Экономика нанотехнологий в ядерной промышленности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Экономика нанотехнологий в ядерной промышленности

2017-06-25 414
Экономика нанотехнологий в ядерной промышленности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Объект исследования: экономические отношения в отрасли ядерной промышленности

Результаты, полученные лично автором: выполнен примерный прогноз развития нанотехнологий по направлениям в атомной отрасли.

 

Прогресс в развитии нанотехнологий даст импульс для развития практически всех отраслей экономики, промышленности на ближайшее десятилетие. Нанотехнологии существенно повлияют, таким образом, и на экономический уклад мира. Сейчас мы идем “снизу”, с уровня атомов, складывая из них, как из кубиков, нужные материалы и системы с заданными свойствами. В этом суть нанотехнологий – атомно-молекулярное конструирование.

В процессе распространения нанотехнологий ожидается, что рост ядерной энергетики и потребления природного газа будет дополнен расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, существенно расширится применение возобновляемых источников энергии, прежде всего солнечной энергии.

По мнению специалистов, современные нанотехнологии в атомной отрасли направлены, прежде всего, на создание и внедрение:

– специальной наносистемной техники для обеспечения гарантированной безопасности использования атомной энергии, повышения уровня экологической безопасности и комфортности среды обитания;

– интеллектуальных наноматериалов и нанотехнологий для повышения эффективности физической защиты радиационно-опасных объектов;

– принципиально новых радиационно-стойких конструкционных материалов и высокоэффективного ядерного топлива для атомной энергетики;

– электротехнических, магнитных и сверхпроводящих материалов и изделий для широкого внедрения в энергетику, прежде всего, атомную;

– средств и методов медицинской диагностики, лекарственных средств нового поколения и лечебной аппаратуры.

Одним из условий повышения эффективности работы АЭС является увеличение глубины выгорания ядерного топлива. Опыт показывает, что одним из условий обеспечения глубоких выгораний топлива является создание крупнокристалличских структур ядерного топлива с контролируемой пористостью. Увеличение эффективности работы и срока службы перспективных реакторов на быстрых нейтронах требует, прежде всего, повышения степени выгорания топлива до 18-20% без снижения параметров теплоносителя.

Металлические объемные нанофильтры перспективны для использования в системах водоподготовки и очистки теплоносителя реакторов АЭС. Наномембраны, нанофильтры, нанокатализаторы используются в технологиях обращения с ОЯТ и РАО, в системах водоподготовки и очистки теплоносителей, дожигания радиолитического водорода и др. целей.

Разработка сверхпроводящих материалов является, по-видимому, единственным примером разработки, изначальной целью которой явилось получение объемных наноструктурированных материалов. В результате перехода к нанометрическим структурам удалось в несколько раз увеличить токонесущую способность сверхпроводников, что позволило создать мощные магнитные системы и экономить при этом до 30% электроэнергии.

Россия является одним из важнейших элементов мировой нанотехнологической системы. Несмотря на трудности последнего десятилетия, у нас сохранился мощный технический и кадровый потенциал. В области нанотехнологий мы находимся в равных стартовых условиях и с Америкой, и с объединенной Европой. В атомной отрасли России созданы значительный исторически приоритетный научно-производственный, методический и интеллектуальный задел, а также отраслевой коллектив высококвалифицированных специалистов в области наноматериалов и нанотехнологий.

Материал поступил в редколлегию 24.02.2017

УДК 330

А.А. Буржинский

Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент», к.э.н.,

В.В. Бураго

[email protected]

 

АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ

РЕВОЛЮЦИИ

Объект исследования: Последствия четвёртой промышленной революции.

Результаты, полученные лично автором: Проведённый анализ говорит о неизбежности перехода к новому технологическому укладу.

 

Первая промышленная революция произошла после изобретения парового двигателя и последовавшего перехода от ручного труда к машинному. Вторая использовала электроэнергию и ознаменовала начало массового производства. Третья автоматизировала производство с помощью электроники и информационных технологий. Четвертаяпромышленная революция — новая эра в развитии человечества, характеризующаяся стиранием границ между физическими, цифровыми и биологическими технологиями. Технологии, о которых идет речь, включают в себя искусственный интеллект, интернет вещей, беспилотный транспорт, 3D-печать, нанотехнологии, биотехнологии, квантовые компьютеры. Революция повлечет за собой системные изменения. Они коснутся всех сфер бизнеса, общества, политики и потребуют новых форм организации работы правительства и частного сектора.

