Из путевых заметок Д. И. Фонвизина1 — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Из путевых заметок Д. И. Фонвизина1

2017-09-30 1647
Из путевых заметок Д. И. Фонвизина1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

<<... Каждый министр есть деспот в своем департаменте. Фа­ вориты его делят с ним самовластие и своим фаворитам уде­ ляют... Кажется, будто все люди на то сотворены, чтоб каж­ дый был или тиран или жертва. Неправосудие во Франции тем жесточе, что происходит оно непосредственно от самого правительства и на всех простирается. Налоги, частые и тяж­ кие, служат к одному обогащению ненасытных начальников; никто не подвергаясь беде, не смеет слова молвить против сих утеснений. Надобно точно выбрать одно из двух: или платить, или быть брошену в тюрьму... Всякий делает что хочет.

 
 

Народ в провинциях еще несчастнее, нежели в столице. Судьба его зависит главнейше от интенданта; но что есть ин­ тендант? Вор, имеющий полномочие грабить провинцию без­ отчетно. Чем дороже стала ему у двора сия привилегия, тем для народа тягостнее. Каждый из них начинает ремесло свое тем, что захватывает откуп хлеба... и принуждает через то жителей покупать у него жизнь за ту цену, которую опреде­ лить за благо рассуждает.

1 Д.И. Фонвизин (1745-1792) известный русский писатель, путешествовал по Франции и свои впечатления изложил в письмах и путевых заметках.

 


 
 


Франция вся на откупу. Невозможно выехать за несколько шагов из Парижа, чтобы воротясь не быть остановлену та­ можнею. Почти за все ввозимое в город платится столько по­ шлины, сколько сама вещь стоит...

Другой источник казенных доходов во Франции есть про­ дажа чинов и должностей - зло безмерное... Множество под­ лых людей душою и происхождением покупали себе права и способы быть орудиями народных утеснений...>>.

1. О каком периоде истории Франции говорится в этом до­ кументе?

2. Какие явления политической и экономической жизни Франции Фонвизин характеризует как бедствие для страны и ее населения?

3. Сравните организацию государственного управления, судебной и налоговой системы во Франции с тем, как это было организовано в эти же годы в Англии.

 

Прочтите отрывки из брошюры аббата Сиейеса (январь 1789 г.) с язвительным памфлетом «Что такое третье сосло­ вие?» и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использо­ вание информации из источника, а также применение исто­ рических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«План этого произведения достаточно прост. Нам надо от­ ветить на три вопроса:

1. Что такое третье сословие? Всё.

2. Чем оно было ДО настоящего момента в политической жизни? Ничем.

3. Каковы его требования? Стать чем-нибудь в политике)).

<с ••• Кто осмелился бы сказать, что у третьего сословия нет всего необходимого, чтобы сформировать совершенную на­ цию? Третье сословие можно сравнить с сильным человеком, одна рука которого закована в кандалы. И если бы его избави­ ли от привилегированного сословия, нация от этого ничего бы


 
 


не потеряла, а, наоборот, приобрела бы нечто большее. Что же это такое третье сословие? Всё, но «всё•> самое угнетенное и стесненное. Чем бы оно было без привилегированного сосло­ вия? Всем, но <<всем•> богатым и процветающим. Без третьего сословия невозможно никакое движение вперед, но оно про­ ходило бы гораздо быстрее, не будь привилегированного со­ словия•>.

1. Какие факты свидетельствуют о том, что французское общество еще сохраняло некоторые черты общества традици­ онного?

2. Как вы понимаете слова автора о том, что «без третьего сословия невозможно никакое движение вперед•>?

3. Какое суждение вы можете предложить по поводу того,

что всего лишь за месяц в стране было продано 30 ООО экземп­ ляров брошюры Сийеса?

[[J

Прочитайте извлечения из исторического источника и от­ ветьте на вопросы. Ответы предполагают использование ин­ формации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из записок российской императрицы Екатерины 11 <<0 ме­ рах восстановления во Франции королевского правительст­ ва•> (1792)

<<Дело французского короля есть дело всех государей.

Для Европы важно, чтобы Франция снова заняла положе­ ние, подобающее великому государству.

