Межличностные отношения при слепоте — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Межличностные отношения при слепоте

2017-12-09 818
Межличностные отношения при слепоте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Знание межличностных отношений необходимо педагогам и организаторам производства для успешного управления коллективом, налаживания нормальных межличностных отношений в нем, установления благоприятного социально-психологического климата.

Дефекты зрения нарушают взаимодействие человека со средой, в результате при врожденной или рано возникшей слепоте затрудняется установление социальных связей и отношений. У ослепших нарушаются уже сложившиеся связи. На это указывал еще Л.С. Выготский, говоривший, что основные и наиболее тяжелые последствия слепоты связаны с органическим дефектом лишь косвенно и являются в первую очередь следствием выпадения из коллектива, то есть нарушения социальных отношений.

Деятельность человека осуществляется в тех или иных группах, в общении и взаимодействии с другими людьми. Функционирование группы как совокупности действующих индивидов во многом обусловливается характером их межличностных отношений, складывающихся на основе эмоционально-оценочного отражения членами группы друг друга.

Дефекты зрения в зависимости от времени их появления и глубины могут в той или иной мере обусловливать возникновение условий, препятствующих формированию или проявлению активной жизненной позиции, установлению дружеских и деловых отношении с окружающими.

Но в гораздо большей мере положение слепых на протяжении многих веков определялось отношением к ним общества, которое стремилось изолировать инвалидов, выключить их из общественной жизни.

В организации коллективов специализированных учреждений для слепых и слабовидящих (детские сады, спецшколы, учебно-производственные комбинаты), наряду с большими возможностями создания оптимальных условий для развития и деятельности, имеются и определенные теневые стороны. Большая часть инвалидов по зрению проводит практически всю жизнь в обществе себе подобных, а это, как уже указывалось, усугубляет трудности в налаживании контактов со зрячими, формирует своеобразные изоляционистские установки, сепаратизм психики. Разумеется, это не способствует интеграции инвалидов по зрению в общество, затрудняет межличностные отношения между ними и нормально видящими.

Внутри коллективов специализированных учреждений межличностные отношения имеют свои особенности.

· Первоначально в дошкольном и младшем школьном возрасте межличностные отношения между слепыми и слабовидящими в группах складываются своеобразно и зависят от состояния зрения.

· В наиболее неблагоприятном статусном положении оказываются тотально слепые. Это объясняется их меньшей мобильностью и активностью, меньшей коммуникабельностью и проявляется в том, что они получают наименьшее количество выборов.

· В среднем и старшем школьном возрасте зависимости межличностных отношений от состояния зрения уже не наблюдается, что можно объяснить, во-первых, относительной однородностью коллектива и, во-вторых, тем, что в это время изменяются ценностные ориентации и на первый план выступают морально-волевые и интеллектуальные качества.

Социально-психологические последствия дефектов зрения проявляются наиболее отчетливо тогда, когда инвалид по зрению попадает в смешанный коллектив. В этих новых для слепого условиях возникают затруднения в деловом и свободном общении. Слепые становятся людьми замкнутыми, уходящими от контактов со зрячими, ориентированными на свой внутренний мир.

В смешанном коллективе слепые часто занимают позиции изоляции, крайней зависимости от зрячих, активности под нажимом, отказа от борьбы с трудностями. Отношение взрослых слепых к социальной компенсации, к самим себе и зрячим, к труду часто оказываются зависимыми от состояния и времени нарушения зрения, возраста и других факторов.

Кроме того, неблагоприятное влияние на установление положительных межличностных отношений в смешанных коллективах оказывают испытываемые слепыми трудности социальной перцепции (восприятие человека).

Невозможность или ограниченность визуального восприятия и ориентация на голос, особенности речи, осязательное восприятие зачастую не дают слепому достаточного знания о партнере по общению. Это обстоятельство может усугубляться неадекватными установками зрячих по отношению к слепым, обусловленными косметическими дефектами последних, незнанием их психологических особенностей, непониманием.

Социометрические исследования показали, что люди с более сохранным зрением проявляют большую активность и различных видах деятельности. Это значит, что лица с более сохранным зрением мобильнее и самостоятельнее. Это в свою очередь облегчает им участие в трудовом процессе, культурно-массовых мероприятиях и т. п. и способствует повышению их активности.

Социометрические исследования показали также влияние возраста и пола на положение инвалида по зрению в коллективе:

· Наиболее благоприятен социометрический статус лиц в возрасте от 20-ти до 30-ти лет. Очевидно, это связано с тем, что у них к этому времени завершается процесс психологической и трудовой адаптации, накапливается положительный опыт общения в коллективе.

· В сфере деловых отношение положение женщин в коллективе несколько благополучнее, чем мужчин.

· В сфере эмоционально-личных отношений заметно преимущество лиц мужского пола.

Отмеченная картина объясняется тем, что женщина в силу несложного содержания труда на УПП занимает более прочное и стабилизированное положение. В системе же эмоционально-личных отношений положение незрячей женщины меняется, что связано с рядом социально-психологических факторов, в частности более высокой престижностью для слепых мужчин зрячих женщин.

