СМИ в системе массовой коммуникации. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

СМИ в системе массовой коммуникации.

2017-10-07 1690
СМИ в системе массовой коммуникации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современные средства массовой коммуникации превратились в наиболее значимый информационный источник и мощный инструмент формирования общественных стереотипов и образцов массового поведения людей. Массовая коммуникация, став существенным, устойчивым фактором общественного развития, проникла во все сферы жизнедеятельности общества и повседневной жизни людей.

Как отмечают многие известные исследователи, например Д. Макквейл, М. Маклюэн, С. Г. Корконосенко, Л. Г. Свитич, человек, его повседневная жизнь все больше зависят от массовой коммуникации, создающей для него своего рода «вторую реальность», «субъективную реальность», влияние которой не менее значимо, чем воздействие объективной реальности. Функционируя в рамках системы массовой коммуникации и по ее законам, СМИ в этом качестве имеют специфические цели и особые возможности. Современные СМИ превратились в мощный коммуникационный канал и эффективный инструмент воздействия на процесс формирования общественного сознания, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей.

Анализируя современные реалии информационного процесса, протекающего как в нашей стране, так и в большинстве других стран мирового сообщества, подчеркнем, что информационная сфера, меняя традиционные парадигмы, установки, стереотипы деятельности, не только отражает глобальную политику по формированию развитого общества, но и качественно трансформирует ее. Известный канадский социолог и философ М. Маклюэн утверждал, что любое событие приобретает общественную важность не само по себе, а в связи с переданными средствами массовой коммуникации сообщениями о нем, с точностью, быстротой, широтой этой передачи. Средства коммуникации нашего времени — электронная техника — изменяют и перестраивают все формы социальной взаимозависимости, изменениям подвергаются человек, его семья, работа, его отношения с другими людьми (Маклюэн, 2005).

По утверждению Е. П. Прохорова, механизм воздействия средств массовой информации на личность заключается в распространении моделей, общественных норм, которые могут служить образцом как для материально-предметной среды семьи (квартира, одежда и т. д.), так и при формировании человеческих отношений, ценностей и интересов, определяющих образ жизни (Прохоров, 1998: 69).

Средства массовой информации в жизни современного общества порой играют весьма опасную роль, когда подменяют свою изначальную функцию (объективное информирование населения) на выполнение задач по формированию определенных взглядов, представлений, мнений. Некоторые исследователи выделяют два основных подхода к пониманию роли журналистики в обществе. Сторонники либерального подхода считают, что все, что происходит интересного и важного для населения, должно быть отражено в новостях. Так называемая социально ответственная журналистика подразумевает использование СМИ для поддержания гуманистических основ общества и гармоничного воспитания людей с целью их личностного совершенствования как социальных субъектов. Такого рода подход, как правило, характерен для обществ, где СМИ монополизированы государством. Его критики, и в частности А. М. Цуладзе, считают, что журналисты не могут выступать арбитрами, определяющими социальные ценности в обществе, в котором существуют различные точки зрения (Цуладзе, 1999).

Несомненно, СМИ, как один из важнейших коммуникационных институтов современно> го общества, оказывают влияние практически на все сферы его деятельности. В этой связи С. Г. Корконосенко подчеркивает, что особую инклюзивную роль СМИ играют в общественно-политической жизни общества, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают общественно-политическую жизнь через радио, телевидение и прессу) и продуктивную (творящую) функции. Очевиден тот факт, считает С. Г. Корконосенко, что СМИ несут ответственность за происходящие в обществе процессы (Корконосенко, 2004). Что же касается самого объекта организованного информационно-психологического воздействия — индивидуума, то ему предоставляется определенное пространство для духовной деятельности.

Таким образом, логично предположить, что деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на его социально-психологический и нравственный облик, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей. Сегодня СМИ не только непрерывно воспроизводят этот процесс, но и выводят его на глобальный уровень. В этой связи есть все основания полагать, что информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия личности и согласованности модели ее поведения с потребностями и вызовами существующей социальной среды. По утверждению В. П. Майковой, средства массовой информации видоизменяются: перерастая из средства информатизации общества в важнейший фактор форми> рования общественного сознания (Майкова, 2003: 5). Важно также отметить, что сегодня в полной мере проявляется диалектическое противоречие между количеством доступной отдельному человеку информации и качеством ее представления, с одной стороны, и возможностью личностного восприятия — с другой. СМИ способны как информировать, так и дезинформировать о происходящих событиях. Видоизменяясь, массмедийные институты трансформируются из средства информатизации общества в инструмент и доминирующий фактор формирования общественного сознания.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.