Правовой статус представительного органа местного самоуправления — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Правовой статус представительного органа местного самоуправления

2017-09-28 609
Правовой статус представительного органа местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Представительный орган местного самоуправления — это выборный коллегиальный орган местного самоуправления, состоящий из представителей населения (депутатов), количество и срок полномочий которых определяется в уставе муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Согласно ст. 2 Федерльного закона № 131-ФЗ все органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования, это определяет центральное положение представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления.

Наименование представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Например, в Тюменской области представительный орган соответствующего муниципального района, городского округа, сельского поселения называется Дума [175]. В Омской области – Совет соответствующего муниципального района, городского округа, сельского поселения, а при реализации на территории муниципального образования Омской области традиций российского казачества для муниципального района, городского поселения, сельского поселения установлена возможность именовать представительный орган Совет (Круг) [176]. Законом Волгоградской области для каждого муниципального образования установлено конкретное наименование либо Дума, либо Совет народных депутатов[177]. В Самарской области применяются наименования представительных органов Совет, Собрание, Собрание представителей[178].

Полномочия, срок и порядок формирования, подотчетность, подконтрольность всех органов местного самоуправления, включая представительный орган муниципального образования, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Однако Федеральный закон № 131-ФЗ установил рамки, в которых могут приниматься нормы как закона субъекта, так и устава муниципального образования.

Полномочия представительного органа местного самоуправления разграничиваются на исключительные, которые не могут осуществляться никакими другими муниципальными органами, и иные, предусмотренные законодательством, уставом муниципального образования и могущие принадлежать исполнительным органам местного самоуправления.

Исключительность полномочий означает, что их перечень является исчерпывающим; указанный перечень не может быть сокращен или дополнен уставом муниципального образования либо иным нормативным правовым актом; ни один орган или должностное лицо не вправе осуществлять указанные полномочия.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся следующие вопросы:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) принятие важнейших решений в отношении управления муниципальным имуществом, в частности, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и об установлении тарифов на их услуги и услуги муниципальных учреждений;

6) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

7) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

8) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

9) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

К иным полномочиям, предусмотренным Федеральным законом № 131-ФЗ. относятся, в частности, утверждение структуры местной администрации по представлению главы местной администрации, создание контрольного органа, формирование избирательной комиссии муниципального образования. К полномочиям, закрепленным иными Федеральными законами, относятся такие важные полномочия представительного органа как право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации[179], утверждение генерального плана поселения и городского округа, схемы территориального планирования муниципального района[180].

Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. В поселениях, где численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек полномочия представительных органов местного самоуправления может осуществляться сходами граждан. Уставом может быть предусмотрено осуществление полномочий представительного органа сходом граждан для поселения с численностью жителей более 100 и не более 300 человек.

Численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования. Федеральным законом № 131-ФЗ установлена минимальная численность депутатов для поселений в зависимости от численности населения.

Численность депутатов представительного органа муниципального района не может быть менее 15 человек, а внутригородской территории города федерального значения определяется менее 10 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородского района определяется законом субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон №131-ФЗ детально регулирует вопросы организации деятельности представительных органов муниципальных образований. В частности, представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 установленной численности депутатов. Его деятельность организует глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа, избираемый из числа депутатов.

Особые условия формирования предусмотрены Федеральным законом № 131-ФЗ для представительного органа муниципального района и городского округа с внутригородским делением. Он может не только избираться населением района (городского округа с внутригородским делением), но также состоять из глав поселений (внутригородских районов), входящих в состав муниципального района (городского округа с внутригородским делением), и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений (внутригородских районов) из своего состава, при равной норме представительства независимо от численности жителей поселения. Решение о таком порядке формирования представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) устанавливается законом субъекта Российской Федерации и принятым на его основе уставом муниципального района (городского округа с внутригородским делением).

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение депутатов только по инициативе главы местной администрации или при наличии его заключения.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить указанный нормативный правовой акт (право вето). Если при повторном рассмотрении этот акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 установленной численности депутатов, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Законом установлена важная гарантия самостоятельности представительного органа муниципального образования. Расходы на обеспечение его деятельности предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой. В то же время отдельным депутатам, представительному органу в целом запрещается вторгаться в сферу исполнения бюджета, распоряжаться бюджетными средствами, если это не касается обеспечения деятельности представительного органа и депутатов.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно. Такое прекращение полномочий допускается в случае, если представительным органом местного самоуправления не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта РФ, уставу муниципального образования, а также в случае установленного судом непроведения представительным органом муниципального образования правомочного заседания, в течение трех месяцев подряд. Роспуск представительного органа оформляется законом субъекта РФ.

Законом предусмотрен перечень иных оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования. Такими основаниями являются:

1) принятие решения о самороспуске;

2) вступление в силу решения суда субъекта Федерации (краевого, областного и т.д.) о неправомочности данного состава депутатов представительного органа, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в отдельных случаях преобразования муниципального образования;

4) в случае упразднения муниципального образования.

Одновременно с досрочным прекращением полномочий представительного органа муниципального образования досрочно прекращаются полномочия его депутатов. Досрочное формирование представительного органа нового созыва происходит в месячный или шестимесячный в зависимости от порядка избрания депутатов.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.