Философские ориентиры для менеджмента — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Философские ориентиры для менеджмента

2017-10-11 545
Философские ориентиры для менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В предыдущих четырех параграфах рассмотрены основные философские направления современности. Разрешающая способность проводимого анализа была установлена таким образом, чтобы выделить в первую очередь глобальные философские ориентиры для менеджмента, а именно, аналитические, критико-герменевтические и постструктуралистские. В рамках каждого из философских направлений выделялись наиболее презентабельные для них отдельные философские теории. Философские направления всего лишь фиксируют их общие черты, следовательно, они имеют вторичный смысл. Первичные же смыслы сосредоточены в философских теориях. Уже отмечалось, что природа этих теорий довольно необычна. Все они выработаны не непосредственно в науке, а в смежной по отношению к ней области субстанциальной философии. Вряд ли это обстоятельство заслуживает каких-либо восторгов, но оно и не умаляет достижения субстанциальной философии. Ее представители, не считая для себя обязательным обращение к научному материалу, тем не менее, полагают, что им удается выразить его позитивный потенциал, но не непосредственно, а в философских обобщениях. Налицо довольно лукавая позиция, согласно которой философы способны превзойти ученых. Лукавство здесь состоит в том, что философы-субстанционалисты лишь на словах отказываются от науки. В действительности же они, будучи весьма образованными людьми, в своем философствовании даже при желании не могут обойтись без научных знаний. Невидимыми для поверхностного глаза путями научное знание просачивается в философские теории, по крайней мере, в те из них, которые имеют многочисленных сторонников. В результате даже субстанциальные философские системы во многих своих аспектах оказываются близкими к науке. Надо полагать, именно поэтому они представляют интерес для представителей субнаук.

Было бы неверно, подчеркивая субстанциональный характер философских теорий, отказываться от них. Они похожи на горные породы, содержащие прослойки и прожилки, порой весьма плодородные, благородных металлов (читай: продуктивных идей). Отказ от субстанциальных философских теорий тем более несостоятелен, что метанаучные философские спутницы субнаук, как правило, весьма невыразительны и скудны. Современное состояние метанауки не таково, что оно дает основания от ее имени проявлять высокомерие по отношению к субстанциальной философии. Современная метанаука, в том числе и в области менеджмента, проходит сложные пути своего становления, в значительной степени питаясь живительными токами знания, исходящими от основных философских направлений, рассмотренных выше. С учетом этого обстоятельства резонно в порядке подведения итогов выразить те философские ориентиры, которые представляют интерес для менеджмента. На наш взгляд, они должны, по крайней мере, учитываться теми, кто убежден в актуальности философии менеджмента. Для удобства читателя мы решили свести имеющиеся в нашем распоряжении выводы в единую таблицу.

 

Таблица 2.4

Философские ориентиры для менеджмента [109]

