Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-12-09 | 470 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Необходимо выбирать систему стимулов, исходя из поведения ребенка, и подкреплять стимулами правильное поведение ребенка. Цель этого похода состоит в том, чтобы обучить ребенка с РДА навыкам социально бытового поведения через отработку отдельных операций с их последующим объединением. Метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах: социально бытовом развитии, развитии речи, овладении учебными предметами и т.д.
В отношении детей с РДА существует несколько видов терапии (применимо чаще всего к аутичтам 2 и 3 групп):
· ТИЧ терапия – сопровождение аутиста от зачатия до смерти. Программа направляет свои усилия не на адаптацию ребенка к миру, а на создание соответствующих ему условий существования. ТИЧ программа практически никогда не обеспечивает высокого уровня адаптации к реальной жизни, но она позволяет быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями. Организационно идеальными считаются развитие жизни в домашних условиях, т.к. именно семья является естественной средой существования аутичного ребенка. Усилия направляются в основном на развитие невербальных форм коммуникации и формирование простых бытовых навыков. Формирование речи не целесообразно. В основе конкретных методик: четкое структурирование пространства и времени через различные формы расписаний, т.е. визуализация.
· АВА терапия - метод прикладного анализа поведения. Это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
|
При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.
Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты... ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть".
В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.
Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной - от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.
Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.
|
4. Эмоциональная терапия (эмоционально - уровневый подход)
· Холдинг-терапия. С пецифическим методом, зарекомендовавшим себя в качестве эффективной методики по преодолению основных проблем при аутизме, является так называемый метод «холдинг-терапии» (от англ. hold - держать), разработанный американским врачом М. Велш. Суть метода состоит в том, что мать привлекает к себе ребенка, обнимает его и крепко удерживает, находясь с ним лицом к лицу, до тех пор, пока ребенок не прекратит сопротивление, расслабится и посмотрит ей глаза. Противопоказания: наличие соматических заболеваний у ребенка и родителей, отсутствие отца (родного), заболевания ССС и НС. Положительный эффект: смягчение синдрома РДА, повышение активности ребенка, смягчение гиперсензитивности, появление желания взаимодействовать с другими, развитие самостоятельности, прогресс в развитии спонтанной речи. Очень хорошо, когда ребенок сам провоцирует на захват: можно использовать терапию в домашних условиях.
5. Семейная терапия. Одной из центральных задач психолога является оказание помощи семье в принятии и понимании проблем ребенка, выработке подходов «домашней коррекции» как неотъемлемой составляющей общего плана реализации коррекционно-воспитательной программы.
Необходимо обучить родителей основным правилам построения психокоррекционного процесса:
· Пространственная организация. Необходим четкий набор предметов, необходимых для обучения соответствующему навыку. Наличие пространственной зоны, в которой будет проходить обучение, то есть деление всего помещения на сектора по видам деятельности: игровая зона, зона для занятий, зона для отдыха и сна, зона для приема пищи. Для каждого навыка необходимо подобрать зону и предметы, все должно быть на фиксированных местах. Кроме этого, в зоне, где происходит обучение не должно быть предметов, отвлекающих внимание ребенка.
· Организация учебного места. Мебель должна подходить ребенку по росту и поставлена она должна быть так, чтобы ребенок не мог отвлекаться и не мог легко выскочить из-за стола.
· Режим. Необходим календарь, который поможет усвоить временные понятия. Дневное расписание, где отмечены основные моменты для ребенка. Рабочее расписание на две недели вперед с возможными альтернативами.
|
Вместе с тем, родители детей с РДА сами часто нуждаются в терапевтической помощи (подойдут направления психотерпии)
Кроме перечисленного, можно использовать:
· Поскольку для большинства аутичных детей характерны страхи, в систему коррекционной работы, как правило, входит и специальная работа по преодолению страхов. Для этой цели использую игровую терапию, в частности в варианте «десенсибилизации», т.е. постепенного «привыкания» к пугающему объекту.
· Анималотерапия (канистерапия) - Собаки преданы и умеют выражать свои эмоции. Используются собаки пород коккерспаниель, бобтейл, чиху-хуа.
· Метод использования облегченной коммуникации: создан в Австралии в 80-х гг. Выражение эмоций и чувств с помощью другого человека и компьютера. Используется для взрослых людей.
.
10. Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей с ДЦП
ДЦП – заболевание, характеризуется поражением двигательных зон ГМ и двигательных проводящих путей. В наст время ДЦП рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств.
