Техника 35. Трансформация переживаний тонких слоев (6-го и выше) с помощью асан хатха-йоги — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Техника 35. Трансформация переживаний тонких слоев (6-го и выше) с помощью асан хатха-йоги

2017-10-16 251
Техника 35. Трансформация переживаний тонких слоев (6-го и выше) с помощью асан хатха-йоги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Сформировать поток асаны и удерживать его в течение всей медитации.

2. Создать визуальный образ, поддерживающий переживание проблемы. Выбрать такой образ, чтобы переживание было максимальным, и поместить его во внутреннюю территорию. В этот момент порождаемые образом переживание и ощущения находятся в периферийном внимании. Поток асаны также удерживаются в периферийном внимании.

3. Переместить образ внутрь центрального (наиболее сильного) ощущения-отклика, одновременно расширяя границы осознания внутренней территории, особенно со стороны спины (желательно раскрыть область спины по серединной линии, максимально расширяя границы). Поток асаны остается в периферийном внимании.

 

Перемещение образа внутрь ощущения существенно меняет качество переживания проблемы: его интенсивность снижается, а глубина возрастает. Прежнее состояние перемещается в более тонкую область слоя или в следующий слой, и в дальнейшем будет восприниматься как тонкое переживание ценностного плана.

 

4. Ощущение и образ объединены, т. е. находятся в одной и той же области (точке). Тем не менее, внимание должно быть распределено так, чтобы визуальный об раз оказался в периферийном внимании, а ощущение – в центральном; концентрация должна быть направлена на дальнейшие шаги.

5. Раскрыть тело в этой точке, осознавая возникающий при этом энергетический поток проблемы.

6. Усиливать этот поток, используя концентрацию. Это сопровождается появлением слабых ощущений-откликов в других зонах внутренней территории.

7. Раскрыть эти зоны, создавая новый (дополнительный) поток проблемы в каждой из них. Поток асаны остается в периферийном внимании. Концентрироваться на всех новых зонах, расслабляя область между ними и добиться объединения всех потоков проблемы. Такой объединенный энергетический поток был обозначен выше (см. раздел 17.4, техника 17) как поток переживания.

 

На этом этапе во внутренней территории имеются две выделенные точки – энергетический центр асаны и энергетический центр переживания, и два энергетических потока – поток асаны и поток переживания. Теперь необходимо объединить их:

 

8. Концентрируясь одновременно на каждом центре и расслабляя область между ними, добиться объединения двух потоков – потока асаны и потока переживания. Центр асаны и центр переживания также объединены в одной точке, визуальный образ находится в этой же точке.

9. Усилить концентрацию на раскрытии этой точки.

10. Стабилизировать возникшее состояние. Концентрироваться на усилении единого потока, который включает как поток переживания, так и поток асаны.

 

Это состояние может длиться сколь угодно долго, до полной трансформации переживания. Субъективно это воспринимается так, будто энергия переживания (или энергия проблемы) «вытягивается» из проблемного образа с помощью потока асаны.

 

* * *

 

Итак, выполнение второго варианта медитативной йоги включает три этапа:

1. Создание потока асаны.

2. Создание потока переживания (или потока проблемы).

3. Объединение этих потоков и создание единого трансформирующего потока асаны.

На каждом этапе происходит переход в более тонкую область слоя или в следующий слой. Конечное состояние, в котором присутствует единый трансформирующий поток асаны, относится к наиболее тонким слоям или области за пределами слоев. Это состояние поддерживается асаной и может длиться сколь угодно долго. Здесь возможна трансформация самых тонких, в том числе и трансперсональных переживаний.

Хотя данная техника включает много этапов, она может быть освоена достаточно быстро, т. к. все состояния поддерживаются энергетическим потоком асаны. Субъективно этот поток воспринимается как внешний и не требует сильной концентрации.

