Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Задержки психического развития как специфический вид дизонтогенеза

2017-12-09 2019
Задержки психического развития как специфический вид дизонтогенеза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем - слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности в адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин (остаточных явлений легких повреждений центральной нервной системы или её функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, а также педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах отногенеза ребенка). Трудности, которые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операционном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности). Перечисленные выше характеристики не препятствуют освоению детьми общеобразовательных программ развития, но обуславливают необходимость определенной их адаптации к психофизическим особенностям ребенка. При своевременном оказании системы коррекционно-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи возможно частичное, а иногда и полное преодоление данного отклонения в развитии.

Классификации задержки психического развития. По систематике задержки психического развития Т.А. Власова и М.С. Певзнер (1967, 1973) различают две основные формы:

1) задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);

2) задержку психического развития, обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

Г.Е. Сухарева (1965), исходя из этиопатогенетического принципа, выделяет следующие виды задержки психического развития:

1) задержка темпа психического развития детей при нарушениях воспитания, обучения и поведения;

2) задержку психического развития при астенических состояниях;

3) вторичную задержку психического развития при дефектах зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и речи;

Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.

К.С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, различает четыре генезисных
типа задержки психического развития: конституционального, соматогенного,

психогенного и церебрально-органического. Рассмотрим основные особенности младших школьников в рамках каждого из указанных типов.

1. ЗПР конституционального происхождения

Состояние задержки определяется наследственной, семейной конституцией: в своем замедленном темпе развития ребенок как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Генетическая предрасположенность проявляется в высокой чувствительности к средовым факторам развития: даже слабые внутриутробные обменно-трофические расстройства (нарушения питания плода) ведут к заметному нарушению темпа созревания мозговых структур. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что дает основание обозначать такую форму задержки как гармонический психофизический инфантилизм. Ко времени поступления в школу у детей этой группы наблюдается значительное несоответствие психического развития ребенка его паспортному возрасту. Незрелость психического облика детей данной категории проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере при относительно сохранной познавательной деятельностью.

Для ЗПР конституционального происхождения характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребенку занимательной форме. Выявление таких детей в дошкольном возрасте, раннее начало коррекционной работы, могут полностью снять вышеописанные проблемы.

2. ЗПР соматогенного происхождения

Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка психического развития - следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний, способных поражающим образом влиять на развития мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, диспепсии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии.

Практически у всех детей с данной формой ЗПР имеют место нерезко выраженные астенические симптомы в виде головных болей, повышенной утомляемости, снижения работоспособности. На этом фоне отмечаются расстройства внимания и снижение памяти, интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время.

Таким образом, нерезко выраженная мозговая дисфункция в сочетании со снижением психического тонуса и стойкой астенией ведут к состоянию психического инфантилизма, при котором эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительной сохранности интеллекта.

3. ЗПР психогенного происхождения

Дети данной группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания.

Яркий пример - дети, воспитанные в доме ребенка. Эмоциональная депривация (лишение материнского тепла и эмоционального богатства отношений), однообразие и обделенность социальной среды и контактов, слабая индивидуальная стимуляция очень часто ведут к замедлению темпов психического развития ребенка.

Нередко социально-психологическим очагом формирования данной детской аномалии являются неблагополучные семьи, в первую очередь асоциально-попустительские и авторитарно-конфликтные. Со стороны родителей он получает образец асоциального и безответственного поведения (пьянство, распущенность, воровство, тунеядство, неустроенность, дезинтеграция быта). Родители не оттормаживают, а наоборот, своим образом жизни стимулируют аффективность (импульсивные, взрывные реакции), безвольное следование влечениям, непроизвольность поведения, гасят интеллектуальную активность.

Такие условия воспитания становятся длительным психотравмирующим фактором, способствующим накоплению и закреплению черт психического инфантилизма в аффективно-неустойчивой возбудимой форме.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения

Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в данном случае более грубым и стойким (по сравнению с предыдущими типами) локальным нарушением созревания мозговых структур, в первую очередь, недоразвитием лобных долей и диэнцефально-лобных систем коры больших полушарий головного мозга. Причинами данной энцефалопатии (обобщенное название разнообразных отклонений в развитии мозга) являются: патология беременности, в том числе и тяжелый токсикоз, перенесенный матерью вирусный грипп, малярия, гепатит, брюшной тиф; алкоголизм и наркомания матери или отца; родовые патологии и прочие причины.

Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к умственно отсталым детям. Знания усваиваются фрагментарно, не связываются в единую систему, быстро забываются, в результате чего к концу первого года обучения учащиеся становятся стойко неуспевающими.

Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявления которой более глубокие и грубые, чем у детей предыдущих типов ЗПР. Ведущим мотивом, как и детей других групп, остается игровой, что ведет к постоянно внутреннему конфликту между «хочу» и «надо». Психическая незрелость определяет типичные для детей с ЗПР дезадаптивные формы поведения возбудимого или заторможенного характера. Таким образом, у детей с ЗПР церебрально-органического происхождения в отличие от трех других групп (конституциональной, соматогенной, психогенной) утяжеленный расклад проблем развития: состояние психической незрелости сочетается со стойким недоразвитием познавательной деятельности.


Классификация РДА

 

Симптоматика РДА даже на самых ранних этапах жизни обладает большим полиформизмом. При постоянстве стержневых аутических расстройств ряд других проявлений достаточно варьирует по частоте и степени выраженности.

С. С. Никольской (1985) предложена классификация РДА, дифференцирующая 4 основные группы:

1) с отрешенностью от окружающего, полным отсутствием потребности в контакте, полевым поведением, мутизмом, отсутствием навыков самообслуживания;

2) с преобладанием многочисленных стереотипий, нередким симбиозом с матерью;

3) с преобладанием сверхценных интересов, фантазий, повышением влечений;

4) с чрезвычайной ранимостью окружающим: тормозимостью в контактах, робостью, поисками защиты у близких, стремлением к выработке социально положительных стереотипов поведения.

Дети I группы с аутистической отрешенностью от окружающего мира характеризуются наиболее глубокой агрессивной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям. Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания. Скорее всего, здесь речь идет о раннем злокачественном непрерывном течении шизофрении («люцидная кататония»), часто осложненной органическим повреждением мозга.

Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Они остаются мутичными, полностью несостоятельными в произвольных действиях. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания; они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

Дети II группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет вышеописанной аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипии: двигательных (прыжки, взмахи рук, перебежки и т. д.), речевых (скандирование слов, стихов и т. д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т. д. Такие аффективно насыщенные действия, доставляя эмоционально положительно окрашенные ощущения и повышая психический тонус, заглушают неприятные воздействия извне.

Внешний рисунок их поведения — манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. С гримасами либо застывшей мимикой обычно диссоциирует осмысленный взгляд. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые штампы-команды. У них часто наблюдается примитивная, но предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью, ежеминутное присутствие которой — непреложное условие их существования.

Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще — в массовой, реже — во вспомогательной).

Дети III группы с аутистическим замещением окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребенком как стихийная психодрама, снимающая пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерны развернутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При развернутом монологе очень слаб диалог.

Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью. У них менее глубок аутистический барьер, меньше патологии аффективной и сенсорной сфер. В их статусе на первом плане — неврозоподобные расстройства: чрезвычайные тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Значительная часть защитных образований носит не гиперкомпенсаторный, а адекватный, компенсаторный характер: при плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у близких; сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения; стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. У них имеется большая зависимость от матери, но это не витальный, а эмоциональный симбиоз с постоянным аффективным «заражением» от нее.

Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность.



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.