Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Из произведения Шарля Луи Монтескье (1689-1755)

2017-09-30 2146
Из произведения Шарля Луи Монтескье (1689-1755) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Персидские письма)>

Письмо 24

«...Французский король1 - самый могущественный мо­ нарх в Европе. У него нет золотых россыпей, как у его соседа, короля Испании, и все же у него больше богатств, чем у по­ следнего, ибо он извлекает их из тщеславия своих подданных, а оно куда доходнее золотых россыпей. Он затевал большие войны или принимал в них участие, не имея других источни­ ков дохода, кроме продажи титулов, и благодаря чуду челове­ ческой гордыни его войска всегда были оплачены, крепости укреплены и флот оснащен.

 
 

1 Имеется в виду Людовик XIV.


 
 


Впрочем, этот король - великий волшебник: он простира­ ет свою власть даже на умы своих подданных; он заставляет их мыслить так, как ему угодно. Если у него в казне лишь один миллион экю, а ему нужно два, то стоит ему только ска­ зать, что одно экю равно двум, и подданные верят. Если ему приходится вести трудную войну, а денег у него вовсе нет, ему достаточно внушить им, ч•rо 1<лочок бумаги - деньги, и они

немедленно с этим соглашаются. Больше того, он внушает им, что его прикосновение излечивае·г их от всех болезней 1: вот как сила и могущество его над умами!>>

1. О какой форме правления во Франции говорится в при­ веденном отрывке?

2. Какие суждения об отношении IПарля Монтескье к дан­ ной форме власти можно сделать на основании приведенного текста?

3. Как вы охарактеризуете идеологию, представителем ко­

торой являлся Шарль Монтескье?

Прочтите извлечение из трактата Джона Локка и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информа­ ции из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода и умений.

<<Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственно­ стью, а основным орудием и средством для этого служат зако­ ны, установленные в этом обществе; первым и основным по­ ложительным законом всех государств является установление законодательной власти; точно так же первым и основным ес­ тественным законом, которому должна подчиняться сама за­ конодательная власть, является сохранение общества и (в той мере, в которой это будет совпадать с общественным благом)

 
 

1 Суеверные люди во Франции считали, что прикосновение рук королей приносит исцеление больным.


 

каждого члена общества. Эта законодательная власть являет­ ся не только верховной властью в государстве, но и священ­ ной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило...

Но так как законы, которые создаются один раз и в корот­ кий срок, обладают постоянной и устойчивой силой и нужда­ ются в непрерывном исполнении или наблюдении за этим ис­ полнением, то необходимо, чтобы все время существовала власть, которая следила бы за исполнением тех законов, ко­ торые созданы и остаются в силе. И таким образом, законода­ тельную и исполнительную власть часто надо разделять>>.

1. Какие виды власти должны, по мнению автора, сущест­ вовать в государстве?

2. Какие причины диктуют необходимость разделения властей?

3. Чьи интересы выражало учение Локка о разделении

властей?


Тема 21. Художественная культура эпохи Просвещения

Задания с выбором ответа

1.

 
Просветителями называли

1) придворных Короля-Солнце

2) сторонников общественного движения, боровшихся с феодальными пережитками

3) служителей церкви, освящавших новые постройки

4) ремесленников, изготавливавших свечи для жилищ

 

2.

 
Одной из главных черт философии просветителей было стремление

1) крепить силу и влияние Церкви

2) упрочить власть первого и второго сословий в полити­ ческой, экономической, общественной жизни государ­ ства

3) избавить людей от предрассудков путем просвещения

умов

4) сохранить абсолютную монархию

 

3.

 
В каком веке движение просветителей достигает своего наивысшего расцвета?


1) вХVв.

2) в XVI в.


3) в XVIII в.

4) в XIX в.


 

4.

 
Основоположником просветительской идеологии называли

1) Кромвеля

2) Вольтера

3) Ришелье

4) Герцога Альбу

 


За д ания с выбором ответа

 

5.

 
Кто из перечисленных ниже деятелей являлся активным участником движения просветителей?

А) Дени Дидро

Б) Людовик XV

В) Вольфганг Амадей Моцарт

Г) Джонатан Свифт Д) Елизавета Тюдор

Е) Альбрехт Валленштейн

Укажите верный ответ.

1) АДЕ 2) ВГД 3) АВГ 4) ГДЕ

 

6.

 
Кто из знаменитых писателей эпохи Просвещения удо· стоился в годы Великой французской революции звания почетного гражданина Франции?


1) Фридрих Шиллер

2) Бомарше


3) Джонатан Свифт

4) Иоганн Вольфганг Гете


 

7.

