Маргинальность и комплексное использование защитных механизмов — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Маргинальность и комплексное использование защитных механизмов

2017-10-10 259
Маргинальность и комплексное использование защитных механизмов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А. Маргинальная ситуация

В другой работе' мы подробно исследовали "маргинальную ситуацию", в которой оказываются индивиды и группы,— представители национальных меньшинств,- живущих в боль­ших полиэтнических ранжированных обществах. Для того, что­бы способы защитной адаптации и наши новые идеи стали бо­лее понятными, вновь вкратце опишем эту ситуацию. Основ­ные идеи о маргинальное™ обобещены и изложены много лет назад Стоунквистом2.

Маргинальность — это особый статус, позиция личности или группы в обществе. Это промежуточное положение между двумя группами и их культурами. Индивид, принадлежащий к этническому меньшинству Эм, одновременно желает быть

членом доминирующего этноса Эд. На "предмаргинальной стадии", согласно Стоунквисту, человек усваивает культуру господствующей группы без четкого осознания того, что он не принадлежит этой группе (и ее культуре). Конфликт культур воспринимается еще очень смутно, в виде стремления к асси­миляции. На данной ("предмаргинальной") стадии противо­речия и фрустрации, конечно, есть, но они, по—видимому, не так остры и человек пока еще не осознает себя в качестве маргинального. Считается, что когда межгрупповые (меж­культурные) конфликты переживаются четко и остро, насту­пает поворотный период в жизни личности: она переживает психологический шок, поскольку господствующая группа, ее культурный мир, ее отвергают, хотя она сама стремится иден­тифицироваться с ней.

^ Налчаджян А. А. Этнопсихология-, введение в науку. Ер. 2000.

' см.: Stonequist Е. V., The Marginal Man. New York, Scribners, 1937. Chapter 6.


194


Альберт Налчаджян


Механизм идентификации с конфликтующими группами имеет особое значение для перехода индивида из "предмарги-н&чьной" стадии в маргинальную. Именно так следует пони­мать следующее утверждение Стоунквиста: "Индивидуум не становится маргинальной личностью до тех пор, пока он не воспринимает групповые конфликты как личную проблему'".

В такой ситуации., когда эталонная группа отвергает притя­зания личности стать ее членом, личность переживает дезори­ентацию и дезорганизацию. Здесь, по—видимому, мы можем говорить уже об экзистенциальной фрустраци и социальной смер­ти таких людей, имея в виду, что человек теряет часть своих со­циальных связей или перспективу иметь такие связи в новой эталонной группе2.

Маргинальная личность, таким образом, оказывается в кри­зисной ситуации. "В результате этих кризисных пережива­ний,- отметил Стоунквист,— индивид чувствует себя отчуж­денным от обеих культур, которыми был затронут. Он спосо­бен смотреть на себя уже с двух точек зрения, а так как эти точ­ки зрения вступают между собой в конфликт, то этот конфликт отражается в психике индивидуума, становящегося дуальной личностью, т.е. обладающей "двойственным сознанием"3.

Это означает также, что маргинальная личность на стадии кризиса переживает расщепление своей я—концепции: она не­сет в себе два этнических—я в одной психике. Возникает во­прос, который мы здесь можем только ставить, оставляя его без ответа: есть ли данные о том, что среди этнических маргиналов больше деперсонализированных тлизофреников и "множест­венных" лиц?

Маргинальный человек находится в "точке" столкновения двух референтных групп. Стоунквист выражается образно: он как бы помещен между двух зеркал одновременно, дающих крайне различающиеся друг от друга изображения этого инди­вида. "Противоречивость получающихся образов,— писал он,-" способствует возникновению психических конфликтов, дуаль­ного самосознания. Эта двойственность установок и восприя-

1 Стоунквист, Указ. соч., с. 100.

2 О социальной смерти см.: Налчаджян А. А. Загадка смерти. Очерки психоло-

гической танатологии Е., Изд-во "Огебан", 2000, гл. 1. ' Стоунквист, Указ. соч., с. 101.


Этнические защитно—адаптивные комплексы-


195


тий характеризует суть маргинального человека. Она объясняет неустойчивость и противоречивость его мнений и действий, психическую неуравновешенность'". Это самые важные, веду­щие черты маргинальной личности.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.