Психолого-педагогическое сопровождение - создание социально-организационных, психолого-педагогических условий, обеспечивающих комфортное существование и творческое развитие каждого ребенка
Для работы с детьми с нарушениями ОДА активно используется «кондуктивная педагогика» - то есть «управляемая» - появилась в связи с открытием в Будапеште Реабилитационного Центра для детей с ДЦП (директор – Андре Пето). В Центре работают специалисты, которые называются «дирижёры» или «кондукторы». Они постоянно находятся с детьми, у них есть помощники (молодые специалисты, которые получают одновременно образование в этом же Центре. Детям с ДЦП Центр оказывает медицинскую, психолого-педагогическую и социальную услуги. Цель работы: подготовка детей к самостоятельной жизни.
|
Принципы конд.педагогики:
1. Воспитание и обучение Р. с ДЦП должно быть максимально приближенным к реальным условиям жизни
2. Детей с ДЦП необходимо обучать тем навыкам, которые пригодятся им в повседневной жизни
3. Необходимо максимально задействовать сохр.функции
4. Необходимо закреплять сформированные умения в практических ситуациях
5. Необходимо вести работу по профилактике и устранению комплекса неполноценности
6. Р. должен видеть вокруг себя не только больных, но и здоровых детей.
7. В процессе обучения должно обеспечиваться постоянное развитие Р.
Одним из положения методики является положение о том, что каждый день Р. осваивает новую способность или новое умение. Это мотивирует и Р. и родителей на дальнейшее развитие (необходимо вести дневник, отслеживать динамику).
Этапы кондукт.педагогики:
1. Развитие мотивации в овладении двигательных навыков
2. Создание условий, облегчающих выполнение движений и действий
3. Пошаговое освоение навыков
4. Закрепление сформированных действий в практической ситуации
5. Совершенствование новых способностей.
Работа Центра кондуктивной педагогики:
Работа осуществляется по спец.режиму, в который включается спец.занятия и формы работы. Например, детям и их сопровождающим запрещается сидеть на ногах – только по-турецки (все занятия проходят на полу. Также взрослым запрещается помогать детям, особенно в бытовых действиях (кормление и пр.)
Утро начинается с массажа и растирания тела Р. (кинезиотерапия) шалфейным раствором. Затем проводятся развивающие занятия (одно интеллектуальное занятие). После занятия за столом и обязательное «вертикальное» занятие (например, прогулка).
Во второй половине дня происходит логопедическое занятие (артикуляционная гимнастика), занятия на стульях и творческие занятия.
Важно понимать, что дети на протяжении всего дня самостоятельно играют под присмотром взрослых. Все режимные моменты (умывание, кормление и пр.) также носят обучающий характер. Отрабатываются навыки самообслуживания (раздевание, застёгивание пуговиц\молний и пр., действия в туалете и др.- метод шейпинга).
Особое внимание уделяется захвату двумя руками (перекладывание из одной в другую). Требуются специальные упражнения на развитие равновесия в положении сидя\стоя и т.д.
Все двиг.движения сочетаются с речью. Оречевление действия создают двиг.активность и двиг.темп. Большое внимание уделяется игре (познавательные, подвижные, интеллектуальные, социальные, творческие, лечебные).
Занятия по методике Петто рекомендуются детям с сохр.интеллектом или частично сохр. Дети должны быть старше 3-х лет. Родители должны быть грамотными, настойчивыми и активными.
|
Положительным результатом методики дошкольного образования является такой результат, когда Р.идет в 1 класс на «своих ногах» в общеобразовательную школу.
Система помощи детям с ДЦП в России. (Симонова)
В России обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА организуется в спец. коррекц. учреждениях 6-го вида.
Для дошкольных образовательных учреждений 6-го вида разработан проект коррекционной программы для детей с ДЦП (Симонова 1986 г.).
Для детей от 4-7 лет, включают в себя разделы:
• Развитие игровой деятельности
• Развитие речевого общения и ознакомление с окружающей действительностью
• Развитие сенсорных функций
• Формирование математических представлений
• Формирование ручной умелости (труд и подготовка руки к овладению письмом)
• Воспитание навыков самообслуживания и гигиены
• Изобразительная деятельность
Рассчитана на 2 года обучения.
Для детей более раннего возраста разработана программа «Адаптация», которая предпочитает тесную связь между преподавателем и семьей.
