Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-10-21 | 871 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Тема. АРХИТЕКТУРА КАК ФОРМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
ОБ АРХИТЕКТУРЕ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
В философии искусства достаточно часто встречаются ссылки на архитектуру как на один из ведущих его видов. Эта традиция берет начало у античных философов и сохраняется до настоящего времени. Но в рассуждениях философов до XX века архитектура по своей значимости зачастую занимает достаточно невысокое место среди других видов искусства. Это связано с двойственным характером архитектуры: с одной стороны, это вид искусства, с другой стороны, имеет чисто утилитарное предназначение, инженерные и технические проблемы, что во времена классической философии плохо сочеталось с идеями «чистого искусства». Подобное отношение к архитектуре мы находим у Платона, Баумгартена, Канта, Гегеля, Шопенгауэра и др. Так, например, Гегель в качестве наиболее «неразвитого» вида искусства выбирает именно архитектуру. И только в XX веке философия архитектуры занимает свое особое место в философии искусства.
Вывод
Таким образом, несмотря на различное понимание места и роли архитектуры в философии искусства, изучение философских идей прошлого и настоящего дает нам возможность абстрагироваться от привычного восприятия архитектурных сооружений, посмотреть на них не только с точки зрения утилитарной пользы, но и проследить мировоззренческие предпосылки возникновения того или иного архитектурного стиля, закономерности бытия архитектуры как в пространственной среде, так и в сфере символических отношений. Изменения, происходящие в архитектуре - это не просто смена строительных стилей и инженерных конструкций, но «воплощение духа», отражение мировоззрения эпохи, зримая философия эпохи.
|
Раздел 2. ВОПЛОЩЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ В ИСТОРИИ
АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА
Тема 1. ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В АРХИТЕКТУРЕ, ДИЗАЙНЕ, ЖИВОПИСИ
С точки зрения восточного менталитета, Гармония составляет фундамент Мироздания, и человеку следует только сопрягать свою жизнь с законами космического совершенства, расширяя сознание, открывая в себе вселенский свет. Сама идея о том, что можно сделать этот мир лучше и совершеннее, считалась абсурдом, корнем человеческих бед, которые обрушиваются на человека при активном вторжении в целостное течение бытия. Все находится в согласованном, едином ритме. Мудрость состоит в том, чтобы вслушиваться в сокровенное своим внутренним слухом. «Передаю, но не творю», - повторял Конфуций. Следует предоставить реальность самой себе, не вмешиваясь в ее процессы, принимая вещи и явления, как они есть, в их спонтанном проявлении, чтобы не упустить красоту.
Известно, что и для древнекитайского философа Лао-Цзы наилучшей стратегией поведения был принцип «увей», т. е. отказ от целеполагающей деятельности как основного способа обретения гармонии. Это означало невмешательство в естественные процесс, отсутствие нанесения вреда природе; это действие, согласованное с законами мироздания, когда через человека действует всеобщность, возникает упоительный диалог человека и Вселенной.
Должно быть, в схожем состоянии духа находился английский поэт Тен-нисон, когда, сорвав дикий цветок, выросший в трещине каменной стены, он держал его в руке и предавался созерцанию. Но в этом моменте важно увидеть разницу между Востоком и Западом. Заметив цветок, Теннисон сорвал его и, созерцая, продолжал свои размышления о таких отвлеченных вещах, как Бог и человек, великая совокупность вещей и непостижимость жизни. Это характерно для западного человека. Его ум работает аналитически. Его мысль направлена вовне, на вещи в их объективном существовании.
|
Сравните все это с Басе, и вы увидите, насколько иначе японский поэт относится к своему опыту. Он не срывает цветок, не калечит его, но оставляет его там, где нашел. Он не отделяет цветок от всего, что его окружает, но созерцает его в состоянии, называемом «сономама» - в том, состоянии, в каком находит его, - и не только сам цветок, но всю ситуацию, в которой он, поэт, оказался, - ситуацию в самом широком и глубоком смысле слова:
В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти бесконечность. И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блек. Из цикла «Прорицания невинности», 1803
Вывод
Таким образом, важно подчеркнуть, что в восточной архитектуре и дизайне просматривается, прежде всего, единство с природой в любых условиях, в том числе, в постиндустриальной цивилизации. Мифологическое мышление, включающееся позже в философско-религиозные учения Китая и Японии, было и остается основанием этого подхода, не теряя актуальности. Восточная архитектура может рассматриваться как целостная оболочка, либо средство создания атмосферы вокруг целого - человека.
