Принцип мирного сосуществования: особенности становления, закрепления и нормативного содержания — КиберПедия


Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Принцип мирного сосуществования: особенности становления, закрепления и нормативного содержания



Принцип мирного сосуществования государств советская наука международного права в 50 - 80-тые годы ХХ века традиционно называла в качестве главного принципа всей системы основных принципов международного права. Согласно «Словарю международного права», принцип мирного сосуществования – «центральный принцип современного общего международного права, который обязывает государства различных социально-экономических систем поддерживать международный мир и безопасность, а также развивать взаимовыгодное сотрудничество между ними. Наиболее важная черта принципа мирного сосуществования — концентрация в себе существа многих основных принципов международного права. Поэтому вся система основных принципов современного общего международного права может именоваться системой принципов мирного сосуществования»13.

Западная наука его отрицала, ссылаясь, в частности, на то, что в Уставе ООН термин "мирное сосуществование" не употребляется. В ответ советские ученые доказывали, что данный принцип получил юридическое закрепление в Уставе, хотя и в самой общей форме как принцип-идея. Профессор Г.И. Тункин утверждал: идея мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем проходит красной нитью через весь Устав. В Уставе государства призываются "проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи", "развивать дружественные отношения между ними". ООН, говорится в Уставе, должна быть центром для согласования действий наций в достижении общих целей. Это и есть, считал Г.И. Тункин, мирное сосуществование.

Принцип мирного сосуществования употреблялся в двух формулировках:

а) принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем;

б) принцип мирного сосуществования государств независимо от различий их политических и социально-экономических систем.

Фактически и та и другая формулировка реально означает мирное сосуществование государств с различным социальным строем. Социалистические государства не считали, что такой принцип действовал между ними (он заменялся принципом социалистического интернационализма). В то же время капиталистические государства не считали, что такой принцип действует в их отношениях между собой.

Согласно советской концепции, принцип мирного сосуществования как основополагающий принцип международного права имеет вполне определенное юридическое содержание. Этот принцип включает обязательство государств признавать существующие в различных государствах социальные, экономические и политические системы, т.е. признавать плюрализм в межгосударственных отношениях, не пытаться навязать другому государству свою политическую систему с помощью силы, экономического давления и т.п.



Однако нужно также признать, что в советской трактовке мирного сосуществования основной упор делался на борьбу между государствами двух систем, а не на сотрудничество. Между тем если и признавать существование данного принципа, то именно мирное, равноправное, взаимовыгодное сотрудничество, без применения силы и вмешательства во внутренние дела друг друга - главное в мирном сосуществовании, и степень сотрудничества является показателем уровня мирного поступательного развития государств и всего мирового сообщества в целом.

Тема 6. Основные принципы международного права

Содержание основных принципов международного права

Содержание основных принципов международного права сводится к следующему.

I. Принцип суверенного равенства государств.Данный принцип берет свое начало еще в период Средневековья, когда монархи стремились юридически уравнять свой международный статус. Для этого была заимствована юридическая формула древнеримских юристов par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет). В основу её был положен принцип равенства монархов-суверенов.

Современное международное сообщество признает суверенитет неотъемлемым свойством каждого государства и важнейшей основой существования международного правопорядка. В условиях государственно разделенного мира, состоящего из государств, разных по уровню развития, политическому влиянию, экономической силе, военной мощи, поддерживать определенное равновесие и обеспечивать сотрудничество возможно в значительной степени благодаря существованию правового принципа суверенного равенства государств.

Согласно этому принципу, государства при фактическом неравенстве юридически равны. В Уставе ООН (п. 1 ст. 2) говорится: “Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов”. Перефразируя данное положение, можно утверждать: Всё международное сообщество основано на принципе суверенного равенства всех государств. Только взаимное уважение государствами суверенитета друг друга обеспечивает поддержание международного правопорядка.



Этот принцип означает, что все государства обязаны уважать суверенитет друг друга, т. е. их право осуществлять в пределах собственной территории всю полноту законодательной, исполнительной, административной и судебной власти без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику

II. Принцип невмешательства во внутренние дела.Один из самых сложных принципов. Проблемы его реализации проистекают из объективной сложности определения понятия «внутренняя компетенция государства», которое является относительным и четкого определения и границ не имеет. В современном взаимозависимом мире, где постоянно происходят перемещения людей, товаров, услуг, капиталов, идей, информации, когда внутренние события в каждом государстве становятся предметом внимания других государств, провести четкую грань между дозволенным / недозволенным крайне сложно.

Безусловно, напрашивается сравнение этого принципа с содержанием принципа суверенного равенства государств, нарушение которого и будет вмешательством.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. основное содержание принципа невмешательства раскрывается следующим образом.

- Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние дела любого другого государства.

- Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ.

