Техническая характеристика тракторов тяговых классов 1,4 и 3 — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Техническая характеристика тракторов тяговых классов 1,4 и 3

2017-09-28 799
Техническая характеристика тракторов тяговых классов 1,4 и 3 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Тракторист-машинист на селе был и остается ведущей фигурой в сельскохозяйственном производстве. Работа сельского механизатора очень ответственна. От его знаний, мастерства, отношения к делу зависит состояние машин и правильное их использование.

Сельскохозяйственная техника непрерывно совершенствуется. Для ее эффективного использования механизаторы должны хорошо знать устройство машин и орудий, принцип их работы. Уметь правильно настраивать рабочие органы и механизмы машин на оптимальные режимы работы в зависимости от изменяющихся условий и свойств обрабатываемого материала.

Тракторы – главное энергетическое средство в сельскохозяйственном производстве. Основное направление повышения их производительности – увеличение энергонасыщенности (отношение эффективной мощности дизеля к массе машины) и снижение удельного расхода топлива, что теснейшим образом связано с совершенствованием конструкции и созданием новых моделей.

Знание конструкций новых и модернизированных энергонасыщенных тракторов. Агрегатируемых с ними машин и методов их эффективной эксплуатации дает возможность повысить производительность труда механизатора, внедрить индустриальные технологии возделывания зерновых, кормовых и других культур, т.е. обеспечить получение высоких и устойчивых урожаев.

Совершенствование конструкции чаще всего сопровождается ее усложнением, и от механизаторов требуется глубокое знание машины. Умелое использование трактора позволяет продлить срок его службы и сэкономить для народного хозяйства материальные и трудовые ресурсы, снизить себестоимость сельскохозяйственной продукции.

Сельское хозяйство получает энергонасыщенные тракторы: колесные МТЗ-80, МТЗ-100, Т-150К, К-701 и гусеничные ДТ-75МВ, Т-150, ДТ-175С и др. Эти машины предназначены для вспашки, сплошной обработки почвы, дискования, посева, а также для уборки урожая в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами. Их можно использовать для выполнения мелиоративных, погрузочно-разгрузочных и транспортных работ.

Настоящая справочная книга написана с учетом учебных планов и программ подготовки трактористов-машинистов III класса с правом управления тракторами и самоходными машинами категории А, В и Г с отрывом и без отрыва от производства на базе сельских профессионально-технических училищ, учебно-курсовых комбинатов, учебных центров и непосредственно в хозяйствах по основным профилирующим дисциплинам «Тракторы», «Сельскохозяйственные машины» и «Зерноуборочные комбайны».

Книга поможет получить необходимые знания по устройству тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100, МТЗ -102, ДТ-75МВ, комбайна СК-5М «Нива». Сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с ними и их техническому обслуживанию.

Поскольку заводы-изготовители постоянно совершенствуют выпускаемую ими сельскохозяйственную технику и вносят конструктивные изменения в серийные машины, отдельные сборочные единицы и регулировки рассматриваемых в книге машин, могут отличаться от поступающих в хозяйства. Информация о внесенных в конструкцию изменениях имеется в инструкциях или информационных листках, прикладываемых к машинам. С ними необходимо ознакомиться до начала эксплуатации.

А.П. Акимовым написаны разделы «Сельскохозяйственные машины» и «Зерноуборочные комбайны», В.А. Лихановым – разделы «Тракторы» и «Техническое обслуживание». Введение написано совместно.

Авторские права на материал, помещенный в отдельных главах, осуществляются каждым автором самостоятельно.

 

 

Общие сведения

Классификация тракторов

 

Тракторы общего назначения (ДТ-75МВ, ДТ-75Н, ДТ-75МЛ, Т-150, Т-150К, Т-4А, К-700А, К-701)предназначены для выполнения основных сельскохозяйственных работ, общих при возделывании большинства культур (вспашка, боронование, дискование, сплошная культиваця, посев и др.).

Тракторы универсально-пропашные (Т-25А, Т-30, Т-30А, Т-40М, Т-40АМ, МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100, МТЗ-102 и др.) предназначены для работ с машинами в междурядьях пропашных культур. Колесные тракторы имеют переменную колею, а гусеничные (Т-70С, Т-90С) – сменные гусеничные цепи, что позволяет работать на междурядьях различной ширины. Кроме этого, тракторы имеют большой дорожный просвет[1], который у некоторых тракторов можно регулировать.