Подобный, холистский, подход практикуется и в современной архитектуре. Все, кто побывал, например, в Шанхае, отмечают, что город строится не как совокупность отдельных домов - зелень, вода, общественное пространство, игровые зоны формируются одновременно с этими домами. Т. Быстрова, доктор философских наук, профессор УрГУ и УралГАХА (г. Екатеринбург) [4] в своих исследованиях отмечает, что в мышлении и, шире, ментальности современного творца и потребителя архитектуры Востока, трактовка мира как проявления природного вечного начала дает о себе знать:
• степенью телесно-соматической и духовной близости человека к природе;
• теснейшей связью материальной и духовной сторон жизни (напр.,
обожествление вещей и объектов природы в синтоистском культе), их вза
имопроникновением, практически не присутствующим в сознании совре
менного человека. Эта связь приводит к формированию представления
о здоровье как гармонии не столько материального и духовного в челове
ке, сколько человека с внешней средой. К XIII в. в японской культуре гар
мония понимается в большей степени как имеющая этико-моралъные, чем
эстетические основания, т. е. требует определенных действий человека.
Одним из вариантов таких действий тоже можно считать архитектуру
и садово-парковое искусство чаще всего выступающих в единстве;
|
• относительно невысокой степенью развитости индивидуального само
сознания, усиливавшейся по мере распространения конфуцианства;
• высоким уровнем экологического мышления, не только рефлексируе-
мого, но сакрализуемого ритуалом. Например, в синто - одной из четырех
основных религий Японии - существует понятие чистоты (харэ), касаю
щейся поведения и духовных помыслов человека;
• антропокосмологизмом мышления, порождающим представление об
изоморфизме большого и малого, небесного и человеческого; синкретиз
мом ценностей, при высочайшей степени их дифференциации. Например,
нравственная норма может трактоваться как естественное следование при
роде, с одной стороны, и проявление красоты, с другой.
Архитектура Древней Греции
Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе, как и в основе древнегреческого искусства, лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой. А поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.
Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений.
Спецификой классической Древней Греции является человечески-телесный подход к архитектуре. Понимание архитектуры вполне сознательно связывалось с учением о пропорциях человеческого тела. Кредо античной архитектуры - мера. В её основу положена гармония пропорций, возникшая в результате изучения законов окружающего мира, в том числе -строения человеческого тела (поэтому греческая архитектура была антропоморфной, подобной человеку, соотнесенной с его пропорциями).
|
Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция - каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре - колонное перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.
Архитектура Греции была, прежде всего, храмовой. При этом греческие храмы с самого начала имели особое назначение. Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. Храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм, т. е. греческий храм использовался исключительно как помещение для статуи божества в виде идеального образа человека (мужчины или женщины). Архитектура и скульптура составляли единое органическое целое. Скульптурные произведения не только определяли знаково-смысловую форму самого храма, который был «обрамлением» статуи божества, но и заполняли перекрытия и конструктивные части здания. Таким образом, храм был своего рода вместилищем, архитектурным обрамлением рукотворной красоты, которую не смогла создать сама природа, предоставив эту возможность человеку.
Ведущим архитектурным типом античной классики является так называемый периптер, т. е. храм, окруженный со всех сторон колоннами. В греческой архитектуре чётко выделяется два стиля (или ордера) - дорический и ионический, определяющие структуру колонн и размещённой на них верхней части здания. Дорический стиль наиболее простой, лаконичный по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера - строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля - легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Дорический ордер как бы выражал идею мужского начала, силу, мощь, строгость, суровость, простоту, а ионический - женское начало, бла-городность, утончённость, ажурность, грациозность, интеллектуальность.
|
Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий - коринфский. Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры. Коринфский ордер витиеват, насыщен болезненными фантазиями, символизирует девичье начало, нежность, чистоту.
