Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема. Философские идеи архитектуры и дизайна

2017-10-21 500
Тема. Философские идеи архитектуры и дизайна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В ЭПОХУ БАРОККО

Семнадцатый век - век создания большого общеевропейского стиля ба­рокко, который оказал влияние на дальнейшее развитие культуры многих стран и последующих веков.

Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, но придало этим принципам новый грандиозный размах, бурную динамику, изощренную декоративность. От маньеризма барокко унаследовало влечение к необычному, удивительному, поразительному. Особенно ярко это отрази­лось в ландшафтной архитектуре, садах и парках барокко, дизайне интерьеров.

Ключевой образ барокко - Протей1. Изменчивость, многоликость мно­гих явлений этой культуры делают особенно заманчивой задачей уловить их сущность, но и создают особые трудности. Барокко манит и заворажи­вает, как Цирцея, - другой излюбленный его персонаж, - уклоняется от мало-мальски прямолинейных определений, не терпит однозначности.

Чем было барокко? Переломом в сознании, окончившимся установле­нием современных методов в мышлении, новой культурной и научной па­радигмы, - или переходом от одной культурной ситуации к другой? Како­ва сущность барокко, его основные черты как эпохи и стиля, каковы основ­ные эстетические категории и доминанты, законы поэтики? Хотя о барокко существует огромная литература, многие из этих вопросов не ставились вовсе, а многие не решены до конца.

В то время встает проблема формирования первой современной науч­ной парадигмы, совершается поворот к современному научному познанию, к философской проблематике Нового времени. Такие ученые, как Копер­ник, Галилей, Кеплер внесли принципиальные изменения во взгляды на библейскую картину мироздания. Разработки Лейбница, Ньютона, Паскаля позволили сделать массу открытий и изобретений. Созданы алгебра и ана­литическая геометрия, открыты дифференциальные уравнения и инте­гральное исчисление в математике, сформирован ряд важнейших законов в физике, химии, астрономии.

Новые знания разрушили прежние представления о неизменной гармо­нии мира, об ограниченном пространстве и времени, соразмерных челове­ку. Все это радикально преобразует общий художественный облик эпохи, влекущий за собой необратимые перестройки в стиле и тематике.

1 В греческой мифологии Протей - божество, способное менять облик.

2 Цирцея - дочь Персеиды и Гелиоса, бога солнца, могущественная волшебница, нимфа
острова Эя, заманивала магическим пением моряков на остров.


«Время барокко» включает в себя много стилей и направлений (манье­ризм, классицизм, барокко и рококо) и «стиль барокко».

Чтобы ответить на поставленный нами первый основополагающий во­прос, определяющий специфику эпохи барокко, следует выйти за рамки отдельных художественных явлений, индивидуальных стилей. Основой для общего культурологического подхода к барокко следует считать обос­нованное академиком Н. И. Конрадом диалектическое взаимодействие осо­бенностей барокко, свидетельствующих одновременно об исторической самостоятельности и переходности этой эпохи, ее антиномической приро­де. По словам исследователя, «это была эпоха столкновения двух великих антиномий: средневекового и нового времени. Это была эпоха, когда сред­ние века в последний раз громко, грозно и величественно заявили о себе -и уже особым голосом. Это была эпоха, когда новое время еще путано, но все увереннее поднимало голову».

Господствующим становится новый тип мироощущения, для которого Бытие - динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное. Идео­логическая основа барокко была основана на новом мировоззрении в рели­гиозной сфере. В христианских представлениях зарождается деизм - пред­ставление о Боге как некоем средоточии разума, тесно связанного с приро­дой. Хотя не отвергаются и старые представления, имеющие ренессансные и более глубокие корни происхождения. Мир воспринимается в противо­поставлении материального и духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального начал. В результате возникают размыш­ления о первичности того или иного начала, о господстве одного над дру­гим. В итоге в философии разгорается противоборство диаметрально про­тивоположных философских учений и принципов: метафизики (Декарт) и материализма (Гоббс, Локк, Бэкон), т.е. борьба идеалистического и мате­риалистического подходов в онтологии, эмпиризма и рационализма в гно­сеологии, индуктивного и дедуктивного методов познания.

Культура барокко полифонична по своей сути, в ней встречаются, бо­рются, спорят, пытаются найти соглашение и конфронтируют голоса, представляющие разные эпохи. Картина мира неоднородна и предельно усложнена. Попытки осознать его крайне противоречивы. Настоящее мож­но видеть и в полном разрыве с прошлым, и в связи с ним. Антиномич-ность, открытие новой культурной реальности, ощущение полифонично-сти истории, «исторического сквозняка» принимали такие радикальные формы, которые приводили к пересмотру взглядов на человека и природу, на саму историю и культуру. Особая плотность исторического времени вы­звала историзацию сознания. Можно отметить следующие характерные черты эпохи:

1. Барокко продолжает Ренессанс, порывает с ним, обращается к сред­невековым идеям. При этом «старое» меняет свою функцию - в зависимо­сти от конкретных исторических и национальных условий, складываю-


щихся на том или ином участке «космоса культуры». Кризис и распад средневекового миросозерцания, продолжающийся и в эпоху барокко, ан-тиномичность и полифонизация культуры вызывают к жизни такие явле­ния, которые словно принадлежат одновременно нескольким эпохам.

Так, особая влиятельность средневековых идей в Германии XVII века объясняется, прежде всего, наследием Реформации, явившейся, как и контрреформация, в остальном - ее противоположность, - своеобразным «контрренессансом».

2. Полифоничность барокко проявляется в самых разных областях
культуры. Акцент ставился на трагическом, экспрессивном и гротесковом -
и здесь следовал возврат к готике, причем в народной культуре использо­
вание этих мотивов знаменовало своеобразный протест против аристокра­
тического искусства.

3. Полифоническая природа барокко сказывалась и на особенностях
многих национальных культур, школ, направлении. На протяжении не­
скольких веков законодательницей в философии, искусстве, науке была
Италия. В XVII веке нации, воспринявшие из Италии основы гуманизма,
приобретают духовную независимость и создают свою национальную
культуру, уровень которой настолько высок, что можно говорить о новой
европейской культуре в широком объеме. Время барокко способствовало
формированию национальных художественных школ со своими особенно­
стями во Фландрии, Голландии, Франции, Италии, Испании, Германии.

Каким было мироощущение в эпоху барокко? Трагическим или жизнеут­верждающим? Наполненным скепсисом или уверенностью в будущем? Разу­меется, нельзя с достаточной достоверностью ответить на этот вопрос, но мож­но попробовать понять, как осмыслялось личностное, каким виделся человек.

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством -всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен -от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпо­читал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность - это синоним зверства, дикости, вульгар­ности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature), которое характеризуется анархией и войны всех против всех.

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах ра­зума. Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержа­ние греха, но «саму сущность человека».

Великая антиномия барокко порождает двойственные, напряженные формы.


По словам Бернини, художники питают «пристрастие к напряженным до крайности положениям». Гротескные, причудливые образы не то чтобы не нуждались в оправдании, - они приветствовались, были чрезвычайно желательными. «Соединение несоединимого» - закон «теории остроумия». В заслугу творцам ставилось то, что, по словам Э. Тезауро, «из несущест­вующего они творят существующее, из невещественного - бытующее, и вот - лев становится человеком, орел городом. Они сливают женщину с обличьем рыбы и создают сирену как символ ласкательства, соединяют туловище козы со змеей и образуют химеру - иероглиф, обозначающий бе­зумие». Так, где сталкиваются старая и новая эпохи, неизбежно рождаются фантастические образы и формы в культуре.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.