Многие шаги этой техники выполняются одновременно. Сюда относятся такие шаги, как расфокусировка внимания и расслабление тела, раскрытие зон дискомфорта и проблемных зон, концентрация на этих зонах и их объединение, создание единых потоков, манипуляции с образом и перераспределение внимания и т. д. При некотором навыке все эти шаги выполняются за считанные секунды, после чего возникает стабильное состояние. Оно воспринимается как полный покой и неподвижность, на фоне которых хорошо осознаются энергетические потоки.

 

* * *

 

Эффективность этой техники тем выше, чем выше навык концентрации. Этот навык относительно быстро развивается при регулярном использовании техники. Однако на начальном этапе, если ощущение дискомфорта в асанах слишком сильное и концентрации не хватает, можно использовать ее сокращенную версию.

 

 

Техника 36. Сокращенная версия техники «медитативная йога» (техник 32 и 34)

1. Выбрать асану. Выполнять ее в течение всего медитационного процесса.

2. Расслабить тело и расфокусировать внимание во всем теле.

3. Осознать наиболее яркое ощущение дискомфорта, направить в него концентрацию, еще больше расслабить тело и раскрыть эту зону.

4. Осознать выходящий поток и направить всю концентрацию на его усиление. Для этого раскрывать тело (внутреннюю территорию) еще больше и из б о льшей глубины.

5. Продолжать процесс до тех пор, пока не прекратится выходящий поток. К этому моменту ощущение асаны становится более комфортным.

 

 

20.4. Медитативная походка и медитативный бег [45]

 

Следующая группа трансформационных техник связана с монотонным или спонтанным движением: бег, плавание, ходьба, спонтанный танец и т. д.

Любая двигательная активность может быть использована как источник энергии для процессов трансформации. Например, интенсивные трансформационные процессы могут быть инициированы неторопливой прогулкой или бегом по ровной местности. Мы начнем с техник медитативного движения – медитативной походки и медитативного бега. Техники трансформации в этих двух случаях идентичны.

Движение здесь рассматривается как способ выстраивания и стабилизации определенного внутреннего состояния. Затем это состояние будет использовано в процессах трансформации. Поэтому нас будут интересовать способы воздействия на внутренние состояния с помощью движения. Их исследование удобно начать со следующих действий:

● Двигаться по ровной местности – идти или бежать.

● Расслабить тело, расфокусировать внимание и раскрыть внутреннюю территорию. В дальнейшем любое движение (бег, танец, плавание…) будет обозначаться как медитативное движение. Расфокусированное внимание может быть организовано тремя способами – направлено вовне, направлено внутрь, либо распределено вовне и внутрь. Соответственно существуют три типа медитативного движения. Во всех трех случаях необходимо раскрыть центр медитативного движения, см. ниже.

● Выбрать определенный слой внутренней территории и оставаться в нем в течение первой части эксперимента.

● Осознавать движение ощущений, возникающих синхронно с шагами. Необходимо двигаться равномерно, без внутреннего диалога, удерживая внимание внутри тела и ближайшей его окрестности (в границах выбранного слоя).

● Можно заметить, что равномерное движение создает и стабилизирует определенное внутреннее состояние. Другими словами, с каждым типом ходьбы или бега связано особое внутреннее состояние. Если не вкладывать в процесс собственной концентрации и воли, то это состояние выстраивается спонтанно, оно задается типом походки – ее темпом, скоростью, а также распределением мышечных напряжений (мелких мышечных стереотипов, затрагивающих разные группы мышц). В дальнейшем мы будем говорить об этом как о мышечных паттернах.

● Продолжая двигаться и исследовать характер ощущений, можно обнаружить, что существует центральное ощущение. Мы будем называть его центр медитативного движения. Это ощущение легко найти, если внимание расфокусировано во всем теле и за его пределами. Обычно центр медитативного движения совпадает с положением фиксированного «Я» («откликается» на вопрос: «где мое «Я»?), которое находится в какой-либо точке переднесерединной линии тела.

Если не вкладывать в процесс собственной концентрации и воли, то положение центра медитативного движения зависит только от характера движения. При медленной ходьбе (или беге) центр располагается в нижней части туловища, а при ускорении движения – поднимается в верхние зоны тела – до уровня горла и выше. Это же относится и к слою. Слой также зависит от характера движения: быстрое движение порождает более тонкий слой (и б о льший масштаб восприятия внешней территории). В этом можно убедиться непосредственным экспериментированием.

