Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды.

2018-01-07 395
Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В условиях возрастания роли и значения информации существует объективная потребность в информационном обеспечении охраны окружающей среды, экологической безопасно­сти, рационального использования природных ресурсов.

Экологическая информация необходима для реализации экологи­ческих прав граждан, в т. ч. конституционного права каждого на досто­верную информацию о состоянии окружающей среды. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, производится на основании сведений о загрязнении ее отдельных компонентов (земель, почв, во­дных объектов и т. д.).

Экологическая информация необходима для экологического обра­зования и воспитания, проведения эколого-правовых и других науч­ных исследований, реализации всех эколого-правовых мер, предусмо­тренных экологическим законодательством, научного обоснования, разработки и принятия нормативных правовых актов в области при­родопользования и охраны окружающей среды.

При осуществлении экологического управления органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления, реализуя возло­женные на них управленческие функции, обязаны создать условия для обеспечения доступа к экологической информации пользователей.

Информационного сопровождения требует реализация всех функ­ций экологического управления и принятие эколого-правовых мер (прогнозирования и планирования мероприятий в области природо­пользования и охраны окружающей среды, экологического норми­рования, оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической серти­фикации, экологического надзора и контроля и др.).

При этом информационным содержанием обладают государствен­ный экологический учет и отчетность, государственные кадастры природных ресурсов и природных объектов, экологический монито­ринг. Они направлены на сбор, получение, обработку, анализ, совер­шение иных действий с экологической информацией, сведениями, входящими в ее состав. Эти функции и эколого-правовые меры наря­ду с правом граждан и др. субъектов на экологическую информацию составляют основу информационного обеспечения природопользо­вания и охраны окружающей среды.

Правовые основы прав граждан на экологическую информацию заложены в нормах Конституции Российской Федерации (ст. 29,42 и др.). ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельно­сти государственных органов и органов местного самоуправления». Государственная отчетность в области использования природных ре­сурсов и охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с ФЗ «Об офици­альном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Требования к сведениям, относящимся к экологической информа­ции, включая ее состав, право доступа к ней, порядок предоставления и т. д. предусмотрены в федеральных законах: «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». «Об охране атмосферного воздуха», «Об использовании атомной энер­гии», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений» и др.

 

Экологический мониторинг.

Экологический мониторинг является одной из основных функций экологического управления.

Выделяются различные виды экологического мониторинга. В за­висимости от территории и масштабов — федеральный, региональный, территориальным (административно-территориальный) и локальный. Различаются также национальные (государственный), межгосударственные и глобальные.

В зависимости от уровня изменения человеком окружающей среды вы­деляется фоновый (за явлениями и про­цессами, происходящими в окружающей среде, минимально затрону­той вмешательством человека) и импактный (за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду, связанными с экологическими рисками) экологический мониторинг. В зависимости от объекта выделяется собственно экологический мониторинг, мониторинг атмосферного воздуха, водных объектов, земель, объектов животного мира и т. д.

Составной частью экологического мониторинга в России является государственный экологический мониторинг, который в ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» определяется как комплексные наблю­дения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происхо­дящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды

Согласно ст. 63 Закона государственный экологический мони­торинг осуществляется посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках единой системы государственного экологического мониторинга, а также государственного фонда данных.

Статьей 63.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрена Единая система государственного экологического мо­ниторинга, кото­рая создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:

- регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, изме­нениями ее состояния;

— хранение, обработка информации о состоянии окружающей среды;

— анализ полученной информации в целях своевременного вы­явления изменений состояния окружающей среды, оценка и прогноз этих изменений;

— обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимате­лей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

 

Единая система государственного экологического включает в себя подсистемы:

— государственного мониторинга состояния и загрязнения окружаю­щей среды,

— государственного мониторинга атмосферного воздуха (ст. 23 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»);

— государственного мониторинга радиационной обстановки на терри­тории Российской федерации (ст. 21 ФЗ «Об исполь­зовании атомной энергии»);

— государственного мониторинга земель (cт. 67 ЗК РФ);

— государственного мониторинга объектов животного мира (ст.15 ФЗ «О животном мире»);

— государственного лесопатологического мониторинга (ст. 56 ЛК РФ);

— государственного мониторинга состояния недр (ст. 36.1 Закон РФ «О недрах»),

— государственного мониторинга водных объектов (ст. 30 ВК РФ);

— государственного мониторинга водных биологических ресурсов (ст. 42 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»);

— государственного мониторинга внутренних морских вод и терри­ториального моря (ст. 36 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»);

— государственного мониторинга исключительной экономической зоны (ст. 29 ФЗ «Об исклю­чительной экономической зоне Российской Федерации»);

— государственного мониторинга континентального шельфа (ст. 33 ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»);

— государственного экологического мониторинга уникальной эколо­гической системы озера Байкал (ст. 20 ФЗ «Об охране озера Байкал»);

— государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (ст. 32, 36 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законода­тельные акты Российской Федерации»).

 

Организацию и осуществление экологического мониторинга обе­спечивают Минприроды России, Росгидромет, Росреестр, Минсельхоз России, Росводресурсы, Рослесхоз, Росрыболовство и др.

Составной часть государственного экологического мониторинга яв­ляется Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга, ко­торый согласно ст. 63.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» является федеральной информационной системой, обеспечива­ющей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:

— информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга;

— результаты производственного контроля в области охраны окру­жающей среды и государственного экологического надзора;

— данные государственного учета объектов, оказывающих негатив­ное воздействие на окружающую среду.

Органы государственной исполнительной власти РФ и субъектов РФ, уполномоченные на осуществление государственного экологиче­ского мониторинга обязаны направлять получаемую в ходе осущест­вления соответствующего мониторинга информацию в государствен­ный фонд данных.

На основе информации, содержащейся в государственном фон­де данных, Минприроды России подготавливает ежегодный госу­дарственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в соответствии.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.