 
Автор грандиозного музыкального произведения << Стра· сти по Матфею)>


1) Даниэль Дефо

2) Иоганн Себастьян Бах


3) Жан Антуан Гудон

4) Людвиг ван Бетховен


 
 


8.

 
Какого героя знаменитого литературного произведения века Просвещения современники окрестили <с самым смышленым человеком нации))?

1) Робинзона Крузо 3) Лэмюэля Гулливера

2) Фердинанда фон Вальтера 4) Фигаро

 

9.

 
<с Натюрморт с атрибутами искусства>> Шардена был напи· сан художником для

1) королевского дворца в Версале

2) Петербургской академии художеств

3) частной коллекции богатого испанского аристократа

4) здания английского парламента


 

10.

 
Серия работ <<Брак а la mode» Уильяма Хогарта выполне­ на в технике


1) живописи

2) гобелена


3) графики

4) витража


 
 

 


Задания с кратким ответом

1. Кому из современников-музыкантов В.А. Моцарт пред­ сказал блестящее будущее: <<Придет время, и о нем заго­ ворит весь мир>>?

Ответ: -----------------------

2. Прочтите извлечение из литературного произведения XVIII в. и напишите имя автора и название романа.

«Как-то раз, когда я был занят всеми этими делами по устройству моего хозяйства, я шарил у себя в складе, оты­ скивая какую-то нужную вещь, и мне попался небольшой мешок с ячменем... Все зерно, которое еще оставалось в мешке, было изъедено крысами; по крайней мере, когда я глянул в него, мне показалось, что там одна труха. Так как мешок был мне нужен для пороха, я вынес его во дво­ рик и вытряхнул на землю невдалеке от пещеры.

Это было незадолго до того, как начались проливные дожди, о которых я уже упоминал в своем дневнике. Я давно забыл про этот случай, не помнил даже, на каком месте я вытряхнул мешок.

Но вот прошло около месяца, и я увидел под горой, у самой пещеры, несколько зеленых ростков, только что вы­ бившихся из земли. Сначала я думал, что это какая-то ту­ земная травка, которой я раньше не приметил. Но прошло несколько дней, и я с удивлением увидел, что зеленые сте­ бельки (их было штук десять-двенадцать, не больше) зако­ лосились и вскоре оказались колосьями обыкновенного ячменя, который растет у нас в Англии. Невозможно пере-


Задания с развернутым ответом

дать, до чего меня взволновало это открытие. От радости у меня помутился рассудок, и я в первую минуту подумал, что произошло чудо: ячмень вырос сам собой, чтобы под­ держать мою жизнь в ужасной пустыне!

Ответ:_

 

3. Установите соответствие между именами творцов художе­ ственной культуры и названиями произведений. Запиши­ те в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИМЕНА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) Джонатан Свифт 1) <<Женитьба Фигаро>>

Б) Вольфганг Амадей Моцарт 2) «Путешествие Гулливера>>

В) Жак Луи Давид 3) <<Свадьба Фигаро»

Г) Пьер Бомарше 4) <<Клятва Горациев>>

5) «Лунная соната>>

 
 

Ответ:!...._А Б В Г_

 

4. Напишите имя автора и название произведения, о кото­ ром Людовик XVI сказал: <<Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену».

Ответ:

 

 

Задания с развернутым ответом

ш

Прочтите извлечение из поэмы Дж. Свифта и ответьте на

вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

О, как ты мне нужен, насмешник..................., Я слышал, что ты большой весельчак.


 
 


И хотя мы с тобой не знакомы,

Тебе бы стоило попробовать свой резец

На этой отвратительной компании дураков; Рисуй своих скотов, как я их описываю; Рисуй их черты, а я их буду высмеивать.

Делай их похожими; уверяю тебя,

К карикатуре незачем будет прибегать. Изобрази их так, чтобы каждый из нас Мог понять их душу по портретам.

1. Напишите имя художника, к которому обращаете.я ав­ тор, считая его своим единомышленником.

2. Почему именно к этому художнику обращается Свифт?

3. Выскажите свое суждение по вопросу о том, в чем видел Свифт одну из важнейших задач искусства?

 

Прочтите два высказывания об искусстве деятелей худо- жественной культуры эпохи Просвещения и кратко ответь·l'е на вопросы. Ответы предполагают использование информа­ ции из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

<<Искусство должно поучать)> (Дидро).

<<Забавлять поучая)> (Бомарше).

1. Можно ли на основании приведенных цитат говорить об общности взглядов Дидро и Бомарше?

2. Какое суждение о роли искусства в общес'l'Венной жизни можно сформулировать на основе этих высказываний?

