Глава 6. Основные системы местного самоуправления — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава 6. Основные системы местного самоуправления

2017-09-28 269
Глава 6. Основные системы местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ISBN

© «Норма: НИЦ ИНФРА-М», 2017
© Коллектив авторов, 2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

Список сокращений 10

Введение 11

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Понятие и сущность местного самоуправления 12

§ 1. Местное самоуправление как институт народовластия 12

§ 2. Публично-правовая природа местного самоуправления 15

§ 3. Научное определение понятия местного самоуправления 19

Глава 2. Общие принципы местного самоуправления 21

§ 1. Понятие общих принципов местного самоуправления 21

§ 2. Система общих принципов местного самоуправления 22

Глава 3. Муниципальное право как комплексная отрасль 27
российского права

§ 1. Понятие отрасли муниципального права 27

§ 2. Предмет и метод муниципального права 28

§ 3. Система муниципального права 30

§ 4. Муниципально-правовые нормы 31

§ 5. Муниципально-правовые отношения 33

§ 6. Источники муниципального права 37

Глава 4. Муниципальное право как отрасль правовой науки
и учебная дисциплина
43

§ 1. Понятие, предмет и источники муниципального права как отрасли юридической науки 43

§ 2. Муниципальное право как учебная дисциплина 45

Глава 5. Развитие местного самоуправления в России 48

§ 1. Общая характеристика развития местного самоуправления в России 48

§ 2. Земская и городская реформы 1864 и 1870 гг. 48

§ 3. Земская и городская реформы 1890 и 1892 гг. 54

§ 4. Реформы местного самоуправления в начале XX в. 57

§ 5. Создание и развитие института Совета народных депутатов 58

§ 6. Реформа местного самоуправления конца XX в. 61

§7. Современный период развития местного самоуправления 65

Глава 6. Основные системы местного самоуправления

в зарубежных странах 69

§ 1. Англосаксонская система местного самоуправления 69

§ 2. Континентальная система местного самоуправления 71

§ 3. Иберийская система местного самоуправления 72

Глава 22. Полномочия орга

нов местного самоуправления в области муниципального земельного контроля 246

§ 1. Компетенция органов местного самоуправления в области земельных отношений 246

§ 2. Муниципальная земельная собственность: понятие, правовой режим 250

§ 3. Контроль органов местного самоуправления за использованием земель на территории муниципального образования 252

Глава 23. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды 257

Глава 24. Полномочия органов местного самоуправления в области недропользования 266

§ 1. Организационно-правовые основы участия мунципальных органов в управлении недропользованием 266

§ 2. Косвенные формы участия органов местного самоуправления в регулировании недропользования 270

Глава 25. Полномочия органов местного самоуправления в области предпринимательства 273

§ 1. Законодательное регулирование полномочий органов местного самоуправления в области поддержки предпринимательства 273

§ 2. Предпринимательская деятельность органов местного самоуправления 275

Глава 26. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения, физической культуры и спорта 279

§ 1. Полномочия органов местного самоуправления

в области здравоохранения 279

§ 2. Полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта 284

Глава 27. Полномочия органов местного самоуправления
в области образования и культуры
292

§ 1. Полномочия органов местного самоуправления в области образования 292

§ 2. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры 295

Глава 28. Полномочия органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания граждан 305

Глава 29. Полномочия органов местного самоуправления
по обеспечению прав и свобод коренных малочисленных народов Севера
310

§ 1. Законодательное регулирование компетенции органов местного самоуправления в области обеспечения прав и свобод коренных малочисленных народов Севера 310

§ 2. Закрепление полномочий органов местного самоуправления в области защиты прав и свобод коренных малочисленных народов Севера в муниципальных нормативных актах 315

Глава 30. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка и общественной безопасности 318

§ 1. Охрана общественного порядка как функция органов местного самоуправления. Создание органов охраны правопорядка 318

§ 2. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения общественной безопасности 324

Тестовые и практические задания 334

Нормативные акты 374

Литература 378

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

БК РФ Бюджетный кодекс РФ
ГК РФ Гражданский кодекс РФ
ЖК РФ Жилищный кодекс РФ
ЗК РФ Земельный кодекс РФ
КоАП РФ Кодекс РФ об административных правонарушениях
НК РФ Налоговый кодекс РФ
УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс РФ
Ведомости Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР); Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)
САПП РФ Собрание актов Президента и Правительства РФ
СЗ РФ Собрание законодательства РФ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, называет его одной из конституционных основ нашего государства.

