Международное признание внутригосударственно-правовых событий и фактов: понятие и основания — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Международное признание внутригосударственно-правовых событий и фактов: понятие и основания

2017-06-29 449
Международное признание внутригосударственно-правовых событий и фактов: понятие и основания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А). Дискуссионность вопроса. Вопрос о признании / непризнании произошедших политико-правовых или территориально-правовых изменений в другом государстве – один из сложнейших вопросов повседневных международных отношений. Причин для этого – две. Во-первых, этот вопрос очень тесно связан с политикой. На сегодня признание / непризнание – одна из самых политизированных в мире международно-правовых проблем, осложняющих взаимоотношения между многими государствами и народами. Во-вторых, он не имеет договорно-правового регулирования. В основе взаимоотношений государств по этой проблеме лежат нормы международного обычая. Попытки Комиссии международного права ООН кодифицировать нормы о признании окончились неудачей. Поэтому совокупность норм и принципов, регулирующих признание, составляет обычно-правовой институт международного права.

Б). Понятие международно-правового признания. Признание - односторонний добровольный акт государства (или группы государств), которым оно прямо или косвенно юридически признает произошедшие политико-правовые или территориально-правовые изменения в другом государстве с целью установления (или продолжения) официальных или неофициальных, полных или неполных, постоянных или временных отношений.

В международном праве не существует обязанности признания; это - добровольное право каждого государства. Не принято брать уже предоставленное признание назад, хотя такие случаи в истории встречались. Так, например, в 1918 г. Франция признала Финляндию, вышедшую из состава Росси, но вскоре взяла назад свое признание, когда стало известно о планах возведения на престол в этой стране родственника императора Германии Вильгельма II. Позднее, когда в Финляндии было решено установить республику, Франция признала еевторично. В 1931 г. Япония «отобрала признание» у Китая, поскольку он якобы перестал быть «организованным народом».

Следует отметить, что в реальной международной жизни признание / непризнание произошедших в том или ином государстве изменений сильно политизировано и очень часто становится средством политической борьбы между государствами.

В то же время признание имеет широкое распространение в международно-правовых отношениях, поскольку создает нормы обычного права. Государства признают юридические факты и ситуации, действия в значительном числе случаев путем молчаливого согласия.

В). Теории признания. В доктрине сложились две теории признания: конститутивная и декларативная.

1. Исторически первой возникла конститутивная теория, согласно которой только признание конституирует (т.е. создает) новое государство как субъекта права или легализует новую власть. Признание придает адресату признания (т.н. дестинатору) соответствующее качество: государству - международную правосубъектность, публичной власти (правительству, комитету, совету, фронту и т.п.) - способность представлять государство либо иное политико-территориальное образование в международных отношениях.

Недостатки теории: 1). Неясно, какое количество признаний необходимо для придания дестинатору вышеназванных качеств; 2). На практике новые государства и без официального признания существуют и вступают в те или иные контакты с другими государствами, а неконституционные правительства - с разной степенью эффективности, но представляют государство либо иное политико-территориальное образование в международных отношениях.

2. Сторонники декларативной теории, наоборот, утверждают, что происходящие в государствах политико-правовые или территориально-правовые изменения – это внутренне дело этих государств. Государства возникают, преобразовываются в силу внутренних процессов и вступают в международные отношения в силу самого факта произошедшего. Поэтому признание этих фактов другими государствами носит не конституирующий, а констатирующий характер. Признание не придает дестинатору нового необходимого правового качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим контакты с ним.

Широко распространено мнение, что декларативная теория демократична и в большей степени отвечает реальностям международной жизни, хотя сама международная жизнь не всегда это подтверждает. Пример: проблемы с так называемыми «самопровозглашенными государствами» (Республика Абхазия, Республика Нагорный Карабах, Республика Южная Осетия, Чеченская Республика Ичкерии, Приднестровская Молдавская Республика, Турецкая Республика Северного Кипра и другие образования). Сложная международная проблема сложилась вокруг Китайской Республики на острове Тайвань, официально признанной 26 государствами мира, с которыми она имеет дипломатические отношения. Не вписывается в классические каноны ситуация с Мальтийским орденом, признанным почти 90 государствами 4.

Г). Виды признания. Признание принято разделять по видам дестинаторов:

Признание государств. Вопрос о признании государства возникает при появлении новых государств. Новые государства возникают в результате:

- распада одного государства и образовании на его территории нескольких государств (пример: СССР в 1991 г., Югославия в 1992 г., Чехословакия в 1993 г.);

- выделения части территории государства и образовании на ней нового государства (пример: Бангладеш после выхода из состава Пакистана в 19 г.; Эритрея после выхода из состава Эфиопии в 19 г; Литва, Латвия и Эстония, вышедшие из состава СССР в 1991 г.);

- объединение нескольких государств в одно новое государство (пример: объединение Германии в 1990 г.).