Роль колонны в греческой архитектуре многообразна. Колонны окружали целлу (главное помещение храма, в котором располагалась статуя божества), определяли внешний вид храма. Не случайно в истории и в теории архитектуры греческую колонну сопоставляют с человеческим телом. Глядя на греческий периптер, зритель устанавливает соотношение между стволом колонны и своим телом. Колонна вертикальна, как человеческое тело, снабжена каннелюрами, очень похожими на складки платья, капителью, которая одним своим названием указывает на идею «головы». Таким образом, колонна, практически выражавшая весь периптер, - это единое божественное тело, повторявшее себя вокруг себя самого.
Наиболее ярким выражением периптера является знаменитый древнегреческий Парфенон - самое большое и известное сооружение в ансамбле Афинского акрополя, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм был посвящен богине Афине, которая выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Надо отметить, что древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Если сравнить Парфенон с восточным храмом, например, египетским храмом Деир-Эль-Бахри, то можно увидеть, что египетское здание настолько монументально в окружающей природе, что кажется произведением не человека, а каких-то неведомых космических сил, господствующих во всей природе. Человека там нет, он слишком ничтожен в этом мире, на него давит что-то космическое, надчеловеческое. Парфенон стоит на холме, он снабжен ступенчатым постаментом. Здание выделено из природы, на нем заметна человеческая рука. В природе, от которой он не оторван, но с которой составляет определенный ансамбль, он выражает собой продукт человеческой деятельности, а не нечеловеческую, безраздельно космическую силу. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам - квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Здесь же на высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы того же Фидия. Эта статуя была хризоэлефан-тинной, то есть выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры. «Так возник храм, - пишет Андрэ Боннар, -выполненный согласно законам геометрии жизни, и сам он кажется живым, словно дерево, отягченное плодами, вскормленное почвой Акрополя» [3].
Усилиями греческих зодчих и строителей созданы многие шедевры архитектуры - такие как храм Артемиды Эфесской (архитектор Хейрократ), Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), Александрийский маяк (архитектор Сострат), храмы Аполлона в Дельфах, Дидимах и Коринфе, Зевса в Олимпии, Геры на Самосе, Галикарнасский мавзолей (архитектор Гермо-ген), театры в Афинах и Эпидавре (архитектор Поликлет Младший); построен образцовый город Античности - Александрия (архитектор Дегинократ).
Архитектура в Древнем Риме
В архитектуре существенных результатов достигли и римляне. Активно культивируя греческие ордера, они привносили в них новшества, модернизировали их. Так, дорический ордер был несколько видоизменен, утяжелён, что позволило исследователям говорить о появлении нового ордера -тосканского. То же самое произошло и с коринфским ордером. Римские мастера над его капителью добавили ионический эхин и подушку с волютами, создав так называемый композитный ордер. В архитектурных сооружениях римляне активно использовали полуколонны и арки, предпочитали трёхстороннюю колоннаду, т. н. псевдопериптер. В отличие от греческой архитектуры, римская была более прагматичной. Известный римский зодчий Витрувий, сформулировавший три основных требования к архитектуре, на первое место поставил пользу, затем прочность и красоту. Греки же краеугольным камнем считали красоту. Римляне любили богатое убранство и пышную отделку зданий. Они уделяли большое внимание не только строительству храмов, театров и зданий общественно-политического назначения, для них важное значение имели и жилые дома, и виллы, и термы (бани), и мосты, и акведуки (водоводы), и дороги, и многое другое. Своеобразие архитектуры римлян также состоит в том, что они предпочитали строить на равнине и в низинах, а не на возвышенностях, как греки.
Вывод
Таким образом, все отличия античной архитектуры: онтологизм и космизм, интеллектуализм и формализм, созерцательность и внутренняя пассивность, неразрывность искусства с природой - создают собою замечательный, никогда раньше не существовавший и никогда впоследствии не повторявшийся архитектурный стиль и архитектурное мировоззрение. Необычайная художественная сила и выразительность античной архитектуры породила устойчивый интерес потомков к тем правилам и методам, которыми руководствовались древние зодчие. Теория Витрувия, в той или иной мере, сохраняла значение до XIX века. С огромной силой интерес к античной архитектуре пробудился в эпоху Возрождения, когда произведения античной архитектуры вновь были взяты за образец. Архитектура Древней Греции во многом стала определяющей в классицизме XVIII-XIX вв.
