Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Принятие страдания» как фундаментальный принцип трансформации энергии

2017-10-16 414
Принятие страдания» как фундаментальный принцип трансформации энергии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Напомним, что в рассматриваемой здесь картине любое переживание может осознаваться как некоторое распределение ощущений. Существуют, однако, две стратегии субъективного восприятия переживаний, интуитивно и бессознательно используемые многими людьми.

Первая стратегия содержит действия, которые на первом этапе ведут к усилению переживания, а затем к его трансформации – снижению или исчезновению. Внимательный читатель обнаружит в ней шаги приведенных выше техник трансформации. Эта стратегия сопровождается высоким уровнем интенсивности переживания (на первом этапе) и высоким уровнем осознанности.

Вторая стратегия позволяет воспринимать это же переживание с минимальной интенсивностью, т. е. субъективно как более легкое.

Существенно, что в обоих случаях исходное распределение ощущений, возникающее под воздействием внешних событий, остается неизменным, но порождаемые ими состояния принципиально различны. Это различие достигается выбором конфигурации границ осознания внутренней территории, см. ниже.

Для трансформации энергии уместна именно первая стратегия, т. к. она дает прямой доступ к переживанию энергии. Использование второй стратегии делает трансформацию энергии невозможной, однако именно она бессознательно используется во многих случаях для снижения интенсивности негативных впечатлений и болевых симптомов.

Для иллюстрации обеих стратегий мы рассмотрим восприятие болевого симптома, а затем негативного эпизода. Начнем с болевого симптома.

Первая стратегия включает следующие шаги: расфокусировать внимание, найти ощущения, переживаемые как боль, поместить ощущение «Я» в центр боли и расширить границы осознания. Важно проследить, чтобы внимание было расфокусировано во всей области боли и в ее окрестности. Концентрация направляется на локальное ощущение боли и расширение области расфокусировки (границ осознания).

Субъективно вся последовательность шагов в целом может восприниматься так, будто мы «впускаем» боль вглубь внутренней территории, «помогая» ей максимально «проявить себя». Это можно также выразить словами «двигаться навстречу боли».

Можно убедиться, что в результате этих действий интенсивность ощущения боли возрастает, но затем начинаются активные процессы трансформации; боль снижается и исчезает.

Вторая стратегия включает следующие шаги: располагать «Я» в глубине внутренней территории — глубже, чем центр боли и на некотором расстоянии от него. Мысленно создать воображаемую поверхность между «Я» и ощущением боли. Организовать внимание так, чтобы боль оказалась за пределами осознаваемой части внутренней территории. Точное выполнение этих инструкций, особенно последней, ведет к снижению боли. Боль начинает восприниматься как объект внешней территории, расположенный за пределами границ чувственного восприятия (см. раздел 6.4). Стабилизация состояния сопровождается компенсаторным напряжением некоторых зон тела. В случае продолжительной боли это напряжение становится хроническим, однако в субъективном восприятии интенсивность боли несколько снижается.

Другой вариант этой стратегии – вытеснение боли в глубинные зоны внутренней территории, в бессознательное. Для этого выполняются следующие шаги: располагать «Я» в поверхностных зонах внутренней территории — ближе к поверхности, чем центр боли, и на некотором расстоянии от него. Мысленно создать воображаемую поверхность между «Я» и ощущением боли. Организовать внимание так, чтобы боль оказалась в глубине внутренней территории, за пределами осознаваемой части. Далее все происходит так же, как и в предыдущем варианте этой стратегии. Однако теперь компенсаторные телесные напряжения организованы так, то движение вглубь внутренней территории оказывается труднодоступным или невозможным; устойчивое мышечное напряжение препятствует ему.

Оба варианта второй стратегии могут осуществляться неявно через действия во внешней территории. Это любые способы переключения внимания, способы отвлечься, включая прогулки, развлечения, общение и т. д.

 

* * *

 

Аналогичные стратегии могут быть использованы при переживании сильных эмоций или внешнего стресса. Для иллюстрации можно рассмотреть любой внешний эпизод, содержащий момент стресса, и поместить его визуальный образ во внутреннюю территорию. Это может быть чья-то поведенческая реакция или чье-то высказывание, вызывающие сильную эмоцию. Образ должен быть движущимся и звучащим, и по окончании сюжета воспроизводиться вновь; последнее необходимо для устойчивой стабилизации переживания. Теперь мы рассмотрим (как и выше, в случае боли) два типа состояний: в одном из них интенсивность переживания будет максимальной, в другом – минимальной. Начнем с первой стратегии – создания максимальной интенсивности переживания.

Первая стратегия включает следующие внутренние действия (которые повторяют некоторые шаги приведенных выше техник трансформации): расширить границы осознания так, чтобы образ и вызываемые им ощущения оказались внутри этой области; объединить «Я» с ощущением переживания. Образ остается в периферийной части внимания, а «Я» и расширившийся на предыдущих шагах объем ощущения — в центральной. Необходимо раскрыть эту область глубь внутренней территории и одновременно во внешнюю территорию. Теперь легко настроиться на образ таким способом, чтобы интенсивность переживаний стала максимальной и полностью осознанной. Субъективно это переживается так, будто мы «позволяем» и «помогаем» переживанию захватывать значительную часть внутренней территории и смещаться в ее глубинные области.

В результате этих действий интенсивность переживания эмоции возрастает, но затем начинаются активные процессы трансформации; эмоциональное переживание снижается и исчезает.

