Журналистика и общественная мораль — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Журналистика и общественная мораль

2017-10-07 1052
Журналистика и общественная мораль 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

• Журналистика как "производство сознания"

• Влияние СМИ на состояние общественной морали (вредно по определению! Рос. журналистика выпала из традиционных моделей внешнего управления, лично журналист сегодня аморален). Прямая связь между журналистами и аудиторией без посредников - аморальность. Аморальное общество не общество.

• Нравственные аномалии общества и роль СМИ в их освещении

• Толерантность и агрессия в жизни и в СМИ

 

Кодексы (надо почитать хотя бы один из тех, которые он скинул)

Российский этический кодекс ж был создан в 1994

Есть довольно жесткая модель стандартов, но есть и жизнь, которая выбивается из этого

Базовые этические принципы:

· свобода слова

· правдивость (задает журналисту вектор деятельности)

· беспристрастность (внешняя по отношению к журналисту; одна из важнейших ценностных координат)

· социальная ответственность

· честность

· справедливость

· уважение человеческой личности

· профессиональный долг (я знаю, что я должен делать)

· профессиональное достоинство и профессиональная честь

Стандарты журн. этики условно делятся на 3 класса:

1) этика сбора материала (можно ли воровать инфу, подслушивать, подсматривать: нельзя, но в случаях особой общественной опасности, можно делать все);

2) этич. аспекты подготовки текстов (толерантность - раса, религия, национальность: лицо кавказской национальности, чучмек и др.; закон о СМИ; закон об экстремизме - обществ. действия, ведущие к накалению общ. обстановки, караются; включение в текст разных точек зрения; нейтральность текста при описании фактов, при привидении оценок и мнений др. лиц; стилистическая нейтральность оценочных суждений ж-та; доказательность мнений и оценок самого ж-та);

3) Этич. аспекты взаимоотношений между ж-том и др. участниками медийного процесса (профессионально-нравственные вопросы взаимоотношений ж-та с общ-ом; ж-т и социальные институты общества; ж-т и источники инфы; ж-т и читатель; ж-т и герои его произведений).

 

Десять проблем журналистской этики (не регулируются)

1) проблема достоверности инфы

2) Полнота инфы (не договорили - вранье; 90% сведений от людей скрывают)

3) Непредвзятость (соц. позиция ж-та и плюрализм общественной и политической жизни; не давать оценки, привлекать для комментов профессионалов; если ж-т патриот, он не должен заниматься ж-кой);

4) Реклама и редакционная независимость (между новостниками и рекламщиками не должно быть никаких отношений!тяжелая ситуация. Принцип соблюдения редакционной политики невозможен. Пресса голодает. Переписывание пресс-релизов - можно рассказать мою историю с текстом);

5) Сми и выборы: этич. проблемы

6) Частная жизнь людей как предмет журналистского интереса (ж-т не имеет права, за исключением случаев общественного интереса: частная жизнь Путина - это общественный интерес; если может повлиять на общественность! Если слесарь Вася получает должность губернатора - это интересно)

7) Этнические конфликты (тяжелая тема; в последние 20 лет - обострение всех этнических конфликтов в связи с процессов глобализации; все народы ущемлены, чувствуют, что у народа что-то забирают; напряжение, стычки; ж-т должен утихомирить стараться; а если патриот - проблема);

8) Гражданские беспорядки (любое изменение в любом обществе только через революцию - Гегель; добровольно старая элита власть не отдает. Надо снести. Нужны беспорядки. Объяснять, с точки зрения этич. стандартов - сглаживать. На самом деле что делать?)

9) Массовые волнения

10) Катастрофы и стихийные бедствия (у нас любят показывать трупы; игра на низменных интересах аудитории)

11) Преступления и террористические акты (мб уничтожен; ж-т не должен освещать одну сторону, даже если закон об экстремизме запрещает беседовать с террористами; лучше не писать об этом вообще)

12) Журналист на войне

 

Профессионально-нравственные представления журналистской общности, определяющие основу профессиональной позиции журналиста, выступают в качестве доминанты его профессионально-нравственного сознания. По сложившейся в науке и практике языковой традиции эти представления отражаются в категориях «профессиональный долг», «профессиональная ответственность», «профессиональная совесть», «профессиональное достоинство», «профессиональная честь». Первая из перечисленных категорий играет особую, ключевую роль, причем не только в теоретическом, но и в практическом плане.

Профессиональный долг. Так что же такое профессиональный долг журналиста? В первом приближении его можно определить так: это выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которые журналисты добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни. Содержание профессионального долга является результатом осознания трудовой группой журналистов социального предназначения и особенностей журналистской деятельности. Поэтому профессиональный долг неизбежно имеет две стороны: объективную и субъективную.

Объективная сторона профессионального долга журналиста определяется теми реально существующими обязанностями, которые выпадают на долю представителей этой профессии в обществе, поскольку только так журналистика может выполнить свое предназначение, ответить на общественные потребности, вызвавшие ее к жизни. Субъективная же сторона связана с личностным началом профессии, с тем, что готовность к исполнению этих обязанностей изъявляется членами профессиональной общности добровольно и становится для каждого из них внутренним условием существования в журналистике. Так же добровольно, в конечном счете, осуществляется и выбор конкретного круга обязанностей, образующих для них поле внутрипрофессиональной специализации. Наконец, объем задач, решение которых берет на себя журналист, отвечая на требования профессионального долга, тоже у каждого свой, ибо видение обязанностей и возможности их реализации в достаточной степени индивидуальны.

