Бихевиоральная терапия (поведенческая) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Бихевиоральная терапия (поведенческая)

2017-12-09 406
Бихевиоральная терапия (поведенческая) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Необходимо выбирать систему стимулов, исходя из поведения ребенка, и подкреплять стимулами правильное поведение ребенка. Цель этого похода состоит в том, чтобы обучить ребенка с РДА навыкам социально бытового поведения через отработку отдельных операций с их последующим объединением. Метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах: социально бытовом развитии, развитии речи, овладении учебными предметами и т.д.

В отношении детей с РДА существует несколько видов терапии (применимо чаще всего к аутичтам 2 и 3 групп):

· ТИЧ терапия – сопровождение аутиста от зачатия до смерти. Программа направляет свои усилия не на адаптацию ребенка к миру, а на создание соответствующих ему условий существования. ТИЧ программа практически никогда не обеспечивает высокого уровня адаптации к реальной жизни, но она позволяет быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями. Организационно идеальными считаются развитие жизни в домашних условиях, т.к. именно семья является естественной средой существования аутичного ребенка. Усилия направляются в основном на развитие невербальных форм коммуникации и формирование простых бытовых навыков. Формирование речи не целесообразно. В основе конкретных методик: четкое структурирование пространства и времени через различные формы расписаний, т.е. визуализация.

· АВА терапия - метод прикладного анализа поведения. Это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты... ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть".

В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной - от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.

4. Эмоциональная терапия (эмоционально - уровневый подход)

· Холдинг-терапия. С пецифическим методом, зарекомендовавшим себя в качестве эффективной методики по преодолению основных проблем при аутизме, является так называемый метод «холдинг-терапии» (от англ. hold - держать), разработанный американским врачом М. Велш. Суть метода состоит в том, что мать привлекает к себе ребенка, обнимает его и крепко удерживает, находясь с ним лицом к лицу, до тех пор, пока ребенок не прекратит сопротивление, расслабится и посмотрит ей глаза. Противопоказания: наличие соматических заболеваний у ребенка и родителей, отсутствие отца (родного), заболевания ССС и НС. Положительный эффект: смягчение синдрома РДА, повышение активности ребенка, смягчение гиперсензитивности, появление желания взаимодействовать с другими, развитие самостоятельности, прогресс в развитии спонтанной речи. Очень хорошо, когда ребенок сам провоцирует на захват: можно использовать терапию в домашних условиях.

5. Семейная терапия. Одной из центральных задач психолога является оказание помощи семье в принятии и понимании проблем ребенка, выработке подходов «домашней коррекции» как неотъемлемой составляющей общего плана реализации коррекционно-воспитательной программы.

Необходимо обучить родителей основным правилам построения психокоррекционного процесса:

· Пространственная организация. Необходим четкий набор предметов, необходимых для обучения соответствующему навыку. Наличие пространственной зоны, в которой будет проходить обучение, то есть деление всего помещения на сектора по видам деятельности: игровая зона, зона для занятий, зона для отдыха и сна, зона для приема пищи. Для каждого навыка необходимо подобрать зону и предметы, все должно быть на фиксированных местах. Кроме этого, в зоне, где происходит обучение не должно быть предметов, отвлекающих внимание ребенка.

· Организация учебного места. Мебель должна подходить ребенку по росту и поставлена она должна быть так, чтобы ребенок не мог отвлекаться и не мог легко выскочить из-за стола.

· Режим. Необходим календарь, который поможет усвоить временные понятия. Дневное расписание, где отмечены основные моменты для ребенка. Рабочее расписание на две недели вперед с возможными альтернативами.

Вместе с тем, родители детей с РДА сами часто нуждаются в терапевтической помощи (подойдут направления психотерпии)

Кроме перечисленного, можно использовать:

· Поскольку для большинства аутичных детей характерны страхи, в систему коррекционной работы, как правило, входит и специальная работа по преодолению страхов. Для этой цели использую игровую терапию, в частности в варианте «десенсибилизации», т.е. постепенного «привыкания» к пугающему объекту.

· Анималотерапия (канистерапия) - Собаки преданы и умеют выражать свои эмоции. Используются собаки пород коккерспаниель, бобтейл, чиху-хуа.

· Метод использования облегченной коммуникации: создан в Австралии в 80-х гг. Выражение эмоций и чувств с помощью другого человека и компьютера. Используется для взрослых людей.

.


10. Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей с ДЦП

 

ДЦП – заболевание, характеризуется поражением двигательных зон ГМ и двигательных проводящих путей. В наст время ДЦП рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств.

Психолого-педагогическое сопровождение - создание социально-организационных, психолого-педагогических условий, обеспечивающих комфортное существование и творческое развитие каждого ребенка

Для работы с детьми с нарушениями ОДА активно используется «кондуктивная педагогика» - то есть «управляемая» - появилась в связи с открытием в Будапеште Реабилитационного Центра для детей с ДЦП (директор – Андре Пето). В Центре работают специалисты, которые называются «дирижёры» или «кондукторы». Они постоянно находятся с детьми, у них есть помощники (молодые специалисты, которые получают одновременно образование в этом же Центре. Детям с ДЦП Центр оказывает медицинскую, психолого-педагогическую и социальную услуги. Цель работы: подготовка детей к самостоятельной жизни.

Принципы конд.педагогики:

1. Воспитание и обучение Р. с ДЦП должно быть максимально приближенным к реальным условиям жизни

2. Детей с ДЦП необходимо обучать тем навыкам, которые пригодятся им в повседневной жизни

3. Необходимо максимально задействовать сохр.функции

4. Необходимо закреплять сформированные умения в практических ситуациях

5. Необходимо вести работу по профилактике и устранению комплекса неполноценности

6. Р. должен видеть вокруг себя не только больных, но и здоровых детей.

7. В процессе обучения должно обеспечиваться постоянное развитие Р.

Одним из положения методики является положение о том, что каждый день Р. осваивает новую способность или новое умение. Это мотивирует и Р. и родителей на дальнейшее развитие (необходимо вести дневник, отслеживать динамику).

Этапы кондукт.педагогики:

1. Развитие мотивации в овладении двигательных навыков

2. Создание условий, облегчающих выполнение движений и действий

3. Пошаговое освоение навыков

4. Закрепление сформированных действий в практической ситуации

5. Совершенствование новых способностей.

Работа Центра кондуктивной педагогики:

Работа осуществляется по спец.режиму, в который включается спец.занятия и формы работы. Например, детям и их сопровождающим запрещается сидеть на ногах – только по-турецки (все занятия проходят на полу. Также взрослым запрещается помогать детям, особенно в бытовых действиях (кормление и пр.)

Утро начинается с массажа и растирания тела Р. (кинезиотерапия) шалфейным раствором. Затем проводятся развивающие занятия (одно интеллектуальное занятие). После занятия за столом и обязательное «вертикальное» занятие (например, прогулка).

Во второй половине дня происходит логопедическое занятие (артикуляционная гимнастика), занятия на стульях и творческие занятия.

Важно понимать, что дети на протяжении всего дня самостоятельно играют под присмотром взрослых. Все режимные моменты (умывание, кормление и пр.) также носят обучающий характер. Отрабатываются навыки самообслуживания (раздевание, застёгивание пуговиц\молний и пр., действия в туалете и др.- метод шейпинга).

Особое внимание уделяется захвату двумя руками (перекладывание из одной в другую). Требуются специальные упражнения на развитие равновесия в положении сидя\стоя и т.д.

Все двиг.движения сочетаются с речью. Оречевление действия создают двиг.активность и двиг.темп. Большое внимание уделяется игре (познавательные, подвижные, интеллектуальные, социальные, творческие, лечебные).

Занятия по методике Петто рекомендуются детям с сохр.интеллектом или частично сохр. Дети должны быть старше 3-х лет. Родители должны быть грамотными, настойчивыми и активными.

Положительным результатом методики дошкольного образования является такой результат, когда Р.идет в 1 класс на «своих ногах» в общеобразовательную школу.

 

Система помощи детям с ДЦП в России. (Симонова)

В России обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА организуется в спец. коррекц. учреждениях 6-го вида.

Для дошкольных образовательных учреждений 6-го вида разработан проект коррекционной программы для детей с ДЦП (Симонова 1986 г.).

Для детей от 4-7 лет, включают в себя разделы:

• Развитие игровой деятельности

• Развитие речевого общения и ознакомление с окружающей действительностью

• Развитие сенсорных функций

• Формирование математических представлений

• Формирование ручной умелости (труд и подготовка руки к овладению письмом)

• Воспитание навыков самообслуживания и гигиены

• Изобразительная деятельность

Рассчитана на 2 года обучения.