Тракторы специального назначения (Т-25АК, МТЗ-80ХА, МТЗ-80ХМ, МТЗ-82Р, МТЗ-82Н и др.) предназначены для выполнения одной или нескольких работ в определенных условиях или при возделывании одной культуры. Как правило, они представляют собой модификацию (видоизменение) наиболее распространенной модели трактора общего назначения или универсально-пропашного.

Мотоблоки (МТЗ-0,5, «Супер-610» и др.) предназначены для механизации работ в личном хозяйстве, где невозможно использование трактора. Мотоблок комплектуется набором сельскохозяйственных орудий: плуг, культиватор, косилка и др.

По типу ходовой части тракторы подразделяются на колесные и гусеничные.

По типу остова тракторы бывают рамные или полурамные.

Рамные тракторы имеют остов в виде клепаной (Т-150) или сварной (ДТ-75МВ) рамы, на которой монтируют основные части трактора.

У полурамных тракторов (Т-25А, МТЗ-80, МТЗ-100) остов состоит из короткой полурамы, на которой крепят двигатель, и корпуса трансмиссии.

По номинальному тяговому усилию [2] сельскохозяйственные тракторы делят на десять тяговых классов: 0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6; 8. Совокупность типов тракторов, рекомендуемых к производству для удовлетворения потребностей народного хозяйства, образует типаж тракторов.

Каждый класс тракторов состоит из одной или нескольких моделей, обладающих примерно одинаковыми тяговыми усилиями. Основную модель трактора в каждом классе называют базовой. На ее основе, за счет широкого использования одних и тех же сборочных единиц (унификация), создаются различные модификации.

Наибольшее применение в сельскохозяйственном производстве получили тракторы тяговых классов 1,4 и 3.

 

 

Общее устройство трактора

 

У тракторов отдельные сборочные единицы расположены в единой последовательности и имеют одинаковое назначение. На рис.1, а показаны основные составные части трактора МТЗ-80.

Двигатель предназначен для преобразования химической энергии топлива, сгорающего в цилиндрах, вначале в тепловую, а затем в механическую.

Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам трактора и валам отбора мощности; изменения крутящего момента, частоты вращения, направления вращения ведущих колес, и а также для плавного трогания с места и остановки. Она состоит из муфты, сцепления 4, коробки передач 10, заднего ведущего моста с главной передачей 5, дифференциалом 9 и кончеными передачами 6.

Ходовая часть трактора служит для сообщения ему поступательного движения и передачи на почву его веса. В нее входят полурамный остов, состоящий из двух продольных балок (лонжеронов) и корпусов механизмов трансмиссии, движителя 8 и подвески.

Механизмы управления – устройства, обеспечивающие изменение направления и скорости движения трактора, удержание его в неподвижном состоянии. К ним относятся рулевой механизм, тормоза.

Рабочее оборудование служит для соединения трактора с различными сельскохозяйственными машинами, прицепами, а также для передачи на активные рабочие органы крутящего момента от двигателя и управления их работой. Оно состоит из гидравлической навесной системы, прицепного и буксирного устройства, ВОМ и приводного шкива.

Вспомогательное оборудование включает в себя кабину с подрессоренным сиденьем; капот; контрольно-измерительные приборы, приборы освещения и сигнализации, отопления и вентиляции, обеспечивающие удобство в работе и создание комфортных условий трактористу.

Назначение основных механизмов гусеничного трактора (см. рис. 1,б) такое же, как и колесного.

Двигатель 3, сборочные единицы трансмиссии и ходовой части трактора ДТ-75МВ крепят на раме. Трансмиссия состоит из муфты сцепления 4, промежуточного соединения 15 (возможна установка ходоуменьшителя), коробки передач 10, заднего моста и конечных передач 6. В ходовую часть входят рама, ведущие колеса (звездочки) 12, гусеничные цепи 16, каретки подвески, направляющие колеса 11 и поддерживающие ролики. Трактор с помощью ведущих колес, опорных катков и подвески перекатывается по гусеничным цепям, состоящим из шарнирно соединенных стальных звеньев. Движением трактора управляют с помощью планетарного механизма поворота 13 и тормозов.

 

 

Рис. 1. Основные части трактора:

а - МТЗ-80; б - ДТ-75МВ; 1 – управляемое колесо;2 – передний мост; 3 – двигатель; 4 - муфта сцепления; 5 – главная передача; 6 – конечная передача; 7 – механизм навески; 8 – ведущее колесо (движитель); 9 – дифференциал; 10 – коробка передач; 11 – направляющее колесо; 12 – ведущее колесо (звездочка); 13 – планетарный механизм; 14 – прицепное устройство; 15 – промежуточное соединение; 16 – гусеничная цепь.

