Г. Переворачивание стереотипа (новая концепция) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Г. Переворачивание стереотипа (новая концепция)

2017-10-10 494
Г. Переворачивание стереотипа (новая концепция) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы считаем, что существует еще один способ этнозащиты с помощью стереотипов, который до сих пор, как мы думаем, еще не замечен другими исследователями. Этот способ можно назвать "переворачиванием стереотипа". Речь идет о следую­щем явлении: если господствующая группа имеет о группе эт­нического меньшинства отрицательный стереотип С, то пред­ставители меньшинства, во—первых, приписывают себе —С, т.е. обратную установку (стереотип) и, во-вторых, стереотип С приписывают господствующему этносу на основе механизма атрибуции. Например, если господствующая группа Эг создала о подчиненном этносе Эп стереотип: "Все Эп — трусливые лю­ди", то представители Эп, используя "механизм обратной реак­ции", начинают утверждать, что "Все члены Эп — храбрые лю­ди" (т.е. —С), в то же время утверждая, что "Все члены Эг


138________________________________________ Альберт Налчаджян

трусливые". Этим путем, по нашему мнению, возникает, на­пример, такой стереотип: "Турки — трусливые. Они хорошо "воюют" только против безоружных людей". Этот стереотип широко распространен среди народов, имеющих за своей спи­ной долгие века конфликтов и борьбы против тюркских пле­мен. Стереотип этот отчасти соответствует реальности, частич­но же является результатом переворачивания того стереотипа, который создали турки о других, в первую очередь христиан­ских, народах, которые в какой—то период были под их влады­чеством.

Таким образом, создавая отрицательные стереотипы о наро­дах, над которыми удалось установить свою власть, представи­тели господствующего этноса по существу вместо них (и для них) выполняют определенную психологическую работу: созда­ют стереотипы, которые будут проецироваться на самих созда­телей. В этом случае угнетенным остается только менять век­тор стереотипа — установки или его знак. Это похоже на то, когда человека обзывают отрицательными прилагательными и он тут же отвечает тем же: первый агрессор показал, каких ха­рактеристик он заслуживает. "Ты — дурак" — оскорбляет А сво­его собеседника (Б). "От дурака слышу" - немедленно отвеча­ет Б. Нечто подобное имеет место и во взаимоотношениях эт­носов, причем не только "расположенных" в обществе верти­кально (в ранжированных структурах), но и в "горизонталь­ном" направлении.

Но парадоксальность и сложность межэтнических отноше­ний состоит в том, что, наряду с явлением переворачивания стереотипов, существует и обратное явление: слабый этнос хо­тя бы частично принимает те стереотипы, которые о нем созданы господствующим этносом, и считает их правильными. Причины этого странного явления указаны в предыдущем разделе: таким путем осуществляется психологическая самозащита и адапта­ция подчиненного этноса в такой ситуации, из которой он не может выйти. Такая адаптация таит в себе опасность формиро­вания рабского характера, психологии холуя.

Поэтому когда политики, идеологи и другие деятели пыта­ются ликвидировать расовые предрассудки и отрицательные этнические стереотипы, им всегда надо иметь в виду непрелож­ную истину: они считаются правильными как представителями


Этнозащитные механизмы и процессы 139

господствующих групп, так и членами подчиненных этносов (пусть не совсем полно, лишь частично), как хозяином, так и рабом. Поэтому надо переубеждать не только рабовладельца, но и самого раба. Надо очистить людей от типичных рабских черт и предубеждений.

Указанное парадоксальное явление охватывает более широ­кое поле социальных отношений, чем только отношения этно­сов. Оно наблюдается во взаимоотношениях родителей и детей, руководителей и подчиненных, словом — во всех неравных со­циальных, статусно—ролевых отношениях. В определенных уч­реждениях, например в министерствах, есть служащие, которые согласны с первыми руководителями, что достойны тех низких позиций, которые они занимают в вертикальной, "пирамидаль­ной" структуре организации. Какую адаптивную функцию иг­рает такое отрицательное, дискредитирующее личность мне­ние? Можно указать на следующие: а) соглашаясь с таким мне­нием, подчиненные вызывают к себе симпатию руководителя, поскольку тот уже может не бояться их как возможных сопер­ников; б) таким путем подчиненный сохраняет хотя бы тот ста­тус, который сейчас имеет; в) этим выражается солидарность с себе подобными, вследствие чего группа подчиненных людей сплачивается. В такой сплоченной группе людей одинаковой судьбы каждый чувствует себя более защищенным, чем в оди­ночку.

Однако подобная парапатологическая психологическая са­мозащита, формируя в людях психологический склад рабов (ку­да входят комплекс неполноценности, я—концепция "малень­кого человека", конформизм и трусость), препятствует даль­нейшему психическому росту личности и ее вертикальной мо­бильности. Возникшее статичное состояние в организации мо­жет сохраниться долго, создавая стагнацию мысли и деятельно­сти до появления новых лидеров с новаторскими идеями.

Стереотипы и агрессия

Стереотипы — упрощенные и устойчивые представления о людях и группах, в том числе этнических. Они описывают чер­ты их характеров. Как только возникают группы и контактиру-


Альберт Налчадмсян

ют друг с другом, начинают возникать взаимные характеристи­ки, часть которых устанавливается в качестве стереотипов.

Понятие "стереотип" в 1922 году в области социологии впервые использовал журналист Уолтер Липпман в книге "Об­щественное мнение". Он считал, что стереотипы создают сверхупрощенную картину мира, делая его понятнее и доступ­нее для управления, чем он есть на самом деле. Эти идеи раз­вивали Г. Олпорт, Р. Браун и другие видные социальные пси­хологи. Обсудим ряд вопросов, опираясь на труды этих авто­ров, поскольку они представляют определенный интерес и для этнопсихологии.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.