Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Один говорит — остальные молчат.

2017-09-28 766
Один говорит — остальные молчат. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Для того чтобы все ученики имели как можно больше возмож­ностей и времени для общения.на ИЯ на уроке, надо:

• шире использовать групповые и парные режимы работы на Уроке;

• создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточ­но высок, и даже если говорит один человек, то остальные не* выключены из общего режима работы, а выполняют другие ре­чевые действия: слушают, записывают, выписывают, считают, зарисовывают и т.д.;

• при планировании уроков со значительной долей монологичес­кой речи не забывать об установках на прослушивание для ос­тальных учеников группы. Золотое правило в данном случае гласит: «Каждый ученик в классе, в любой момент урока чет­ко осознает свою задачу, никогда не сидит без дела».

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ

Обычно начинают обучать говорению.с основ, т. е. со ста­
новления произносительных навыков, формирования лексичес­
ких и грамматических навыков, навыков аудирования. На на­
чальном этапе обучения разъединить процесс формирования,
этих навыков практически невозможно. Учитель знакомит уча­
щихся с новой структурой. Это предполагает изучение.новых,
слов, звуков, интонем. Эту структуру учащиеся слушают и по-,
вторяют за учителем или диктором. Ее же используют в микро-'
диалогах с учителем и товарищами. Когда таких структур в рам­
ках учебной ситуации становится достаточно, то их могут'
соединять в небольшие монологи и диалоги. •-

Это хорошо прослеживается па материале учебников для на-" чального этапа обучения.

Однако хотелось бы подчеркнуть еще раз то, о чем уже неод­нократно говорилось. Для того чтобы речь была речью по сути,л а не только по форме, надо помнить о том, что в основе порожу дения и стимулирования речи лежит мотив, т. е. намерение гово-. рящего участвовать в общении. Для того чтобы появился такой| мотив на уроке, необходимо создать речевую ситуацию. Речевые!; ситуации могут быть реальными, условными или проблемными! (см: лекцию 2 об уроке ИЯ)- На начальном этапе это не менее'] важно, чем на других.


Обучение говорению _______________ 171

__________________________________________________ ЗАДАНИЕ

Ученики начальной школы, изучающие английский первый год, выучили следующие слова по теме «Моя семья»: мама, папа, те­тя, дядя, брат, сестра, двоюродный брат/сестра, бабушка, де­душка. Они также умеют задавать вопросы типа: «У тебя/не­го/нее есть дядя? У. него большая семья? В какой стране он/она/они живут? Это мужчина или женщина/мальчик или девоч­ка?» В ответах они могут использовать утвердительную и отри­цательную формы глаголов.

Сравните два задания на развитие навыков говорения на началь­ном этапе и скажите, какое из них:

• вам нравится больше и почему;

•, имеет большую образовательную и воспитательную ценность;

• в большей степени моделирует реальную речевую ситуацию;

• вызовет больший интерес у учащихся;

• ориентировано на развитие и монолога, и диалога.

Упражнение 1. Расспросите друг друга о ваших семьях./Расска­жите друг другу о ваших семьях.

Упражнение 2. Загадайте одного из следующих сказочных героев: Золушку, Чиполлино, Карлсона, Буратино, Красную Шапочку, Ко­лобка или кого-то еще. Пусть ваши товарищи отгадают задуманно­го вами героя с помощью вопросов о его/ее семье, а также о стра­не, в которой этот сказочный герой родился и живет, или Не называя задуманного сказочного героя, расскажите о его семье и назовите страну, в которой этот сказочный герой родился и жи­вет. Пусть ребята попробуют отгадать вашего задуманного героя.

Как известно, устноречевое общение может иметь монологи­ческую, диалогическую или полилогическую форму. Рассмотрим особенности обучении данным разновидностям устной речи по­дробнее.

ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГУ.

ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

И ХАРАКТЕРИСТИКИ.

ПУТИ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГУ

Прежде всего давайте определим те разновидности монолога,

которые встречаются в реальном общении. К ним можно отнести:

• приветственную речь;

• похвалу;

• порицание;


172 ________________ Обучение говорению

• лекцию;

• рассказ;

• характеристику;

• описание;

• обвинительную или оправдательную речь и т. д.

Как же знание существующих разновидностей монолога, может способствовать улучшению процесса обучения данному виду рече­вой деятельности?

Представим себе такую ситуацию. В классе изучается одна из учебных тем, например «Мой родной город». Пройдена лексика, грамматика, прочитан текст, выполнены упражнения. В качестве домашнего задания учитель просит рассказать о родном' городе. Что изменится, если перед тем, как дать такое задание, учитель вспомнит о существующих разновидностях монолога и выберет не­которые из них как наиболее предпочтительные?