Россия уже начала подготовку к новой промышленной революции: госпрограмма Национальная технологическая инициатива ставит своей целью создание условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. Однако необходимо успеть сделать гораздо больше, начав хотя бы со следующих трех направлений.

Технологии, появившиеся на стыке физического, цифрового и биологического мира, приведут к созданию новых платформ, с помощью которых граждане смогут доносить до правительства свое мнение, координировать свои действия и даже избегать внимания властей. В то же время государства получат новые инструменты контроля над населением, основанные на повсеместном наблюдении и власти над цифровой инфраструктурой. Но правительствам придется изменяться и подстраиваться под новые степени вовлеченности населения в политику. Государство перестанет быть основным источников благ, а значит нас ждет перераспределение и децентрализация государственной власти. Четвертая промышленная революция изменит саму природу национальной и международной безопасности. Она повлияет как на вид конфликтов, так и на их природу. История военного дела и национальной безопасности — это история технологического прогресса. Современные межгосударственные конфликты все чаще «гибридны»; они совмещают прямые действия на поле боя с негосударственными явлениями и элементами. Граница между войной и миром, солдатом и гражданским и даже насилием и ненасилием (вспомните кибертерроризм) оказывается пугающе размытой. С развитием военных технологий, появлением биологического и автономного вооружения негосударственные объединения людей достигнут того же уровня смертоносности, что и государства. Эта уязвимость вызовет у населения взрыв страха. При этом технологические прорывы потенциально снизят опасность военный действий, создав защитные системы или повысив точность вооружения.

И наконец, Четвертая промышленная революция изменит не только нашу жизнь, но и нас самих. Она повлияет на нашу самоидентификацию, наше личное пространство, наше понимание собственности, наши паттерны потребления, изменит количество времени, которое мы тратим на работу и развлечения, полностью изменит критерии профессионального успеха. Мы станем по-другому знакомиться, по-другому учиться, по-другому общаться. Наше отношение к своему телу и личности изменяется прямо сейчас, а в будущем это приведет к развитию аугментации человека. Список перемен бесконечен и ограничен лишь нашим воображением. Новые информационные технологии главным образом скажутся на том, что мы называем личной жизнью. Инстинктивно мы понимаем ценность и важность личной жизни, но взаимосвязанность мира требует от нас постоянно делиться информацией о себе с посторонними. В будущем нас ожидают все новые и новые обсуждения и споры, связанные с определением личной жизни и потерей контроля над распространением информации о ней. А революции в биотехнологиях и разработке искусственного интеллекта заставят нас пересмотреть само понимание «человечности». Мы будем жить дольше, здоровее, мыслить быстрее и эффективнее. Все это заставит нас пересмотреть свои моральные и этические границы.

Как и всегда, все упирается в самих людей и их ценности. Нам нужно будущее, где на первом месте будет стоять человек. И наша цель — сделать все, чтобы в жизнь воплотился именно последний сценарий.

Материал поступил в редколлегию 9.03.2017

УДК 33

Т.В. Витязева

Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент»,

к.т.н., В.В. Евенко

[email protected]

 

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Объект исследования: институт государственно- частного партнерства. Целью исследования является применение государственно-частного партнерства в качестве инструмента обеспечивающего экономическую безопасность страны.

Результаты, полученные лично автором: в современных условиях концессия способна выступать не только инструментом привлечения иностранных инвестиций в приоритетные отрасли, но и инструментом обеспечения экономической безопасности.

 

Государственно-частное партнерство – это своего рода взаимодействие представителей государственного и частного секторов как на институциональном, так и на организационном уровне, направленное на реализацию социально значимых проектов различных масштабов, ресурсное обеспечение которых осуществляется как из государственных источников, так и за счет частных инвестиций.

В России имеется огромный, мало используемый пока потенциал государственно-частного партнёрства в ряде капиталоёмких отраслей экономики, как в федеральном, так и в региональном и местном хозяйствах. Накопленное мировым опытом богатейшее разнообразие концептуальных подходов, форм, методов и конкретных механизмов ГЧП вполне может быть использовано при решении ряда важных задач современной российской экономической политики.

Польза ГЧП:

· по оценкам Министерства экономического развития и торговли, совокупный объём вложений в российскую инфраструктуру за период с 2008 до 2020 года составит более $1 триллиона, причём 60% этой суммы будет оплачено государством;

· в соответствие с Планом Путина на 2007-2010 года в Российской Федерации к 2020 году производство электроэнергии должно быть увеличено на 2/3 (государственные и частные инвестиции должны составить порядка 12 триллионов рублей) и планируется крупномасштабное строительство ГЭС, прежде всего, в Сибири и на Дальнем Востоке (Россия использует потенциал гидроресурсов лишь на 20%, в то время как западные страны – на 70-80%);

· потребность в инвестициях только в аэропорты по стране составляет порядка $7,5 миллиардов.