До сих пор античная архитектура остается идеалом совершенства, красоты, гармонии, глубокого понимания и утончённого изображения человека и природы. Пять шедевров античных мастеров - храм Артемиды Эфес-ской, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк, статуя Зевса Олимпийского (наряду с египетскими пирамидами и висячими садами Вавилона) причислены к наиболее удивительным творениям человеческой культуры, т.н. семи чудесам света.
Искусство Византии
В Византии не было столь резкого и столь катастрофического разрыва со старыми формами жизни. Достижения античности здесь не были стерты с лица земли, как это случилось на Западе. Сохранились античные города, высокоразвитые ремесла, оживленная торговля. В области духовной культуры также сохранились достижения античности, которые постепенно переосмысливались и трансформировались в соответствии с новыми потребностями. Византийское искусство складывалось на почве эллинистической культуры Греции, Палестины, птолемеевского Египта, Сасанидского Ирана. Византийское искусство просуществовало около тысячи лет. Это было великое искусство, давшее блестящие образцы архитектуры, в частности, крестово-купольный храм. В качестве примера достаточно назвать константинопольскую Софию, где использован римский купол, но с опорой его не на стены, а на четыре устоя через подпружные арки и паруса. Центральный неф отделен от боковых колоннами с опирающимися на них арками.
Говоря о развитии и влиянии философских идей на архитектуру в Византии, прежде всего, следует упомянуть Прокопия Кесарийского - секретаря полководца Велизария, известного историка, автора «Тайной истории». Прокопий дает описание храма св. Софии [22]. В этом описании чувствуется влияние античного миросозерцания. Прокопий восхищается «гармонией» храма (характерная черта античной эстетики). Но, наряду с античными чертами, в его трактате проявляются и новые моменты. Согласно ему, построение такого храма - это дело не человеческого могущества или искусства, а «божественного соизволения». Прокопий акцентирует свое внимание на пышности и великолепии памятника (это как раз характерно для византийского искусства).
Византийские мастера оставили миру образцы тонкой каменной резьбы капителей, замечательную рукописную миниатюру и произведения ювелирного искусства - жемчужное и золотое шитье, обработку и оформление драгоценных камней в перстнях, серьгах, браслетах, искусство стекла. Эти ремесла византийцы, бежавшие в 1453 г., распространили в Северной Италии (Венеции), в Сицилии, на Балканах, в Закавказье, на Руси.
Вывод
Таким образом, несмотря на строго теологический характер, философские идеи средневековья, воплощенные в искусстве, оказали колоссальное
влияние на его дальнейшее развитие. Два стиля, рожденные в атмосфере средневековой культуры, - романский и готический - проявлялись не только в архитектуре. Интерьер, прически, одежда - во всем просматривался характер двойственности средневековья - стремление к небу и к жизни земной. Достаточно длительный период в истории западноевропейское искусство находилось под влиянием готического стиля, который оказал немалое значение в дальнейшем развитии художественной культуры. В эпоху средневековья появляются принципиально новые подходы к пониманию эстетических категорий, которые носили ярко выраженный религиозный характер, выражая божественное начало. Средневековая эстетика развивалась под влиянием религиозных течений, но именно это придало ей своеобразную стройность, утонченность и определило значимое место в истории развития эстетической мысли.
НА АРХИТЕКТУРУ И ДИЗАЙН
Концепция поворота истории возникла в ренессансный период, а именно у Франческо Петрарки, который первым заговорил о светлой античности, о темном невежестве средних веков. Заботой Петрарки было, прежде всего, очищение латинского языка, возрождение древнего красноречия, а также знакомство с классической литературой. Но затем это узкое понимание Возрождения распространилось на живопись и другое искусство.
Таким образом, возникают новые направления в философии, науке, литературе, художественной культуре, в том числе изобразительном искусстве и архитектуре. За исходное начало берется античное наследие. Отсюда огромный интерес к античности, к древним произведениям искусства, архитектуры. Эпоха Ренессанса породила величайшее многообразие оттенков в интерпретации прекрасного, эстетическое многоголосье, основанное на культе человеческой уникальности. Формируется новый тип мировоззрения: антропоцентризм. В центре внимания эпохи Возрождения стоит человек.