__________________________________________________ ЗАДАНИЕ

Какие бы разновидности монолога в данном случае выбрали вы? Как бы это определило характер речевой установки? Попробуйте сформулировать ее.

На следующий день ученики пришли с выполненным домашним заданием, и вам предстоит его выслушать и оценить. Для этого учителю необходимо знать характеристики, которые отличают мо­нологическое высказывание от любого другого. Именно данные ха­рактеристики и составляют основные параметры оценки монолога.

ХАРАКТЕРИСТИКИ МОНОЛОГА

• Целенаправленность/соответствие речевой задаче;

• непрерывный характер;

• логичность; (.

• смысловая законченность;

• самостоятельность;

• выразительность.

. Действительно, прежде чем начать произносить монолог в ре-' альной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога опре­деляется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем,' аудиторией и конкретной речевой задачей.

На уроке все несколько иначе. Ситуацию надо создать, а ина­че исчезает самая важная и самая первая характеристика моноло-, га — целенаправленность, которая в значительной степени опреч деляет и все остальное.

Попробуем это доказать. Приведем несколько примеров монс" логических высказываний и определим, как наличие или отсутст-',


Обучение говорению 173

вие четко осознаваемой цели может повлиять на реализацию ос­новных характеристик монолога.

Пример I. Ученики прочитали текст и получили задание переска­зать его близко к тексту.

К какой разновидности монолога вы бы могли отнести этот пересказ? Почему? Можно ли сказать, что у такого монолога есть цель, или нет? Цель, безусловно, есть, правда, она, скорее, связана с желанием получить хорошую отметку. Такой монолог будет фор­мально соответствовать всем основным характеристикам мопол-ога. Однако его вряд ли можно назвать речью по сути, так как реаль­ным автором данного произведения был и остается автор текста. Именно ему принадлежит определение логики высказывания, выбор средств выразительности. Это он проявляет самостоятельность, ре­шает, что и как говорить, аргументирует свою позицию и т.. д.

Я отнюдь не хочу сказать, что такое задание, как подробный пересказ текста, не имеет права на существование на уроке ино­странного языка, однако пересказ имеет гораздо большее отноше­ние к отработке лексических, грамматических навыков, к провер­ке умений читать с полным пониманием прочитанного, чем к формированию собственно речевых навыков. Если говорение от­носится к продуктивным навыкам речи, то формировать его лишь на основе репродуктивных упражнений было бы по меньшей ме­ре неправильно.

Пример 2. Ученики прочитали текст и получили на выбор несколь­ко заданий;

• Рассказать текст от лица одного из героев.

• Дать характеристику одному из героев текста.

• Оправдать/осудить поведение или позицию героев текста.

• Подумать и рассказать, как могло бы измениться действие рас­сказа, если бы... (Предлагается изменение одного или несколь­ких параметров конкретной ситуации.)

• Дать'аннотацию текста или коротко изложить его.содержание.

• Сравнить поведение разных героев и дать оценку их поведению и т. д.

Можно ли определить возможные разновидности монолога в данном случае? Как изменится суть речевого высказывания при выборе каждого из предложенных заданий?

Какое бы задание ни выбрал ученик, это будет не просто ме­ханическое заучивание текста, а подлинно самостоятельное ре­чевое высказывание, поскольку цель любого из предложенных монологов не дублирует речевую цель автора текста. Целенаправ­ленность, в. свою очередь, определит характер монолога, его логи­ку, структурную организацию, законченность, самостоятельность и выразительность. В любом случае учащийся будет создавать {проектировать, продуцировать) св.ое, неповторимое речевое про­изведение, основываясь на материале текста, будет учиться интер-



Обучение говорению


претировать и трактовать по-новому факты, слова, поступки и т. д., производить необходимые языковые и речевые трансфор­мации текста.

ПУТИ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГУ

В отечественной методике обучения иностранным языкам вы­деляют два основных пути формирования умений говорения:

1) «сверху вниз»;

2) «снизу вверх».

Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грам­матики, а также речевых структур.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Путь «сверху вниз»

Речь идет о формировании монологических умений на основе. различных этапов работы с текстом. Данный путь имеет целый ряд : преимуществ.

Во-первых, текст достаточно полно очерчивает.речевую ситу­ацию и учителю не надо придумывать хитроумные способы для ее создания на уроке. В данном случае речь идет лишь о ее исполь­зовании для порождения речевых высказываний учащихся и о ча­стичном видоизменении с помощью речевых установок и упраж­нений.

Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-моноло­ги, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок1 и т. д.

