Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-10-21 | 518 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В XVII в. одним из ведущих видов искусства стала архитектура. Время абсолютизма требовало таких архитектурных строительных форм, которые запечатлели бы и время, и правителя. Своеобразие барокко выражается в художественном образе грандиозных городских и дворцово-парковых ансамблей, где представлены в синтезе разные искусства: архитектура, скульптура, живопись, декор.
Для построек в стиле барокко характерны сложная динамика объемов, наслоение форм, обилие декоративных элементов, тяготение к изогнутой линии. В качестве декоративных элементов использовались завитки, скульптура. Ордер также становится чисто декоративным элементом: колонны стремятся расположиться попарно, иногда утраивались; фронтоны, антаблементы, карнизы разрываются, приобретая сложную форму. Большое значение имеет лестница, подчеркивающая напряженную динамику архитектурных форм. Архитектура барокко властно «втягивает» человека в свое пространство. Скульптура, живопись, ДПИ, как бы продолжая архитектурные формы, участвуют в создании единого ансамбля.
В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному. Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:
- сложные криволинейные планы;
- мощная пластика стен;
- создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем;
- создание величественных архитектурных ансамблей в городах и двор
цово-парковых - в загородных резиденциях;
- обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоратив
ных деталей и скульптур;
- богатая игра цвета и света.
По самой сути барочное мышление антитетично. «Все в этом мире -правда и неправда» - название пьесы Кальдерона исполнено глубокого смысла. Универсум барокко - поле игры и борения противоположных начал. По словам Я. Бёме, «из Да и Нет состоят все вещи, будь то названо
|
божеское, дьявольское, земное или какое-либо прочее. Одно из них, Да, есть чистая сила и жизнь, и есть божья правда, или сам Бог. Само по себе оно было неразличимо без Нет. Холод-корень жары, и жара - причина, по которой холод распознаваем. Вне их двух, которые все пребывают в постоянном борении, были бы все вещи лишь Ничто и оставались в покое, вне подвижности. Истекающая воля желает несхожести, дабы могло зреть и распознавать вечное зрение».
Антитетично барочное мироощущение, восприятие времени, понимание разума. Сводить барокко к рационализму столько же упрощенно, сколько и к иррационализму. Согласно Э. Кассиреру, «математицизм Декарта - лишь одно из выражений его спиритуализма», а у Лейбница «рациональное естественно сочетается с чудесным».
В эпоху барокко универсальна категория чудесного. По словам А. М. Панченко, «эпоха жаждала чудес и сенсаций». Чудо обязательно для празднества, обладает морально-дидактической значимостью, сопутствует «изобретению». Чудеса творят «быстрые разумом» художники, создающие «из несуществующего существующее». Чудесным образом раскрывался мир вокруг - стремительное обнаружение все нового, страстные поиски неизведанности делали неожиданность непременной частью мироощущения. С этим вполне согласуются основы «эстетики чудесного», разработавшей очень дифференцированный аппарат для воплощения всего поражающего воображение воспринимающего. «Сенсационность барокко» проявлялась, вероятно, наиболее отчетливо в культе чудес и чудищ. Продолжая тенденции, намеченные маньеризмом, именно барокко создает систему «кунсткамер», определяющую весьма существенные свойства культуры в целом. Раритеты, старательно собираемые барокко, подключались к сложным традициям морально-дидактической мысли, связывались с темой «бренности», имели скрытый или откровенный эмблематический смысл.
|
Равновесие, единство и цельность барокко специфичны - это равновесие, единство и цельность антитезы. То, что барокко распространило принцип антитезы на мир и искусство, сообщает этой культуре неповторимое своеобразие. Здесь мы находим еще один «разрыв времен» при внешней связи с длительной традицией, еще одно преобразование старого, при котором меняется его стилевая функция, и обретается новое качество эпохи.
Барокко изменило мир культуры, сами представления о ней. В художественную практику хлынул поток новых идей, настало время великих открытий. Образовалось множество новых форм, жанров. Культура обрела несколько измерений, категорий. Одно из них - пространство, основа архитектуры.