- Ни одно государство не должно также организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, равно как и способствовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

- Применение силы, имеющее целью лишать народы их национальной самобытности, является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

- Каждое государство обладает неотъемлемым правом выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

Это – в правовом идеале. В реальной действительности вмешательство имеет место.

Вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое вмешательство означает явное и неприкрытое принуждение (военными, экономическими, финансовыми, политическими и другими средствами) одним государством (государствами) другого к совершению определенных действий, затрагивающих его суверенную внутреннею компетенцию. Косвенное вмешательство - это применение вышеназванных средств принуждения, которое осуществляются не самим государством, а лицами или организациями, находящимися под их контролем

За явное и грубое вмешательство к виновному государству возможно применение санкций.

III. Принцип равноправия и самоопределения народов впервыенашел универсальное международно-правовое признание и закрепление в Устав ООН. В 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла историческую Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в которой закрепила право каждого народа самостоятельно выбирать и устанавливать политическую, экономическую, социальную и культурную системы. Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. впервые содержание данного принципа было конкретизировано: «Создание независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».

Тогда положения этих Деклараций и принципа были направлены против колониальной системы. К началу ХIХ века колониальные империи распались, народы колониальные народы освободились и создали независимые государства.

Сейчас положения данного принципа в основном применимы лишь к народам существующих суверенных государств. Его новое содержание сводится к следующему:

Каждый народ в любом государстве вправе самостоятельно, без какого-либо вмешательства или давления извне решать, поддерживать ли существующий в государстве социальный строй или любое иное устройство государства или требовать их изменения, выражая свою волю путем голосования или любыми иными возможными и доступными ему способами. территориальные изменения во взаимоотношениях между государствами

Реализация каждым народом своего права на самоопределение возможна в одной из следующих форм:

— изменение своего политико-правового статуса внутри государства проживания,

— отделение от государства части территорий и образование на ней самостоятельного государства,

— передача части территории другому государству,

— объединение государств в едином государстве,

— разъединение государства на два или несколько независимых государств.

Однако в новых условиях возникла и стала реальностью угроза злоупотребления данным принципом. Политические, националистические, сепаратистские, криминальные и другие факторы часто становятся побудительным мотивом для использования положений принципа в своих целях. Для многих государств создана угроза территориальной целостности.

Право на самоопределение не абсолютно. Все народы взаимосвязаны. Нельзя решать свои национальные интересы за счет нарушения законных прав и интересов других народов. Поэтому в современных условиях реализация права на самоопределение должна осуществляться только в соответствии со свободно выраженной волей соответствующего государства или государств, с учетом интересов и прав других народов, проживающих на этой или сопредельной территориях, а также с должным учетом других основных принципов современного международного права.

IV. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности - отражен в п. 4 ст. 2 Устава ООН, содержащим запрет использовать силу или угрозу силой «против территориальной целостности государств», а в качестве самостоятельного был выделен в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость действий, ведущих к незаконному расчленению государства, отделению от него частей, оккупации и т.п.

Вторая часть (территориальная неприкосновенность) означает более широкое понятие, охватывая не только случаи отторжения, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверенного государства и т.д. Приобретение территории в следствие нарушение этого принципа признается незаконным.

V. Принцип нерушимости государственных границ. Этот принцип впервые был четко сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время рассматривается в качестве дополнительно принципа к принципу уважения территориальной целостности. Он означает:

- признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

- отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем;

- отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу и применение силы.

Государства должны рассматривать как нерушимые исторически сложившиеся все границы друг друга и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

VI. Принцип международного сотрудничества –был впервые закреплен в Уставе ООН как важнейшее направление и цель деятельности самой Организации. Нормативное содержание принцип было раскрыто в Декларации 1970 г. Он обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем в следующих направлениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Значение этого принципа с каждым годом возрастает. В условиях появления глобальных проблем современности, новых опасностей, вызовов и угроз миру и безопасности народов принцип обязывает всех субъектов международного права сотрудничать друг с другом для противодействия этим угрозам и обеспечения стабильного мирового правопорядка.

VII. Принцип неприменения силы и угрозы силой.

Появление этого принципа является огромным достижением мирового сообщества и новеллой современного международного права. Лишь в середине XX в. сформировался принцип, ставящий войну и иные силовые методы ведения внешней политики вне закона. Агрессивная война объявлена международным преступлением. Обязательство государств воздерживаться от применения силы и угрозы силой отражено в Уставе ООН (п. 4 ст. 2), в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г., Определении агрессии, принятого Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., а также в Декларации ООН 1987 г. об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой и ее применения в международных отношениях.

Устав ООН закрепил одной из главных целей ООН избавление грядущих поколений от бедствий войны, создание такой международной системы правил и механизмов, в соответствии с которой вооруженные силы применялись бы не иначе как в общих интересах.

Устав предусматривает два случая правомерного применения вооруженной силы:

- применение Советом Безопасности ООН против государства-правонарушителя санкции в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII Устава).