Цель: создание психологического комфортных условий для адаптации Р. с ДЦП в образовательном учреждении. Направления:
1. Профилактическое (посещение семьи)
2. Аналитико-диагностическое (составление индивидуальных программ Р. по результатам обследования)
3. Коррекционно-воспитательная работа по индивид.программ (предполагается, что Р. будет увеличивать длительность пребывания и будет придерживаться установленного режима дня)
В составление корр.программ могут вноситься коррективы в сторону облегчения или усложнения программы.
Особое внимание должно уделяться условиям психологического комфорта в образов.учрждении. Дети могут находиться в учреждении с родителями, могут приносить свои игрушки, вещи, к которым они привязаны.
Разработана программа психологической коррекции детей с ДЦП и ЗПР (Симонова), состоящая из 3-х блоков:
1. Мотивационный (игровые задания, дидактические и развивающие игры – готовят Р. к структурному занятию)
2. Операционно-регуляторный (занятия изобразительной деятельности - Р. выполняет такие действия, после которых есть результат и на протяжении всего занятия Р. активно действует руками)
3. Контроля (дидактические игры на внимание, память, мышление, восприятие). Конструирование по заданному образцу.
Программа Симоновой включает в себя разделы:
1. Обогащение представлений об окружающем мире
2. Развитие познавательной деятельности
3. Развитие речи
4. Развитие игровой деятельности
5. Формирование умений ориентироваться в окружающем
6. Формирование навыков общения в различных ситуациях
7. Формирование навыков самообслуживания
8. Формирование культурно-гигиенических навыков
9. Формирование навыков поведения в различных ситуациях
10. Формирование самосознания личности
Программа рассчитана на 1-2 года, продолжение программы является обучение детей по спец.образов.программе 6-го вида по проекту Симоновой.
В образовательное учрждение 6-го вида принимаются дети, которые:
• Не нуждаются в индивидуальном уходе
• Владеющие навыками самообслуживания или предпосылками навыков
• Не имеющие черепно-мозговые травмы, травмы в следствии перелома позвоночника, грудной клетки и таза. сотрясение мозга, переломы верхних и нижних конечностей и др., а также врожд. аномалии костно-мышечной системы
• Р. обязательно должен ходить.
Педагогу важно знать и учитывать, что все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни и обучения. Наше воздействие на ребенка, имеющего отклонения в развитии, должно способствовать достижению двух целей:
1) Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Мы всегда должны учитывать состояние ребенка в конкретный момент времени. Важно помнить, что первая наша за-дача - создать базис, на основе которого ребенок сможет изменяться, почувствует себя лучше и будет готов проявлять самостоятельную активность. Только после этого мы вместе с ним сможем сделать следующий шаг в познании окружающего мира.
2) Границы возможностей ребенка должны расширяться. Важно стимулировать все способности ребёнка и добиваться его максимально возможной самостоятельной активности, даже если она недостаточна.
Психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии детей в нарушениями ОДА должна соответствовать нескольким принципам:
- комплексный характер (должны участвовать специалисты различного профиля);
- принцип раннего начала психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;
-работа должна носить систематический, организованный, целенаправленный
характер.
Ранняя работа по коррекции или сглаживанию двигательных дефектов может предупредить или ослабить негативное влияние моторных нарушений на психическое развитие детей с ДЦП.
Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексное, систематическое воздействие, включающее медикаментозную терапию, физиотерапию, ортопедическое лечение, массаж, лечебную физкультуру. Медикаментозное лечение направлено на нормализацию мышечного тонуса, уменьшения насильственных движений, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе. В каждом отдельном случае терапия носит индивидуальный характер с учетом формы ДЦП, структуры двигательного дефекта, особенностей психической деятельности и соматического состояния ребенка. Физиотерапевтические процедуры направлены на уменьшение спастичности, улучшению трофики тканей и кровообращения в мышцах (грязевое лечение, тепловые процедуры). Ортопедическая работа предусматривает соблюдение ортопедического режима. использование ортопедических приспособлений для ходьбы, коррекция положения конечностей и др. Лечебная физкультура направлена на развитие двигательных навыков и умений, обеспечивающих школьную и социально-бытовую адаптацию детей.
Характерной особенностью организации обучения и воспитания в детских садах и школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является тесное сочетание учебно-воспитательного процесса с лечебно-восстановительными мероприятиями.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!