Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-10-16 | 341 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Время и пространство есть категории внешней реальности, т. е. мира форм. Они отсутствуют в состояниях бесформенного мира и появляются на этапе перехода в шестой-пятый слои из более тонких. В восьмом и седьмом слоях восприятие мира все еще вневременн о е. Оно в большей степени остается чувственным (не визуальным). Здесь имеется в виду многомерное чувственное восприятие, о котором говорилось выше, см. рис. 38. Преобладание визуального восприятия возникает на этапе перехода в шестой и пятый слои. Как уже сказано, визуальное восприятие всегда остается трехмерным, даже если визуальные образы перенесены в шестой-восьмой слои. Ощущения же, порождаемые этими визуальными образами, имеют разное количество измерений в зависимости от слоя. В частности, ощущения седьмого-восьмого слоев обладают б о льшим числом измерений и б о льшей «объемностью» (или глубиной), чем ощущения шестого и пятого слоев.
Интересно проследить процесс перехода из бесформенного мира в шестой-пятый слои и появление времени и пространства.
Чтобы лучше понять, как переживается восприятие времени в разных слоях, можно провести мысленный эксперимент, последовательно просматривая один и тот же сюжет из разных слоев – от восьмого до пятого и более низких. Сначала обсудим отдельные шаги и содержание эксперимента.
* * *
Мы будем рассматривать некоторый сюжет, разворачивающийся в течение длительного временн о го периода. Мы хотим проследить, как переживание сюжета переносится из тонких слоев в плотные: в седьмом слое оно еще осознается как локальное многомерное ощущение, в шестом-пятом – как его временн а я развертка, а в пятом-четвертом – как пространственно-временн а я развертка.
|
Начнем с описания действий в пятом и шестом слоях. Здесь можно представить весь сюжет в виде череды визуальных образов. Помещая эти визуальные образы во внутреннюю территорию в той последовательности, как они проживались в реальности, мы обнаружим, что в пятом и шестом слоях они спонтанно располагаются на условной линии, которая будет интерпретироваться как линия времени. Каждой точке этой линии соответствует определенный момент времени, определенное ощущение и определенный образ. Абстрагируясь от образов, мы получим линию, заполненную ощущениями. Какую бы точку на этой линии мы ни выбрали, всегда можно по отношению к ней указать области прошлого, настоящего и будущего. Для практических целей достаточно выбрать на этой линии три ощущения – ощущение прошлого, ощущение настоящего и ощущение будущего. В дальнейшем, говоря обо всей линии времени, мы будем подразумевать эти три ощущения, обозначающие начало, середину и конец линии, либо какого-то ее отрезка.
На следующем этапе эксперимента мы будем исследовать, как эта линия времени переживается в разных слоях. Наиболее интересны состояния пятого, шестого и седьмого слоев. Напомним некоторые особенности восприятия этих слоев и техники перехода между ними (см. техники раздела 7.5. и техники 17, 19, 20 раздела 17.5.).
В состояниях пятого слоя фиксированное «Я» и внутренний наблюдатель воспринимаются как независимые структуры и расположены в разных точках внутренней территории. В состояниях шестого слоя фиксированное «Я» и внутренний наблюдатель пространственно объединены и воспринимаются как единая структура. Эта объединенность сохраняется и во всех более тонких слоях. В состояниях седьмого слоя объединены переживания прошлого, настоящего и будущего; они воспринимаются как одно многомерное локальное ощущение. Их объединенность также сохраняется и в более тонких слоях. В состояниях восьмого слоя в одно локальное ощущение объединены фиксированное «Я» и внутренний наблюдатель, а также переживания прошлого, настоящего и будущего. Другими словами, локальное многомерное ощущение всей линии времени должно быть объединено с ощущением центра осознания («Я» и наблюдатель — вместе). Такое переживание линии времени остается и во всех более тонких слоях.
|
Напомним, что для перехода из пятого слоя в шестой необходимо концентрироваться в точках, где располагаются фиксированное «Я» и внутренний наблюдатель, одновременно расслабляя область между ними (либо «проваливаясь» глубже) и расширяя границы осознания внутренней территории; это делается до момента полного объединения обеих структур – «Я» и наблюдателя.