В философии этого периода развивается несколько направлений:
- гуманистическое (Данте Алигьери, Франческо Петрарка) - в центре
внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могу
щество, иронизировало над догмами Церкви;
- неоплатоническое (Николай Кузанский, Парацельс и др.) - развивали
учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки
зрения идеализма;
- натурфилософское (Николай Коперник, Дж..Бруно, Галилео Галилей) -
опровергало положения учений церкви о Боге, Вселенной, Космосе и ос
новах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
- политическое (Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления
государством, поведение правителей.
Неоплатонизм в искусстве
Эстетика Возрождения основана на идеях неоплатонизма, который трактует божество как вечно творящее начало («художник»). Природа мысли, наполненной божественными силами, а человек - утверждающим себя радостно, празднично, художественно, как единство конечного и бесконечного. Искусство обеспечивало решение великой дилеммы: соревнуясь с Природой, человеческое творчество не просто подражало ей, но стремилось обнаружить таящегося в ней Бога, бесконечно многообразные следы Его энергии, - и оказалось откровеннее философии.
Натуроподобие с эстетической позиции - свидетельство бесконечной исследовательской потенции искусства, способность показать «как это делается», не только в ремесленном, но и в космологическом плане, т. е. показать в творческом имманентно-трансцендентном соперничестве, как творит сама божественная природа. В идеале происходит некий мистический обмен опытом, где художественное воображение - как зеркало, в котором соприкасаются божественный и человеческий миры.
Искусство ставится выше природы и художник не натуралист, - он творит, отбирая, обрабатывая, пересоздавая первозданный мир по своим собственным законам. Интерес к гармонии природных явлений, созерцание которой дарило множество полноценных мгновений, воодушевляло на творческие поиски. Данте Алигьери в своем творчестве делает акцент на общении с природой. Леонардо да Винчи советовал «подстерегать» красоту природы, наблюдая ее в те мгновения, когда она наиболее полно выявляется в ней. Поэтому природная действительность, в результате, многолика и неодиозна. Понимание прекрасного отражало рациональное, объективированное желание большей ясности, четкости в эстетическом мирови-дении. В изображении человека наблюдалась романтизация художественных образов, воплощений колоссальной духовной энергии. Воплощение возвышенной миссии искусства было присуще всем выдающимся творцам Возрождения. Не случайно отмечено, что в одной руке Адама Микеланджело больше психологии, чем в любой статуе Фидия и Праксителя.
В искусство Ренессанса вторгается пестрая, многокрасочная предметно-чувственная сторона реального мира. Художники и писатели, зодчие и скульпторы проявляют исключительный интерес к гармоничности, изяществу и красоте чувственно воспринимаемой действительности. Одновременно они ищут наиболее эффективные способы и средства для воспроизведения богатства и разнообразия ее форм. И тут они обращаются к науке: оптике, математике, анатомии. Учения о пропорции, перспективе и анатомическом строении живого организма ставятся в центр вынимания теоретиков и практиков искусства эпохи Возрождения. Это обращение к науке не случайно: само искусство, и в особенности живопись, непосредственно включается ими в сферу познавательной деятельности человека. Так, из самих запросов художественной практики рождаются многочисленные трактаты о живописи, культуре и архитектуре, авторами которых являются Альберти, Пьерро делла Франческа, Гиберти, Лука Паччьоли, Леонардо да Винчи, Виньоли, Палладио, Джованни Ломаццо и т. д.