Осознание пространственности как важнейшего композиционного фактора связано с достижениями всей барочной культуры. Характерно, что именно в XVII веке в итальянском языке появляется слово, обозначающее среду, - ambiente. Микро- и макровеличины занимают практически всех ученых и мыслителей барокко. Человек мыслится в двойной перспективе,
существует между двух бездн: бесконечно малого и бесконечно великого. Это двойное измерение, перенесенное из математики в философию, становится традиционным для французской мысли, начиная с Паскаля. «Человек, - говорит Паскаль, - ничто в сравнении с бесконечным, все в сравнении с ничтожеством, середина между всем и ничем. И на всем, что нас окружает, лежит печать этой двойной бесконечности».
Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба - стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность общественного положения человека.
|
Лучшим из архитектурных ансамблей Италии XVII в. стала площадь перед собором св. Петра, спроектированная Лоренцо Бернини (1598-1680) в 1656-1667 г. Бернини оформил площадь перед собором как продолжение храма. Прямо от краев фасада далеко вперед протянулись крытые галереи -коридоры, образующие трапециевидное пространство, а от концов галереи разошлись с 2 сторон двумя рукавами колоннады из 284 колонн и 80 столбов высотой 19 м каждый. Аттик колоннады украшают 96 статуй. Сам Бернини сравнивал рукава с объятиями церкви, готовой принять в свое лоно всех страждущих. По выражению Бернини, колоннады «подобно распростертым объятиям, захватывают зрителя и направляют его движение к главному фасаду, к алтарю».
Очень интересна королевская лестница - «Скала реджа», соединяющая собор св. Петра с Ватиканским дворцом. Первые колонны - громадные, при поднятии лестницы они уменьшаются и наверху сделаны под рост папы. В результате всем кажется, что папа громадного роста (игра с линией - обмануть глаза, создать иллюзию пространства). Благодаря этому выход папы на богослужение превращался в величественное зрелище.
Восприятие пространства антитетично. Но, в зависимости от того, какими видятся перспективы культуры, оно может приобрести либо трагический, как у Паскаля, либо оптимистический, как у Тезауро, акцент. Антитетичное осмысление пространства вполне согласуется с восприятием других категорий, прежде всего - времени.
Коренным образом изменилось в эпоху барокко осмысление категории времени. Время имело аллегорический смысл - барокко удерживало сред-
невековые аллегории времени и вечности, которые, как правило, противопоставлялись, но могли и сближаться: «Вечность чуждалась постоянных перемен, которые несло с собой Время, всего того, что совершалось ежечасно. Она отмечала своей печатью в мире только то, что постоянно». Время предполагало «необратимость, быстротечность, преходящесть». Но средневековье не знало категории безвременья, придающей невероятную напряженность барочному мышлению, безвременье обозначает границу времени и вечности.
|
Ощущение этой пограничности великолепно передает поэзия, музыка, философия немецкого барокко. В архитектуре и дизайне идеализация образов сочетается с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность - с фантазией, религиозная аффектация - с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. Эти приёмы проявились в постройках Дж. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи, в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Л. Бернини, архитектора Ф. Борромини, позднее в фантастичных постройках Г. Гварини.
Перевороты, осуществившиеся одновременно в осознании пространства и времени, были связаны с динамизмом. Движение - одна из важнейших категорий барокко, его ключевая тема. Один из символов эпохи - бог -Вечный часовщик, который творит, заводит и регулирует универсум. Как говорил Кеплер, «ради созерцания, для которого человек сотворен, украшен и надежен глазами, человек не мог пребывать в состоянии покоя в центре; требовалось, чтобы он на земном корабле ради вящей возможности проводить наблюдения в годичном движении переносился в пространстве, подобно землемеру, меняющему свое положение относительно недоступных объектов».
Открытие движения вызвало важнейшие перестройки в искусстве. Принцип движения вносится в живопись, архитектуру, скульптуру, театр. В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Архитектура барокко - это архитектура масштабных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства.
В интерьерах стиля барокко очень популярны зеркала, живописные полотна или скульптуры с изображениями полуобнаженных тел в динамике, - то есть в движение, в физическом усилии, напряжении борьбы. Пейзажные полотна также очень уместны в интерьере. Это могут быть разнообразные природные мотивы, на фоне которых изображаются сюжеты из крестьянской жизни.
|
«Жизнь есть сон». Это название пьесы Кальдерона могло бы становится эпиграфом ко многим книгам о барокко. Иллюзорность окрашивает барочное мироощущение.