Чтобы перейти из шестого слоя в седьмой, необходимо концентрироваться одновременно в точках прошлого, настоящего и будущего (начала, середины и конца сюжета), расслаблять область между ними, одновременно расширяя границы осознания внутренней территории и добиваясь объединения всех трех точек. В результате этих действий вся линия времени объединяется (собирается) в одной точке многомерного пространства седьмого слоя и переживается как одно локальное многомерное ощущение.
Для перехода из седьмого слоя в восьмой необходимо объединить в одном локальном ощущении фиксированное «Я» и наблюдателя (это сделано при переходе в шестой слой) с многомерным локальным ощущением линии времени (которое получено при переходе в седьмой слой).
* * *
Итогом мысленного эксперимента являются следующие наблюдения. В пятом слое преобладают визуальные образы – все еще относительно четкие и яркие. В шестом слое акцент смещается в сторону ощущений, тогда как визуальные образы становятся тусклыми и нечеткими. Однако в обоих случаях линия времени может быть организована как временн а я развертка сюжета: в пятом слое – как визуально наблюдаемый фильм, в шестом – как поток ощущений на фоне смутных визуальных символов. Удобно опираться на три выделенные ранее точки (начало-середина-конец).
Важно то, что в обоих слоях – пятом и шестом — линия времени представлена во внутренней территории как пространственно протяженный объект; прошлое, настоящее и будущее (начало-середина-конец линии времени) представлены разными точками внутренней территории.
|
Как уже говорилось, в седьмом слое (и в более тонких) линия времени воспринимается как локализованный многомерный объект, расположенный в некоторой точке пространства внутренней территории; прошлое, настоящее и будущее (начало-середина-конец линии времени) представлены одной точкой внутренней территории.
* * *
Будучи многомерным, единое ощущение целого сюжета вмещает весь объем чувственной информации, которая в более плотных слоях, где внутреннее пространство имеет меньше измерений, воспринимается в виде временн о й развертки. Для иллюстрации можно воспользоваться трехмерной метафорой этого утверждения: предположим, что двумерный наблюдатель, «живущий» в плоскости XY, пытается воспринимать трехмерный объект, расположенный вдоль оси Z; в силу своей двумерной природы наш наблюдатель способен воспринимать только плоские срезы этого трехмерного объекта – его проекции на плоскость XY из разных срезов, перпендикулярных оси Z. Чтобы воспринимать этот трехмерный объект во всем объеме, он будет вынужден представить его в виде последовательности плоских срезов, перпендикулярных оси Z, и воспринимать их один за другим, располагая вдоль этой оси. Такая последовательность двумерных форм играет роль временн о й развертки трехмерного ощущения, а ось Z – роль времени.
Целостное восприятие развернутого во времени сюжета – в виде единого многомерного ощущения – порождает новое понимание. Субъективно оно переживается как способность комментировать протяженное во времени явление так, будто мы «знаем» его суть, «знаем» от начала и до конца безотносительно к его внешней логике, причинно-следственным связям и упорядоченной эволюционной развертке; это «знание» основано на стратегиях «чувствую-вижу», см рис. 35 а, с. 231 и 37 б, с. 235. Переживание целостности иногда позволяет интуитивно предвидеть качества будущего.
* * *
Помимо хронологической последовательности ощущений и соответствующих им сюжетных фрагментов, в событийных потоках важны также и причинно-следственные связи. Одни фрагменты событийного потока рассматриваются как причины для других фрагментов.
|
Необходимо осознавать условность причинно-следственных связей. Они зависят от того, как выделяются фрагменты событийного потока при переходе от бесформенного мира к миру форм. Выделение значимых фрагментов намечается в шестом слое, обретает более четкие формы в пятом и материализуется при спуске в плотные слои.
