Иерархическая структура внутреннего наблюдателя — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Иерархическая структура внутреннего наблюдателя

2017-10-16 230
Иерархическая структура внутреннего наблюдателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Категория внутренний наблюдатель сложна и абстрактна. Ему приписывается функция осознавания. Предполагается, что он обладает способностью объективному взгляду на происходящее, включая осознавание актуальных состояний, переживаемых человеком[25]. В фокусе внимания внутреннего наблюдателя находятся оценка и анализ всего, что происходит во внешней территории, а также собственных действий и перспектив. Внутренний наблюдатель ориентирован как на внешнюю территорию, так и на внутреннюю. В нем заложены критерии, позволяющие создавать смыслы воспринятого.

Примерами деятельности внутреннего наблюдателя является осознавание событий прошлого, настоящего и будущего или их отдельных фрагментов, создание ментальных моделей происходящего – всего, что может быть однозначно сформулировано и выражено количественно. Эти параметры, будучи объективными (конвенциональными) и достаточно стабильными, представляют собой наиболее адекватный аналог классических наблюдаемых в квантовой теории. Таким образом, внутренний наблюдатель представляет собой, как уже упоминалось выше, аналог классического наблюдателя (прибора), фигурирующего в квантовой теории.

В нашем подходе внутренний наблюдатель будет рассматриваться как многоуровневая иерархическая структура, имеющая представительство в каждом из тонких слоев. С ними будут связываться разные состояния внутреннего наблюдателя. Субъективно они переживаются как более или менее тонкие уровни осознания каждого сюжета. Таким образом, внутренняя позиция человека может быть различной в разные моменты времени и зависит от того, какое из тонких состояний внутреннего наблюдателя активно в данный момент.

Каждое состояние внутреннего наблюдателя представлено определенным комплексом ощущений. Эти ощущения занимают фиксированное положение по отношению к телу. В обыденных состояниях они воспринимаются как ощущение в области затылка или висков, чаще – на продолжении серединного ощущения или еще выше вне тела. Ощущение фиксированного «Я» можно рассматривать как одно из низших состояний внутреннего наблюдателя.

В расширенных и трансперсональных состояниях сознания внутренний наблюдатель представлен тончайшими внетелесными ощущениями.

Эти ощущения можно обнаружить в момент наблюдения за перемещениями спонтанного «Я», интересуясь той инстанцией, которая пытается осознавать его положение в пространстве. Можно, например, в момент наблюдения мысленно задать вопрос, из какой точки осознается пространственное положение спонтанного «Я». Как уже сказано, обычно эта точка отмечена ощущением в области затылка или выше. Если перейти в более тонкие состояния, двигаясь вглубь внутренней территории, можно обнаружить внетелесные ощущения, указывающие положение внутреннего наблюдателя в более тонких слоях. Этому помогает вопрос: «где находится инстанция, осознающая положение внутреннего наблюдателя?» или, проще – «где находится тот, кто наблюдает?». Тем самым устанавливается иерархия уровней внутреннего наблюдателя; как уже сказано, она представлена разными группами тонких ощущений, соответствующих разным слоям.

Высшие уровни внутреннего наблюдателя ассоциируются с «истинным Я», или «высшим Я», которое иногда становится доступным в расширенных и трансперсональных состояниях сознания. Как считается в духовных традициях, оно постигается в процессе длительной внутренней эволюции.

Однако на начальных ее этапах, в детском и подростковом периоде, внутренний наблюдатель «приходит» извне, внося этические и поведенческие стандарты, свойственные данному сообществу. Эти стандарты могут быть ниже или выше, в зависимости от уровня развития общества. Они транслируются через религиозную традицию и светский социум и рассматриваются как проявление, возможно профанное (упрощенное), неких высших принципов (Божественной воли).

Таким образом, внутренний наблюдатель нижних уровней (обыденных состояний сознания) формируется в процессе социальной адаптации в детском и подростковом возрасте и содержит набор так называемых «объективных критериев» оценки происходящего – как во внешнем мире, так и о внутреннем пространстве личности. Эти оценочные критерии представляют собой синтез социальных стандартов и внутренних (ценностных) предпочтений личности. Такие критерии остаются стабильными на протяжении достаточно больш и х временных периодов – иногда в течение всей жизни – и с трудом поддаются изменению. Нередко решение проблемы связано с необходимостью подобных изменений.

Иногда такие критерии представлены в сознании в виде «твердых» убеждений и, время от времени, порождают внутренние конфликты.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.