Вопрос о признании государства может возникнуть и при кардинальном изменении государственного и общественного строя в результате революции. Однако на практике в таких ситуациях чаще прибегают к признанию нового правительства. Так, например, было после Октябрьской революции в России 1917 г., когда другие государства признавали правительство Советской России - Совет Народных Комиссаров; после провозглашения в 1949 г. Китайской Народной Республики СССР признал правительство КНР, а не саму КНР. Если в результате переворота меняются форма правления, например, монархическая на республиканскую формы, и, соответственно, официальное название государства, то признание нового правительства может осуществляться в виде признания государства.

В общем, принято считать, что вновь возникшее государство становится субъектом международного право в силу самого факта его создания. На него распространяется действие норм общего международного права. Так, например, в Уставе Организации Американских Государств (ст.9) закреплено: «Политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами. Даже до своего признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости, на обеспечение своей безопасности и процветания». При этом и само новое государство должно признавать и соблюдать эти нормы. Это всё с формально-юридической точки зрения международного права правильно и хорошо вписывается в декларативную теорию признания. И это все было вполне приемлемо тогда, когда зарождалась сама данная теория. В те далекие эпохи, при недостаточной развитости международных отношений и при преимущественно натуральном хозяйстве подавляющего большинства стран непризнание государств или правительств «замечали» только в высших органах власти, а на жизни населения самой страны это почти не отражалось. В современном мире - наоборот. Непризнание фактически означает «изоляцию» от международного сообщества и влечет массу неблагоприятных последствий для всех слоев населения и для непризнаваемого государства или правительства в целом. Наглядный тому пример – существование непризнанных «самопровозглашенных» государств на территории бывшего СССР. Поэтому, в разрез с теорией, международная практика часто свидетельствует об обратном: фактическое пользование новым государством нормами и принципами международного права зависит от признания его другими государствами в качестве субъекта международного права. Признание делает его полноправным членом международного сообщества, открывая перед ним возможности развития нормального сотрудничества с другими его участниками 5.

Безусловно, таких проблем не возникает у тех государств, которые получили независимость, используя цивилизованные формы (референдум, плебисцит и др.).

Признание правительств. Вопрос о признании правительства возникает тогда, когда оно пришло к власти неконституционным путем (переворот и другие случаи незаконного захвата власти). Попытки выработать критерии признания таких правительств не увенчались успехом. На практике обычно стараются применить «принцип эффективности»: считается, что такое признание обоснованно тогда, когда признаваемое правительство эффективно осуществляет власть на территории страны или на большей ее части, или явно поддерживается большинством населения и контролирует ситуацию в стране. В любом случае всегда – принятие решения носит политический характер, а само решение – акт юридического характера 6. Только юридически признанное правительство может претендовать на государственное имущество за рубежом (например, архивы, банковские вклады, недвижимое имущество и т.д.).

Известны две основные исторические доктрины признания правительств, пришедших к власти неконституционным путем.

Доктрина Тобара (эквадорский дипломат) – сформулирована в начале ХХ века и исходит из того, что государства должны противодействовать постоянным переворотам путем непризнания правительств, образованным революционным путем.

Доктрина Эстрады (министр иностранных дел Мексики) исходит из того, что любое внешнее признание правительств в результате произошедших насильственных перемен может расцениваться революционным правительством как одобрение их действий, а населением страны - как проявление силы данного правительства. Поэтому, в соответствии с этой доктриной, рекомендуется воздерживаться от признания и ограничиться только поддержанием или прекращением дипломатических отношений.

Проблема признания правительств, сформированных сторонами внутригосударственного конфликта, органов национального освобождения, эмигрантских правительств и правительств, созданных в изгнании. Эти виды признания носят предварительный или промежуточный характер. Они применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путем. Безусловно, подобные признания носят, прежде всего, политический характер, но часто имеют и большую международно-правовую значимость и последствия (оказание международной поддержки, а также материальной, финансовой, военно-технической и т.п.).

Только юридически признанное правительство может претендовать на государственное имущество за рубежом (например, архивы, банковские вклады, недвижимое имущество и т.д.). Во второй половине ХХ в. в период ликвидации колониальной системы широкое распространение получила практика признания органов национально-освободительных движений, хотя истоки его относятся еще к началу XIX в. (в 1823 г. Великобритания признала греков, боровшихся против власти Турции). Такое признание давалось со стороны как отдельных государств, так и межправительственных организаций (прежде всего ООН и др.), которые предоставили им статус наблюдателей. В настоящее время Организация Освобождения Палестины является полноправным членом такой международной организации как Лига Арабских Государств, имеет официальный статус наблюдателя при ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и многих других международных организациях, а также официальные представительства во многих государствах мира (Москва, Берлин, Париж, Лондон, Вашингтон, Каир, Амман и др.).