В настоящее время достаточно десяти тысяч войска, чтобы пройти Францию от одного конца до другого... Кажется, что набрать это войско было бы всего удобнее в землях прирейн­ ских... К набранному войску неминуемо присоединятся все оставившие родину французские дворяне, а может быть, и полки немецких государей. Посредством этого войска можно освободить Францию от разбойников, восстановить монархию и монарха, разогнать самозванцев, наказать злодеев, избавить


 
 


государство от угнетения, тотчас же объявить прощение и забвение всем изъявляющим покорность и признающим за­ конного государя... Французское духовенство получит назад, что останется нераспроданного из его имущества, дворянст­ во - свои права сословные... >>

1. Какое историческое событие нашло отражение в запис­ ках Екатерины П?

2. Какие суждения об отношении Екатерины II и россий­ ского дворянства к происходящим во Франции событиям можно сформулировать на основе ее записок?

3. Прокомментируйте суждение Екатерины 11 «Дело французского короля есть дело всех государей•.

[!J

Прочтите извлечение из исторического источника и от­ ветьте на вопросы. Ответы предполагают использование ин­ формации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Закон 17 сентября 1793 г. <<0 подозрительных•>

«Ст. 1. Немедленно по опубликованию настоящего декрета все подозрительные лица, которые находятся на территории Республики и еще продолжают пользоваться свободой, будут подвергнуты аресту.

Ст. 2. Подозрительными считаются:

1) те, которые своим поведением, либо своими связями, либо своими речами или сочинениями проявляют себя сто­ ронниками тирании... и врагами свободы;

2) те, которые не смогут... доказать законность своих средств к существованию и выполнению гражданских обя­ занностей;

3)· те, которым было отказано в выдаче свидетельств о бла­ гонадежности;

5) те из бывших дворян, так же как и их мужей, жен, от­ цов, матерей, сыновей или дочерей, братьев или сестер, а рав­ ным образом и агентов эмигрантов, которые не проявляли по­ стоянно своей преданности революции;


 
 


6) те, которые эмигрировали... хотя они и возвратились во Францию...

Ст. 3. Наблюдательные комитеты... принимают на себя обязанность, каждый в своем округе, составить список подоз­ рительных лиц, изготовить приказы об их аресте...

Ст. 5. Лица, арестованные как подозрительные, подлежат первоначальному заключению в арестных домах их местожи­ тельства. При отсутствии таковых они содержатся под надзо­ ром у себя на дому.

Ст. 6. В течение недели после ареста они пересылаются в государственные здания, которые департаментские админи­ страции.. обязаны... приготовить для этой цели.

Ст. В. Расходы по охране возлагаются на самих заключен­ ных и подлежат равному распределению между ними... >>

1. О каком историческом периоде Великой французской революции говорится в этом документе?

2. Каким органом политической власти мог быть издан этот декрет?

3. На основании этого документа сформулируй·ге суждение

o характере политической власти во Франции в этот период.

[L]

Прочтите извлечения из исторического источника и от­ ветьте на вопросы. Ответы предполагают использование ин­ формации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Роберт Бернс (1759-1796).

Дерево свободы (1793)

Есть дерево в Париже, брат.

Под сень его густую Друзья отечества спешат, Победу торжествуя.

Где нынче у его ствола Свободный люд толпится,

Вчера Бастилия была,

Всей Франции темница.


 

Из года в год чудесный плод На дереве растет, брат.

Кто съел его, тот сознает,

Что человек - не скот, брат.

Его вкусить холопу дай - Он станет благородным.

И свой разделит каравай

С товарищем голодным.

Дороже клада для меня Французский этот плод, брат.

Он красит щеки в цвет огня, Здоровье нам дает, брат.

 

Благословение тому, Кто пожалев народы,

Впервые в галльскую тюрьму Принес глоток свободы.

Поила доблесть в жаркий день Заветный тот росток, брат,

И он свою раскинул сень На запад и восток, брат.

 

Но верю я: настанет день, - И он не за горами, -

Когда листвы волшебной сень Раскинется над нами.

1. Какое историческое событие нашло отражение в произ­ ведении Бернса?