В плотных слоях время и многие причинно-следственные связи переживаются как объективные явления, независимые от наших привычек (или стереотипов) восприятия. Примером таких связей являются законы природы. Эти связи принадлежат к первому и второму слоям. Они предписаны коллективным бессознательным и относятся к разделяемой реальности. В рамках нашей модели они могут рассматриваться как эффект некоего «коллективного стереотипа» при переходе от седьмого слоя к шестому и более плотным слоям.
Вместе с тем многие из более тонких причинно-следственных связей условны, хотя и воспринимаются внутренне как объективные. Однако они выстраиваются в соответствии с индивидуальной внутренней аксиоматикой наблюдателя, т. е. с привычным смысловым наполнением воспринятого.
Предположим, например, что некто опаздывает на деловую встречу. Почему? Разные люди ответят по-разному: или поздно вышел, или попал в пробку, или пропустил поворот, или отвлек телефонный звонок, … Все эти факты могли иметь место, но как проведены разделяющие их границы, какой из них замечен (т. е. выделен как четкая форма) и выбирается в качестве причины – зависит от индивидуальных, как правило неосознаваемых, предпочтений наблюдателя. Обычно несколько наблюдателей одного и того же события настаивают на разных вариантах причинно-следственных связей, т. е. называют разные причины возникшей проблемы.
Итак, в шестом слое мы наблюдаем событийный поток, состоящий из множества отдельных фрагментов, и произвольно соединяем их причинно-следственными связями. Здесь закладывается разделение на причины и следствия, затем оно уточняется и закрепляется в пятом слое и, наконец, материализуется в четвертом и более плотных слоях. Именно поэтому шестой слой (шестой уровень на рисунке 6, с. 21) уместно называть каузальным (причинным).
Разделение на причины и следствия закладывается в шестом слое, затем уточняется и закрепляется в пятом слое и, наконец, материализуется в четвертом и более плотных слоях.
* * *
Подводя итог, мы можем воспринимать природу времени следующим образом. В состояниях восьмого и седьмого слоев каждый протяженный во времени сюжет переживается как единое локальное вневременное (многомерное) ощущение. При переходе из седьмого слоя в шестой многомерность ощущений утрачивается. В сравнении с седьмым слоем снижается число высших пространственных измерений и, следовательно, «вместимость» ощущений. Исходное вневременное (многомерное) ощущение распадается на более простые, как на рис. 38, с. 240. Восприятия прошлого, настоящего и будущего «не умещаются» в одном ощущении и становятся разделенными. Субъективно это переживается так, будто ощущения прошлого, настоящего и будущего располагаются в разных зонах пространства шестого слоя и имеют разное качество, образуя линию времени.
|
Таким образом, временн а я развертка и причинно-следственные связи возникают как способ упорядочить ощущения, которые представляют собой проекции целостного сюжета в пространство шестого и пятого слоев. Время играет роль параметра, разделяющего эти ощущения.
Субъективно развертка во времени представлена как событийный поток. В шестом слое он воспринимается как поток чувственных переживаний — изменчивых ощущений без четких форм и временн ы х границ. Эти переживания сопровождаются неясными, слабо оформленными визуализациями. Простейший пример такого переживания можно получить в медитации, возникающей при наблюдении окружающего мира из окна быстро движущегося автомобиля. Для этого необходимо расфокусировать внимание, направляя его вперед по ходу движения, а весь наблюдаемый быстро меняющийся пейзаж должен быть включен во внутреннюю территорию; центральное внимание направлено внутрь. Если абстрагироваться от визуального содержания, то субъективно это будет восприниматься как быстро меняющийся поток ощущений на фоне плохо оформленных и изменчивых визуальных впечатлений. Условно такое переживание можно отнести к бесформенному миру. В реальных сюжетах оно встречается относительно редко, т. к. одновременно с потоком шестого слоя воспринимаются содержательные потоки мира форм — пятого, четвертого и более низких слоев. Эти потоки обсуждаются ниже.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!