Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-09-29 | 196 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Лексика (от греч. lexikos – словесный, словарный) – совокупность всех слов языка, его словарный запас. (Например, говорят о лексике русского языка, лексике диалектов, лексике литературной, просторечной, жаргонной, о лексике писателей или отдельных их произведений– лексика Пушкина, лексика Гоголя, лексика «Слова о полку Игореве» и др.).
Раздел языкознания, изучающий словарный состав русского языка, называется лексикологией (от греч. lexis – слово и logos – учение, наука, что буквально означает «наука о словах»).
Слово находится в поле зрения и других разделов курса «Современный русский язык». В фонетике слово изучается с точки зрения его звукового состава. В словообразовании – с точки зрения строения и способов образования. В морфологии слово рассматривается с точки зрения грамматической формы и значения, а в синтаксисе – с точки зрения способов соединения слов и форм слов в словосочетании и предложении.
В задачи лексикологии входит изучение слов с точки зрения:
1) значения, 2) места в общей системе лексики, 3) происхождения, 4) употребляемости, 5) сферы применения в процессе общения и 6) экспрессивно-стилистического характера.
В лексикологии слово изучается не только само по себе, но и в определенной связи с другими словами, образующими систему лексических единиц.
СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СИСТЕМА
Словарные запасы национального русского языка практически неисчислимы. Только в картотеке словаря литературного русского языка зарегистрировано свыше 5 миллионов слов в их основном значении. В это количество не входят десятки и сотни тысяч ограниченных в употреблении специально-терминологических слов и значений.
|
Несмотря на фактически неисчерпаемые запасы слов, многоплановую их сущность, разнообразный характер связей друг с другом, словарный состав русского языка представляет собой определенную систему, которая не выходит за пределы общеязыковой системы, а наоборот, активно участвует в ее логическом развитии.
Слово – это единица с многообразными характерными признаками и разнообразными языковыми связями, т.е. оно соотносится с разными уровнями языка:
фонетическим, поскольку оформлено при помощи звуков русского языка;
словообразовательным, так как корневые основы служат базой для создания новых слов, от которых, в свою очередь, вновь образуются лексические единицы;
морфологическим, ибо по своим категориально-семантическим признакам слова образуют определенные системные группы, например, слова с предметным значением входят в состав имен существительных, слова со значением действия или состояния – всостав глаголов и т. д.;
синтаксическим, поскольку слова реализуют свои семантические возможности при соединении с другими словами, т.е. в словосочетаниях, предложениях и более сложных синтаксических конструкциях.
ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
По характеру связи значения слова с предметом объективной действительности, выделяются два типа лексических значений – прямое, или основное, и непрямое, или переносное.
Прямым значение названо потому, что слово, обладающее им, прямо указывает на предмет (явление, действие, качество и т. д.), т. е. непосредственно соотнесено с понятием или отдельными его признаками.
Прямое значение, выступающее в качестве основной, устойчивой номинации предмета в современный период языкового развития, называют также первичным.
Переносным значением слова называется то, появление которого обусловлено возникновением сравнений, ассоциаций, объединяющих один предмет с другим. Переносное значение появляется в результате переноса прямого (основного) обозначения предмета на новый предмет.
|
Игрушка, -и, ж. 1. Вещь, служащая для игры. Детские игрушки. 2. перен. Тот, кто слепо действует по чужой воле, послушное орудие чужой воли (неодобр.). Быть игрушкой в чьих-нибудь руках.
Сущность переноса значения состоит в том, что значение переходит на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Таким образом формируется многозначность слова.
В зависимости от того, на основании какого признака происходит перенос значения, различают три основных вида перехода значения:
Метафора,
Метонимия,
Синекдоха.
Метафора (от греч. metaphora – перенос) – это перенос наименования по сходству: спелое яблоко – глазное яблоко (по форме); нос человека – нос корабля (по месту расположения);
шоколадный батончик – шоколадный загар (по цвету); крыло птицы – крыло самолёта (по функции);завыл пёс – завыл ветер (по характеру звучания) и др.
Метонимия (от греч. metonymia – переименование) – это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности: закипает вода – закипает чайник; фарфоровое блюдо – вкусное блюдо; самородное золото – скифское золото
и др.
Синекдоха (от греч. synekdoche – соподразумевание) – это перенос названия целого на его часть и наоборот: густая смородина — спелая смородина; красивый рот — лишний рот (о лишнем человеке в семье) большая голова — умная голова и др.
