Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Внутренние состояния (ощущения) как многомерные объекты

2017-10-16 349
Внутренние состояния (ощущения) как многомерные объекты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Напомним, что пространство бесформенного мира (как и области шестого и более тонких слоев внутренней территории) – многомерно, причем количество его измерений больше трех и возрастает с ростом слоя. Наполняющие его объекты – ощущения и переживания – это сложные многомерные образования.

В противоположность этому, все визуальные образы – это двух– или трехмерные объекты, т. к. через них в сознании представлены фрагменты внешней реальности, расположенные в физическом трехмерном пространстве. Эти объекты более просты, чем многомерные образования бесформенного мира.

В тонких слоях визуальный образ воспринимается как двух– или трехмерный объект, помещенный в многомерное пространство. Ощущение же, порождаемое этим образом, может быть многомерным и иметь столько же измерений, сколько и пространство слоя, в котором оно переживается. Поэтому ощущения, порождаемые одним и тем же образом в разных слоях, имеют разное число измерений и разные смыслы. Субъективно увеличение количества измерений с ростом слоя воспринимается как увеличение глубины переживания.

В плотных же слоях – от четвертого и ниже – пространство внутренней территории трехмерно, и визуальные образы сопровождаются более простыми переживаниями – эмоциями и телесными ощущениями, способными уместиться в трехмерном пространстве мира форм.

Важно понимать, что человеческому сознанию доступны (потенциально) как мир форм, так и бесформенный мир в полном объеме. Двух– или трехмерные объекты мира форм воспринимаются визуально. Четырехмерные и многомерные объекты визуальному восприятию не доступны, но каждый способен воспринимать их чувственно[73], также как и высшие измерения тонких слоев, ведущие за пределы трехмерного мира форм. Как уже сказано, расположенные там многомерные ощущения не имеют четкой формы; они содержат тончайшее знание, не представимое в виде визуального образа.

Итак, визуальное восприятие трехмерно, а чувственное – многомерно. Трехмерное пространство внешней реальности можно рассматривать как проекцию многомерного пространства внутренней территории, а объекты мира форм — как упрощенные трехмерные проекции многомерных объектов бесформенного мира. Субъективно это проявляется в том, что человеку труднее понять себя и свое отношение к внешним явлениям, чем понимать «объективный» ход событий.

Переход к упрощенным трехмерным проекциям можно представить себе в виде двух этапов: сначала бесформенное ощущение должно быть представлено как четкая многомерная форма, ограничивающая ту область пространства, где ощущение сильнее и все еще заметно; затем эта многомерная форма проецируется в трехмерное пространство. На первом этапе стираются полутона, на втором – снижается количество измерений (как на рис. 38, см. ниже, при переходе от трехмерной фигуры к двумерным проекциям).

 

* * *

 

Многомерные переживания тонких слоев бывают столь сложны, что иногда трудно осознать (тем более выразить) их суть в полном объеме Такое переживание может быть инициировано группой или серией сюжетов, занимающих большой объем внутренней территории; некоторые из этих сюжетов могут быть разделены во времени и не полностью осознаются. Во всех этих случаях причины и источник переживания не могут быть осознаны до конца.

В дальнейшем для столь сложных многомерных переживаний будет использован термин целостное переживание. Удобно представить его в виде совокупности проекций — переживаний этого же сюжета из более низких слоев. Ограничиваясь каким-либо нижележащим слоем восприятия, мы наделяем внешний сюжет переживанием этого слоя и особым смыслом, присущим именно этому слою. Переживание такого смысла мы и называем проекцией. Заметим, что один и тот же сюжет, воспринимаемый под разным углом зрения (т. е. из разных контекстов или из разных ролевых позиций) может вызывать разные переживания. Каждое из них следует рассматривать как одну из проекций. Таких проекций может быть много и они относятся к разным слоям.

Целостное переживание возникает как объединенное и одноврем е нное переживание всех проекций. Термин «объединенное» в данном случае обозначает, что все локальные переживания, относящиеся к разным слоям и расположенные изначально в разных зонах внутренней территории, должны быть объединены в одной точке (см. техника 15, раздел 17.2). При таком «объединении» происходит поднятие слоя. Таким образом, целостное переживание относится к более тонкому слою, чем каждая из проекций.

Приведем пример. Предположим, что некто переживает многомерное объемное состояние (целостное переживание), которое можно трактовать как одиночество. Предположим также, что это состояние является фоновым, т. е. переживается без внешнего повода и безотносительно к какому-либо конкретному контексту. Оно может появляться несколько раз в течение дня, затем исчезать и снова появляться. Такое переживание трудно объяснить и словесно выразить; его чувственное наполнение может меняться с течением времени и зависит от личностных особенностей человека. При попытках прокомментировать это состояние или лучше понять можно обнаружить некоторые его смыслы. Эти смыслы представлены различными «более простыми» контекстуально обусловленными состояниями — такими как непонятость, отвергнутость, покинутость, ненужность, безнадежность, страх или отчаяние и т. д. Мы называем их «более простыми», т. к. каждое из них проявлено в определенном контексте и имеет понятные внешние поводы.

Чтобы лучше понимать исходное многомерное переживание (в данном примере – одиночество), удобно представить его так, как если бы оно было составным и могло быть выражено через эти «более простые» состояния. Каждое из них может быть инициировано определенным внешним сюжетом и воспринимается как оттенок (в данном примере – непонятость, отвергнутость, покинутость…) исходного многомерного переживания. Эти состояния должны иметь меньшее число измерений, чем исходное многомерное переживание и быть его составляющими частями (компонентами). В дальнейшем они будут обозначаться как базовые состояния. Они более понятны и удобны для восприятия (на рисунке 38 это плоские формы – проекции)..