Соседство героев, богов, реального и ирреального действия, всякие волшебства были единственными для барочного вкуса, являлись высшим выражением изменчивости, динамизма, превращения, чудеса были не внешними, чисто декоративными элементами, а составляли непременную часть художественной системы.
Иллюзорность и театральность - качества, стоящие рядом. Они наделены универсальностью. Один из крупнейших теоретиков барочного «остроумия», Тезауро сближал два представления «жизнь есть сон» и «жизнь есть театр». Главные принципы остроумия - внезапность, неожиданность, яркость - во многом обусловлены этими взглядами. Иллюзорность и театральность, впрочем, как и другие качества барокко, нашли яркое выражение и в интерьерах этой эпохи.
Интерьер в стиле барокко - это, в первую очередь, сложные и красивые изогнутые силуэты элементов дизайна, яркие краски, неповторимая игра света и тени. В стиле барокко открывается совершенно новое восприятие стены. Стена как символ надежности и монументальности дополняется небывалой прежде пластикой и динамикой. Интерьер дополняется изящными, более сложными качествами: изогнутые линии в предметах декора и элементах оформления, прекрасные камины, интересная инкрустация, динамичные силуэты кресел, диванов и стульев, сказочные кровати с балдахинами и с множеством красивых драпировок, огромные зеркала - это те черты, которые делают интерьер аристократичным, роскошным, богатым и очень торжественным. Фасады, а также интерьер в целом насыщены множеством таких разных декоративных элементов, как барельефы, скульптурные группы, вазы, картуш и т. п.
В интерьере очень популярно применение инкрустаций драгоценными металлами, такими как золото и серебро. Мрамор, кость, медь, мозаика также часто используются в самых разных предметах дизайна. Мебель отделывают дорогими, изысканными тканями, бахромой. Текстильные драпировки применяются также и для стен. Кроме того, используется много лепнины.
Характерные волнообразные линии воплощаются в дизайне мебели. Для ножек характерны интересные изогнутые формы. Среди предметов мебели очень популярными становятся комоды с выдвижными ящиками, бронзовые напольные часы, постаменты для скульптур.
Кресла и диваны в стиле барокко отличаются волнообразными спинка-
ми. Конструкция диванов напоминает собой интересный ансамбль из вместе сложенных нескольких кресел. Столы зачастую уснащают круглыми и достаточно массивными столешницами, а также декорируются перламутром, мозаикой или цветным мрамором. Кровать стиля Барокко напоминает некий шатер, в котором используется много драпировок, занавесей и бахромы. Все это создает ощущение театральности бытия человека. Не случайно одна из наиболее популярных аллегорий барокко представляет мир в виде театра, в котором человек - игрушка, марионетка демиурга. Игровое культивируется в эпоху барокко. Любование не только искусством, но и искусственностью достигает апогея в середине XVII в.
Как маньеризм Возрождения перерастает в стиль барокко, так последний, в свою очередь, порождает стиль рококо, зародившийся во Франции в начале XVIII века. Достигнув апогея своего развития при Людовике XV, стиль господствовал до 1780-х годов, после чего был вытеснен неоклассицизмом. По сути рококо - это усовершенствованное барокко, полностью соответствующее духу вычурного, жеманного времени и утверждающее художественную концепцию беззаботной жизни изысканной личности среди изящных вещей. Наиболее полно рококо выразился в архитектуре и декоративном искусстве (мебель, роспись на фарфоре и тканях, мелкая пластика). Искусство рококо, пользуясь достижениями предыдущих эпох (особенно барокко), не вносит в архитектуру принципиально новых конструктивных элементов, а лишь совершенствует существующие. Стиль отличается легкостью, грациозностью и кокетливыми нотками. Рококо демонстрирует гедонистические настроения аристократии того времени, стремление к побегу от действительности в иллюзорный мир театральной игры. Для рококо характерны тяготение к асимметрия композиций, мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью их внутреннего убранства. К искусству рококо относится творчество архитекторов Ж. М. Оппенора, Ж. О. Мейсонье, Г. Ж. Боффрана, живописцев А. Ватто, Ф. Буше и др.
Вывод
Драматизм бытия для сторонников стиля барокко является естественной формой существования природы и человека. Именно поэтому барокко считают патетическим стилем, который несет в себе сильные эмоции и мощную энергетику. Он выражает довольно прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничности и разнообразии мира, и его неповторимости.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!