3. Выскажите и обоснуйте свое суждение о взглядах про­

светителей на искусство.

[[]

Прочтите фрагмент романа Д. Дефо <<Жизнь и удивитель­ ные приключения Робинзона Крузо)) и кратко ответьте на во­ просы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по кур­ су истории соответствующего периода.


Задания с развернутым ответом

<<Очутившись на земле целым и невредимым, я поднял взор к небу, возблагодарил бога за спасение моей жизни, на которое всего лишь несколько минут назад у меня не было никакой надежды. <...>Утешившись мыслями о благополуч­ ном избавлении от смертельной опасности, я стал осматри­ ваться кругом, чтобы узнать, куда я попал и что мне прежде всего делать. Мое радостное настроение резко упало: я понял, что хотя и спасен, но не избавлен от дальнейших ужасов и бед. На мне не оставалось сухой нитки, переодеться было не во что: мне нечего было есть, у меня не было даже воды, чтобы подкрепить свои силы, а в будущем мне предстояло или уме· реть голодной смертью, или быть растерзанным хищными зверями. <...>Прежде всего мне нужна была лодка, чтобы пе· ревезти на берег те вещи, которые, по моим соображениям, могли мне понадобиться. Однако бесполезно сидеть сложа ру­ ки и мечтать о том, чего нельзя получить. Надежда изощряет изобретательность, и я живо принялся за дело>>.

1. О каких качествах характера героя романа свидетельст­ вует отрывок?

2. Почему именно эти особенности личности Робинзона так стремится подчеркнуть автор?

3. Какое суждение о распространении идей просветителей в английском обществе можно вынести на основании данного отрывка?

 

Бетховен оценил творческое наследие Баха, сказав о нем:

<<Не ручей! Море должно быть ему имя>> (Бах в переводе с не· мецкого означает ручей).

1. Что имел в виду Бетховен, говоря о том, что Баха лучше сравнивать с морем?

2. Какое суждение об отношении Бетховена к произведе· ниям Баха можно сделать на основании этого высказывания?

3. Какое суждение о творчестве Баха можете предложить вы?


Тема 22. На пути к индустриальной эре

Задания с выбором ответа

1.

 
Какие из перечисленных ниже условий требовались для осуществления промышленного переворота в Англии?

А) свободные люди, лишенные собственности

Б) двухпартийная политическая система

В) наличие у богатых людей свободных денег

Г) существование парламента

Д) рынок сбыта товаров Е) единая религия

Укажите верный ответ.


1) АГЕ 2) БВД


3) АВД


4)ВДЕ


 

2.

 
Какие из перечисленных ниже источников, средств необ­ ходимы для строительства фабрик с применением машин?

А) земельные спекуляции внутри страны

Б) средства, полученные из королевской казны

В) ограбление колоний

Г) работорговля

Д) введенный парламентом специальный налог Е) пожертвования ремесленников и мастеров

Укажите верный ответ.


1) АВД 2) БДЕ


3) АВГ


4)ВДЕ


 

3.

 
Какое из перечисленных ниже положений стало главным содержанием промышленной революции?

1) развитие фермерского хозяйства

2) развитие мануфактур

3) замена ручного труда машинным трудом

4) использование водяных двигателей

 


Задания с выбором ответа

4.

 
Какие из перечисленных ниже положений характеризуют значение промышленного переворота для Англии?

А) на смену мануфактуре пришла фабрика, ручной труд сменился машинным

Б) увеличилось число наемных работников и предприни-

мателей

В) увеличилось число крестьян-землевладельцев

Г) увеличилась работорговля

Д) произошел подъем производительности труда, и Анг­ лия стала самой развитой промышленной страной в Европе

Е) уменьшилось городское население

Укажите верный ответ.


1) БГЕ

2) АВД


3) АБД

4) БВЕ


 

5.

 
Кто был изобретателем паровой машины, нашедшей ши­ рокое применение в промышленности?


1) Ричард Аркрайт

2) НэдЛудд


3) Джеймс Уатт

4) Джон Уилкинсон


 
 


6.

 
Укажите тип предприятия, о котором идет речь в приве­ денном ниже историческом источнике1 •

 
 

<(Хлопчатобумажные... представляют собою большие здания, устроенные таким образом, чтобы в них можно было поместить наибольшее число людей. Чтобы не оста­ вить неиспользованного места, их строят в несколько этажей, по возможности невысоких. Большинство поме­ щений занято машинами, для смазки которых надо иметь значительное количество масла. Благодаря специфиче­ скому характеру промышленности в воздухе постоянно

1 В тексте исторического источника название типа предприятия заменено одним словом ((предприятие)).



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

1.708 с.