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

 

Промежуточные соединения предназначены для передачи крутящего момента от муфты сцепления другим механизмам трансмиссии, геомет­рические оси которых могут не совпадать. Несоосность валов у трактора может возникнуть при погрешностях сборки, в процессе эксплуатации из-за ослабления крепления, деформации рам, корпусов и т. д.

По числу шарниров промежуточные соединения делят на одинарные и двойные. По конструкции различают жесткие, упругие (мягкие) и ком­бинированные соединения. Жесткие соединения состоят из металлических деталей, мягкие — выполнены с упругими (резиновыми) рабочими эле­ментами.

Упругое промежуточное соединение трактора ДТ-75МВ включает в себя два эластичных шарнира и телескопический вал. Каждый шарнир состоит из двух крестообразно расположенных вилок 4 (рис. 57, а). Они соединены посредством головки 3 и четырех упругих резиновых втулок 1, в которых запрессованы стальные втулки с соединительными болтами 2. Переднюю вилку устанавливают на шлицы вала муфты сцепле­ния, заднюю — на шлицы первичного вала коробки передач. От осевого смещения их закрепляют гайками на концах валов. За счет телескопиче­ского вала средние вилки могут перемещаться в осевом направлении. Втулки изготовлены из морозостойкой резины с каркасом из металли­ческой сетки. Снаружи их покрывают прорезиненной тканью.

 

 

 

 

Рис. 57. Промежу­точное соединение трактора ДТ-75МВ (а) и карданная пе­редача (б):

1 — резиновая втулка; 2 — соединительный болт; 3 — головка карданного механизма; 4, 5 и 7 — вилки; 6 —крестовина; 8 — стакан; 9 — чехол; 10 — карданный вал

 

 

КАРДАННЫЕ ПЕРЕДАЧИ

 

Карданная передача предназначена для передачи крутящего момен­та от одной сборочной единицы трансмиссии к другой при значительной несоосности валов или их перемещении во время движения. Ее приме­няют в основном для передачи крутящего момента на передние и зад­ние мосты и для привода ВОМ. Она состоит из карданного вала и кар­данных шарниров. Вал может быть телескопическим, что необходимо для компенсации осевых перемещений деталей карданной передачи при работе трактора. Для защиты от грязи и пыли шлицы телескопи­ческого соединения закрывают чехлом 9 (рис. 57, б).

Карданный шарнир состоит из вилок 5 и 7, крестовины 6 и четырех игольчатых подшипников. Подшипники вместе с сальниками надевают на пальцы крестовины 6 и закрепляют в вилках с помощью крышек или стопорных колец. Вилки могут поворачиваться в подшипниках кре­стовины во взаимно перпендикулярных плоскостях и передавать вра­щение от одного вала к другому под некоторым углом.

Чтобы вращение было равномерным, необходимо устанавливать вилки на концах вала 10 в одной плоскости.

Карданный вал трактора МТЗ-82 динамически сбалансирован на специальном станке. Для устранения дисбаланса на участках с мень­шей массой по краям вала приваривают металлические балансировоч­ные пластины (грузы). Перед балансировкой валы рихтуют, чтобы бие­ние трубы вала не превышало 0,6 мм. Дисбаланс, значение которого не должно превышать 20 г*см, приводит к повышенным вибрациям и дополнительным нагрузкам как на карданную передачу, так и на детали трансмиссии.

 

 

ВЕДУЩИЕ МОСТЫ

МЕХАНИЗМЫ ЗАДНЕГО МОСТА

 

Задний мост предназначен для передачи и изменения крутящего момента от вторичного вала коробки передач к движителям тракто­ров. В его состав входят следующие механизмы: главная передача, конечные передачи, дифференциал у колесных и механизм поворота у гусеничных тракторов.

Главная передача служит для передачи и изменения крутящего момента от вторичного вала коробки передач на ведущее зубчатое колесо дифференциала у колесных и к планетарному механизму пово­рота у гусеничных тракторов. Она состоит из двух конических зубча­тых колес и расположена за коробкой передач. Зубья колес делают прямыми или спиральными. Ведущее зубчатое колесо изготавливают как одно целое со вторичным валом коробки передач или насаживают на его шлицы.