Вторая стратегия порождает состояния минимальной интенсивности переживания. Это достигается с помощью следующих шагов: мысленно создать воображаемую поверхность, отделяющую ощущение «Я» от визуального образа и вызываемого им переживания; организовать внимание таким способом, чтобы визуальный образ оказался за пределами границ осознания. При четком следовании этим инструкциям визуальный образ переводится в разряд внешних объектов, находящихся за пределами границ чувственного восприятия. В сложных случаях, однако, последняя инструкция трудновыполнима и требует высокой концентрации. Если это удается, то переживание практически исчезает. В любом случае перечисленные действия ведут к существенному снижению интенсивности переживания.

Можно добиться стабилизации этого состояния ценой хронического напряжения в тех или иных зонах тела. Обычно именно это и делается бессознательно; внутренний выигрыш состоит в снижении остроты переживания и в возможности спокойного обдумывания ситуации.

Как и в случае боли, возможен другой вариант этой стратегии, в котором переживание вытесняется вглубь внутренней территории, и проблема вытесняется в бессознательное.

Оба варианта второй стратегии также могут быть неявно выражены через внешнюю активность. Как уже упоминалось, сюда относятся любые способы отвлечься, переключить внимание, включая развлечения и другие способы компенсации. Очень часто это интенсивная профессиональная деятельность.

 

* * *

 

В рассматриваемом здесь подходе всегда используется именно первая стратегия. Использование второй стратегии, при всех ее кажущихся выгодах, в нашем подходе считается нежелательным, т. к. затрудняет, а чаще всего делает невозможными, процессы трансформации.

В современном мире, однако, многие люди еще в детстве «обучаются» бессознательно следовать второй стратегии, т. к. она снижает болевую симптоматику и силу эмоциональных переживаний в ситуациях стресса. Как правило, это сопровождается иллюзией отсутствия проблем либо их «забыванием».

Различные методы внушения или самовнушения, снижающие силу переживаний, техники положительных аффирмаций, различные способы «настройки» на «уверенность в себе» и «позитивный результат» также неявно содержат эту стратегию. Заметим, что стратегически такие действия ведут к бессилию и проигрышу, т. к. сопровождаются вытеснением боли и страха. Как упоминалось выше, стабилизация состояний, в которых переживание и боль снижены, ведет к хроническим мышечным напряжениям, удерживающим вытесненные страхи в бессознательном. Тактически использование этой стратегии также не выгодно. Оно вынуждает человека находить компромиссные и не очень точные решения под влиянием бессознательных страхов. Кроме того, при неожиданном повороте событий (внезапный стресс) острота вытесненных переживаний восстанавливается. Это может происходить в наиболее неподходящие моменты, отменяя все подготовленные позитивные состояния.

В нашем подходе считается, что именно трансформация сюжетных страхов и болевых симптомов создает значительные преимущества – как тактические, так и стратегические. Действительно, трансформация является необходимым условием создания новых, более эффективных поведенческих стереотипов. Кроме того, она позволяет создавать реальную уверенность и силу вместо внушенных под воздействием «настроек на позитивное», и способствует исцелению текущих и хронических заболеваний.

Как уже говорилось, трансформация возможна только из состояний высокой интенсивности страдания — переживания тяжелых и неприятных ощущений, сопровождающих негативную эмоцию или физическую боль (на фоне максимальной телесной расслабленности). Поэтому состояние максимальной доступности ощущений боли или эмоции является неотъемлемой частью каждой трансформационной техники.

 

* * *

 

Это правило неявно присутствует в духовных традициях. Понятие «высокая интенсивность переживания» передается категорией страдание. Оно всегда присутствует в момент стресса и должно переживаться осознанно. В частности, в буддизме, христианстве и других традициях это правило формулируется как философский или этический принцип. В буддизме считается, что страдание неизбежно присутствует в жизни человека, являясь следствием ошибочных («выученных») стереотипов восприятия, эмоционального реагирования и мышления. Под страданием здесь понимается переживание любого стресса. Человек, готовый к реальному обучению и развитию, обязан принять это положение и научиться осознавать собственное страдание во всей полноте. В противном случае у него нет ни повода к изменениям, ни смысла их осуществлять, т. к. ошибочные стереотипы не будут осознаваться.

В христианстве страдание также рассматривается как особый духовный опыт, посланный свыше. Христианская формула принять страдание подразумевает проживание страдания с полной осознанностью и силой. Если следовать этому правилу буквально, то страдание, будучи осознанным во всей полноте, сначала усиливается. Осознанное его проживание сопровождается смирением – состоянием открытости (в том числе и телесной) и без протеста. Затем, в процессе проживания, страдание существенно снижается и исчезает. Вместо него рождается новое знание — новое в и дение реальности и новое понимание происходящего. Можно сказать, что такое принятие страдания тождественно рождению нового знания – не ментального, но основанного на глубоком «выстраданном» внутреннем опыте.

Таким образом, принятие страдания можно рассматривать как первый шаг процесса трансформации энергии, а первая из двух приведенных выше стратегий переживания боли и стресса может рассматриваться как стратегия принятия страдания. Она выражает следующий фундаментальный принцип: во внутренней территории всегда следует двигаться навстречу страданию, добиваясь усиления интенсивности переживания (на фоне полного телесного расслабления); другими словами, страдание ведет. Вначале интенсивность переживания возрастает, но затем начинает стремительно убывать, полностью исчезая в некоторой точке; одновременно возрастает глубина переживания и становится здесь максимальной. В этой точке, однако, больше нет страдания: переживание воспринимается теперь как новое знание — новое в и дение источника страдания и способов проживания внешних сюжетов.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.