Итак, изменяя характер движения – скорость, темп походки и мышечные паттерны — можно добиться вертикального смещения центра движения.

На следующем этапе исследования необходимо убедиться, что центр движения можно смещать с помощью волевых усилий и концентрации, перераспределяя внимание. Темп и скорость ходьбы (или бега) остаются прежними, но меняется распределение ощущений и мелких мышечных паттернов. В этом случае вертикальное смещение центра происходит осознанно и преднамеренно с помощью одной только концентрации. Этим же способом можно изменять слой.

Для тренировки в этом процессе необходимо двигаться с постоянной скоростью и перераспределять внимание разными способами, добиваясь разных положений центра медитативного движения и изменений слоя.

 

* * *

 

Подведем итог. Нас интересуют способы управления внутренним состоянием и способы его стабилизации. Экспериментируя с походкой и б е гом, можно обнаружить, что внутреннее состояние определяется положением центра медитативного движения.

Имеется два способа воздействовать на положение центра медитативного движения: с помощью «телесных» усилий и с помощью волевых усилий (с «уровня материи» и с «уровня духа», если пользоваться метафорой дух-материя).

В первом случае внимание должно быть расфокусировано и направлено вовне. Положение центра зависит от скорости движения и характера ландшафта местности.

Во втором случае внимание направлено внутрь. Положение центра зависит от волевых усилий, распределения концентрации и внимания.

Есть еще третий – комбинированный – способ управления положением центра медитативного движения. В этом случае внимание расфокусировано – направлено и внутрь и вовне. С одной стороны, тело настраивается на внешний ландшафт и скорость движения, с другой стороны и концентрация воздействует на состояние. Мы получаем медитацию, в которой тело и дух «участвуют вместе и синхронно». Положение центра медитативного движения формируется как точка равновесия при взаимодействии этих двух сил – двух вертикальных энергетических потоков (см. рис. 6, стр. 21). Такое медитативное движение представляет собой пример синхронной медитации, рассмотренной ниже.

 

* * *

 

Приведем две техники трансформации, основанные на медитативном движении.

 

 

Техника 37. Состояние медитативного движения и трансформация переживаний

1. Двигаться по ровной местности (идти или бежать), расслабить тело и расфокусировать внимание. Осознавать положение центра медитативного движения и слой внутренней территории.

2. Двигаться без мыслей, расширяя границы осознания так, чтобы включить во внутреннюю территорию весь окружающий ландшафт или некоторые его фрагменты, одновременно концентрируясь на центре медитативного движения и раскрывая его. Продолжая такое движение, можно пережить устойчивое «состояние силы», которое в дальнейшем мы обозначим термином состояние медитативного движения.

3. Сформировать визуальный образ сюжета, подлежащего трансформации. Поместить его во внутреннюю территорию. Осознать распределение ощущений, которое поддерживается образом. Найти единое ощущение – центр переживания.

4. Слой внутренней территории выбрать так, чтобы переживание было достаточно глубоким и одновременно сильным. На этом этапе во внутренней территории присутствуют два ярких ощущения: центр переживания и центр медитативного движения.

5. Концентрироваться на обоих центрах, расслабляя область между ними до полного объединения. В конце процесса центр медитативного движения и центр переживания совпадают.

6. Раскрыть эту область и создать энергетический поток.

7. Подобрать скорость движения так, чтобы поток был максимальным.

8. Продолжать движение до полной трансформации.

 

В этом описании использовался первый – «телесный» – тип воздействия на положение центра медитативного движения (из трех обсуждаемых выше способов). Можно также воспользоваться третьим способом, основанном на синхронной медитации. Для этого необходимо сделать очевидные дополнения ко второму шагу, распределяя внимание так, чтобы центр медитативного движения совпал с центром переживания проблемы.

Медитативное движение, особенно медитативный бег, удобно использовать для трансформации убеждений и других ментальных форм. Необходимо выполнить следующие шаги.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.