В гусеничных тракторах крутящий момент от ведомого зубчатого колеса главной передачи передается на конечные передачи через механизм поворота. В колесных тракторах крутящий момент на конеч­ные передачи передается через дифференциал.

 

 

КОНЕЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ

 

Конечные передачи предназначены для увеличения и передачи кру­тящего момента от дифференциала к ведущим колесам или звездочкам трактора. Они расположены по обеим сторонам заднего моста трак торов МТЗ-80 и ДТ-75МВ. Каждая из них состоит из двух прямозубых цилиндрических зубчатых колес.

Ведущее зубчатое колесо 9 (см. рис. 59) конечной передачи трак­тора МТЗ-80 вращается в двух роликовых конических подшипниках. Полуось с ведомым зубчатым колесом 11 и ведущим колесом трактора вращается на двух шарикоподшипниках, один из которых установлен в рукаве полуоси, другой — в расточке перегородки корпуса заднего моста. В расточке крышки рукава полуоси размещен самоподжим­ной сальник, предотвращающий вытекание масла из корпуса заднего моста.

Конечная передача трактора ДТ-75МВ состоит из двух цилиндриче­ских зубчатых колес, расположенных в специальном корпусе, который прикреплен болтами к корпусу заднего моста. Ведущее зубчатое колесо изготавливают как одно целое с ведущим валом. Оно вращается в двух роликоподшипниках. Венец ведомого зубчатого колеса выполняют из высококачественной стали. Он закреплен призонными болтами на ступице. Последняя установлена на шлицах вала, к наружному фланцу которого с помощью болтов прикреплена ведущая звездочка.

 

 

ПЕРЕДНИЙ МОСТ

 

Передние мосты в зависимости от назначения тракторов бывают с постоянной и переменной колеями.

Передний мост с переменной колеей используют на универсально-пропашных тракторах. Он состоит из трубчатой балки 3 (рис 63, а) шарнирно соединенной с остовом 1, и двух выдвижных кулаков 2 в которых размещены оси 4 поворотных цапф.

Для увеличения устойчивости трактора при движении по прямой и для облегчения управления передние колеса устанавливают под опре­деленными углами.

Для того чтобы уменьшить нагрузку на внешний подшипник и улучшить управляемость трактора за счет сокращения расстояния меж­ду точкой касания колеса с дорогой и точкой пересечения геометриче­ской оси поворотной цапфы с дорогой, необходим развал колес (угол α).

Угол β — поперечный наклон оси цапфы, который способствует повышению устойчивости колеса в среднем положении. При его нали­чии поворот колес сопровождается некоторым подъемом передней оси, а под действием силы тяжести трактора колеса возвращаются в сред­нее исходное положение.

Угол ν — продольный наклон оси цапфы. Он образуется в случае, когда геометрическая ось цапфы пересекается с дорогой впереди точки касания колеса. За счет него центробежные силы во время поворота трактора помогают возвратить колеса в исходное положение. Углы наклона оси цапф в поперечном и продольном направлениях в про­цессе эксплуатации не регулируют.

 

 

 

Рис. 63. Передний мост универсально-пропашного трактора:

а—вид спереди; б —вид сверху; 1 — остов трактора; 2 — выдвижные кулаки; 3 — трубчатая балка; 4 — ось поворотной цапфы; А, Б, В, К — размеры

 

Необходимо также учитывать такой параметр, как схождение колес (рис. 63, б). Его рассчитывают как разницу размеров А и Б между серединами колес впереди и сзади (если смотреть на них сверху). Схождение способствует правильному параллельному качению колес при наличии развала и зазоров в шкворнях, рулевых тягах и подшип­никах колес.

Передний мост трактора МТЗ-80 представляет собой трубчатую балку 9 (рис. 64, а), в которую с двух сторон вставлены выдвижные кулаки 8с кронштейнами 2. В выдвижных кулаках сделан ряд отвер­стий А, с помощью которых можно регулировать колею от 1350 до 1850мм. Во втулках кронштейна 2 размещена ось 3 поворотной цапфы колеса. Каждое колесо подрессорено пружинами 1.

Передний ведущий мост трактора МТЗ-82 имеет одинаковые с трактором МТЗ-80 дорожный и агротехнический просветы, пределы регулирования колеи и радиусы поворота. Корпус 10 (рис. 64, б) верхних пар зубчатых колес можно передвигать в рукаве 11 переднего моста для бесступенчатого регулирования колеи. Поворотные рычаги прикреп­лены к корпусу 12 редуктора. При повороте они поворачивают ниж­нюю часть редукторов с колесами вокруг шкворневой трубы 13.