Эстетические представления Ренессанса в скульптуре и монументальной живописи
Изменения в искусстве Италии, прежде всего, сказались в скульптуре. Они были подготовлены скульптурными работами мастера Никколо Пи-зано (рельефы кафедры баптистерия в городе Пизе), в которых прослеживается явное влияние античности. Затем в монументальной живописи -в мозаиках и фресках Пьетро Каваллини (римские церкви Санта Мария ин Трастевере и Санта Чечилия ин Трастевере). Но подлинное начало новой эпохи справедливо связывается с именем живописца Джотто ди Бон-доне (12667-1337). Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески Капеллы дель Арена, или Капеллы Скровеньи (по имени заказчика) в городе Падуя (1303-1306). Более поздние работы Джотто - росписи в церкви Санта Кроче во Флоренции (капелла Перуцци и капелла Барди). В капелле дель Арена фрески расположены в три ряда по глухой стене. Интерьер простой однонефной капеллы освещается пятью окнами на противоположной стене. Внизу на живописно имитированном цоколе из розовых и серых квадратов размещены 14 аллегорических фигур пороков и добродетелей. Над входом в капеллу расположена роспись «Страшный суд», на противоположной стене - сцена «Благовещение». 38 сцен из жизни Христа и Марии Джотто связал в единое стройное целое, создав величавый эпический цикл. Евангельские сюжеты представлены Джотто как реально существующие события. Благодаря строгому отбору деталей он сосредоточил внимание на главном. Вместо условного золотого фона византийских мозаик Джотто вводит пейзажный фон. Фигуры, хотя они еще массивны и малоподвижны, обретают объем и естественность движения.
Появляется трехмерное пространство, которое достигается не перспективным углублением (решение перспективы было еще делом будущего),
а определенным расположением фигур в отдалении друг от друга на плоскости стены («Явление ангела св. Анне»). Однако, желание верно передать анатомию человеческой фигуры уже было налицо («Тайная вечеря», «Рождество Христово»). И если в византийской живописи фигуры как бы парили, висели в пространстве, то герои джоттовских фресок обрели твердую почву под ногами («Отправление Марии в дом Иосифа»). Джотто вводит в свои изображения черты быта, создающие впечатление достоверности обстановки и передающие определенное настроение. Джотто, по словам Боккаччо в «Декамероне» - «обладал таким превосходным талантом, что не было ничего, что в вечном вращении небес производит природа,... чтобы он карандашом или кистью не написал, так сходно с него, что, казалось, это не подобие, а сам предмет...».
Архитектура Ренессанса
Если первые ростки культуры Возрождения в сфере изобразительного искусства возникли в Италии в XIV веке, то в архитектуре, занимающей ведущее место в ренессансном художественном творчестве, они обнаружились только в начале следующего столетия. В этот период возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек. Архитектура отражает общественного человека и ту среду, в которую он включен. Поэтому ей принадлежало очень важное место в ренессансной системе взглядов на мир. Гуманисты видели в архитектуре зримое выражение образа новой социальной действительности. Существенно изменяется характер монументальной архитектуры, и, в отличие от вертикализма пространств, соответствовавшего мировоззрению средневековья, новые формы развиваются в ширину. Архитектура характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей. Для теоретиков искусства Возрождения задачей архитектуры и зодчества было служение человеку. Этим и определяются закономерности архитектуры и пластики Ренессанса. Чрезвычайно популярной становится почерпнутая у античности идея о подобии здания человеку: формы зданий происходят от форм и пропорций человеческого тела. Очеловечивание пропорций здания (в отличие от готики) привело к созданию идеи этажа как пространственного слоя для жизни и деятельности человека. Ренессансные гуманисты считали красоту законом природы. Им представлялось, что гармоническое начало мироздания наиболее полно выражала именно архитектура. Мир, в котором господствует гармония, идеальная упорядоченность форм, логика пропорциональных отношении, представлялся людям XV века в облике архитектурного пейзажа. Архитектура была любимым фоном в картинах и фресках, уступив место пейзажу только в конце XV века.
Разумеется, архитектура Возрождения не была в полном смысле возрождением античности. Идеи средневековья, готическая архитектура, изменившиеся за тысячелетие функциональные требования и типы зданий, их конструкции создавали новое понимание архитектурных образов. Без воспитанного средневековьем совершенства строительной и художественной техники архитектура Возрождения и связанный с ней синтез искусств были бы невозможны. Кроме того, в первой половине XV века еще существовала византийская архитектура, и её влияние на итальянское строительство было также существенным.
Из античной архитектуры Ренессанс перенимает ордерную систему. Колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод являются основными элементами, которые Ренессанс свободно использует, создавая их различные комбинации. Используются различные ордера, которые чаще всего выстраиваются в ряд в соответствии с так называемой классической сопод-чиненностью - от самого тяжелого дорического в нижней части к наиболее субтильному коринфскому наверху. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение.