Для детей более раннего возраста разработана программа «Адаптация», которая предпочитает тесную связь между преподавателем и семьей.

Цель: создание психологического комфортных условий для адаптации Р. с ДЦП в образовательном учреждении. Направления:

1. Профилактическое (посещение семьи)

2. Аналитико-диагностическое (составление индивидуальных программ Р. по результатам обследования)

3. Коррекционно-воспитательная работа по индивид.программ (предполагается, что Р. будет увеличивать длительность пребывания и будет придерживаться установленного режима дня)

В составление корр.программ могут вноситься коррективы в сторону облегчения или усложнения программы.

Особое внимание должно уделяться условиям психологического комфорта в образов.учрждении. Дети могут находиться в учреждении с родителями, могут приносить свои игрушки, вещи, к которым они привязаны.

Разработана программа психологической коррекции детей с ДЦП и ЗПР (Симонова), состоящая из 3-х блоков:

1. Мотивационный (игровые задания, дидактические и развивающие игры – готовят Р. к структурному занятию)

2. Операционно-регуляторный (занятия изобразительной деятельности - Р. выполняет такие действия, после которых есть результат и на протяжении всего занятия Р. активно действует руками)

3. Контроля (дидактические игры на внимание, память, мышление, восприятие). Конструирование по заданному образцу.

Программа Симоновой включает в себя разделы:

1. Обогащение представлений об окружающем мире

2. Развитие познавательной деятельности

3. Развитие речи

4. Развитие игровой деятельности

5. Формирование умений ориентироваться в окружающем

6. Формирование навыков общения в различных ситуациях

7. Формирование навыков самообслуживания

8. Формирование культурно-гигиенических навыков

9. Формирование навыков поведения в различных ситуациях

10. Формирование самосознания личности

Программа рассчитана на 1-2 года, продолжение программы является обучение детей по спец.образов.программе 6-го вида по проекту Симоновой.

В образовательное учрждение 6-го вида принимаются дети, которые:

• Не нуждаются в индивидуальном уходе

• Владеющие навыками самообслуживания или предпосылками навыков

• Не имеющие черепно-мозговые травмы, травмы в следствии перелома позвоночника, грудной клетки и таза. сотрясение мозга, переломы верхних и нижних конечностей и др., а также врожд. аномалии костно-мышечной системы

• Р. обязательно должен ходить.

Педагогу важно знать и учитывать, что все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни и обучения. Наше воздействие на ребенка, имеющего отклонения в развитии, должно способствовать достижению двух целей:

1) Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Мы всегда должны учитывать состояние ребенка в конкретный момент времени. Важно помнить, что первая наша за-дача - создать базис, на основе которого ребенок сможет изменяться, почувствует себя лучше и будет готов проявлять самостоятельную активность. Только после этого мы вместе с ним сможем сделать следующий шаг в познании окружающего мира.

2) Границы возможностей ребенка должны расширяться. Важно стимулировать все способности ребёнка и добиваться его максимально возможной самостоятельной активности, даже если она недостаточна.

 

Психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии детей в нарушениями ОДА должна соответствовать нескольким принципам:

- комплексный характер (должны участвовать специалисты различного профиля);

- принцип раннего начала психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;

-работа должна носить систематический, организованный, целенаправленный
характер.

Ранняя работа по коррекции или сглаживанию двигательных дефектов может предупредить или ослабить негативное влияние моторных нарушений на психическое развитие детей с ДЦП.

Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексное, систематическое воздействие, включающее медикаментозную терапию, физиотерапию, ортопедическое лечение, массаж, лечебную физкультуру. Медикаментозное лечение направлено на нормализацию мышечного тонуса, уменьшения насильственных движений, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе. В каждом отдельном случае терапия носит индивидуальный характер с учетом формы ДЦП, структуры двигательного дефекта, особенностей психической деятельности и соматического состояния ребенка. Физиотерапевтические процедуры направлены на уменьшение спастичности, улучшению трофики тканей и кровообращения в мышцах (грязевое лечение, тепловые процедуры). Ортопедическая работа предусматривает соблюдение ортопедического режима. использование ортопедических приспособлений для ходьбы, коррекция положения конечностей и др. Лечебная физкультура направлена на развитие двигательных навыков и умений, обеспечивающих школьную и социально-бытовую адаптацию детей.

Характерной особенностью организации обучения и воспитания в детских садах и школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является тесное сочетание учебно-воспитательного процесса с лечебно-восстановительными мероприятиями.



Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.