Для подрессоривания переднего моста внутри трубы размещена цилиндрическая пружина 1. При движении трактора под действием пружины труба вместе с валом и подрессоренной частью переднего моста перемещается относительно корпуса 12 и ведущего зубчатого колеса.

 

 

Рис. 64. Передние мосты трак­тора:


Ю Н

а — МТЗ-80; б — МТЗ-82; 1 — пружина подвески; 2 — кронштейн; 3 — ось поворотной цапфы; 4 — ру­левая тяга; 5 — поворотный рычаг; 6 — палец; 7 — болт; 8 — выдвиж­ной кулак; 9 — трубчатая балка; 10 — корпус; 11 — рукав; 12 — корпус редуктора; 13 — шкворне­вая труба; 14 — ведущее зубчатое колесо

 

УСТРОЙСТВО КОЛЕС

 

В тракторах широкое распространение получили дисковые колеса, состоящие из обода, диска и пневматической шины. Ведущее колесо жестко соединено ступицей с полуосью (ведущим валом) и вращается вместе с ней. Направляющее колесо свободно вращается на оси в ро­ликоподшипниках. Обод приваривают или крепят с помощью болтовых соединений к диску. Шины состоят из покрышки и камеры с венти­лем. Они служат для обеспечения достаточного сцепления с почвой и смягчения ударов, воспринимаемых колесом.

Покрышка предохраняет камеру от внешних повреждений. Основная ее часть — каркас 3 (рис. 65), состоящий из нескольких слоев (4...14) прорезиненного корда и резиновых прослоек. Корд пред­ставляет собой особую ткань из крученых нитей различных воло­кон (хлопка, вискозы, капрона, нейлона, лавсана). Брекер 2 свя­зывает каркас с протектором и состоит из нескольких слоев рези-нокорда. Борт 5 присоединен к каркасу и предназначен для крепления покрышки на ободе колеса. Его упрочняют стальным сердечником 6 (плетеным проволочным кольцом).

1

 

 

рис. 65. Пневматическое колесо:

1 - протектор; 2 — брекер; 3 — каркас; 4 — боковина; 5 — борт; 6 — сердечник; 7 - ободная лента; 8 — вентиль; 9 — диск; 10 - обод; 11 — покрышка; 12 — камера

 

Протектор 1 представляет собой верхний толстый слой износостой­кой резины и необходим для сцепления с почвой. Долговечность шин чаще ограничивается износом протектора.

Камера представляет собой замкнутое резиновое кольцо, в которое вмонтирован специальный клапан (вентиль 8) для накачивания воз­духа. Наполненная воздухом камера поглощает толчки и удары, возни­кающие при перемещении трактора по неровностям поверхности.

Вентиль служит для заполнения и сохранения воздуха в камере. По конструкции он бывает воздушным или водовоздушным.

На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-100 для направляющих колес приме­нены шины 9-20, на МТЗ-82 — 11,2-20, на МТЗ-102 — 13,6-20.

На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 на ведущих колесах установлены шины 15,5R38, на МТЗ-100 и МТЗ-102 — шины 16,9-38. Размеры применяемых пневматических шин имеют обозначения согласно ГОСТ 25641—84: обычного профиля — 9-20; радиальных — 15,5R38, низ­копрофильных — 18.4L-30 (где первое число обозначает ширину профиля шины в дюймах, второе — посадочный диаметр шины в дюймах).

 

НАСТРОЙКА ХОДОВОЙ ЧАСТИ

 

Дорожный и агротехнический просветы тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100 и МТЗ-102 не регулируют.

Колею трактора МТЗ-80 можно изменять от 1350 до 1850 мм по направляющим и от 1400 до 1600 и от 1800 до 2100 мм по ведущим колесам, что позволяет работать на всех стандартных междурядьях пропашных культур. Для передних направляющих колес этот параметр регулируют с интервалом 100мм при симметричном и 50мм при несимметричном расположении колес.

Для установки требуемой колеи направляющих колес переднюю часть трактора поднимают домкратом до отрыва от почвы. Ослабляют болты 7 (см. рис. 64) и вынимают пальцы 6 крепления выдвижных кулаков 8 в трубчатой балке 9 передней оси. Затем поочередно пере­двигают выдвижные кулаки, одновременно изменяя длину рулевых тяг вращением труб в наконечниках, и закрепляют их в балке 9. При уста­новке колеи более 1400 мм рулевые тяги 4 необходимо заменить на удлиненные. Затем трактор опускают, проверяют и при необходимости регулируют схождение колес.