Очень важным является и изменение характера пространства. Вместо вдохновенного готического пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. Вместо напряженности готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные, формы. Основные геометрические фигуры и тела в ренессансной архитектуре -квадрат, прямоугольник, куб и шар.
Источники
Синтетический характер |
Искусство выше природы
Природа не противоречит Богу, ' предмет интимно-лирического звучания
Реабилитация чувственности, Многомерность
Природа ■ очищенное совершенство человеческого "Космоса"
Рис. 1. Понимание красоты в эпоху Возрождения
Мимезис+метенсис
Нон-финито |
Всеохватностъ искусства живописи
ТВОРЧЕСТВО
Автономная роль художника
Рис. 2. Понимание творчества в эпоху Возрождения
Ренессансная эстетика открыла индивидуального человека и утвердила его мощь и красоту. Его герой - титаническая личность, свободная в своих действиях. В эстетике Возрождения личность освобождается от средневекового аскетизма. Ренессансный гуманизм стремится объяснить мир из него самого. Мир не нуждается ни в каком потустороннем обосновании. Показать мир таким, каков он есть, объяснить все изнутри, из его собственной природы - такова цель ренессансного гуманизма.
С другой стороны, следует отметить, что философы Возрождения выявляют такие пределы субъективного развития, когда субъект начинает ощущать свою ограниченность и трагизм самоизоляции, т. к. понимает свою беспомощность перед громадой бесконечной жизни и космоса.
Творчество Микеланджело
Вершиной искусства Высокого Возрождения по праву считают Микеланджело Буонарроти. Он был одним из титанов Возрождения. Гениальный архитектор, художник, поэт и скульптор. Скульптуру он ставил выше всех других искусств. Талант ваятеля ощущается и в его живописи, и в его поэзии.
Трагедия личности у Микеланджело приобретает космические размеры. Оставаясь личностным образом противопоставленной всему космосу, она ощущает беспредельный ужас собственного одиночества и беспомощности перед ним.
Поэтический «Страшный суд» Микеланджело имел для Высокого Возрождения такое же примерно значение и тот же символический смысл, что и «Святой Иоанн» Леонардо или приятие им католичества, поскольку и то, и другое является символом отречения от идеалов раннего Возрождения. Лазарев отмечает: «Работая над фреской «Страшный суд», Микеланджело хотел показать тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед самим велением судьбы. Однако он по-прежнему изображает мощные фигуры с мужественными лицами, мускулистыми конечностями. Но эти великаны уже не в силах противостоять судьбе. Поэтому искажены гримасами их лица, безнадежны движения - напряжены и конвульсивны». Здесь - трагизм особого рода - обречение на гибель, титаны утратили то, что всегда помогало человеку в борьбе со стихийными силами - волю.
У Микеланджело проявляется вечная борьба с самим собою, недовольство, бесплодная тоска, доходят до прямого признания невозможности воплотить во временном - вечное. Таково осознание своего полного одиночества:
Не умудрен, не примирен,
Смерть дружественно встретить не могу я;
С самим собой враждуя,
Бесцельную плачу я дань слезам,
Нет змей тоски, чем по умершим дням!
Скрыв истину, меня держали страсти В своей смертельной власти; Но срок их царства мне казался мал. И длись он дольше - я бы не устал. Влачусь без сил. - Куда? Не знаю я...
Микеланджело далек от обожествления человека. Им осознан предел человеческого совершенства, невозможность построить совершенный космос, идеальный миропорядок средствами личностно-оформленной материи, поскольку вместо Космоса - Хаос, в котором, полные безумного отчаяния и безнадежной тоски, носятся в вечном круговороте одинокие и неприкаянные, идеальные личности, осознавая свою разобщенность, беспомощность и противопоставленность всему Миру и друг другу.
Последние десятилетия жизни Микеланджело почти полностью посвятил архитектуре. Архитектура Микеланджело очень индивидуальна. Он и здесь, прежде всего, выступает как скульптор, пластически осмысляя объем здания. Это сразу заметно даже в его ранней постройке - библиотеке Лауренциана во Флоренции. Свое понимание архитектуры он демонстрирует в вестибюле библиоте
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!