Становление и развитие муниципального самоуправления, значительное возрастание муниципальных норм и правоотношений, существенное расширение сфер муниципального правового регулирования повлекли за собой выделение в системе права самостоятельной комплексной отрасли — муниципального права. Особенностью данной отрасли является включение в нее как собственных муниципальных норм, так и многочисленных правовых норм других отраслей, регулирующих муниципальные общественные отношения. Рассредоточение муниципальных норм во множестве нормативных правовых актов, разнообразие муниципальных общественных отношений, регулируемых данными актами, обусловливает необходимость изучения муниципального права во взаимосвязи с конституционным, административным, гражданским, финансовым и иными отраслями права. При этом у муниципального права как самостоятельной отрасли права есть свои особые предмет, методы, охранительные механизмы.

Муниципальное право — динамично развивающаяся отрасль российского права. В учебнике обобщен значительный объем информации, почерпнутой из работ отечественых и зарубежных авторов, проанализирована практика организации местного самоуправления в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, других субъектах Федерации. Значительное место в нем отведено рассмотрению опыта работы муниципальных образований в различных сферах жизнедеятельности; в качестве приложения к учебнику помещен прктикум, содержащий тестовые задания и ситуационные задачи, решение которых будет способствовать усвоению теоретических знаний, выработке навыков применения муниципальных правовых норм в конкретных ситуациях.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сходство и различие понятий местного самоуправления, сформулированных в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в Европейской хартии местного самоуправления?

2. Какова публично-правовая природа местного самоуправления?

3. Что составляет правовую основу местного самоуправления?

4. Охарактеризуйте основные признаки муниципальной власти.

5. В чем отличие органов местного самоуправления от органов государственной власти?

 

 

Таблица 1. Виды общих принципов местного самоуправления

Универсальные принципы Отличительные принципы Смежные принципы
     
Верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов Самостоятельность решения населением вопросов местного значения Гарантированность местного самоуправления
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств
Законность в организации и осуществлении местного самоуправления Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления Государственная поддержка местного самоуправления
Гласность местного самоуправления Сочетание различных форм демократии: представительной и непосредственной Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного само-управления
  Осуществление местного самоуправления в городских и сельских поселениях и других территориях с учетом исторических и иных местных традиций  
  Обязательность учета мнения населения территорий, в которых осуществляется местное самоуправление при изменении их границ  
  Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении  
  Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами  
  Обязательность наличия в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации. за исключением случаев, установленных законом  
  Неподчиненность органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования  
  Межмуниципальное сотрудничество  

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое принципы местного самоуправления и как они соотносятся с основами местного самоуправления?

2. Какие общие принципы местного самоуправления закреплены в Конституции РФ?

3. Какие виды общих принципов местного самоуправления вы знаете?

4. Раскройте содержание принципа самостоятельности местного самоуправления.

5. Какие общие принципы местного самоуправления предусмотрены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?

 

 

Муниципально-правовые нормы

Под муниципально-правовыми нормами О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев понимают правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления[51]. Муниципально-правовым нормам, так же как и другим нормам права, свойственны формальная определенность, общеобязательность, регулятивность. Вместе с тем нормы муниципального права имеют существенную специфику, связанную с обособленностью органов местного самоуправления от органов государственной власти, а также с тем, что органы местного самоуправления и население муниципального образования наделены нормотворческими полномочиями. В связи с этим И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов выделяют две группы муниципальных норм. К первой группе относятся нормы, содержащиеся в актах федеральных и региональных органов государственной власти, а ко второй — нормы, установленные органами и должностными лицами местного самоуправления либо населением путем непосредственного волеизъявления[52].

Таким образом, нормы муниципального права — это формально определенные общеобязательные правила поведения, установленные органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления либо населением муниципального образования путем непосредственного волеизъявления, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, и обеспеченные принудительной силой государства.

