Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Методы научного познания и их классификация.

2017-06-13 592
Методы научного познания и их классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

Метод в науке характеризуется определенными свойствами:

ясность, или общепонятность (эффективная познаваемость),

детерминированность, или отсутствие произвола (последовательность) в применении соответствующих регулятивных принципов, что, в частности, обеспечивает обучаемость данным методам;

направленность, или подчиненность определенной цели (задаче);

результативность, или способность обеспечивать достижение намеченной цели (результата);

плодотворность, или способность давать кроме намеченных результатов, еще и другие, побочные, но порой не менее важные;

надежность, или способность с большой вероятностью (в предельном случае всегда) обеспечивать получение искомого результата;

экономность, или способность давать результат с наименьшими затратами сил и времени. Разумеется, не все указанные свойства присущи каждому методу, но чем больше разработан метод, тем в большей степени он удовлетворяет перечисленным свойствам.

Классификация научных методов познания: эмпирические, теоретические и метатеоретические.

Эмпирические методы познания могут быть получены непосредственным путем (простое восприятие, обыденное наблюдение) и опосредованным путем. Существуют 3 основных способа опосредованного получения нового знания: операциональный (систематическое наблюдение, сравнение, счет, измерение), экспериментальный (диалог между человеком и природой, человек спрашивает — природа отвечает) и логико-математический.

Научное наблюдение — в отличие от простого созерцания предполагает: четко поставленную цель, методику, систематичность, контроль за корректностью наблюдения, обработку, осмысление и истолкование полученного массива данных.

Сравнение — может выступать как особый способ организации наблюдения, когда требуется вывод, являются ли 2 (несколько предметов) тождественными или различными. Важно выделять критерий (интервал абстракции), на основе которого происходит сравнение. Следовательно, процедура сравнения предполагает существование такого отношения, в котором сравниваемые предметы объективно выступают как качественно однородные, и никакие другие свойства данных предметов не играют для указанного отношения никакой роли.

Измерение — процедура, фиксирующая не только качественные характеристики объектов и явлений, но и количественные аспекты. Измерение есть процедура установления одной величины с помощью другой, принятой за эталон, или процедура сравнения двух величин, в результате которой экспериментально устанавливается отношение между величиной измеряемой и принятой за единицу.

Эксперимент — искусственное создание условий наблюдения предмета (явления), которые присущи определенному состоянию этого предмета, но не всегда (эти условия) выполняются. Эксперимент имеет 2 аспекта: создание нужного состояния предмета и наблюдение. Эксперименты бывают:

исследовательскими (поиск неизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта),

проверочными (требуется подтвердить или опровергнуть те или иные следствия теории).

Абстрагирование — метод постижения реальности, результатом которого является абстракция. Абстракция есть способ мысленного членения реальности, механизм которого тесно связан с самой нашей возможностью рационального постижения наблюдаемого мира.

Индукция — восхождение от частных фактов к некоторому обобщающему логическому утверждению. Индуктивное заключение не следует с логической необходимостью из посылок, но не противоречит им.

Дедукция — 1. Вывод от общего знания к менее общему (частному, единичному) путем подстановки вместо общих терминов их конкретных значение. 2. Любой логический вывод из определенных предпосылок («с точки зрения...»).

Фальсификация — совокупность приемов доказательства ложности теории на основе доказательства ложности вытекающих из нее логических следствий (придумана К. Поппером как частный метод опровержения и критерий демаркации).

Экстраполяция — экстенсивное приращение знаний путем распространения следствий какой-либо гипотезы или теории с одной сферы описываемых явлений в другую сферу.

Методы теоретического познания — образуют множество средств по построению и развитию научных теорий. Теоретические методы можно разделить на 2 класса:

1) методы, направленные на теоретическую реконструкцию эмпирического знания:

Идеализация — абстрактная трансформация некоторых свойств предметов к некоторым «идеальным моделям».

Математическое моделирование — составление абстрактной системы, состоящей из набора математических объектов (например, формализованных законов). Математические модели — это пример идеализации реальности, для упрощения ее исследования.

Научное объяснение — подведение высказываний о каком-либо объекте, его свойствах или отношениях его к определенному закону, как частных случаях проявления последнего.

Интерпретация.

Обобщение — переход на более высокую ступень абстракции.

От абстрактного к конкретному — переход от абстрактного (общего) понятия к конкретному.

Гипотетико-дедуктивный метод — логический вывод утверждений из принятых гипотез и последующая их эмпирическая апробация.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.