И именно институт концессии является потенциальным, наиболее эффективным инструментом социально-экономического развития государства, который позволит реализовать столь амбициозные планы государства.

Причем особенности концессии позволяют выполнять функцию защиты экономики как в отношении иностранных инвесторов, так и отечественных частных инвесторов, также стремящихся к получению прибыли, но использующих методы работы, которые не всегда соответствуют общегосударственным интересам.

Через концессионный механизм государство способно обеспечить перераспределение иностранных инвестиций в пользу приоритетных отраслей, к которым, в частности, относится инфраструктура. При этом модернизация различных отраслей инфраструктуры способна улучшить многие показатели экономического развития. Так, в частности, инвестиции в транспортную инфраструктуру проводят к снижению транспортной составляющей в конечной цене товаров, перемещаемых между периферией и центром, играют важную роль в снижении уровня экономических диспропорций между регионами, увеличивают конкурентоспособность в части доступа к новым рынкам, миграции рабочей силы, специализации и кооперации, снижения стоимости прохождения грузов в рамках внешних и внутренних логистических систем. Все это приводит к росту производительности труда, созданию новых конкурентных преимуществ и, в итоге, положительно влияет на защищенность национальной экономической безопасности.

Но в России концессии де-факто пока не являются легитимной формой хозяйствования, так как отсутствует специальное законодательство, регулирующее концессионные отношения, и соответствующие институты.

Таким образом, нам представляется возможным сделать вывод о том, что в современных условиях концессия способна выступать не только инструментом привлечения иностранных инвестиций в приоритетные отрасли, но и инструментом обеспечения экономической безопасности.

Экономическая безопасность является составляющим элементом и выступает в роли материальной основы национальной безопасности государства. Она служит гарантией устойчивого, стабильного развития страны и её суверенитета, а также обеспечивает национальную безопасность за счет ограничения чрезмерного влияния иностранного капитала на экономику страны.

Основополагающая роль экономической безопасности в обеспечении национальной безопасности государства фактически подтверждается в «Государственной стратегии экономической безопасности РФ». Согласно документу, «цель Государственной стратегии – обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз».

Материал поступил в редколлегию 27.03.2017

Удк 336.02

Т.В. Витязева, Е.А. Балабешко

Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент», к.э.н.,

О.В. Нифаева

[email protected], [email protected]

Анализ и перспективы развития
финансового рынка России

 

Объект исследования: финансовый рынок Российской Федерации.

Результаты, полученные лично авторами: выявлены направления развития и повышения эффективности финансового рынка России.

 

Финансовый рынок как подсистема экономики страны связан с функционированием и движением разнообразных финансовых инструментов, обслуживается специализированными финансовыми институтами, имеет разветвленную и многообразную инфраструктуру. Отдельные сегменты финансового рынка дают возможность с помощью рыночных механизмов координировать работу всей финансовой системы.

В сформировавшихся условиях интеграции России в мировую экономику руководством страны была разработана стратегия развития отечественного финансового рынка на период до 2020 года. Она устанавливает наиболее приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка Российской Федерации.

Как показало проведенное исследование, общей целью развития финансового рынка является обеспечение ускоренного экономического развития страны посредством повышения конкурентоспособности российского финансового сектора, в том числе создания на территории России самостоятельного финансового центра, способного концентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов, условия образования рублевых цен на такие инструменты и соответствующие им активы, а также спрос на них со стороны внутренних и внешних инвесторов.

В настоящее время финансовым руководством страны сформулированы следующие важные цели развития финансового рынка:

1) увеличение объема рынка и прозрачности его работы посредством внедрения механизмов, дающих возможность участия многочисленных розничных инвесторов и защиту их инвестиций;

2) обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры путем повышения качества предоставления услуг, связанных с движением ценных бумаг и других финансовых инструментов, а также создания условий для консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;

3) формирование благоприятного налогового климата для участников финансового рынка.

К важнейшим направлениям государственной политики в целях развития финансового рынка также относятся повышение эффективности финансового контроля, проведение постоянного анализа применения норм действующего законодательства и на этой основе совершенствование нормативно-правовой базы развития российского финансового рынка.