Особенность норм муниципального права состоит в том, что для многих из них характерна принадлежность одновременно и к другим отраслям права. Это обусловлено комплексным характером отрасли муниципального права. Так, нормы, закрепляющие финансовые основы местного самоуправления, являются нормами как муниципального, так и финансового права.

По объекту правового регулирования различают:

а) нормы, определяющие местное самоуправление в системе народовластия (ст. 12 Конституции РФ, провозглашающая самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий и др.);

б) нормы, закрепляющие территориальные, экономические и правовые основы местного самоуправления (ч. 3 ст. 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г., гарантирующая поступление в местные бюджеты доходов от использования и приватизации муниципального имущества);

в) нормы, устанавливающие организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, формирование и статус органов местного самоуправления, муниципальная служба и проч.);

г) нормы, регулирующие компетенцию муниципальных образований (ст. 14-18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г.);

д) нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления.

По территории действия можно выделить нормы:

а) действующие на всей территории Российской Федерации;

б) действующие на территории субъекта РФ;

в) действующие в границах конкретного муниципального образования.

По характеру содержащихся в нормах предписаний они подразделяются на:

а) управомочивающие (ч. 1 ст. 26 Закона об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. закрепляет право инициативной группы граждан, обладающих избирательным правом, выступать с правотворческой инициативой);

б) обязывающие (ч. 2 ст. 26 Закона об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. возлагает обязанность на соответствующий орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления рассмотреть проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан в течение трех месяцев со дня его внесения);

в) запрещающие (в силу ч. 3 ст. 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается).

По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:

а) императивные (ч. 1 ст. 52 Закона об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. содержит безальтернативное предписание о том, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет);

б) диспозитивные (согласно ч. 4 ст. 19 Закона об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий).

По предназначению в механизме правового регулирования выделяют нормы:

а) материальные, которые закрепляют права, обязанности, полномочия субъектов муниципальных правоотношений (согласно п.1 ч.1 ст.17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями на принятие устава муниципального образования);

б) процессуальные, призванные регламентировать процедуры реализации материальных норм (ч.5 ст.44 Закона об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. гласит, что устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие общественные отношения регулируются муниципальным правом? В чем состоит специфика их объекта и субъектного состава?

2. Какие методы правового регулирования используются отраслью муниципального права?

3. Как отрасль муниципального права связана с другими отраслями российского права?

4. Приведите примеры различных видов муниципально-правовых норм (регулятивных, охранительных, запрещающих, обязывающих, управомочивающих и т.д.).

5. Перечислите виды муниципальных правоотношений и приведите примеры по каждому из видов.

6. Охарактеризуйте основные положения Европейской хартии местного самоуправления и приведите примеры имплементации норм Хартии в российском законодательстве о местном самоуправлении.

7. Является ли источником муниципального права указ Президента РФ о награждении орденом «Знак почета» главы муниципального образования?

8. Каково место решений Конституционного Суда РФ в системе источников муниципального права?

 

 

Глава 4. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВОВОЙ НАУКИ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается специфика предмета науки муниципального права?

2. Каково соотношение предмета науки муниципального права и соответствующей отрасли права?

3. Исследованием каких проблем занимается наука муниципального права?

4. Какие научные школы муниципального права вы знаете?

5. Охарактеризуйте источники муниципального права как правовой науки.

6. Какова структура учебного курса муниципального права?

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные этапы развития местного самоуправления в России.

2. В чем состояла суть земской реформы 1864 г. и каково ее значение в развитии российского местного самоуправления?

3. Какие избирательные цензы предусматривались Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1864 г.?

4. Назовите основные положения земской и городской реформ 1890 и 1892 гг. Почему эти реформы называют «контрреформами земского и городского самоуправления»?

5. Каковы предпосылки реформирования местной власти в конце 80-х — начале 90-х годов XX в.?

 

Система «мэр — совет»

Особенностью англосаксонской системы является четкое определение компетенции органов местного самоуправления. Полномочия местных органов определяются по принципу позитивного правового регулирования, в соответствии с которым они вправе совершать только действия, непосредственно предписанные законом. В противном случае действия местных властей могут быть признаны противозаконными.