Определенная зависимость социометрического статуса слепых в коллективе наблюдается также от времени потери зрения. В наиболее благоприятном положении находятся ослепшие в детском и подростковом возрасте. Это объясняется тем, что процесс адаптации у слепорожденных изначально затрудняется резко суженным кругом общения и ограничениями в приобретении социального опыта. У ослепших в зрелом возрасте имеющийся социальный опыт с трудом поддается реализации из-за прочности ранее сложившихся динамических стереотипов.

 

Социально-психологические исследования показывают, что становление межличностных отношений между слепыми и зрячими подчиняется общим закономерностям, однако на этот процесс влияют и перечисленные выше специфические факторы. В результате характерной особенностью системы межличностных отношений в смешанных коллективах является широкое распространение индифферентного отношения слепых друг к другу и к зрячим. В силу этого в статусной структуре коллектива наиболее распространены категории лиц, находящихся в нейтральном или изолированном положении. Это свидетельствует о недостаточной сформированности и сплоченности коллектива.

При надлежащей постановке воспитательной и реабилитационной работы специфические особенности коллективов, в которых учатся или работают инвалиды по зрению, отступают на задний план, уступая место общепсихологическим и социальным закономерностям формирования коллектива. В результате такой коллектив может достичь самого высокого уровня развития, а инвалид по зрению - осуществлять в нем функции лидера.
7. Многообразие сложных дефектов и их этиология

 

Сложный дефект — это сочетание двух или более дефектов развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составляющих.

К данной категории относят

· детей, имеющих 2 выраженных психофизических нарушения, каждое из которых может вызвать аномалию развития (нарушение слуха + ЗПР).

· детей, имеющих одно существенное психофизическое нарушение и сопутствующие ему другие нарушения, выраженные в слабой степени, но заметно отягощающие ход развития (УО + нарушение слуха).

Множественный дефект - наличие у одного ребенка трех или более выраженных первичных нарушений развития.

В случае сложного нарушения развития, когда у ребенка имеется хотя бы 2 первичных дефекта, можно рассматривать 6 различных нозологических вариантов:

1) 1е - генетическое, 2е - экзогенное;

2) 1е - экзогенное, 2е - генетическое;

3) оба нарушения обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга;

4) оба нарушения обусловлены разными экзогенными факторами, действующими независимо друг от друга;

5) оба нарушения - различные симптомы одного и того же наследственного синдрома / заболевания;

6) оба нарушения возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.

5) и 6) - наиболее изучены.

К экзогенным причинам, приводящим к сложному или множественному нарушению, относятся краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз, ЦМВ, сифилис, корь, скарлатина, тяжелый грипп, нейроинфекции, тяжелый диабет.

Преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случаев генетическое происхождение. Реже встречаются хромосомные синдромы как вид сложных нарушений (синдром Дауна- у/о, нарушение слуха, нарушение зрения).

Выделяют следующие группы детей с множественными дефектами:

· УО слепые и слабовидящие

· Слепо-глухие дети

· Глухие слабовидящие дети

· УО глухие и слабослышащие

· Глухие и сабослышащие с нарушением ОДА

Треть нарушений слуха сочетаются с другими видами нарушений: эндокринной системы, почек, сердца, заболевания ЦНС, нарушениями скелетно-мышечной системы, зрения и т.д.).

ü Синдром Ушера – генетически обусловленное состояние, приводящее к нейросенсорной потере слуха различной степени + потеря зрения + нарушение равновесия. Кроме этого может быть УО и психозы.

ü Синдром Маршала – наблюдается миопия, нейросенсорная глухота, дефекты лица.

ü Синдром Альпорта – проявляется в виде прогрессирующей нейросенсорной глухоты, выраженной почечной недостаточности.

ü CHARGE-синдром - колобома радужки или сетчатки, нарушение сердечной деятельности, трудности глотания и дыхания из-за сужения и атрофии носовых отверстий - хоан, отставание в росте, недоразвитие половых органов, нарушение органов слуха).

ü Галактоземия - наследственное заболевание, в основе которого лежит нарушение обмена веществ. заболевание проявляется в увеличением печени, неврологической симптоматикой (судороги, нистагм (непроизвольное движение глазных яблок), гипотония мышц), рвотой; в дальнейшем обнаруживается отставание в физическом и нервно-психическом развитии, возникает катаракта.

ü Синдром Леопарда – проявления: пигментные пятна, стеноз легочной артерии, патология гениталий, низкий рост и нейросенсорная глухота, возможна легкая УО.
8. Непатологические и патологические формы девиантного поведения

 

Поведение - процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности и имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.

Отклоняющееся девиантное поведение - устойчивое поведение личности, уклоняющейся от наиболее важных социальных норм. Такое поведение причиняет реальный ущерб обществу или самой личности, т.к. сопровождается ее социальной дезадаптацией. В отечественной литературе принято выделять непатологические и патологические формы девиантного поведения.

Непатологические девиации – это нарушения поведения у психически здорового человека

Патологические формы девиантного поведения – понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно–психических нарушениях, как патологические ситуационно–личностные реакции, психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержка темпа психического развития.