В соответствии с этим процесс формирования профессионального долга у каждого конкретного журналиста также имеет две стороны. Одну из них образует изучение соответствующих представлений профессионального сознания, вторую – интериоризация тех из них, которые относятся к существу журналистской работы и непосредственно к области избираемой специализации – желаемому «полю самореализации». По сути дела, эта вторая сторона представляет собой личностное самоопределение профессионального долга, рождающее убеждение в необходимости лично участвовать в выполнении принятых общностью обязательств («Если не я, то кто?!»), а в итоге ведущее к возникновению системы внутренних побуждений, устойчивых профессиональных установок.

Категория «профессиональный долг», как мы уже знаем, отражает тот аспект профессионально-нравственных отношений, который восходит к сущности журналистского дела и проявляет себя в виде побуждения к действиям, необходимым для осуществления профессиональных обязанностей.

Профессиональная ответственность. Объективную основу содержания категории «профессиональная ответственность» составляет реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые он может иметь для общества, для конкретных людей. Исходно всякая профессиональная деятельность ориентирована на удовлетворение тех или иных общественных потребностей и, следовательно, стремится к тому, чтобы ее результат устраивал общество. Однако есть обстоятельства, способные в значительной степени свести это стремление на нет.

Профессиональную ответственность надо не только воспитывать в себе, но и учиться ей. Быть профессионально ответственным – значит гарантировать обществу качественное исполнение своего профессионального долга и уметь находить возможности для этого в любых обстоятельствах.

Профессиональная совесть. Еще один гарант качественного исполнения профессионального долга – профессиональная совесть. Данная категория обозначает представления профессионального сознания, в которых хранится коллективная память профессиональной общности об эмоциональных состояниях, переживаемых человеком в ходе работы и образующих тем самым внутреннюю среду процесса деятельности. Будучи интериоризованы личностью, такие представления становятся фактором, способным играть побудительную роль, причем двоякую: стимулировать ответственное профессиональное поведение и предупреждать безответственное.

Объективное начало профессиональной совести – реально существующая зависимость между внутренним состоянием человека и оценкой его профессионального поведения, критерием которой для окружающих (а в данном случае – и для себя) является отношение к профессиональному долгу. Мера такой зависимости у разных людей разная, что во многом определяет и способность человека к интериоризации общегрупповых «моральных истин», и характер складывающегося на их основе субъективного представления о том внутреннем комфорте или дискомфорте, который возникает вследствие соответствующих профессиональных решений и действий.

Профессиональная честь. Категория «профессиональная честь» отражает еще один аспект профессионально-нравственных отношений, имеющий ценностную природу. Корни его – в реально существующей зависимости между нравственным уровнем той или иной профессиональной общности и отношением общества к этой профессии. Если профессионально-нравственные стандарты трудовой группы согласуются с общим нравственным законом и подтверждаются поведением ее членов, то моральный авторитет такого профессионального содружества становится фактором, усиливающим его общественное влияние и упрочивающим его положение. Поэтому в профессионально-нравственном сознании трудовой группы представление об уровне соответствия ее профессионально-нравственных стандартов общему нравственному закону закрепляется в качестве ценности.

Для членов группы становится необходимым ориентироваться на этот уровень, стремясь к безусловному выполнению профессионального долга, к деятельности без каких-либо «моральных прегрешений». Иначе говоря, определяется понятие о профессиональной чести. Воспринятое личностью, оно вызывает у нее готовность жить и действовать таким образом, чтобы не посрамить профессиональную честь, т.е. формируется соответствующая психологическая установка. Стремление поддержать профессиональную честь превращается в существенный мотив ответственного профессионального поведения. Представленная в самосознании личности своим рациональным звеном, установка на поддержание профессиональной чести выступает для профессионала и в качестве критерия при самооценке им собственных поступков.

Профессиональное достоинство. Категория «профессиональное достоинство» восходит, прежде всего, к такому объективно существующему обстоятельству, как реальная роль того или иного профессионального содружества, той или иной профессии в общественной жизни. Отражение этой роли в профессиональном сознании данного содружества образует достаточно устойчивое представление о значимости профессии для общества и о признании обществом этой значимости, тем самым приобретая характер профессиональной ценности, которую надо беречь, как всякую ценность. Такое представление может быть более или менее адекватным – все зависит от субъективного момента. Как правило, он связан либо с конкретно-исторической ступенью «разрешающей возможности» механизмов познания, либо с актуальными социально-историческими обстоятельствами. Однако в основе своей это представление несет объективное начало, в той или иной мере доступное для интериоризации каждым отдельным профессионалом. При этом многое зависит от того, каким образом проявляет себя в поведении индивида его моральная установка, одним из инструментов реализации которой, как говорилось, является человеческое достоинствопредставление о значимости человеческой жизни.

107. Понятие социальной (гражданской) ответственности в журналистике, его смысл, содержание и значение для работы журналиста.

1922 год - первый кодекс.

Непрерывное творение кодексов - значит, эта проблема волнует профессионалов.

Этич кодекс российского ж-та (1994, ред. в 1998) - в нем перечислены нормы без попытки объяснить, почему именно эти нормы нужны.

 

Медиаэтический стандарт 2015 - Казаков. Обобщал рос. практику. Принят на ряде заседаний, но еще не утвержден (только на съезде рос. журналистов). 8 принципов. Прочитать!!!!

 

В др. странах жестче. В Венгрии нарушителя журналистской этики изгоняют из профессии.

 

У нас этич. нормы не явл. обязательными. Все зависит от воспитания ж-та.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.