Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Понятие и особенности охраны окружающей среды в энергетике.

2018-01-07 394
Понятие и особенности охраны окружающей среды в энергетике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Требования в области охраны окружающей среды -это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограниче­ния или их совокупность, установленные законами, иными нормативны­ми правовыми актами, природоохранными нормативами, государствен­ными стандартами и иными нормативными документами в области охра­ны окружающей среды.

Экологические требования конкретизируются в законодательстве в зависимости от видов таких объектов: промышленных предприятий. в том числе нефтедобывающих и нефтегазовых производств, транс­портных средств, военных и оборонных объектов, объектов энергетики, объектов сельскохозяйственного назначения, городских и сельских строений и иных объектов.

Специальные экологические требования к промышленным пред­приятиям предусмотрены в различных нормативных источниках.

Например, в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об ох­ране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры санитарно-защитной зоны определяются в зависимости от ряда условий: мощности, условий эксплуатации объ­ектов, характера и количества выделяемых вредных веществ и вредных физических факторов, с учетом предусматриваемых мер по уменьше­нию неблагоприятного влияния на среду обитания и здоровье человека при обеспечении соблюдения требований гигиенических нормативов. Минимальные размеры таких зон составляют для предприятий перво­го класса — 1000 м, второго класса — 500 м, третьего класса — 300 м, четвертого класса — 100 м, пятого класса — 50 м и конкретизируются в зависимости от характера производства.

Сложный характер воздействия тех или иных отраслей промышлен­ности вызывает необходимое 1ь его учета при установлении для таких объектов экологических требований. Так, воздействие нефтедобываю­щей промышленности на окружающую среду осуществляется посред­ством загрязнения атмосферы выбросами вредных веществ; сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды, на рельеф местности; изменении ландшафта в процессе строительства объектов нефтедобычи; вырубки лесов, загрязнения нефтепродуктами почвы, пластов недр; захоронения отходов; аварийных разливов нефти.

Эти и другие особенности учтены при установлении специальных экологических требований для нефтегазодобывающих и перерабатыва­ющих производств. Статьей 46 Федерального закона «Об охране окру­жающей среды» предусмотрены следующие требования в области ох­раны окружающей среды при создании (размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию) и эксплуатации объектов нефте­газодобывающих производств, объектов переработки, транспортиров­ки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки:

— необходимость предусматривать эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попут­ного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружа­ющую среду, а также по возмещению вреда, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов;

— строительство и эксплуатация таких объектов допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зоне вре­менного и (или) постоянного отвода земель, положительного заклю­чения государственной экспертизы проектной документации;

— строительство и эксплуатация объектов нефтедобывающих про­изводств, объектов переработки, транспортировки и хранения нефти и газа, расположенных в акваториях водных объектов, на континен­тальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, допускает при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и иных установленных законодательством государ­ственных экспертиз после восстановления загрязненных земель

Требования к эксплуатации такого объекта хранения и реализации нефтепродуктов, как автозаправочная станция, включая ее террито­рию, здания, сооружения, оборудование, инженерные коммуникации, порядок приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, экологи­ческой безопасности и т. д. установлены в РД 153-39.2-080-01. Правила технической эксплуатации автозаправочных станций, принятом и вве­денном в действие приказом Минэнерго РФ от 1 августа 2001 г. № 229'.

Экологическое законодательство содержит экологические требо­вания при создании и эксплуатации опасных промышленных объектов. Так, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промыш­ленной безопасности опасных производственных объектов» устанав­ливает требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасного производственного объекта, которые должны соответствовать, в част­ности, нормам в области защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности (п. 2 ст. 3 Закона).

Транспортный комплекс является одним из самых крупных загрязнителей окружающей среды среди других отраслей экономики. Основные требования в области охраны окружающей среды для транс­портных средств установлены ст. 45 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Они заключаются в обязывании юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрали­зации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об охране атмосфер­ного воздуха» запрещены производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих веществ) в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов. Транспортные и иные передвижные средства подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техни­ческим нормативам выбросов в порядке, определенном постановле­нием Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 83'.