Колею трактора МТЗ-100 можно изменять по передним колесам от 1250 до 1850 мм и по задним — от 1400 до 2100 мм для шин 15.5R38 и от 1350 до 2100 мм для шин 11,2-42. Колею передних колес трактора МТЗ-100 регулируют ступенчато от 1250 до 1750мм с интер­валами 100мм. Колея 1850мм обеспечивается перестановкой колес, т. е. их установкой на ступицах противоположными опорными поверх­ностями дисков.

Колею передних ведущих колес трактора МТЗ-100 изменяют бессту­пенчато винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего моста, в интервалах 1335...1605, 1427...1697 и 1541...1811 мм. Для этого переднюю часть трактора поддомкрачивают, обеспечивая просвет между колесами и почвой. Для установки колес на ширину 1427...1697 мм (рис. 67, б) вместо 1335...1605 мм (рис. 67, а) снимают и переворачи­вают обод колеса так, чтобы его кронштейны прошли через прорези в диске. После этого обод закрепляют. Чтобы колея находилась в пределах 1541...1811 мм (рис. 67, в), необходимо снять колеса с дисков и поменять местами. Нужно следить, чтобы рисунок протектора соответ­ствовал направлению вращения колес (согласно стреле, указанной на боковине шины). При монтаже колес также изменяют положение крыль­ев. Для этого в кронштейнах и опорах крыльев имеются дополнительные отверстия. Чтобы получить требуемую колею, следует снять крышку с червячного механизма, освободить клинья для свободного перемещения рукавов и установить ограничивающий штифт в положение, соответ­ствующее выбранной колее (табл. 22).

 

 

Рис. 67. Схема установки передних колес трактора МТЗ-102 на различную шири­ну полей:

а...в — варианты

 

Если необходимо переставить штифт из положения I в положение II или наоборот, то его расшплинтовывают и, заворачивая болт с по­мощью стакана, выдвигают штифт. Вращением регулировочного винта с помощью ключа передвигают в рукавах переднего моста корпуса бор­товых редукторов с колесами. При вращении винтов изменяют длину рулевых тяг.

 

 

22. Рекомендуемая установка колеи трактора МТЗ-102

Колея, мм Положение диска и обода (рис. 67) Расстояние от края рукава до края выдвижного корпуса, мм Положение штифта
  а   I
  а   I
  а   II
  б   II
  в   II

 

В зависимости от выбранной колеи размещают обод в одно из необ­ходимых положений. После регулировки колеи затягивают гайки клинь­ев, устанавливают шплинты и крепят на место крышки червячных ме­ханизмов.

Ширину колеи задних колес тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100 и МТЗ-102 регулируют следующим образом. Поднимают домкратом зад­нюю часть трактора до отрыва колес от почвы. Ослабляют болты, соединяющие половину ступицы, к которой крепится диск колеса, и, вращая червяк механизма плавного изменения колеи гаечным ключом, перемещают колесо до полуоси.

 

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО

 

Ходовая часть гусеничного трактора состоит из остова, движителей и подвески (табл. 24).

 

ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ

 

Гусеничный движитель трактора ДТ-75МВ и его модификаций вклю­чает ведущую звездочку 6 (рис. 68), гусеничную цепь 5, поддерживаю­щие ролики 3, натяжное колесо 1 с натяжным механизмом и под­веску 4.

Гусеничная цепь — основная часть движителя, состоящая из сталь­ных износостойких звеньев, шарнирно соединенных пальцами. Она оги­бает ведущую звездочку, поддерживающие ролики, направляющее колесо, опорные катки подвески и образует замкнутый контур. Из-за достаточно большой площади ее контакта с почвой масса трактора рас­пределяется равномерно. На наружной поверхности размещены почвозацепы для хорошего сцепления с почвой. Внутренняя поверхность образует дорожку, по которой перекатываются опорные катки под­вески. Ведущая звездочка своими зубьями входит в зацепление с проуши­нами звеньев и передвигает остов трактора. Поддерживающие ролики поддерживают гусеничную цепь и предохраняют ее от раскачивания. Они имеют сменные резиновые (для снижения изнашивания) бан­дажи. Опорные катки подвески 4 устанавливают попарно.

Направляющее колесо и натяжное устройство предназначены для направления движения гусеничной цепи, ее натяжения и амортизации всего движителя.