2.:Как вы думаете, что автор называет «чудесным пло­ дом•, позволяющим людям ощутить свое человеческое досто­ инство?

3.:Какое значение, по мнению автора, имеет историческое событие, которому он посвятил свое стихотворение?


Темы 28-30. Традиционные общества Востока.Начало европейской колонизации

Задания с выбором ответа

1.
 
Какие из перечисленных ниже характеристик являются чертами традиционного восточного общества?

А) преобладание государственной и общинной собствен- ности на землю

Б) стремление человека подчинить себе природу

В) господство традиций коллективизма

Г) ценность личной свободы и гражданских прав

Д) стремление человека жить в гармонии с природой Е) господство частной собственности

Укажите верный ответ.

1) БВЕ 2) АБГ 3) АВД 4) БДЕ

 

2.
 
В Индии все должности в крестьянской общине

1) покупались у князя, на земле которого располагалась община

2) передавались по наследству из поколения в поколение

3) покупались у деревенской общины

4) должностные лица избирались на собрании общин­

Ников

3.
 
Под принципом круговой поруки понимается

1) ответственность всей общины за проступок одного из ее членов

2) на собраниях общины все соседи становились в круг для принятия важных решений

 

 


 

3) при совершении торговой сделки, по традиции, прода­ вец и покупатель брались за руки, образуя круг, а за­ тем ударяли по рукам

4) у старосты деревни имелись расположенные кругом

отпечатки пальцев всех членов общины, что помогало при поимке преступника

 

4.
 
Какие из перечисленных ниже положений подтверждают тот факт, что на Востоке государство регулировало хозяй­ ственную жизнь?

А) устанавливало цены на важнейшие товары

Б) в болотистых местах создавало плавучие огороды на бамбуковых плотах

В) устанавливало монополию на некоторые отрасли ре-

месла и торговли

Г) увеличивало налоги на ремесленников и купцов

Д) в Китае государство проводило регистрацию всех го­ родских жителей

Е) устанавливало правила жизни для всех жителей госу­

дарства

Укажите верный ответ.

1) БДЕ 2) АВГ 3) АГЕ 4) БДВ

 

5.
 
Какие из указанных ниже групп японского населения от­ носились к первому сословию?


1) придворные

2) самураи


3) священнослужители

4) врачи и ученые


 
 


6.
 
Какая из указанных ниже религий была одновременно распространена в Индии, Китае и Японии?

1) индуизм

2) буддизм

3) синтоизм

4) иудаизм


 

7.
 
Какое из перечисленных сословий в Японии находилось всамом низу сословной иерархической лестницы?


1) ремесленники

2) крестьяне


3) купцы

4) самураи


 

8.
 
Прочтите отрывок из <<Книги)> известного путешествен­ника венецианца Марко Поло (1254-1323) и укажите, о какой из стран Востока идет речь.

<<Остров Чипингу - на востоке, в открытом море; до него от материка тысяча пятьсот миль. Остров очень ве­ лик; жители белы, красивы и учтивы; они идолопоклон­ ники, независимы, никому не подчиняются. Золота, ска­ жу вам, у них великое обилие: чрезвычайно много его тут, и не вывозят его отсюда с материка ни купцы, да и никто не приходит сюда, оттого-то золота у них, как я вам гово­ рил, очень много. Жемчугу тут обилие; он розовый и очень красив, круглый, крупный; дорог он также, как и белый. Есть у них и другие драгоценные камни. Богатый остров, и не перечесть его богатства)>.


1) Индия

2) Китай


3) Япония

4) Афганистан


 

9.
 
Один из самураев (XVII в.) писал: <<Когда я служил госпо­ дину, я ни в малейшей степени не заботился о собственном благе... Поскольку все исходило от моего господина, я не имел возможности ни обрести что-то, ни потерять... Уйти со службы (отдав ей все свои силы) и совершить

-
сэппук у1 вот наилучший исход для вассала)>. Укажите,

в каком обществе могли существовать такие отношения?


1) рабовладельческом

2) феодальном


3) капиталистическом

4) первобытнообщинном


 
 


1 Сэппуку (харакири) - ритуальное самоубийство.


 

10.
 