В США этот принцип нашел отражение в «правиле Диллона», согласно которому любое справедливое, разумное, существенное сомнение в наличии того или иного полномочия трактуется судами против муниципальных корпораций и спорные положения отрицаются[122]. Учитывая данный принцип, города, разрабатывающие свои хартии самоуправления, стремятся как можно подробнее зафиксировать в них свои полномочия. Так, в сравнении с модельной хартией самоуправления, состоящей их 10 статей, в которых содержится 66 пунктов, хартия г. Филадельфии имеет более 320 статей, а хартия г. Нью-Йорка — 52 главы и 4454 параграфа[123].

Вопросы для самоконтроля

1. Укажите отличительные признаки англосаксонской системы местного самоуправления.

2. Какой системе местного самоуправления присущ принцип правового регулирования компетенции органов местного самоуправления, согласно которому муниципальным органам можно делать лишь то, что предписано законом?

3. Какие виды государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления используются при континентальной системе местного самоуправления?

4. Охарактеризуйте отличительные признаки иберийской системы местного самоуправления.

5. К какой системе местного самоуправления относится модель местного самоуправления, предусмотренная законодательством РФ?

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте элементы правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации. Как соотносится данное понятие с понятием законодательной основы местного самоуправления?

2. В чем заключается значение международных норм, действующих в сфере местного самоуправления? Раскройте механизм применения международных норм о местном самоуправлении на территории Российской Федерации.

3. Какую роль выполняет устав муниципального образования? Какие требования к его содержанию предъявляет действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?

4. Каков порядок разработки, принятия, обнародования, государственной регистрации и вступления в силу уставов муниципальных образований? Каковы основания для отказа в государственной регистрации принятого в установленном порядке устава муниципального образования?

5. В чем состоит значение обычаев и обыкновений, действующих в сфере местного самоуправления? Можно ли рассматривать правовые обычаи и обыкновения в качестве элемента правовой основы местного самоуправления в нашей стране?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте понятие территориальных основ местного самоуправления.

2. Каково соотношение понятий «поселение» и «муниципальное образование»?

3. Каков порядок учета мнения населения муниципального образования при установлении и изменении границ муниципальных образований?

4. Кто принимает решение об установлении и изменении границ муниципальных образований?

5. Какие типы муниципальных образований предусматриваются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г.?

 

Местный референдум

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 3) референдум, как и свободные выборы, является высшим непосредственным выражением власти многонационального народа Российской Федерации. Местный референдум признается одной из форм местного самоуправления (ст. 130 Конституции РФ). Понятие местного референдума определяется в ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Обосновныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Местный референдум — голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ: решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования. Правом выдвижения инициативы назначения местного референдума обладают следующие субъекты:

1) граждане РФ, имеющие право на участие в местном референдуме;

2) избирательные объединения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума;

3) совместно — представительный орган муниципального образования и глава местной администрации.

Более подробно законом регулируются и процедурные вопросы назначения местного референдума. Так, граждане в целях назначения местного референдума образуют инициативную группу численностью не менее 10 человек и обязаны собрать в поддержку своей инициативы подписи в количестве до 5% числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования. Конкретное количество подписей устанавливается законом субъекта РФ. Тем самым создается необходимый юридический барьер для необоснованных, не пользующихся поддержкой населения инициатив.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается местный референдум.

Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав (ст. 12—15, 36) устанавливает основные правила для регионального законодателя, позволяющие обеспечить соблюдение конституционных прав жителей муниципальных образований. В частности инициативная группа обращается в избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством о регистрации группы. В таком ходатайстве, подписываемом всеми членами группы, должны содержаться вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум. К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства обязана рассмотреть его и принять решение о направлении представленных документов в представительный орган муниципального образования либо об отказе в регистрации инициативной группы. Основанием для отказа является несоответствие ходатайства и иных документов требованиям законодательства и устава муниципального образования.

Если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора. В случае если местный референдум назначен судом, референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или иным органом, указанным судом.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Российские граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

На основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и российские граждане.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования. Если для реализации решения, принятого на референдуме, потребуется принятие муниципального правового акта, органы местного самоуправления, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок (не более 3 месяцев) подготовки и принятия такого муниципального правового акта.

