Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Научно-методическая основа организации деятельности специального психолога и оказание психологической помощи детям

2017-12-09 1137
Научно-методическая основа организации деятельности специального психолога и оказание психологической помощи детям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Психолог – это физическое лицо, имеющее высшее психологич. образование (не ниже уровня «специалитет»), успешно прошедшее проф. стажировку, сдавшее квалификационный экзамен и являющийся членом саморегулирующей организации психологов либо проходящий гос. службу в гос. Учреждении и оказывающий психологическую помощь в соответствии с должностными обязанностями.

Психологическая помощь – это систематическая профессиональная мера поддержки и содействия человеку (семье, соц. группе) со стороны лиц, оказывающих психол. помощь в предупреждении (разрешении, преодолении) психол. проблем, которые нарушают нормальную жизнедеятельность и способствующих поддержанию психического здоровья, оптимизации психического развития, социальной адаптации, саморазвитию, самореализации и повышению качества жизни.

Лица, оказывающие психологическую помощь - государственные учреждения и негосударственные

организации, оказывающие психологическую помощь, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по оказанию психологической помощи без образования юридического лица.

Научное обоснование и организация школьной психологической службы в каждой стране реализуются по-своему. Мы понимаем школьную психологическую службу как интегральное образование и рассматриваем ее в трех аспектах:

1. как одно из направлений педагогической и возрастной психологии, а именно ее теоретико-прикладное направление, изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы (научный аспект);

2. как психологическое обеспечение всего процесса, обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов (прикладной аспект);

3. как непосредственную работу психологов с детьми и взрослыми в школе (практический аспект).

Только единство этих трех аспектов и составляет предмет школьной психологической службы. Каждый из них имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей определенной профессиональной подготовки.

Следует подчеркнуть, что развитие прикладного и практического аспектов психологической службы целиком и полностью зависит от развития научного аспекта. Этот научный аспект формирует теоретическую концепцию, которая и определяет содержание, функции и модель школьной психологической службы.

Основой такой концепции могут быть разрабатываемые в советской психологии фундаментальные положения:

· Личность - это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

· Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении со взрослыми и происходят прежде всего, в той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей. Эта концепция предполагает, что при определенных условиях все здоровые дети обладают способностью к развитию. И учитель не имеет права объяснять неудачи своих учеников их плохим умственным развитием, так как оно само в значительной степени определяется обучением, зависит от особенностей его организации. На современном этапе существуют два направления деятельности школьной психологической службы - актуальное и перспективное;

· Личностно-ориентированный подход(приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребёнка);

· Антропологическая парадигма в психологии и педагогике – целостный подход к человеку (Исаев, Слободчиков);

· Концепция психического и психологического здоровья (Дубровина) – проблемы развития личности в условиях образования являются ведущими в практической деятельности психолога;

· Теория педагогической поддержки (Газман, Михайлова) – необходимо педагогическое сопровождение процесса, развития ребёнка – создание условий для самоопределения, развитие личности через сотрудничество взрослого и ребёнка, а также обмен опытом между объектами взаимодействия).

Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании школьников, нарушениями в их поведении, общении, формировании личности.

Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни в обществе.

Эти два направления неразрывно связаны между собою: психолог, решая перспективные задачи, оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней ученикам, их родителям, учителям.

И все-таки главная цель школьной психологической службы связана с перспективным направлением ее деятельности. Начальная цель взаимодействия психолога с ребенком - это определение (и в случае необходимости формирование) его готовности к школе (ее интеллектуальных, мотивационных, поведенческих характеристик), выявление индивидуальных особенностей на любом уровне их развития как основы поиска оптимальных для данного ребенка способов обучения и воспитания.

Конечная цель взаимодействия психолога со школьником - формирование его психологической готовности к жизненному самоопределению, включающему личностное, социальное и профессиональное самоопределение. Таким образом, научный аспект школьной психологической службы задает главную, цель ее деятельности, которую мы сформулировали как максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию школьников, обеспечивающее им к моменту окончания школы психологическую готовность к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.


 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.