Какие из перечисленных ниже положений составляли со­ держание реформ, проводимых правителем империи Ве­ ликих Моголов Акбаром?

А) провел реформу государственного управления и лично вникал во все государственные дела

Б) запрещал изучение индуизма

В) поощрял развитие ремесел и торговли, провел налого­ вую реформу

Г) признал равенство индуизма и ислама, разрешал стро-

ить индуистские храмы

Д) отменил кастовый строй

Е) крестьян-должников обращал в рабов

Укажите верный ответ.

1) АБЕ 2) БВД 3) ГДЕ 4) АВГ

 

11.
 
Кто из правителей стран Востока управлял своим государ­ ством под девизом <•Мир для всех>>?


1) Бабур

2) Иэясу Токугава


3) Акбар

4) императоры династии Цини


 
 


12.
 
Какие из перечисленных ниже положений являются при­ чинами кризиса, а затем и распада империи Великих Мо­ голов?

А) общество было разобщено кастовым строем и враждой приверженцев индуистской и мусульманской религий

Б) правители не уделяли внимание строительству новых

городов

В) правители покровительствовали поэтам

Г) империя вела бесконечные завоевательные войны

Д) разорение крестьян непосильными налогами приводи­

ло к оскудению казны

Е) правители уделяли большое внимание развитию жи­ вописи

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) БГД 3) ГДЕ 4) АГД


 

13.
 
Какая форма государственного правления существовала в цинском Китае в XVII-XVIII вв.?

1) республика

2) абсолютная монархия

3) деспотия

4) конституционная монархия

 

14.
 
Какие из перечисленных ниже положений явились при­ чинами «закрытия>> Китая и Японии?

А) желание предотвратить вторжение европейцев в страну

Б) опасение того, что контакты с европейцами приведут к разрушению национальных традиций

В) вмешательство европейцев в дела внутреннего управ-

ления

Г) желание сохранить традиционные религии

Д) европейцы навязывали ношение европейской одежды Е) европейцы внедряли латинский алфавит

Укажите верный ответ.

1) АВЕ 2) БГЕ 3) АБГ 4) вгд

 

Задания с кратким ответом

85 1. Прочтите извлечение из книги японского писа'l'еля Сай­ каку, в котором один из героев произведения рассказыва­ ет о том, каким он представляет себе кодекс поведения людей своего сословия. Назовите сословие, о котором идет речь.

«Ранний подъем.............................................1О %

Преданность семейному делу............................40% Работа сверхурочно.........................................16%

Бережливость................................................20%

Хорошее здоровье...........................................14%


Задания с кратким ответом

А вот что мешает процветанию дела и накоплению денег:

1. Дорогая еда и женщины; шелковые кимоно каждый день.

2. Отдельные носилки для жен; уроки музыки и игры в карты для взрослых дочерей.

3. Уроки игры на барабане для взрослых сыновей.

4. Соревнования по стрельбе из лука, игры в мяч, по­ этические конкурсы, курение благовоний.

5. Ремонт в доме, пристрастие к чайной церемонии.

6. Гуляние во время цветения вишни, катание на лод­ ке, ежедневные ванны.

7. Городские увеселительные мероприятия, участие в азартных играх.

8. Уроки владения мечом и дуэльной схватки для го­ рожан.

9. Стремление помогать ближним в несчастьях, брать кого-то на поруки.

10. Употребление сакэ по вечерам, частое курение трубки, лишние поездки в Киото, не вызванные необхо­ димостью.

11. Спонсирование благотворительных соревнований по борьбе. Слишком большие подношения храмам.

12. Занятия резьбой по дереву во время работы; кол­ лекционирование золотых украшений для мечей.

13. Знакомства с актерами и посещение мест развлече­ ний.

14. Долги под проценты большие, чем 8 % в месяц.

Одним словом, работай много и не трать время и деньги на посторонние занятия».

Ответ: -----------------------


Темы 28-ЗО. Традиционные общества Востока...

2. Прочтите извлечение из книги английского историка Холла, где автор рисует обобщенный образ представителя одного из сословий японского общества. Напишите сосло­ вие, о котором идет речь.

