Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Натуралистический подход в социально-гуманитарном познании.

2017-06-13 1773
Натуралистический подход в социально-гуманитарном познании. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Формирование фундаментальной концепции в социально-гуманитарном познании — натурализма — относится к сер. XVII века. Согласно концепции натурализма, никакого различия меж­ду социальной и естественнонаучной формами познания не существует. Следствием указанного подхода явилось фактическое отождеств­ление социально-гуманитарного познания с естественнонаучным, све­дение (редукция) первого ко второму как эталону (образцу) всякого познания. Подобный прием есть не что иное, как абсолютизация роли естественных наук: научным считается только то, что относится к об­ласти «точных» наук, все остальное не относится к научному позна­нию. В зависимости от того, какая наука принималась за «образец», натурализм выступал в следующих основных формах:

Механицизм — односторонний концептуально-методологический подход, основанный на абсолютизации и универсализации механи­стической картины мира (построенной в XVII в. Ньютоном), при­знании законов классической механики как единственных законов мироздания, а механической формы движения материя как един­ственно возможной. В конце XIX в. механицизм потерпел крах.

Физикализм — был особенно характерен для неопозитивизма (ло­гического позитивизма). Здесь универсальным языком науки объяв­лялся язык фнзики, а поскольку в последний не «влазили» соци­ально-гуманитарные понятая, то, стало быть, они «выносились за скобки» науки как таковой. Однако уже в середине XX в. стала ясной полная несостоятельность этой попытки, что признали и ее сторонники, и ее критики.

Биологизм — совокупность концептуально-методологических представлений, общим признаком которых является применение понятий и законов биологии при анализе социальной жизни. Точ­нее говоря — это простой механический перенос принципов био­логических наук на социально-гуманитарные науки и стремление только ими объяснить жизнь общества, исторические явления, фе­номены культуры и т. п. (социал-дарвинизм).

Географический детерминизм — одно из направлений социального познания, представители которого существование общества и спе­цифику социально-исторического развития ставили в прямую и не­посредственную зависимость от географической среды (климат, по­чва, водные ресурсы, полезные ископаемые, флора, фауна и т.д.).

Демографический детерминизм придает абсолютное значение в функционировании и развитии общества народонаселению, т. е. совокупности людей, живущих в определенной стране, части све­та или на Земле в целом (человечество). Наибольшую известность получил так называемый «естественный закон народонаселения» английского священника и экономиста Т. Мальтуса, «открытый» им в конце XVIII в.

Фрейдизм — общее обозначение различных школ и течений, стре­мящихся применить психологическое учение Фрейда для объяс­нения феноменов культуры, процессов научного, художественно­го и других видов творчества, а также общества в целом. Однако фрейдизм как философско-антропологическую и социальную док­трину следует отличать от психоанализа как специфического ме­тода изучения бессознательного. Этот метод имеет определенное позитивное значение для социально-гуманитарного познания. Но его недопустимо абсолютизировать, придавать ему универсальное значение (а именно это делает фрейдизм).

Эволюция концепции науки в позитивизме.

Позитивизм — философское направление, исходящее из тезиса о том, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование реальности, не имеет права на существование.

Позитивизм проходит ряд стадий, традиционно называемых первым позитивизмом, вторым позитивизмом (эмпириокритицизмом) и третьим позитивизмом (логический позитивизм, неопозитивизм). Чтобы проследить эволюцию концепции науки в позитивизме, нужно в первую очередь ограничить рассмотрение науки общими принципами, свойственными всем этапам позитивизма. Общей чертой всех перечисленных течений является эмпиризм и неприятие метафизики, под которой позитивисты понимают классическую философию — от Декарта до Гегеля.

Первый позитивизм

Огюст Конт одним из первых выдвинул идею об отрыве метафизики от науки. Конт сформулировал закон трех стадий — человеческое общество в своем развитии проходит через три стадии: теологическая — люди объясняют природу через понятие бога, метафизическая — люди объясняют природу через абстрактные сущности, позитивная — явлениям природы дается научное объяснение. Именно на последнем этапе берет верх наука, отвечающая на вопрос «как?», а не «почему?». Наука имеет одностороннее влияние на философию. Новая философия науки (позитивизм) признана выполнять задачи упорядочивания, систематизации, координации и кодификации научных выводов. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению вступает в силу только на научной стадии и говорит о том, что наблюдение — это основной метод получение научных знаний. Научное знание является, по Конту, преимущественно описательным. Согласно энциклопедическому закону, принципам движения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому, Конт ввел иерархию наук: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология и мораль.

Джон Стюарт Милль отмечал, что все, что мы знаем — это отношения последовательности или сходства фактов. Если эти отношения постоянны, то они формируют т.н. законы. Законы явлений — вот и все, что мы знаем относительно явлений. Именно индуктивное рассуждение основано на человеческой вере в единство природы. В своей «Системе логики» писал, что новое знание может быть достигнуто только эмпирически (даже математика имеет эмпирическое происхождение). Индуктивные методы по Миллю: сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков. Также выделил интуицию (как метод косвенного познания) и дедукцию (для «развертывания» теорий).

Герберт Спенсер в кантианской традиции выделял сферы познаваемого (область науки и философии) и непознаваемого (религия). По Спенсеру, в науке индукция обеспечивает преимущественно качественные предсказания, то дедукция — количественные. На начальном этапе индуктивно формируются теоретические законы и гипотезы, но развитая наука делает акцент на дедуктивном методе (на количественных предсказаниях). Закон эволюции Спенсера формируется на основе положения о неуничтожимости вещества и принципа постоянства движения. Эволюция, как основной закон, присущий всем явлениям опыта, — это интеграция вещества (переход от бессвязного к связности), это дифференциация (переход от однородного к разнородному) и это упорядоченность (переход от неопределенного к определенности).


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.