Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-10-10 | 299 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Как в повседневной жизни людей, так и в этничеких процессах, взаимовыручка играет защитную роль. Поэтому необходимо исследовать ряд аспектов этого явления, и именно в главе, посвященной этнозащитным комплексам.
А. Психолого-поведенческая структура взаимовыручки
Взаимовыручку мы считаем частным случаем взаимопомощи индивидов и групп. Оказать помощь другому возможно и тогда, когда ему ничего не угрожает, он счастлив, удовлетворен и стремится к новым целям, причем с успехом. Взаимовыручка — это помощь человеку и группе, которые оказались в трудном положении, в беде. В крайних случаях выручить человека означает спасти его жизнь или жизнь его близких, помочь в дости-, жении такой цели, приобретение которой необходимо для их [ существования и решения жизненно важных задач. Взаимовыручка может быть расчетливой, но может быть и бескорыстной, и в этих различных случаях соответствующее поведение людей
Этнические защитно—адаптивные комплексы
181
отвечает различным уровням их моральной зрелости, если судить об этом по шкале, предложенной Л. Кольбергом'.
Какие же процессы происходят в психике человека (или группы), когда он спешит на помощь другому. Существует це-лая область социальной психологии под названием "психология помощи "2, но мы здесь эту теорию пока использовать и представлять читателю не будем. Отметим, что, по нашему мнению, в психике такого человека могут иметь место по крайней мере следующие процессы: 1) восприятие и понимание ситуации жизни другого человека или группы, ясное осознание тех трудностей, угроз и лишений, которым он (они) подвергается; 2) сопереживание, эмпатия, мысленное принятие его (их) роли и переживание сходных чувств; 3) атрибуция другому ожидания помощи; 4) воспроизведение в сознании тех социальных и этнических норм, которые требуют спешить на помощь, оказать поддержку людям вообще, соплеменникам — в особенности; 5) ожидание осуждения и наказания в том случае, если он не придет на выручку тому, кто в ней нуждается; 6) воспроизведение в сознании представлений о родственных связях, если таковые имеются. Когда речь идет о таких разновидностях этносов, как роды, племена и племенные союзы, такие связи есть и они тоже играют значительную роль в создании внутренней мотивации оказания помощи; 7) представление и убеждение в том, что без его помощи люди окажутся в беде, могут подвергаться крайним формам лишений или даже погибнуть. Такое убеждение предотвращает диффузию ответственности, которая, как социально—психологическое явление, уже, без сомнения, существовала в самых ранних сообществах людей; 8) человек или группа, от которых другие ждут помощи, способны представить себе аналогичную ситуацию, в которой могут оказаться сами, воображая при этом, что было бы, если бы ни-
|
См.: Kohlberg L. Essays on moral development. Vol. I: The philosophy of moral development. New York: Harper and Row, 1981; Kohlberg L. Essays on moral development. Vol. 2: The psychology of moral development. New York: Harper and Row, 1984.
См.: например: Latane В. and Darley J. The unresponsive bystander: Why doesn't he help? New York: Appleton-Century-Crofts, 1970; Krebs D. L. and Miller D. T. Altruism and Agresson. In: G. Lindzey and E. Aronson (eds.), Handbook of social psychology. 3rd ed., Vol. 2, pp. 1-71. New York: Random Hause, 1985.
182
Альберт Налчаджян
кто не захотел их выручить. Чтобы в будущем получить помощь, сейчас следует показать пример такого альтруистического поведения.
Угроза подчинения, уничтожения и исчезновения всегда витала над головами племен и народов, и эта хроническая экзистенциальная фрустрация, по—видимому, способствовала развитию чувствительности к бедам других; 9) наконец, под воздействием всех этих внутренних процессов и мотивов, с учетом реальной ситуации, совершаются конкретные действия. Например, племя спешит на помощь другому племени, или идет войной на другой народ, чтобы наказать его за убийство своих послов.
|
Возможно, что мы приписываем древним, да и современным людям, этносам и их лидерам, слишком сложную психическую жизнь, но мы убеждены, что хотя бы часть этих процессов имеет место. Человек с давних времен был сложным психическим существом.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!