<<...он был по преимуществу выходцем из провинци- альной аристократии, посвятившим себя делу оружия... Его в первую очередь занимали вопросы земли и меча... Поэтому он... в первую очередь ценил такие качества, как умение управлять лошадью, стрелять из лука, сражаться на мечах и вести за собой людей. Он превозносил предан­ ность, честь, бесстрашие и скромность. Причем скром­ ность признавалась, пожалуй, самым главным дос•rоинст­ вом, и не только потому, что он жил на не с•rоль уж обильные дары земли, но потому, что роскошь неотврати­ мо приводила к слабости и немощи. Вот почему он считал блага жизни при дворе бесполезными... Ведь от него тре­ бовались жестокость, прямота и, прежде всего, действие... Он жил суровой и дисциплинированной жизнью, полно­ стыо подчиняя себя приказам и воле вышестоящих».

Ответ: ------------------------

3. Прочтите описание традиций, лежащих в основе органи­ зации жизни в китайской семье, и напишите название общества, где существовали такие семьи.

<(Глава семьи управляет своими детьми, младшими братьями и всеми членами семейства, распределяет между ними обязанности (кому заведовать амбаром, кухней, прислугой, садом и т. п.), назначает занятия (кому что сделать в течение дня), дает им все необходимое (пропита­ ние, одежду и пр.). Члены семейства ни в коем случае не могут действовать по своему усмотрению, но обо всем должны докладывать главе семьи и поступать согласно его воле. Сыновья и жены не могут иметь собственного иму­ щества: все, что они в состоянии приобрести (каким бы то


Задания с кратким ответом

ни было образом), должно быть отдано хозяину (отцу); ко­ гда они хотят воспользоваться чем-либо из домашнего имущества, то должны получить на то позволение отца; по своему усмотрению они не могут ничего давать посторон­ ним, ни принимать от них)).

3а противодействие родителям закон карал сурово:

<<Подвергается смертной казни через рассечение на части тот, кто ударит своего отца или мать, деда или бабку по от­ цу, равно как и каждая женщина, которая ударит своего свекра или свекровь, деда или бабку мужа по отцу)>. Там же в законе было записано: <<Сын или дочь, словесно оскорб­ ляющие отца или мать, внук или внучка, оскорбляющие де­ да или бабку по отцу, женщина, оскорбляющая свекра или свекровь, деда или бабку по отцу, подвергаются смертной казни через удушение, если оскорбленное лицо слышало ос­ корбительные слова и обратилось к властям с жалобой)>.

Уважение к старшим нашло свое выражение в ряде из­ речений: <<Старший человек в семье - сокровище)>, <сЕсли в семье есть старец, значит в семье есть опыт)), <<В разго­ воре со старшим нужно понижать голос, не допускать не­ ясных слов. Когда старший встает, младший не должен сидеть; когда старший сидит, младший не должен садить­ ся, если ему не скажет старший)).

Ответ:

4. Установите соответствие между восточными светскими и военными династиями и государствами, в которых они


находились у власти. Запишите в таблицу

цифры под соответствующими буквами. А) Великие Моголы 1) Китай

Б) династия Цин 2) Индия

В) династия Мин 3) Япония

г_l
Г) династия Токугава 4) Китай


выбранные


Ответ1:....._А


5) Иран

Бв


 

ft5 5. Установите соответствие между историческими события­ ми и их датами. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


СОБЫТИЯ

А) вторжение Бабура в Индию, положив- шее начало созданию империи Великих Моголов

Б) захват Ост-Индской компанией Бенгалии

В) захват маньчжурами Пекина

Г) <<закрытие•> Китая


ДАТЫ 1) 1644 г.

2) 1526 г.

3) 1757г.

4) 1757 г.

5) 1542 г.


Ответ: -1-АБВГ_

 
 

 

6. Прочтите суждения, которые высказывались в Японии в отношении крестьян, и напишите, среди какой части японского общества могли они возникнуть.

«Крестьянин что кунжутное семя: чем больше жмешь, тем больше выжмешь)).

<сКрестьянину надо оставлять только столько, чтобы он мог прожить год)).

Ответ: -----------------------

 

Задания с развернутым ответом

ш

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко

ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.194 с.