Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-12-09 | 2019 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем - слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности в адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин (остаточных явлений легких повреждений центральной нервной системы или её функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, а также педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах отногенеза ребенка). Трудности, которые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операционном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности). Перечисленные выше характеристики не препятствуют освоению детьми общеобразовательных программ развития, но обуславливают необходимость определенной их адаптации к психофизическим особенностям ребенка. При своевременном оказании системы коррекционно-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи возможно частичное, а иногда и полное преодоление данного отклонения в развитии.
Классификации задержки психического развития. По систематике задержки психического развития Т.А. Власова и М.С. Певзнер (1967, 1973) различают две основные формы:
|
1) задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);
2) задержку психического развития, обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.
Г.Е. Сухарева (1965), исходя из этиопатогенетического принципа, выделяет следующие виды задержки психического развития:
1) задержка темпа психического развития детей при нарушениях воспитания, обучения и поведения;
2) задержку психического развития при астенических состояниях;
3) вторичную задержку психического развития при дефектах зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и речи;
Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.
К.С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, различает четыре генезисных
типа задержки психического развития: конституционального, соматогенного,
психогенного и церебрально-органического. Рассмотрим основные особенности младших школьников в рамках каждого из указанных типов.
1. ЗПР конституционального происхождения
Состояние задержки определяется наследственной, семейной конституцией: в своем замедленном темпе развития ребенок как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Генетическая предрасположенность проявляется в высокой чувствительности к средовым факторам развития: даже слабые внутриутробные обменно-трофические расстройства (нарушения питания плода) ведут к заметному нарушению темпа созревания мозговых структур. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что дает основание обозначать такую форму задержки как гармонический психофизический инфантилизм. Ко времени поступления в школу у детей этой группы наблюдается значительное несоответствие психического развития ребенка его паспортному возрасту. Незрелость психического облика детей данной категории проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере при относительно сохранной познавательной деятельностью.
|
Для ЗПР конституционального происхождения характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребенку занимательной форме. Выявление таких детей в дошкольном возрасте, раннее начало коррекционной работы, могут полностью снять вышеописанные проблемы.
2. ЗПР соматогенного происхождения
Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка психического развития - следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний, способных поражающим образом влиять на развития мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, диспепсии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии.
Практически у всех детей с данной формой ЗПР имеют место нерезко выраженные астенические симптомы в виде головных болей, повышенной утомляемости, снижения работоспособности. На этом фоне отмечаются расстройства внимания и снижение памяти, интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время.
Таким образом, нерезко выраженная мозговая дисфункция в сочетании со снижением психического тонуса и стойкой астенией ведут к состоянию психического инфантилизма, при котором эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительной сохранности интеллекта.
3. ЗПР психогенного происхождения
Дети данной группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания.
Яркий пример - дети, воспитанные в доме ребенка. Эмоциональная депривация (лишение материнского тепла и эмоционального богатства отношений), однообразие и обделенность социальной среды и контактов, слабая индивидуальная стимуляция очень часто ведут к замедлению темпов психического развития ребенка.
Нередко социально-психологическим очагом формирования данной детской аномалии являются неблагополучные семьи, в первую очередь асоциально-попустительские и авторитарно-конфликтные. Со стороны родителей он получает образец асоциального и безответственного поведения (пьянство, распущенность, воровство, тунеядство, неустроенность, дезинтеграция быта). Родители не оттормаживают, а наоборот, своим образом жизни стимулируют аффективность (импульсивные, взрывные реакции), безвольное следование влечениям, непроизвольность поведения, гасят интеллектуальную активность.
|
Такие условия воспитания становятся длительным психотравмирующим фактором, способствующим накоплению и закреплению черт психического инфантилизма в аффективно-неустойчивой возбудимой форме.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения
Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в данном случае более грубым и стойким (по сравнению с предыдущими типами) локальным нарушением созревания мозговых структур, в первую очередь, недоразвитием лобных долей и диэнцефально-лобных систем коры больших полушарий головного мозга. Причинами данной энцефалопатии (обобщенное название разнообразных отклонений в развитии мозга) являются: патология беременности, в том числе и тяжелый токсикоз, перенесенный матерью вирусный грипп, малярия, гепатит, брюшной тиф; алкоголизм и наркомания матери или отца; родовые патологии и прочие причины.
Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к умственно отсталым детям. Знания усваиваются фрагментарно, не связываются в единую систему, быстро забываются, в результате чего к концу первого года обучения учащиеся становятся стойко неуспевающими.
Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявления которой более глубокие и грубые, чем у детей предыдущих типов ЗПР. Ведущим мотивом, как и детей других групп, остается игровой, что ведет к постоянно внутреннему конфликту между «хочу» и «надо». Психическая незрелость определяет типичные для детей с ЗПР дезадаптивные формы поведения возбудимого или заторможенного характера. Таким образом, у детей с ЗПР церебрально-органического происхождения в отличие от трех других групп (конституциональной, соматогенной, психогенной) утяжеленный расклад проблем развития: состояние психической незрелости сочетается со стойким недоразвитием познавательной деятельности.
|
Классификация РДА
Симптоматика РДА даже на самых ранних этапах жизни обладает большим полиформизмом. При постоянстве стержневых аутических расстройств ряд других проявлений достаточно варьирует по частоте и степени выраженности.
С. С. Никольской (1985) предложена классификация РДА, дифференцирующая 4 основные группы:
1) с отрешенностью от окружающего, полным отсутствием потребности в контакте, полевым поведением, мутизмом, отсутствием навыков самообслуживания;
2) с преобладанием многочисленных стереотипий, нередким симбиозом с матерью;
3) с преобладанием сверхценных интересов, фантазий, повышением влечений;
4) с чрезвычайной ранимостью окружающим: тормозимостью в контактах, робостью, поисками защиты у близких, стремлением к выработке социально положительных стереотипов поведения.
Дети I группы с аутистической отрешенностью от окружающего мира характеризуются наиболее глубокой агрессивной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям. Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания. Скорее всего, здесь речь идет о раннем злокачественном непрерывном течении шизофрении («люцидная кататония»), часто осложненной органическим повреждением мозга.
Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Они остаются мутичными, полностью несостоятельными в произвольных действиях. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания; они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.
|
Дети II группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет вышеописанной аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипии: двигательных (прыжки, взмахи рук, перебежки и т. д.), речевых (скандирование слов, стихов и т. д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т. д. Такие аффективно насыщенные действия, доставляя эмоционально положительно окрашенные ощущения и повышая психический тонус, заглушают неприятные воздействия извне.
Внешний рисунок их поведения — манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. С гримасами либо застывшей мимикой обычно диссоциирует осмысленный взгляд. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые штампы-команды. У них часто наблюдается примитивная, но предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью, ежеминутное присутствие которой — непреложное условие их существования.
Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще — в массовой, реже — во вспомогательной).
Дети III группы с аутистическим замещением окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребенком как стихийная психодрама, снимающая пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерны развернутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При развернутом монологе очень слаб диалог.
Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью. У них менее глубок аутистический барьер, меньше патологии аффективной и сенсорной сфер. В их статусе на первом плане — неврозоподобные расстройства: чрезвычайные тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Значительная часть защитных образований носит не гиперкомпенсаторный, а адекватный, компенсаторный характер: при плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у близких; сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения; стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. У них имеется большая зависимость от матери, но это не витальный, а эмоциональный симбиоз с постоянным аффективным «заражением» от нее.
Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!