В процессе развития переносных значений слово может обогащаться новыми значениями в результате сужения или расширения основного значения. С течением времени переносные значения могут стать прямыми.
Определить, в каком значении употреблено слово, можно только в контексте.
Мы сидели на УГЛУ бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё. — В Тараканове, как в самом глухом медвежьем УГЛУ, не было места тайнам.
В первом предложении слово УГОЛ употреблено в прямом значении «место, где сходятся, пересекаются две стороны чего-либо». А в устойчивых сочетаниях «в глухом углу», «медвежий угол» значение слова будет переносным: в глухом углу – в отдалённой местности, медвежий угол – глухое место.
В толковых словарях прямое значение слова даётся первым, а переносные значения идут под номерами начиная с 2. Значение, зафиксированное в качестве переносного недавно, идёт с пометой перен.:
|
Деревянный, -ая, -ое. 1. Сделанный из дерева. 2. перен. Неподвижный, маловыразительный. Деревянное выражение лица. ♦ Деревянное масло — дешёвый сорт оливкового масла.
Переносные значения являются частными, их называют вторичными.
Но понятия «первичное» и «вторичное», используемые в данном случае, распространяются лишь на современные системные отношения в лексике. Рассмотренные диахронически, многие из подобных определений (первичные, вторичные) окажутся смещенными. Например, современное основное номинативное значение цвета у прилагательных красный или темный в историческом плане не является первичным. Слово темный первоначально было известно со значением морально-оценочным, т. о. употреблялось в сочетаниях типа темная речь. То же можно сказать и о слове красный, у которого исторически первичным исследователи считают значение «прекрасный, красивый, хороший». Таким образом, в каждый исторический период развития лексической системы языка выделение прямых (первичных) и непрямых (вторичных) значений не всегда совпадает. Это особенно важно знать переводчикам и журналистам, которым нередко приходится иметь дело с текстами не только современных произведений.
· ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Лексический материал языка собирается и систематизируется в различного рода словарях. Раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения, называется ЛЕКСИКОГРАФИЕЙ (греч. lexikos – словарный (словесный) и grapho — пишу).
Различаются словари двух типов:
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ и
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ).
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ описывают реалии (мир), объясняют понятия, явления, дают биографические справки о знаменитых людях (писателях, ученых, художниках, музыкантах), сведения о странах и городах, об известных исторических событиях (войнах, революциях). Это такие словари, как, например, Большая советская энциклопедия (более 50 тт.),
- Большой энциклопедический словарь,
- Литературная энциклопедия,
- Детская энциклопедия, философский словарь и т.п.) и
В словнике энц. словаря даются существительные (собственные и нариц.), которые представляют сведения о мире вещей и явлений. Многие слова не попадают в энц.словари: то, что обозначается этими словами, хорошо известно и не нуждается в разъяснении. Например, названия таких частей тела, как рука, нога, голова. Но более специфические части и органы тела, например, аппендикс требуют энциклопедического описания.
|
В словниках лингв. словарей даются слова разных частей речи (только нариц.сущ., прилаг., …, предлоги, союзы). В лингв. словарях содержится информация о словах: объясняются их значения, дается написание, произношение, происхождение, грамматические характеристики (род, скл., число…), сочетаемость с другими словами. В лингв.словаре такие слова, как рука, нога, голова уже даются, т.к. они являются элементами лексики русского языка.
Таким образом, в энц.словаре толкуется понятие (какой-нибудь предмет, явление, исторический факт). А в лингв.словаре объясняется, описывается слово, называющее эту реалию (толкуется значение слова).
Энциклопедическими могут быть и лингвистические словари, например: «Лингвистический энциклопедический словарь» под ред. В.Н. Ярцевой вышел в 1990 г., а в 1997 г. издан под ред. Ю.Н. Караулова словарь «Русский язык: Энциклопедия».
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ в свою очередь подразделяются на два типа: словари многоязычные (чаще всего двуязычные) и одноязычные, в которых слова объясняются посредством слов этого же языка.
Двуязычные – это перев о дные словари, которыми мы пользуемся при изучении иностр.языка, в работе с иноязычным текстом (русско-англ.словарь, польско-русский словарь…). В этих словарях слова чужого языка объясняются средствами родного языка (и наоборот).
Одноязычные словари помогают в освоении богатства родного языка. Наиболее известные из них – толковые словари.
