Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-06-13 | 1309 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Майкл Полани (1891-1976) — британский ученый, специалист в области физической химии и философ науки, выходец из Венгрии. Основным его сочинением по философии науки является работа «Личностное знание. На пути к посткритической философии».
Основной пафос концепции М. Полани состоял в преодолении ложного идеала деперсонифицированного научного знания, ошибочно отождествляемого с его объективностью. Полани считал, что идеал безличной, беспристрастной истины подлежит пересмотру с учетом глубоко личностного характера того акта, посредством которого провозглашается истина. Обсуждая заглавие своей книги «Личностное знание», он отмечал: «Может показаться, что эти два слова противоречат друг другу; ведь подлинное знание считается безличным, всеобщим, объективным. Для меня знание — это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства».
Концепцию науки М. Полани можно представить в виде последовательности следующих основных тезисов.
Науку делают люди, обладающие мастерством.
Искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику. Оно передается лишь внепосредственном общении с мастером — от учителя к ученику
Люди, делающие науку, не могут быть отделены от произведенного ими знания и заменены другими людьми, которые приобщились к этому знанию только с помощью книг.
В научной деятельности очень важными являются личный опыт, внутренние переживания, внутренняя вера в науку и ее ценность, страстная заинтересованность ученого в поиске научной истины и его личная ответственность.
Личностное знание, по Полани, — это страстный вклад познающего субъекта, интеллектуальная самоотдача, необходимый элемент научного знания. Он убежден в том, что установление истины становится зависимым от ряда наших собственных оснований и критериев, которые не поддаются формальному определению.
|
М. Полани последовательно отстаивает тезис о том, что мастерство познания (навыки и. умения познавательной деятельности) не поддается исчерпывающему описанию и выражению средствами языка, сколь бы развитым и мощным он ни был. Явно выраженное научное знание, которое представлено в научных статьях и учебниках, по мнению Полани, всего лишь некоторая часть знания, находящаяся в фокусе сознания. Другая его часть — это так называемое периферийное (или неявное) знание, постоянно сопровождающее процесс познания. Трактовать неявное, периферийное знание можно по аналогии с «краевым опознаванием» ощущений от находящегося в руке инструмента, без которого процесс деятельности как целенаправленный и осмысленный процесс невозможен. Инструмент здесь играет смысло-порождающую роль.
Лидеры научных школ оказывают влияние на других членов данных школ, показывая образцы деятельности, которым могут подражать другие ученые, нередко даже не осознавая этого. Да и сам процесс подготовки специалиста, работающего в определенной области науки, предполагает усвоение невербализованных образцов научной деятельности. Полани подчеркивал, что в реальной практике научных сообществ ученый постепенно вживается в ту или иную принятую сообществом теорию. В процессе этого вживания важную роль играет авторитет лидеров сообщества и передаваемые ими неявные знания.
Следует заметить, что навыки различны и индивидуальны, несмотря на их схожесть по схеме деятельности. Попытка копирования чужого навыка неизбежно порождает собственный пласт личностного знания.
Основные новации концепции науки М. Полани заключаются в следующем.
Во-первых, в указании на то, что смысл научных положений обусловливается неявным контекстом скрытого знания, «знания как», имеющего инструментальный характер и задаваемого всей телесной организацией человека. Иными словами, смысл научных утверждений неотделим от инструментального знания, которое осталось неартикулированным.
|
Во-вторых, согласно этой концепции, смысл научных утверждений неотделим и от той личной уверенности в истинности, которая вкладывается в про возглашаемое научное суждение.
В-третьих, Полани отметил роль невербализуемых традиций в функционировании и развитии научного знания.
По-новому оценивается Полани роль веры в процессе научного познания. Он указывает, что вера является источником знания. Разум опирается на веру как на свое предельное основание, но всякий раз способен подвергнуть ее сомнению. Появление и существование в науке аксиом и теоретических принципов также уходит своими корнями в нашу веру в то, что мир есть совершенное гармоничное целое, поддающееся нашему познанию.
Однако для науки не менее важен и критический анализ неявно принимаемых учеными идеалов и образцов научной деятельности, особенно в периоды, когда происходит изменение ранее сложившихся идеалов и стандартов объяснения и обоснования знаний. Бесспорной заслугой М. Полани является то, что он обратил внимание на технологии операциональных умений и процессы формирования навыков как знания, которые ускользали из поля зрения философов науки. Он также указал на необходимость создания новой модели роста научного знания, в которой учитывались бы личностно-когнитивные механизмы познавательной деятельности.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!