Обращения граждан. Правотворческая инициатива граждан — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Обращения граждан. Правотворческая инициатива граждан

2017-09-28 251
Обращения граждан. Правотворческая инициатива граждан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В соответствии со ст. 32 Федерального закона № 131-ФЗ граждане имеют право на индивидуальные и коллектвные обращения в органы местного самоуправления. Закон содержит отсылочную норму, согласно которой, обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Право на обращение граждан закреплено в ст. 33 Конституции Российской Федерации. Главное предназначение права на обращение заключается в его способности выступать в качестве средства реализации и защиты других прав[170], в том числе и права на местное самоуправление. Данное право является комплексным и многоаспектным, одним из аспектов данного права является его способность быть одной из формой участия населения в осуществлении местного самоуправления.

На основании вышеуказанного Федерального закона № 59-ФЗ обращения гражданина направляются в форме предложений, заявлений или жалоб.

Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Таким образом, по вопросам местного значения граждане могут направлять обращения в любой из трех вышеуказанных форм.

Федеральным законом № 59-ФЗ установлено федеральное регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные на федеральном уровне. Принятие муниципальных правовых актов, регулирующих право на обращение, законом не предусмотрено.

Федеральным законом «О порядке рассмотрения обрщений граждан Российской Федерации» предусмотрено распространение порядка рассмотрения обращений граждан на обращения:

- в органы местного самоуправления;

- должностным лицам местного самоуправления;

- в муниципальные учреждения;

- иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

Муниципальные учреждения играют важную роль в решении вопросов местного значения в различных сферах (образование, здравоохранение, культура, спорт, молодежная политика и тд.), и обязанность рассмотрения обращений граждан муниципальными учреждениями является важной гарантией реализации прав граждан в области метного самоуправления. Однако, не только муниципальные учреждения, но и иные организации, включая коммерческие, на которые возложено осуществление публично значимых функций (например, управляющие компании по обслуживанию жилого фонда, организации оказывающие услуги тепло-, водо-,газо- снабжения жителям муниципального образования, организации пассажирского транспорта) обязаны рассматривать обращения граждан.

Органы местного самоуправления, их должностные лица, муниципальные учреждения, организации, осуществляющие публично значимые фунции, обязаны:

- принять обращение письменное (в том числе в электронном виде) или устное обращение;

- зарегистрировать письменное обращение в течение 3 дней с момента поступления;

- если решение вопросов, поставленных в обращении не входит в компетенцию того органа или должностного лица, которому оно напрпавлено в 7 семи дней со дня регистрации направить обращение в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу (при этом, запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение, действие или бездействие которых обжалуется);

- обеспечить объективное, всестороннее рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, в течении 30 дней с момента регистрации обращения (данный срок может быть увеличен, но не более, чем на 30 дней);

- запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

- принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

- дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Статьей 5.59 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан на лиц, обязанных расматривать обращения предусмотрена административная ответсвенность в виде административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Установленный Фдеральным законом «О порядке расмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Статьей 26 Федерального закона № 131-ФЗ установлен особый порядок для обращений, в виде предложений граждан в порядке правотворческой инициативы. Для расмотрения правотворческой инициативы граждан ст. 26 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрен специальный порядок, предусматривающий, в том числе, и принятие нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, в котором, необходимо определить число граждан, правотворческая инициатива которых подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления. Однако Федеральный закон № 131-ФЗ запрещает поднимать минимальную численность такой инициативной группы граждан на уровень выше 3% числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Внесение правотворческой инициативы не означает его автоматического принятия, а лишь приравнивает население в данном вопросе к другим субъектами правотворческой инициативы (депутатам представительного органа, главе муниципального образования, местной администрации), что предусматривает обязательность рассмотрения выдвинутого проекта муниципального правового акта и наличие других прав субъекта правотворческого процесса.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Коллегиальный орган рассматривает правотворческую инициативу граждан на открытом заседании. Представителям инициативной группы должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. До них должно быть официально в письменной форме доведено и мотивированное решение по результатам рассмотрения.

Завершая главу, необходимо отметить, что формы непосредственной демократии нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании, так как поддержка общественной инициативы граждан, и развитие различных форм общественной активности являются одними из ключевых условий развития местного самоуправления[171].

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите известные вам формы непосредственной демократии и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

2. Назовите известные вам нормативные правовые акты органов государственной власти РФ, субъектов Федерации и местного самоуправления, устанавливающие формы (институты) непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

3. Раскройте содержание следующих принципов муниципальных выборов: периодичность, альтернативность, равное избирательное право, гласность.

4. Какие вопросы не могут быть вынесены на местный референдум, и каким нормативным правовым актом это ограничение установлено?

5. Что такое факультативный референдум?

6. Охарактеризуйте институты непосредственной демократии и участия населения в осуществлении местного самоуправления, закрепленные в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г.

7. Что объединяет такие формы непосредственной демократии и участия населения в осуществлении местного самоуправления как сходы и собрания, публичные слушания и опросы граждан, правотворческую инициативу граждан и обращения граждан?

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.