Признание сторон вооруженных конфликтов: органов народного сопротивления (например, в период оккупации), восставшей и воюющей стороны. Эти виды признания также носят предварительный или промежуточный характер в ожидании дальнейшего развития событий. Точного разграничения понятий восставшей и воюющей сторон не существует. Такого рода признания имеют две цели. Во-первых, обеспечить возможность защиты интересов признающего на территории, контролируемой одной из сторон вооруженного конфликта. Во-вторых, стремление юридически связать каждую из сторон этих противостояний обязательствами соблюдать принципы и нормы международного гуманитарного права, применяемого в вооруженных конфликтах, проявляя, где это необходимо и возможно, человеколюбие, избегая неоправданных жестокостей. Данным актом признающее государство признает факт восстания против правительства и не будет рассматривать повстанцев как вооруженных преступников. В качестве условий признания является наличие значительной территории страны, устойчиво контролируемой повстанцами, и эффективное командование вооруженными силами, обеспечивающее соблюдение воинской дисциплины и норм международного гуманитарного права.

Д). Формы признания. Международная практика выработала две формы официального, международно-правового, признания: де-факто (de facto) и де-юре (de jure) и одну форму полуофициального (временного, разового) признания – признание ад-хок (ad hoc). Они используются при признании государств и правительств. Оба эти признания близки по сути – они являются двумя формами юридического признания; в каждом из них четко выражается официальная позиция признающего государства. Различие между ними заключается лишь в объеме правовых последствий, которые они за собой влекут для признающего и признаваемого.

Признание де-юре – полное признание, которое влечет за собой установление между признающим и признаваемым государствами межгосударственных отношений в полном объеме: политических на всех уровнях, постоянных дипломатических, консульских, экономических, культурных и т.д. Таким актом высшего юридического признания одно государство признает в другом легитимность высшей публичной власти, законодательной, исполнительной и судебной систем, право признаваемого государства на распоряжение имуществом и другими ценностями, принадлежащими ему за границей, признание его иммунитета от юрисдикции признающего государства и т. п. Тем самым признающее государство свидетельствует об отсутствии у него сомнений в законности происхождения признаваемого государства или правительства или вынуждено в силу обстоятельств согласиться с необходимостью вступить в нормальные отношения и сотрудничать с тем, кого оно признает. Признание де-юре может быть явно выраженным или подразумеваемым. В первом случае речь идет о специальном официальном акте признающего государства (заявлении, ноте, указе и т.п.), в котором четко зафиксировано намерение признать де-юре нового субъекта международно-правовых отношений и установить с ним дипломатические отношения 7. Актами подразумеваемого признания является, например, совершение без специальных заявлений таких актов, как установление дипломатических отношений, заключение двустороннего договора.

Признание де-факто – неполное, не окончательное признание. Между двумя государствами устанавливаются отношения более низкого уровня: торговые, культурные, спортивные, туристские и т.д. Но на высшем политическом уровне отношения не поддерживаются, а, следовательно, не устанавливаются и дипломатические отношения. Признание де-факто обычно применяется в случаях, когда признающее государство недостаточно уверено в жизнеспособности нового государства или его правительства либо не намерено до какого-то времени или наступления определенных условий вполне официально и окончательно признавать нового субъекта международного права или его правительство. (Так, правительство США признало де-факто Финляндию, вышедшую из состава Росси, 7 мая 1919 г., а 12 января 1920 г. выступило с объяснением, что это признание считается полным).

Признание ад-хок (в данной ситуации, по конкретному делу)– признание вынужденное, разовое и временное, когда государства, правительства (или другие власти) вступают в официальный контакт друг с другом для решения каких-либо конкретных вопросов, но вместе с тем не желают признавать друг друга. Сейчас таких случаев не много. В недалеком прошлом, в период острого военно-политического и идеологического противостояния в мире двух социально-экономических систем, многие государства не признавали друг друга, и их представители не имели между собой никаких официальных отношений и контактов.

Е). Способы признания -признание государств или правительств обычно делается путем односторонних официальных актов высших органов государства (деклараций, заявлений, посланий, дипломатических нот, указов и т.д.) признающего правительства либо главы признающего государства, обращенных или направляемых в адрес признаваемого государства. Способом признания может быть и совместное заявление или коммюнике признающего и признаваемого.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.