Задания после прочтения текста предполагают более продол*., жительные высказывания. Здесь же происходит установление ло­гико-смысловых связей речи, анализ использованных средств, вы-' разительности, речевых приемов, способов аргументации и т.д.'; Вспомним лишь некоторые из заданий:

• Ответить па вопросы на понимание содержания и смысла про-': читанного текста.., -4.J

• Согласиться с утверждениями или опровергнуть их...;.|

• Выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения?,;; тропы, с помощью которых автор описывает/выражает своё;* отношение к людям, событиям, природе и т. д.

• Доказать, что...

• Определить основную идею текста.

• ■ Охарактеризовать...

• Кратко изложить содержание текста, составить аннотации
■ к тексту, дать рецензию на текст.


Обучение говорению



• Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя,
сплетника, журналиста и т.д.).

• '. Придумать другой конец, И т. д. -

Во-вторых, грамотно отобранные, тексты имеют высокую сте­пень информативности, а значит, и предопределяют содержатель­ную ценность речевых высказываний, учащихся, способствуют ре­ализации образовательных целей обучения.

В-третьих, аутентичные тексты различных жанров дают хоро­
шую языковую и речевую опору, образец для подражания, осно­
ву для составления собственных речевых высказываний по об­
разцу..;

Путь «снизу вверх»

В данном случае монолог строится без опоры на конкретный текст.

В. каких случаях данный путь может быть выбран учителем?. 1. На начальном этапе обучения, когда ученики еще не умеют читать или когда учебные тексты для чтения вряд ли могут пред­ложить серьезную содержательную основу для развития навыков говорения.

2. На среднем и старшем этапах обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или про­блеме достаточно высок. В данном случае предполагаемые моно­логи могут строиться не столько на материале одного конкретно­го текста, сколько на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранном языках. Как правило, в данном случае предполагается использовать, межпредметные свя­зи, общее понимание вопроса, его индивидуальную трактовку и т. д.

Для того чтобы получить желаемый уровень монологической речи в данном случае, учитель должен быть уверен, что:

• у учащихся есть достаточный информационный запас по данной теме (с учетом межпредметных связей);

• уровень языка (лексический и1 грамматический) достаточен для успешного обсуждения данной темы на иностранном языке;

• в речевом репертуаре учащихся имеется необходимый запас средств реализации различных речевых'функций (согласия, не­согласия, :передачи или запроса информации и т.д.);

•. учащиеся владеют речевыми умениями (способами связи раз-

личных речевых высказываний, дискурсивными приемами,.ком­позицией речи и т.д.),

В соответствии с принципом интеграции и дифференциации обучение практически всем аспектам языка и видам речевой дея­тельности тесно взаимосвязано. Если при обучении монологу путем «сверху вниз» мы установили тесную связь с работой над текста­ми, то в данном случае можно проследить аналогичные параллели


176 ________________ Обучение говорению __________________

с формированием лексических навыков речи, особенно на этапе ра­боты на уровне предложения и сверхфразового, единства.

Вспомним некоторые задания и постараемся проследить логи­ку развития монологической речи на начальном и продвинутом этапах.

Начальный этап

 

Этапы работы Примеры заданий и упражнений
1. Ознакомление со словами и их пер­вичная отработка на уровне слова и сло­восочетаний • Назвать слово, глядя на картинку. • Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов.:' • Прочитать слова. • Составить словосочетания из предложенных слов. • Заполнить пропуски в предложении. • Найти ошибки. • Отгадать слово по его дефиниции.
2. Отработка слов на уровне предложения • Ответить на вопросы, предполагающие использо­ вание новой лексики. • Сформулировать вопросы к имеющимся ответам. • Заполнить пропуски/закончить предложения. • Соединить разрозненные части предложения. • Перефразировать предложения с использовани­ ем предложенных слов.
3. Работа на уровне сверхфразового единства • Описать картинку. • Использование различных языковых и речевых игр (на отгадывание, описание; командные со­ ревнования и т. д.).

Средний и старший этапы

 

Этапы работы Примеры заданий и упражнений
1. Повторение изучен­ного материала по данной теме. • Фронтальное обсуждение темы/беседа. • Ответить на вопросы. • Составить спайдограмму/план-схему темы. • Подбор/повторение лексики по теме,
2. Ознакомление с но­вым языковым ма­териалом и его пер­вичная отработка • Лексические упражнения на уровне слова и сло­ восочетания. • Языковые игры (бинго, игры на отгадывание, языковое лото и т. д.).
3. Речевые упражнения • Высказать свое мнение по вопросу/утвержде­ нию/цитате и т. д. • Прокомментировать пословицу. • Подготовить доклад/сообщение на тему и т. д.

Обучение говорению _________________ 177


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.