Философские теории Ориентиры для менеджмента
Аналитическая философия
Интуиционистская этика Дж. Мура Смело изобретайте принципы менеджмента. Они не нуждаются в определении. О силе их действенности следует судить по результатам действий.
  Прагматическая теория значения слова Л. Витгенштейна   Каждое слово, каждое предложение менеджера куда-то ведет. Этим обстоятельством определяется значение слова и предложения. Не говорите пустые фразы. Всегда четко определяйте желаемое, цели.
  Теория речевых актов Дж. Остина   Любой осмысленный фрагмент речи и текста есть действие, речевой акт. Когда менеджер что-то пишет или говорит, то он действует. Важно, чтобы его речевые акты обладали достаточно большой иллокутивной силой, т.е. эффективно приближали к достижению поставленной оправданной цели. Речевой акт не подменяет собой предметное действие, но именно он выражает смысл действий менеджера.
  Универсальный прескриптивизм Р.Хэара   Речевой акт рационален. Его следует обосновывать, доводя его до стадии универсальной прескрипции, которая неопровержима. Менеджер не должен противопоставлять свою свободу разуму. Только в рамках моральной рациональности он действительно свободен.
  Неоутилитаризм (П. Зингер, Р. Хэар)   Добивайтесь максимального по совокупной полезности результата для той группы людей, положение которой трансформируется предпринимаемыми речевыми актами. О полезности речевых актов судите по их последствиям.
  Неопрагматизм (Х. Патнэм, Р. Рорти)   Выделяйте проблемные аспекты в любой ситуации. Старайтесь преодолеть проблему и в этом смысле добиться успеха. Об успешности действий судите по их результативности (эффективности).
  Необихевиоризм (Дж. Фодор, Ч. Чихара и др.)   Первостепенное значение имеет не теория, а реакция на стимулы. Действуйте так, как этого требует ситуация.
  Операционализм (П. Бриджмен, П. Самуэльсон)   Значение любого концепта определяется исключительно теми операциями, в которых проявляется его действенность.
  Консеквенциализм   О речевых актах и предметных действиях судите по их последствиям.
Критико-герменевтическая философия
  Феноменология (Э. Гуссерль, М. Шелер)   Ориентируйтесь на понимание концептов менеджмента как феноменов, насыщенных жизненной силой. Стремитесь приобрести богатый чувственный опыт. Учитывайте всю полноту жизни. Не абстрагируйтесь от каких-либо ее сторон. Забвение жизненного мира – путь к неуспеху.
  Фундаментальная онтология М. Хайдеггера   Менеджер всегда должен учитывать, что лишь некоторые его планы в принципе способны осуществиться. Всегда следует искать возможности согласования личностных установок с обществом, а также с природой. Ценности не произвольны, их системой отсчета являются внешняя по отношению к личности среда. Человек не должен разрушать среду своего обитания, которая не исчерпывается природой.
  Герменевтика бытия Х.-Г. Гадамера   Вписывайтесь в свою национальную традицию и историю, расширяйте ее за счет диалога с другими людьми. Ставьте вопросы, ищите на них ответы. Каждым своим действием вписывайтесь в целое. Умейте слушать других. Диалог – душа менеджмента. Масштабом своих действий принимайте искусство. Обеспечивайте единство слова и дела. Каждую порцию знания используй для дальнейшего наращивания герменевтического опыта. Менеджмент – это общее дело.
  Дискурсивная этика К.-О. Апеля и Ю. Хабермаса   Душа менеджмента – коммуникативная рациональность, реализующаяся в зрелом дискурсе. Всегда стремитесь организовать полнокровный дискурс, именно он избавит Вас от ошибок, которые могут разрушить менеджмент. Следите за тем, чтобы дискурс не превратился в чисто формальное мероприятие, при котором его участники уклоняются от ответственности. В этой связи принимайте лишь те ценности, которые признается участниками дискурса без принуждения и к тому же одобряются.
Постструктурализм
  Археология М. Фуко   Систематически изучайте историю интересующего Вас вопроса. Выделяйте неосознаваемые анонимные правила поведения. Особое внимание обращайте на незакономерное. Не будьте ментором, прежде всего, заботьтесь о самом себе. В связи с этим выработайте собственный стиль жизни, к которому могут быть привлечены Ваши друзья. Подлинность имеет место в деятельности малых групп.
  Деконструктивизм Ж. Деррида   Менеджер действует в ситуации апорий, от них нельзя «отмахнуться», именно на них следует обращать основное внимание, продвижение вперед предстает как выработка новых апорий, решение приходится принимать в апоретической ситуации. Оно представляет собой не нечто непоколебимое, а невозможную возможность, или, иначе говоря, действие, лучше которого данному субъекту не удалось найти. Наилучшее решение наиболее апоретично. Все традиционные принципы, в частности, принципы свободы, справедливости, ответственности, вводят в заблуждение.
  Философия диферанов Ж.-Ф. Лиотара   Стремитесь к возвышенному и непредставимому, одним словом, к событийному. Руководствуйтесь масштабом искусства. Традиционная наука недостаточна для менеджмента. Событийное – это дифераны, принципиальное несогласие, которое не может быть преодолено никакими переговорами и дискурсами. Менеджмент – это агонистика языковых игр. Ее следует не преодолевать, а обострять.

 

Перед нами полтора десятка субстанциально-философских теорий менеджмента. Что с ними делать? Не усложняют ли они ситуацию с пониманием менеджмента? На последний вопрос мы отвечаем уверенно, нет, не усложняют. Сумятицу в воззрения о природе менеджмента вносят те авторы, которые представляют его как монодисциплину, которая якобы исчерпывается одной теорией, к тому же единственно верной. Но мы живем в эпоху плюрализма. Менеджмент может и действительно истолковывается сотнями способов, он является не моно-, а полидисциплиной. Игнорирование этого обстоятельства выводит за пределы подлинного менеджмента. Но, к сожалению, в сознании многих исследователей, укоренился стереотип монодисциплины. Его развенчание – одна из задач философии менеджмента.

Признание менеджмента полидисциплиной ставит перед сложной задачей представления ее структуры. Было бы неверно сводить ее к хаотическому набору никак не упорядочиваемых теорий. Если же упомянутое упорядочивание имеет место, то необходимо выявит его критерии. Откуда их взять – вот в чем вопрос. Размышление над этим вопросом вынуждает нас обратиться к самим теориям. Кажется, что можно было бы придумать такой критерий, которого нет ни в одной из теорий. Но дело в том, что критерии сами по себе, без соответствующего теоретического сопровождения не существуют. Следовательно, так или иначе, но придется обратиться непосредственно к самим теориям. Нам надо сравнивать теории, а для этого необходимы определенные основания. Не видно лучших претендентов на их место, чем принципы теорий. Разумеется, основанием сравнения может быть избрана и любая ценность. Проиллюстрируем сказанное максимально простым образом. Это позволит понять суть проблемы.

Удостоверившись в том, что субстанциальная философия дает основания для выделения трех интерпретаций менеджмента, а именно, аналитической, рационально-дискурсивной и лузус-событийной, мы решаем сравнить их и тем самым определенным образом упорядочить. С этой целью выделим основополагающие принципы указанных интерпретаций.

 

Таблица 2.5


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.