Гусеничный движитель работает следующим образом. Ведущие звездочки 6 передают движение гусеничным цепям 5, которые рассти­лаются под опорными катками подвески 4. Катки перекатываются по внутренним беговым дорожкам гусеничной цепи.

В процессе эксплуатации шарниры гусеничной цепи и соединитель­ные пальцы изнашиваются. В результате ее длина увеличивается и натяжение ослабляется, что может привести к соскакиванию цепи. При неправильном натяжении цепи затраты мощности на перекатывание трактора могут возрасти на 15 % и возможно ее биение. При чрезмер­ном натяжении возрастает трение в шарнирах.

Натяжное устройство с кривошипом состоит из коленчатой оси 6 (рис. 69), шарнирно укрепленной в передней части рамы трактора, на которой свободно вращается направляющее колесо 5.

 

 

 

Рис. 68. Гусеничный движитель трактора ДТ-75МВ:

а — устройство; б — звено гусеницы болотоходного трактора; в — схема; 1 — натяжное

колесо; 2 — рама; 3 — поддерживающий ролик; 4 — подвеска; 5 — гусеничная цепь; 6

ведущая звездочка; 7 — опорный каток; 8 и 9 — балансиры; 10 и 11 — шарниры; 12


пружина

 

 

Рис 69. Механизм натяжения гусеничной цепи трактора ДТ-75МВ:

а — устройство механизма; б — узел подшипников направляющего колеса; в — схема действия амор­тизатора; 1 — узел уплотнения; 2 — гайка; 3 — пробка; 4 — кони­ческие подшипники; 5 — направ­ляющее колесо; 6 — коленчатая ось; 7 — вильчатый кронштейн (упор пружины); 8 — амортиза­ционные пружины; 9 — гайка сжа­тия пружин; 10 — регулировочная гайка; 11 — кронштейн рамы; 12 — шаровой упор; 13 — стяжной болт; 14 — распорная втулка; 15 — крыш­ка подшипников; 16 — упорная шайба с лыской; 17 —прокладки; 18— упорное кольцо; 19 — уплотнительное кольцо

 

В случае, когда гусеничная цепь слишком натянута, направляющее колесо отходит назад, поворачивая кривошип. Упорная шайба гайки 9 сжимает пружины, а болт 13 проходит по отверстию кронштейна 7. Благодаря этому цепь не получает жесткого распора и ее натяжение остается нормальным. По мере ослабления направляющее колесо под действием пружин 8 возвращается вперед.

Одновременно натяжное устройство выполняет функции амортиза­тора. При наезде на препятствие гусеничная цепь выбирает запас на провисание, а затем натяжение цепи преодолевает силу предвари­тельной затяжки пружин 8. Кривошип вместе с колесом поворачивается, преодолевая усилие пружин. Болт 13 входит в отверстие кронштейна 7, и удар смягчается.

Если между звездочкой и гусеничной цепью появится посторонний предмет, то натяжное устройство предохранит детали от поломок. По­павший предмет нарушает зацепление гусеничной цепи и звездочки, увеличивает натяжение гусеничной цепи. Пружины 8 сжимаются, направляющее колесо смещается назад и позволяет работать без опасности поломки деталей.

Необходимо иметь в виду, что натяжение гусеничной цепи не зависит от степени затяжки амортизирующих пружин 8, а зависит от положения регулировочной гайки 10. Перемещение направляющего колеса назы­вают упругим ходом направляющего колеса.

Гусеничные движители обеспечивают достаточные тягово-сцепные свойства гусеничных тракторов в полевых условиях даже в случае повышенной влажности почвы. Однако при невысоком среднем удельном давлении на почву под катками гусеничной цепи могут создаваться значительные удельные давления. Так, при среднем удельном давлении трактора ДТ-75МВ на почву, равном 0,047 МПа, давление под вторым катком достигает 0,08 МПа. Следовательно, нужно по возможности ограничивать число проходов трактора для снижения вредного дей­ствия движителей на почву.

У тракторов, работающих на болотистых почвах, ходовая часть предусматривает гусеничные цепи увеличенной ширины, позволяющие снижать удельное давление на почву до минимума. Такие модифика­ции трактора называют болотоходными. Их движители имеют среднее удельное давление на почву 0,023...0,027 МПа. Уменьшение среднего значения в 2 раза по сравнению с обычными движителями гусенич­ных тракторов позволяет обеспечивать проходимость болотоходного трактора на торфяно-болотистых почвах.