Наиболее важными критериями отграничения патологических форм девиантного поведения от непатологических являются следующие (Ковалев):

1) наличие определенного патохарактерологического синдрома, например синдрома повышенной аффективной возбудимости, эмоционально-волевой неустойчивости, и др.

2) проявление девиантного поведения за пределами основных для ребенка или подростка микро социальных групп: семьи, коллектива школьного класса, референтной группы подростков;

3) полиморфизм девиантного поведения, то есть сочетание у одного и того же подростка девиантных поступков разного характера - антидисциплинарных, антисоциальных, делинквентных, аутоагрессивных;

4) сочетание нарушений поведения с расстройствами невротического уровня - аффективными, сомато-вегетативными, двигательными;

5) динамика девиантного поведения в направлении фиксации стереотипов нарушенного поведения, перехода их в аномалии характера и патологию влечений с тенденцией к патологической трансформации личности.

Классификация видов отклоняющегося поведения: (по Змановской Е.В.)

1. антисоциальное поведение (делинквентное)- противозаконное

Это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Проявляется у взрослых (старше 18 лет), преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственности и соответствующие наказания.

У подростков (от 13 до 18 лет) преобладают такие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, издевательство, торговля наркотиками.

В детском возрасте (5-12 лет): насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

2. асоциальное поведение

Поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм и непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Может проявляться как агрессивное поведение.

Сексуальные девиации: промискуитет (беспорядочные половые связи), проституция, совращение несовершеннолетних, эксгибиционизм. Кроме этого, сюда так же относятся: вовлечение в азартные игры, бродяжничество, иждивенчество, попрошайничество.

В подростковом возрасте наиболее распространены: уход из дома, школьные прогулы, отказ от обучения, ложь, граффити, субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки, пирсинг).

3. аутодеструктивное поведение (саморазрушительное)

Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. К нему относят: суицидальное поведение, пищевые зависимости (нервная анорексия, булимия), химические зависимости (наркомания, алкоголизм, курение), фанатичное поведение (вовлеченность в религиозно-деструктивные культуры, трудоголизм), аутистическое поведение (человек допускает одиночество), виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, рекорды).

В подростковом возрасте: специфика поведения опосредуется групповыми ценностями (индивидуальное или групповое суицидальное поведение).

В детском возрасте: курение, токсикомания.


Организация психокоррекционной работы с детьми, имеющими ранний детский аутизм (РДА), и с их семьями

 

Психокоррекция -это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. По мнению А.С. Спиваковской, психокоррекция предназначена как для здоровых людей, но имеющих проблемы, так и людей, находящихся в пограничном состоянии, т.е. людей с дезадаптивнным поведением и формирующимся невротическим реагированием.

Ранний детский аутизм (РДА) – это нарушение психического развития. Характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Важный признак заболевания – появление симптомов в возрасте до 2,5 лет

1. Нарушения коммуникации: проявление дискомфорта при любых контактах со средой; отсутствие комплекса оживления (на первом году жизни ребенка) во взаимодействии с матерью; особенности глазного контакта и мимики; симбиотические связи с матерью.

2. Нарушения речи: мутизм (полное или частичное отсутствие речи); эхолахии, речевые штампы, речевые стереотипии; отсутствие использования местоимений первого лица; развитие речи, опережающее динамику двигательной сферы (фраза до 3 лет); преобладание монологической речи и аутодиалогов.

3. Нарушения поведения: "полевое" поведение; немотивированная агрессия к окружающим; аутоагрессия; стереотипии (поведенческие и связанные с организацией пространства и быта).

Работа с аутичными детьми представляет особые сложности из-за трудностей установления с ними взаимодействия на адекватном уровне. Поэтому необходимо чтобы психокоррекционной работой, особенно на начальном этапе, занимался один специалист. Такой подход позволяет ребенку привыкнуть к новой ситуации, дает возможность ему хотя бы немного адаптироваться, снять тревожность и опасения. По мере того как ребенок будет привыкать к новой обстановке, другие специалисты (логопед, психиатр) могут постепенно включаться в процедуру.

Этапу психокоррекции предшествуют следующие этапы:

1. сбор психологического анамнеза.

2. определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы.

3. изучение особенностей познавательной сферы аутичных детей.

Именно на третьем этапе решаются следующие задачи:

• выявление уровня знаний и навыков детей;

• определение программ обучения, адекватных их возможностям.

В настоящее время существует более 70 направлений работы с детьми с РДА. Но научно обусловленных из них не так много, их можно разделить по 5 направлениям:

Медикаментозная терапия

Психотропы применяются только в редких случаях. Но во всей мировой практике доказано, что лекарственных форм, излечивающих аутизм – нет, поэтому медикаменты используют для облегчения симптомов.

Психоанализ

В 60е-70е годы в Америке открывались психоаналитические школы для работы с детьми с РДА, но не принесли должного результата. Психоанализ помогает детям с синдромом Аспергера, то есть с легкими формами аутизма, а так же для преодоления личностных проблем родителей.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.