Действующее законодательство устанавливает специальные эколо­гические требования и к отдельным видам транспорта с учетом его осо­бенностей. Так, в соответствии с техническим регламентом «О требова­ниях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержден­ным постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. № 6092, все автомобили подразделяются на экологические классы, к которым применяются технические требования еще на этапе их производства. С момента вступления в силу данного технического регламента произ­веденные на территории России автомобили должны соответствовать экологическому классу Евро-2, а с I июля 2008 г. Госстандартом России введены в действие в качестве государственных стандартов РФ нормы Евро-3, касающиеся требований к выбросам загрязняющих веществ и дымности отработавших газов автомобилей.

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г № 24-ФЗ* устанавливает обязанности судовладельца по охране окру­жающей среды при эксплуатации судов (ст 39). Они заключаются в обеспечении экологической безопасности, предотвращении загрязне­ния с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами.

Объекты поенной и оборонной деятельности (космодромы, полиго­ны, аэродромы, производственные и ремонтные предприятии, базы и склады боеприпасов, ракетного топлива и горюче-смазочных ма­териалов, тепло- и энергоснабжения и т. д.), наряду с гражданскими объектами, являются источниками загрязнения окружающей среды. Экологические требования в процессе создания и эксплуатации объ­ектов военной деятельности установлены ст. 41 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

 

63.Экологические требования к использованию ТЭС, ГЭС, АЭС и альтернативных источников энергии.

Специальные экологические требования к созданию и эксплуатации объектов энергетикиустановлены ст. 40 Федерального закона «Об ох­ране окружающей среды».

Тепловые электростанции (ТЭС) являются главным источником вырабатываемой энергии и дают самый большой уровень загрязнения окружающей среды. Поэтому основным требованием к ТЭС является необходимость предусматривать при их проектировании и строитель­стве оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безо­пасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства.

Экологические требования, предъявляемые к гидроэнергетическим объектам, установлены п. 3 ст. 40 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Гидроэнергетическое строительство (ГРЭС) оказывает особенно существенное воздействие на экосистемы рек и других водных объек­тов. Это проявляется в затоплении и подтоплении значительных тер­риторий, изменении ландшафтов, климата, качества воды, структуры биоценозов. Поэтому при создании и эксплуатации ГРЭС в законода­тельстве предусматриваются экологические требования, охватываю­щие природные ресурсы и природные объекты, расположенные в ме­сте нахождения такого объекта. Так, при размещении ГРЭС должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосбор­ных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природ­ных территории и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходи­мые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благопри­ятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.

Общие экологические требования по использованию водных объ­ектов для целей производства электрической энергии установлены ст. 46 ВК РФ, в соответствии с которой такое использование осущест­вляется с учетом других водопользователей и соблюдением требова­ний рационального использования и охраны водных объектов.

Важные экологические требования для пиротехнических сооруже­ний установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»1: обязанности соб­ственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей ор­ганизации при строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации обеспечивать соблюдение норма и правил безопасности гидротехнических сооружений; составлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природ­ных и техногенных воздействий и др.

Ядерные установки, в том числе атомные станции (АЭС), относятся к источникам повышенной опасности, и их деятельность представляет угрозу жизни, здоровью населения и окружающей сре­де. Это проявляется в том, что в выбросах в атмосферный воздух и сбросах сточных вод в водные объекты содержатся вредные вещества от I до IV класса опасности. Результатом деятельности таких объ­ектов является образование токсичных отходов. Существует про­блема рекультивации нарушенных земель. Исходя из этого п. 4 ст. 40 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматри­вает такие требования, как обеспечение охраны окружающей среды от радиационного воздействия таких радиационных установок, принятие мер по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения и др.

Порядок размещения, приемки к эксплуатации, ввода в эксплуата­цию, эксплуатации и вывода из эксплуатации источников ионизирую­щего излучения определен Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. М 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»1. Ст. 30 Закона пред­усматривает необходимость обеспечения их размещения и сооруже­ния на основании норм и правил в области использования атомной энергии и в области охраны окружающей среды с учетом требований законодательства о градостроительной деятельности.

В экологическом законодательстве содержатся требования в об­ласти охраны окружающей среды в отношении потенциально опасных химических веществ, в т. ч. радиоактивных, иных веществ и микро­организмов, производство и обращение которых согласно п. 1 ст. 47 Федерального закона «Об охране окружающей среды» допускается на территории Российской Федерации после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответ­ствии с законодательством РФ.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.