ПОДВЕСКА

 

Подвеска — это устройство, соединяющее остов гусеничного тракто­ра с опорными катками. Оно служит для смягчения возникающих во время движения толчков и ударов и повышения плавности хода.

В конструкции ходовой части применяют две схемы подвесок: элас­тичную и полужесткую.

Эластичная подвеска трактора ДТ-75МВ состоит из опорных кат­ков 7 (см. рис. 68, в) и системы рычагов и упругих элементов, шарнирно связанных с рамой трактора. Она позволяет гусеничной цепи копировать рельеф почвы, дает повышенную плавность хода и при дви­жении на высоких скоростях способствует высоким сцепным качествам.

Каретка представляет собой стальные литые балансиры 8 и 9, сое­диненные шарниром 10 и имеющие общую ось качания — шарнир 11.

 

 

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Рулевой механизм преобразует вращательное движение рулевого колеса в поворот рулевой сошки. Для удобства управления переда­точное число рулевого механизма выбирают с таким расчетом, чтобы отклонение управляемых колес от нейтрального положения на макси­мальный угол 35...40° происходило за 1,25...2,0 оборота рулевого колеса в каждую сторону. Чем оно больше, тем меньше требуется окружное усилие для поворота и угол отклонения управляемых колес за один оборот рулевого колеса и больше — время поворота. Если максимально возможное передаточное число рулевого механизма не обеспечивает требуемой легкости управления, то применяют гидроусилители.

Рулевой механизм имеет червячную пару, в состав которой входят червяк 10 (рис. 70, а) и сектор 9.

Привод к направляющим колесам состоит из продольной рулевой тяги 6, поворотного рычага 5, рулевых рычагов 3 и поперечной тяги 4.

Изменение направления движения трактора происходит следующим образом. При вращении трактористом рулевого колеса 12 червяк пово­рачивает сектор 9 и через вал 8 — рулевую сошку 7. Последняя воздей­ствует через шарнирное соединение на продольную рулевую тягу 6, которая через рычаги 5 и 3 и поперечную рулевую тягу 4 поворачивает в нужную сторону шкворни 2, цапфы 1 и вместе с ними направляющие колеса.

Помимо механических рулевых управлений без усилителя и с гид­роусилителем может быть использовано гидрообъемное рулевое управ­ление (ГОРУ). Оно упрощает компоновку и повышает удобство управ­ления трактором за счет установки рулевого колеса в любом месте.

Основой гидрообъемного рулевого управления служит насос-дозатор 6 (рис. 70,6), предназначенный для прямо пропорциональной углу поворота подачи масла золотнику распределителя с любой скоростью.

В одноконтурном ГОРУ питающий насос 2 постоянно подает масло через золотниковый распределитель 4 к насосу-дозатору 6 с распредели­тельным устройством 7. Когда рулевое колесо неподвижно, то насос-дозатор запирает масло в гидроцилиндре 1, а золотник распредели­теля 4 открывает выход маслу от питающего насоса 2 на слив в бак.

 

 

Рис. 70. Схемы:

а — рулевого управления с механическим приводом: 1 — цапфы; 2 — шкворни; 3 — руле­вые рычаги; 4 — поперечная тяга; 5 — поворотный рычаг; 6 — продольная тяга; 7 — ру­левая сошка; 8 — вал рулевой сошки; 9 — сектор; 10 — червяк; 11 — рулевой вал; 12 — рулевое колесо; б — одноконтурного гидрообъемного рулевого управления: 1 — гидро­цилиндр; 2 — насос; 3 — предохранительный клапан; 4 — золотниковый распределитель; 5 — обратный клапан; 6 —насос-дозатор; 7—распределительное устройство насоса-дозатора

 

При повороте рулевого колеса поворачиваются ротор и распредели­тельное устройство 7, обеспечивая прямо пропорциональную углу по­ворота подачу масла из одной торцевой полости распределителя в другую.

Золотник распределителя 4 смещается из нейтрального положения и открывает проходы маслу от питающего насоса 2 в одну полость гид­роцилиндра 1 и на слив в бак из другой полости. Объем масла, необходимый для перестановки золотника, меньше подачи насоса-дозатора 6. Его избыточный поток через осевые канавки в золотнике суммируется с потоком питающего насоса 2 и тоже направляется в гидро­цилиндр 1.Давление масла в напорных гидролиниях обоих насосов одинаково. Оно задается сопротивлением управляемых колес повороту и ограничивается предохранительным клапаном 3.

При остановке рулевого колеса насос-дозатор перестае


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.