Среди одноязычных словарей выделяются:
1) словари, включающие все слова данного языка (так называемые словари (thesaurus (гр.) – сокровищница, хранилище);
2) словари современного литературного языка (наиб. распространенный тип толкового словаря);
3) словари отдельных диалектов или их групп (областные словари, например Донской словарь);
4) словари языка того или иного писателя;
5) словари языка отдельного произведения;
6) словари исторические, включающие слова определенного периода истории языка;
7) словари этимологические, объясняющие происхождение отдельных слов;
8) словари синонимов;
9) словари фразеологические;
10) словари неправильностей, включающие слова, в употреблении, произношении или написании которых часто наблюдаются отклонения от литературной нормы;
11) словари иностранных слов;
12) словари орфографические;
|
13) словари орфоэпические (словари литературного произношения и ударения);
14) словообразовательные словари;
15) обратные словари;
16) частотные словари;
17) словари сокращений;
18) словари жаргонные и др.
С точки зрения ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, различные типы словарей разрабатываются в зависимости от того, кому они адресуются. Так, например, есть словари академические, которые содержат наиболее полную информацию о слове, и учебные, которые преследуют цель научить человека, овладевающего языком, правильно использовать слово.
Есть словари, адресованные всем, рассчитанные на любого читателя (например, однотомный «Толковый словарь русского языка» Ожегова и Шведовой), и словари-справочники, предназначенные людям определенных профессий (например, «Словарь ударений для работников радио и телевидения»»; «Толковый словарь бизнеса») и др.
На базе словаря Ушакова в 1949 г. вышел о днотомный «Словарь русского языка» С.И. Ожегова (52 000 слов ) в дальнейшем выдержал более 20 изданий. С 1992 г. словарь, значительно расширенный, выходит под двумя фамилиями — С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова; 4-е издание 1998 г. содержит 80 000 слов и выражений. В словаре хорошо представлена общественно-политическая лексика, даются точные значения слов и выражений, соблюден принцип нормативности в отборе лексики, в словоупотреблении, формообразовании, произношении, подаче стилистических помет.
Значительно богаче по словнику (около 120 000 слов), по охвату различных пластов лексики академический «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах (1950—1965). Значения слов и особенности их употребления иллюстрируются в нем примерами из художественной, научной и общественно-политической литературы XIX—XX вв. Дается грамматическая характеристика слов, отмечаются особенности их словообразования, произношения и написания, приводятся нормативные стилистические пометы, даются справки этимологического характера и т.д.
Исторические словари содержат сведения о том, как звучало слово в памятниках письменности данного языка, какие значения и грам.свойства оно имело в прошлом.
«Словарь древнерусских личных собственных имен» Н.М. Туликова, содержащий многочисленные факты и ссылки на исторические документы.
Задача этимологического словаря заключается в разъяснении происхождения и истории отдельных слов и морфем того или иного языка. В этим. словарях даются указания: исконное или заимствованное слово, от какого слова оно образовано, при помощи какого способа образования возникло, каково его наиболее древнее значение.
Словообразовательные словари. Задача словарей названного типа – выявить словообразовательную структуру наличных в языке слов, показать членение слов на морфемы.
При изучении русского словообразования (например, при количественной характеристике словообразовательных элементов, при выяснении степени продуктивности тех или иных суффиксов и т.д.) весьма полезными являются так называемые обратные словари (их иногда называют инверсными). В обратных словарях сохраняется алфавитное расположение материала, но не по началу слов, а по концу, т.е. справа налево.
Основная задача частотных словарей – степень употребляемости слов в речи, так как это создает объективную базу для рационального отбора лексики, включаемой в школьные учебники, словари-минимумы, словари для машинного перевода и т.п.
В словарях сокращений расшифровываются сокращенные слова русского языка.
В словарях синонимов даются синонимические ряды со стержневым словом ряда в качестве заглавного.
В словарях антонимов собраны пары слов, объединенных противоположностью значений.
В словаре омонимов приводятся в алфавитном порядке омонимические пары (реже группы из трех или четырех слов), даются грамматические сведения и стилистические пометы, а также квалификация омонимов с точки зрения их образования или происхождения.
В словаре паронимов содержатся однокорневые слова, в употреблении которых в практике речи наблюдается смешение. Авторы — Ю.А. Бельчиков и М.С. Панюшева и др.
· Задания, упражнения, тесты
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!