Подпространства меньшей размерности, к которым принадлежат базовые состояния, удобно выбрать так, чтобы каждое из них было ортогонально одной из координатных осей полного пространства внутренней территории. Например, плоскость XY на рисунке 38, ортогональная оси Z. Теперь базовые состояния можно определить как проекции объемного переживания на такие подпространства. Метафорически подобные проекции представлены на рисунке 38. Изображенный на этом рисунке трехмерный объект символизирует исходное объемное (многомерное) переживание, а каждая двумерная проекция – одно из базовых состояний.

 

Рис. 38. Трехмерная метафора многомерного ощущения. Здесь трехмерный объект символизирует объемное многомерное переживание (в приведенном выше примере – одиночество). Плоскими проекциями обозначены базовые состояния – проекции объемного переживания на подпространства меньшей размерности (состояния непонятости, покинутости…). Каждая плоскость ортогональна той из координатной осей, вдоль которой осуществляется проекция. Двумерный наблюдатель, воспринимая двумерные сюжеты, может переживать базовые состояния как ощущения, расположенные в двумерном пространстве. Трехмерную фигуру (в данном примере это метафора состояния одиночества) он не может воспринимать визуально и не может логически связать ее с конкретным контекстом. Однако, он может переживать объемное чувствование этой фигуры. В данном случае оно трехмерно и представляет собой одновременно воспринятую «сумму» трех ощущений, соответствующих проекциям. Будучи трехмерным (хотя и не наблюдаемым визуально), оно создает переживание трехмерного объема и ощущение трехмерной формы.

 

На этом рисунке метафорически показано, как многомерное переживание тонкого слоя раскладывается по базовым состояниям. Здесь пространство XYZ — это пространство исходного многомерного переживания, а плоскость XY — это пространство одного из базовых состояний.

Эти базовые состояния лежат в более низких слоях, переживаются одновременно, но имеют разные контуры (телесные проекции) в физическом теле, например, в солнечном сплетении, груди или горле… Можно переживать объемное многомерное состояние (в данном примере – одиночество), включающее все телесные ощущения, но можно также настроиться на переживание одного из них.

Как уже сказано, базовые состояния могут переживаться как ощущения, локализованные в определенных зонах внутренней территории. Обычно такие ощущения располагаются «вне тела» (в упомянутых выше подпространствах). Каждому из таких внетелесных ощущений можно также сопоставить и телесное ощущение в определенной зоне – телесную проекцию (или телесный контур) объемного переживания. Такие телесные проекции, как правило, обнаруживаются в центральной части каждого телесного уровня.

На практике осознанное перепроживание негативно окрашенных целостных состояний, подобных одиночеству, требуется в момент их трансформации. В этих случаях переживание должно быть стабильным и длиться до ее завершения. Такое стабильное переживание многомерного целостного состояния является затруднительным, т. к. последнее принадлежит труднодоступным тонким слоям.

Переход в более тонкие слои следует начать с переживания любой из проекций исходного многомерного переживания (в данном примере – покинутость, отвергнутость и т. д.), доступной в настоящий момент. Каждая из проекций, как уже сказано, принадлежит пространству меньшей размерности и переживается в определенной зоне вне тела[74]. Эти проекции, рассматриваемые вместе, составляют контур напряжений. Как объяснено в разделе 17.4, для восстановления контура напряжений необходимо раскрывать внутреннюю территорию (тело) в области локализации каждого актуального ощущения, наблюдая за новыми локальными ощущениями, появляющимися в периферийном внимании (в различных зонах тела) в момент раскрытия. Затем необходимо концентрироваться одновременно на всех обнаруженных локальных ощущениях, расслабляя область между ними и расширяя границы осознания внутренней территории до полного объединения всех локальных ощущений (шаги техники 17, см. раздел 17.4).

В результате происходит повышение слоя и переход к пространству б о льшей размерности (более тонкому слою), в котором располагается исходное многомерное переживание, в данном примере – одиночество; теперь оно может быть полностью осознано. Соответствующее ему многомерное ощущение локализовано в определенной точке этого более тонкого слоя и осознается в момент объединения проекций. Концентрируясь и раскрывая эту область, можно добиться полной трансформации исходного многомерного переживания.

 

* * *

 

Изложенную здесь стратегию можно рассматривать как технику перехода к осознанию переживаний более тонкого слоя. Она включает два этапа:

● расфокусировка внимания и осознание контура напряжений – всех точек локализации базовых состояний;

● концентрация на всех точках локализации до полного их объединения, это должно сопровождаться расслаблением тела (внутреннего пространства) и расширением границ.

На рисунке 38 можно видеть метафорический образ этой стратегии. Основной ее шаг – концентрация одновременно на всех локальных ощущениях контура напряжений. В данной метафоре концентрация должна быть направлена одновременно на каждую из трех плоских проекций. Остальные шаги, сопровождающие концентрацию, ведут к объединению этих проекций в изображенную на рисунке пространственную фигуру. Естественно, что в реальных процессах нет визуальных форм. Аналогом плоских проекций и трехмерной фигуры являются ощущения базовых состояний и ощущение целостного переживания.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.