Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-06-13 | 592 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.
Метод в науке характеризуется определенными свойствами:
ясность, или общепонятность (эффективная познаваемость),
детерминированность, или отсутствие произвола (последовательность) в применении соответствующих регулятивных принципов, что, в частности, обеспечивает обучаемость данным методам;
направленность, или подчиненность определенной цели (задаче);
результативность, или способность обеспечивать достижение намеченной цели (результата);
плодотворность, или способность давать кроме намеченных результатов, еще и другие, побочные, но порой не менее важные;
надежность, или способность с большой вероятностью (в предельном случае всегда) обеспечивать получение искомого результата;
экономность, или способность давать результат с наименьшими затратами сил и времени. Разумеется, не все указанные свойства присущи каждому методу, но чем больше разработан метод, тем в большей степени он удовлетворяет перечисленным свойствам.
|
Классификация научных методов познания: эмпирические, теоретические и метатеоретические.
Эмпирические методы познания могут быть получены непосредственным путем (простое восприятие, обыденное наблюдение) и опосредованным путем. Существуют 3 основных способа опосредованного получения нового знания: операциональный (систематическое наблюдение, сравнение, счет, измерение), экспериментальный (диалог между человеком и природой, человек спрашивает — природа отвечает) и логико-математический.
Научное наблюдение — в отличие от простого созерцания предполагает: четко поставленную цель, методику, систематичность, контроль за корректностью наблюдения, обработку, осмысление и истолкование полученного массива данных.
Сравнение — может выступать как особый способ организации наблюдения, когда требуется вывод, являются ли 2 (несколько предметов) тождественными или различными. Важно выделять критерий (интервал абстракции), на основе которого происходит сравнение. Следовательно, процедура сравнения предполагает существование такого отношения, в котором сравниваемые предметы объективно выступают как качественно однородные, и никакие другие свойства данных предметов не играют для указанного отношения никакой роли.
Измерение — процедура, фиксирующая не только качественные характеристики объектов и явлений, но и количественные аспекты. Измерение есть процедура установления одной величины с помощью другой, принятой за эталон, или процедура сравнения двух величин, в результате которой экспериментально устанавливается отношение между величиной измеряемой и принятой за единицу.
Эксперимент — искусственное создание условий наблюдения предмета (явления), которые присущи определенному состоянию этого предмета, но не всегда (эти условия) выполняются. Эксперимент имеет 2 аспекта: создание нужного состояния предмета и наблюдение. Эксперименты бывают:
|
исследовательскими (поиск неизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта),
проверочными (требуется подтвердить или опровергнуть те или иные следствия теории).
Абстрагирование — метод постижения реальности, результатом которого является абстракция. Абстракция есть способ мысленного членения реальности, механизм которого тесно связан с самой нашей возможностью рационального постижения наблюдаемого мира.
Индукция — восхождение от частных фактов к некоторому обобщающему логическому утверждению. Индуктивное заключение не следует с логической необходимостью из посылок, но не противоречит им.
Дедукция — 1. Вывод от общего знания к менее общему (частному, единичному) путем подстановки вместо общих терминов их конкретных значение. 2. Любой логический вывод из определенных предпосылок («с точки зрения...»).
Фальсификация — совокупность приемов доказательства ложности теории на основе доказательства ложности вытекающих из нее логических следствий (придумана К. Поппером как частный метод опровержения и критерий демаркации).
Экстраполяция — экстенсивное приращение знаний путем распространения следствий какой-либо гипотезы или теории с одной сферы описываемых явлений в другую сферу.
Методы теоретического познания — образуют множество средств по построению и развитию научных теорий. Теоретические методы можно разделить на 2 класса:
1) методы, направленные на теоретическую реконструкцию эмпирического знания:
Идеализация — абстрактная трансформация некоторых свойств предметов к некоторым «идеальным моделям».
Математическое моделирование — составление абстрактной системы, состоящей из набора математических объектов (например, формализованных законов). Математические модели — это пример идеализации реальности, для упрощения ее исследования.
Научное объяснение — подведение высказываний о каком-либо объекте, его свойствах или отношениях его к определенному закону, как частных случаях проявления последнего.
Интерпретация.
Обобщение — переход на более высокую ступень абстракции.
От абстрактного к конкретному — переход от абстрактного (общего) понятия к конкретному.
Гипотетико-дедуктивный метод — логический вывод утверждений из принятых гипотез и последующая их эмпирическая апробация.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!