На местный референдум могут быть вынесены вопросы местного значения, находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов либо об отсрочке указанных выборов;

о персональном составе органов местного самоуправления;

об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Это связано с тем, что референдум не может подменять другие важнейшие формы прямой демократии — выборы, отзыв депутатов и должностных лиц. Кроме того, далеко не все вопросы могут решаться путем непосредственного волеизъявления граждан в силу их сложности или оперативности, необходимости учета как частных, так и общих интересов. Так, процедура принятия бюджета является очень сложной, предусматривающей участие максимального количества заинтересованных субъектов в его обсуждении ввиду важности данного документа для функционирования любого публично-территориального образования, она предусматривает обязательное проведение публичных слушаний (одной из форм непосредственной демократии) с участием жителей муниципального образования. Также ясно, что принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения, во-первых, должно приниматься безотлогательно, а процедура принятия решения на референдуме занимает не менее двух месяцев, во-вторых, такие решения должны приниматься профессионально.

Вопросы, выносимые на местный референдум, должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования и чтобы на них можно было дать лишь однозначный ответ.

Акт о проведении местного референдума, а также принятое на нем решение могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Правовое регулирование процедуры проведения местного референдума осуществляется главным образом на региональном уровне. Так, согласно ст. 8 Закона Тюменской области от 3 июня 2004 г. «О местном референдуме в Тюменской области» (в ред. от 04 мая 2016 г.)[160], группа граждан, имеющих право на участие в референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 10 человек. Такое же количество участников предусмотрено Законом Свердловской области (в ред. от 07 июня 2016 г.)[161] и Законом Московской области от 19 ноября 2003 г. «О местном референдуме в Московской области» (в ред. от от 05 мая 2015 г.)[162].

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). Несмотря на урегулированную процедуру принятия, закон не устанавливает порядка принятия решения об изменении, дополнении или отмене такого акта. Законодатель лишь устанавливает норму, в соответствии с которой, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок (не более 2 лет после официального опубликования результатов референдума), в течение которого местный референдум по аналогичному вопросу не проводятся.

Местные референдумы по сравнению с референдумами на федеральном и региональном уровне проводятся значительно чаще. Согласно данным сайта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в 2013-2015 годах было проведено 442 местных референдума, подавляющее большинство по вопросу самообложения граждан, а также по вопросам преобразования муниципального образования[163].

 

Муниципальные выборы

Муниципальные выборы — форма непосредственного осуществления муниципальной власти, которая выражается в периодическом наделении гражданами, проживающими на территории муниципального образования, отдельных своих представителей полномочиями по решению от имени населения вопросов местного значения на основе всеобщего, равного, прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Волеизъявление населения на выборах является неотъемлемым условием легитимности существующей власти, ее постоянной ротации и преемственности в деятельности выборных институтов, сам институт выборов выступает основополагающим элементом формирования и дальнейшего функционирования местного самоуправления[164].

Основные гарантии избирательных прав граждан устанавливаются федеральным законом, на основе которого субъекты РФ принимают собственные законодательные акты о муниципальных выборах. Это могут быть как специальные нормативные правовые акты о муниципальных выборах (Ямало-Ненецкий автономный округ) или о выборах депутатов представительного органа муниципального образования (Ханты-Мансийский), так и кодифицированные законы (кодексы), в которых содержатся правовые нормы, регулирующие порядок подготовки и проведения различных видов выборов (Тюменская, Свердловская, Воронежская области).

На региональном и муниципальном уровне определяется структура органов местного самоуправления, устанавливается перечень выборных органов, должностных лиц и сроки их полномочий.

Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки их полномочий. А в случаях выборов ввиду досрочного прекращения полномочий, выборов в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня прекращения полномочий или со дня создания нового муниципального образования. Причем день голосования может быть назначен только на воскресенье (за исключением нерабочих праздничных и предпраздничных дней, следующего за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем).

В соответствии с установленными законом субъекта РФ видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Под избирательной системой законодатель подразумевает условия признания кандидатов избранными, а списков кандидатов допущенными к распределению мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов. Статьей 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в р


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.