Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Характеристика современного этапа в развитии отечественной специальной психологии.

2017-12-09 605
Характеристика современного этапа в развитии отечественной специальной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Специальная психология – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основе такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания людей, имеющих аномалии психического развития (Назарова).

Следует сказать, что в первой половине 20 в. акцент был поставлен на исследование познавательных процессов и обучения детей с отклонениями в развитии, а во второй половине он был перенесен на исследование области личности и социального интеллекта (важность социализации!). Происходит изменение системы специального образования (инклюзия, интеграция) – изучение социальной возможности и успешности таких детей. Происходит расширение дифференциации категорий + с нарушением ЭВС и поведения и со слабо выраженными нарушениями (неврозы, ПТСР в дет.возрасте) из-за возрастающей тенденции. Также происходит изучение в целом возможностей всех категорий обучаться по разным системам (УО в инклюзии или с нар. зрения). Поэтому следом происходит исследование идентичности и идентификации Р с ОВЗ в инклюзивной школе. В свою очередь получает большое развитие прикладная часть (слияние с нейропсихологией – программы диагностики и коррекции (Семаго, Серотюк).

Основными проблемами современной спе­циальной психологии являются:

1) проблема ранней диагностики отклонений в раз­витии ребенка.

Специалисты считают, что основные закономер­ности развития у ребенка с нарушением в разви­тии те же, что и у нормального ребенка. При ран­нем выявлении отклонений у ребенка надо быть крайне осторожными и внимательными при поста­новке диагноза, так как наличия какого-либо еди­ничного симптома для этого недостаточно. Поэто­му диагностика отклонений в развитии должна носить комплексный, системный характер, должен вестись учет данных психолого-педагогического, неврологического и нейропсихологического обсле­дования;

2) вопросы дифференцированной диагностики ум­ственной отсталостии ряда других нарушений в психическом развитии.

Наряду с умственной отсталостью выделяют не­сколько внешне сходных состояний. Это задержка психического развития, педагогическая запущен­ность, общее недоразвитие речи, задержка развития в результате нарушения зрения или слуха у детей, ранний детский аутизм. Все эти отклонения имеют сходные с умственной отсталостью проявления, поэтому важно разработать методики, способные разграничить эти состояния. Данная проблема получила свое развитие в работах отечественного дефектолога В. И. Лубовского (анализирует историю и современное состояние, а также перспективы дифференциро­ванной диагностики различных форм нарушений пси­хологического развития ребенка). В данный момент Е. А. Стребелева работает над созданием системы раннего вы­явления умственной отсталости в дошкольном воз­расте и ее дифференциальной диагностики от других сходных состояний. Е. А. Стребелевой предложены экспериментально-диагностические материалы для выявления умственной отсталости у детей дошколь­ного возраста на каждом году жизни.

Последнее десятилетие - период бурного развития специальной психологии: расширился диапазон изучаемых периодов психического развития и проблем, появились работы, обощающие некоторые направления исследований, отдельные ветви специальной психологии. Специальная психология вошла в раздел обязательных учебных дисциплин в учебных планах педагогических и психологических специальностей и специализаций. Изданы учебник и учебные пособия по специальной психологии. Появился журнал "Специальная психология". Началось развитие специальной психологической службы, которая до недавнего времени ограничивалась работой ПМПК. Все это свидетельствует о том, что специальная психология вышла за рамки дефектологии и сформировалась как целостная самостоятельная область.

На новом этапе научного и практического развития специальной психологии возникают новые проблемы:

· Изучение детей с ограниченными возможностями, не охваченных специальной психолого-педагогической помощью. По-прежнему остаются неохваченными такой помощью и большинство детей с тяжелыми и множественными дефектами.

· Развитие ранней специальной психологической службы, включающее раннее выявление, диагностику, психологическое сопровождение ребенка и его семьи.

· Фундаментальное изучение возможностей и условий интеграции детей с недостатками развития в образовательных учреждениях общего назначения.

· Разработка единого подхода к использованию терминологии. Непродуманная "борьба со стигматизацией" и непонимание различий между использованием терминологии в средствах массовой информации и в научной литературе привели к размыванию понятий и неадекватному использованию терминов. Вместе с тем, специфические для специальной психологии (и дефектологии в целом) термины (например, "недостаток") выпадают из употребления. Л. С. Выготский никогда не использовал сочетаний "нарушение мышления", "нарушение речи" и т.д.). Он употреблял только сочетание "нарушение развития".

· При переходе на единую международную систему высшего образования возникает необходимость обосновать специальную психологию и как новую область научных знаний, и как новую учебную дисциплину и специализацию, которой нет прямых аналогов за рубежом

По-прежнему актуальны и некоторые давно поставленные проблемы:

1. Разработка методик дифференциальной психологической диагностики нарушений развития. До настоящего времени господствует интуитивно-эмпирический подход и "кустарная" организация диагностической работы. Это проявляется в произвольном выборе методик для проведения обследования, интуитивно-эмпирической оценке результатов выполнения диагностических заданий обследуемым и вытекающей из этого невозможностью сопоставления результатов обследования, проводимых разными диагностическими коллективами.

2. Разработка нового содержания и методов обучения детей с недостатками развития. При больших успехах в коррекции "специфических" (первичных) недостатков содержание и методы обучения общеобразовательным предметам в большинстве случаев остаются традиционными, перенесенными из обычной системы образования.

Лубовский В.И., Басилова Т.А.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.