться уровни удельного потребления энергии и других ресурсов, а также количества отходов на душу населения или единицу валового внутреннего продукта.

В состав параметров устойчивого развития необходимо включить характеристики состояния окружающей среды, экосистем и охраняемых территорий. В этой группе показателей обязательно должны быть показатели качества атмосферы, вод, территорий, находящихся в естественном и измененном состоянии, лесов с учетом их продуктивности и степени сохранности, количества биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения.

В шестой части “Концепции” определяется место России в мировом сообществе в период перехода к устойчивому развитию. Приоритеты России в международном сотрудничестве по обеспечению устойчивого развития сводятся к следующему:

- организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию;

- активное участие в международных программах по проблемам устойчивого развития;

- создание эффективных механизмов обеспечения межгосударственного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ;

- стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций;

- обеспечение экологических интересов нашей страны во внешнеэкономической деятельности.

Усилия России в области охраны окружающей среды должны быть сконцентрированы по следующим основным направлениям:

- сохранение биоразнообразия;

- защита озонового слоя от истощения;

- предотвращение антропогенного изменения климата;

- охрана лесов и лесовосстановление;

- борьба с опустыниванием;

- развитие и совершенствование системы особо охраняемых территорий;

- обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;

- решение проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических проблем – таких, как сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и Арктическом регионе.

Седьмая часть “Концепции” определяет постепенность перехода России к устойчивому развитию. В этом переходе выделено три этапа.

Начальный этап связан с созданием необходимых условий, обеспечивающих возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады: природа, население, человек. Главное содержание этого этапа состоит в решении острых экономических и социальных проблем при всестороннем обосновании и строгом соблюдении экологических ограничений на хозяйственную деятельность. На этом этапе разрабатываются программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начинается их планомерное выполнение. Начинают проводиться комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях, подготавливается организационная основа реализации этих мер.

Второй этап составляют основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, осуществляется экологизация процесса социально-экономического развития.

Третий этап связан с решением проблем гармонизации взаимодействия человека с природой. Этот этап перехода к устойчивому развитию осуществляется в масштабе всего мирового сообщества. Россия будет играть здесь ключевую роль, поскольку на ее долю приходится значительная часть ненарушенных экосистем.

В конечном счете, решив задачи третьего этапа, человечество придет к устойчивому развитию и вплотную подойдет к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы).

 

Общие положения Основ государственной политики в области экологического развития.

Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Реализация настоящих Основ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

б) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

в) сочетание интересов человека, общества и государства;

г) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

д) приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

е) презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности;

ж) обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности;

з) обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

и) соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

к) участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;

л) ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

м) полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде;

н) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

о) развитие международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

 

Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития будет обеспечиваться, в частности, решением следующих задач:

1) формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

2) обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;

3) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;

4) обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;

5) развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

6) обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.

Государственная политика в области экологического развития будет реализовываться путём осуществления эффективной деятельности органов государственной власти в рамках предоставленных им полномочий во взаимодействии с бизнес-сообществом, научными кругами, общественными и иными организациями:

1) при разработке, обсуждении и принятии нормативных правовых актов и нормативных технических документов;

2) при разработке долгосрочных программ социально-экономического развития, федеральных и региональных программ в области охраны окружающей среды;

3) при планировании и принятии решений об осуществлении на территории РФ, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ экономической и иной деятельности, связанной с возможным негативным воздействием на окружающую среду.

Финансирование реализации государственной политики в области экологического развития будет осуществляться за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также за счёт средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.