Решение изложенных приоритетных задач позволит построить надежную базу долговременного роста российского финансового рынка и сформировать на его основе конкурентоспособный самостоятельный финансовый центр.

В России уже заложены основы для нормального функционирования финансового рынка, и на нем действует довольно большое количество участников. Однако рынок имеет очень низкий уровень капитализации, многие ценные бумаги неликвидны, инфраструктура рынка развита слабо. Одна из главных проблем, ослабляющая развитие рынка, – низкий уровень его прозрачности, что приводит к увеличению случаев мошенничества на рынке. Низкая эффективность российского финансового рынка по сравнению с масштабами и задачами рыночных реформ создает необходимость внесения изменений в действующее законодательство. Для успешного решения проблем российской финансовой системы необходима комплексная программа развития, в разработке и осуществлении которой ключевая роль принадлежит государственным органам регулирования, призванным не только контролировать, но и активно строить данную систему. Решение этих проблем должно повысить доверие к российской экономике и ее международную конкурентоспособность.

Материал поступил в редколлегию 29.03.2017

УДК 338

О.А. Воеводина

Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент», к.э.н.,

Е. И. Сорокина.

[email protected]

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Объект исследования: инвестиционная деятельность в России.

Результаты, полученные лично автором: разработаны рекомендации для развития государственной поддержки в сфере инвестиций в производство.

 

В реальном секторе экономики России доминируют отрасли по добыче сырья, топлива, экспортируется продукция отраслей ТЭК, металлургии, химической и лесной промышленности, ОПК. Прежде всего, нужно разобраться, что конкретно экспортирует Россия. Экспортируется, в основном, сырье, из которого заграничные фирмы производят полуфабрикаты и готовую продукцию, которые в свою очередь продаются по всему миру, в том числе, и обратно в Россию. Экспорт России в январе-ноябре 2016 года с январем-ноябрем 2015 года снизился на 19,3%/ В начале санкционного периода, когда вся страна почувствовала необходимость наличия собственной продукции, и началась разработка политики импортозамещения, в ходе одного из своих выступлений премьер- министр Д. А. Медведев огласил список отраслей, особо нуждающихся в приходе российского производителя. Это станкостроение, самолетостроение (гражданская авиация), тяжелое машиностроение, оборудование для нефтегазовой отрасли, энергетическое оборудование, сельскохозяйственное машиностроение. Доля импорта в этих отраслях – более 50%

Можно сделать вывод, что наш реальный сектор экономики, ее основа, более чем на половину зависима от импорта. Причем страны-поставщики – это страны, куда мы поставляем свое сырье. Главным фактором, оказавшим влияние на динамику экспорта, стал уровень цен на сырую нефть. Из-за избытка предложения на мировом рынке, а также сокращения спроса со стороны Китая в январе цены на нефть марки Brent рухнули до рекордного минимума, что отрицательно сказалось на торговле всеми видами сырья: природным газом, металлами. Снижение экспорта в результате сокращения цен на сырье частично компенсировал рост поставок техники, зерновых и продуктов питания, которые получили стимул для развития в условиях девальвации. Многим компаниям стало более выгодно поставлять товары на внешний рынок. С развитием собственного производства у нашей страны есть возможность увеличить долю экспорта различных видов продукции в страны СНГ, а также снизить объем поставок собственных природных ресурсов за рубеж. Первые попытки были предприняты после наложения санкций, и действительно, на рынке появились товары от отечественных производителей, в основном, продукты питания, лекарственные средства, продукция машиностроительной отрасли. Но, к сожалению, их соотношение «цена- качество», оставляет желать лучшего. Необходимо производить продукцию не только конкурентоспособную на мировом рынке, но в первую очередь, конкурентоспособную на своем. Стоит отметить, что многим предприятиям с появлением новых производств необходимо пересмотреть производственные структуры. Появятся новые цеха, подразделения, потребуются новые кадры, что, несомненно, улучшит ситуацию с трудоустройством в каждом регионе. Итак, какие действия требуются со стороны государства?

Прежде всего, оказание различных форм господдержки производственного сектора. Это налоговые и другие финансовые льготы, поддержка инвестиций в материальную инфраструктуру, поддержка инноваций, размещение государственных заказов на продукцию, инвестиции в образование, а именно в подготовку рабочих специальностей и управленцев, и установление регулирования таможенных квот и пошлин.

Материал поступил в редакцию 31.03.2017

УДК 33

К. И. Грибановская

Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент», к.т.н.,

В.В. Евенко

[email protected]


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.