- применение государством силы в порядке самообороны в случае вооруженного нападения на него, которую оно должно осуществлять до тех пор, пока Совет Безопасности сам не примет необходимых мер для восстановления мира и безопасности (ст.51 Устава).

Содержание принципа неприменения силы раскрыто в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН Определение агрессии, принятой в 1974 г. Агрессия представляет собой применение государством вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. Использование иных, кроме вооруженных средств (экономических, политических) может быть квалифицировано как применение силы, если по своему влиянию и результатам они подобны военным мерам.

Согласно Определению агрессии, нормативное содержание принципа неприменения силы включает в себя запрещение: вторжения или нападения вооруженных сил одного государства на территорию другого; военной оккупации; полной или частичной аннексии территории; применения любого оружия одним государством против другого даже без вторжения; актов нападения частей и подразделений вооруженных сил одного государства на военные части и подразделения другого; применения вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого, в нарушение условий, предусмотренных соглашением; продолжения пребывания вооруженных сил на территории иностранного государства после прекращения действия соглашения о их пребывании; действий государств, позволяющих, чтобы предоставленная им в распоряжение другого государства территория использовалась последним для совершения актов агрессии против третьего государства; поддержки или засылки вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы. Нарушением принципа неприменения силы следует также считать блокаду портов или берегов государства, насильственные действия в отношении международных демаркационных линий, линий перемирия, а также любые насильственные действия, препятствующие народам осуществлять законное право на самоопределение.

В Определении агрессии подчеркивается, что никакие соображения любого характера не могут служить оправданием агрессии, в том числе и т.н. “превентивная оборона”.

В Определении также закреплено, что Совет Безопасности уполномочен признать и другие действия государств агрессивными, если они создают угрозу миру или нарушили мир.

VIII. Принцип мирного разрешения споров.Начало формирования данного принципа имеет многовековую историю. Но в те эпохи в условиях признания войны законным средством разрешения споров принципу мирного их разрешения не могло быть места. Разнообразные мирные средства разрешения споров, выработанные практикой государств, использовались как альтернативные, но не обязательные. Обязательным данный принцип стал лишь после международно-правового отказа государств от войны как средства политики в 1928 г. В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала этот принцип следующим образом: “Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость”. Из этого следует, что главными рамками этого принципа являются применение только мирных средств разрешения споров и сохранение при этом состояния мира в мировом сообществе.

Что касается конкретных средств, то здесь за государствами остается широкий выбор. Государства должны в соответствии с этим стремиться к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны приходить к согласию в отношении таких мирных средств, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

Стороны в споре обязаны в случае, если не достигнут разрешения - спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора с помощью других согласованных между ними мирных средств.

IX.Принцип уважения и защиты прав человека и основных свобод.Данный принцип получил международно-правовое признание и закрепление только в середине ХХ века. Его формирование непосредственно связано с деятельностью ООН, закрепившей в своем Уставе важные правозащитные функции своей деятельности. В отношении развития данного принципа принято большое количество международных документов, среди которых выделяются Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; два Международных пакта о правах человека 1966 г. (о гражданских и политических правах, и об экономических, социальных и культурных правах); четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г, многочисленные международные договоры о защите отдельных категорий индивидов. Среди региональных актов следует прежде всего отметить Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. с её достаточно эффективным конвенционным контрольным механизмом – Европейским судом по права человека.

Международное право содержит значительный перечень минимальных стандартов в области прав человека и его основных свобод. Международные акты обязывают государства привести свое законодательство, административную и судебную практику в соответствии с положениями этих актов. Непосредственная регламентация поведения людей остается внутренним делом государства, но не должна противоречить международно-признанным критериям.

Согласно положениям международных актов, государства взяли на себя обязательства:

- содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод,

- уважать и обеспечивать всем лицам, находящимся в пределах их юрисдикции, права и свободы без какого-либо различия по какому-либо признаку;

- принять законодательные и иные меры, необходимые для обеспечения международно признанных прав человека;

- обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.

- гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты.

X.Принцип добросовестного выполнения международных обязательств - старейший принцип международного права. Ни одна правовая система не может функционировать без императивного требования выполнения принятых ее субъектами обязательств.

Данный принцип стал формироваться еще в Древнем мире и оттуда пришла вместе с ним латинская формула «pacta sunt servanda» - договоры должны соблюдаться.

В соответствии с Декларацией 1970 г. принцип обязывает каждое государство:

- добросовестно выполнять свои обязательства по Уставу и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

- добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с международными договорами, имеющими силу согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

- если обязательства, вытекающие из международных соглашений, противоречат обязательствам членов ООН по ее Уставу, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

Естественно, что государства должны выполнять обязательства, вытекающие как из конвенционных, так и обычноправовых норм международного права.

Таким образом, преимущество в обязательствах отдано Уставу ООН.

Лекции
Тема 7. Государства - основные субъекты международного права






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.