Формирование виктимности: теории и модели. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Формирование виктимности: теории и модели.

2017-06-04 1638
Формирование виктимности: теории и модели. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время существует много различных теорий, которые используются для объяснения феномена формирования психологии жертвы: биологическая теория о предрасположенности к определенному типу поведения по биологическому складу Ч. Ломброзо, теория генетической предрасположенности Т.К. Тойч, теория прирожденной жертвы (К. Миядзава), теории аномальных половых хромосом Х. Уиткин и т.д.

Однако мы будем рассматривать три группы теорий, объясняющих формирование виктимности, которые рассматриваются учеными на современном этапе: 1) теории периодизации личностного развития; 2) теории семейного воспитания; 3)теория влияния насилия, пережитого в детстве, которая может рассматриваться как в рамках семейной теории, так и самостоятельно.

Первая группа теорий – теории периодизации личностного развития.

Особенности раннего детства, специфика протекания психосексуальных этапов развития и фиксация на одном из них обуславливает особенности характера человека. Характер же, в узком смысле слова, проявляется в качестве типичного паттерна поведения и его направленности.

В основе всех психодинамических концепций развития, лежит выдвинутое Зигмундом Фрейдом предположение о том, что основные черты личности, ее базовая структура формируются в раннем детстве, оставаясь практически неизменными на протяжении всей последующей жизни человека. При этом, отношение к людям, окружающим ребенка в первые годы жизни (особенно к его родителям), впоследствии проецируется, переносится на других субъектов, значимых для этого индивида, и это определяет его взаимодействия в социуме, семейные отношения и т.д.

Хотя большинство современных аналитических диагностов рассматривает этапы развития ребенка с меньшим акцентом на «драйвах в отличие от Фрейда, психоаналитики никогда не подвергают сомнению три его положения:

1)существующие у любого человека психологические проблемы являются отражением их младенческих предшественников;

2) взаимодействие с людьми в ранние годы жизни создает шаблон для последующего восприятия жизненного опыта (который мы бессознательно понимаем в соответствии с категориями, важными для нас в детстве);

3)идентификация уровня развития личности – это кардинально важная часть понимания характера человека.

В психоаналитической теории развития по - прежнему выделяются три фазы инфантильной психологической организации:

1)первый год и половина второго года жизни (оральная фаза по Фрейду);

2)промежуток от полутора-двух до трех лет жизни (анальная фаза по Фрейду);

3)время между тремя-четырьмя и примерно шестью годами жизни (эдипова или фаллическая фаза по Фрейду).

Другой ведущей современной психодинамической концепцией периодизации личностно-социального развития является схема Э.Эриксона, с точки зрения которой психическое развитие индивида, подразумевающее формирование идентичности, проходит через ряд психосоциальных кризисов. На каждом из нормативных кризисных этапов происходит выбор позитивного либо негативного варианта развития определенных личностных черт, определяющих в дальнейшем жизненную позицию человека и его отношения в социуме. Так, если внутренние конфликты, свойственные определенной стадии развития, остались неразрешенными (негативный вариант развития), в зрелом возрасте они могут проявиться в виде инфантилизма. При этом новые выборы накладываются (или наслаиваются) на уже произведенные и закрепленные в структуре личности. Во многом сходны с эриксоновской периодизацией и другие психодинамические схемы. Рассмотрим более детально концепцию трех компонентов социального развития индивида в онтогенезе (по А.В. Петровскому), подразумевающей последовательную смену трех процессов: адаптация, индивидуализация и интеграция.

На первой, симбиотической (оральной)фазе развития основное значение имеют радость получения ресурсов от других, эмоциональное принятие себя и доверие к миру. Здесь потребности организма приводят к динамическому контакту через область рта как моторного центра. Согласно периодизации Э.Эриксона на данном этапе на основе коммуникации с матерью (или лицом, осуществляющим уход за ребенком) происходит формирование базового чувства доверия к окружающим и миру (в случае позитивного варианта развития) либо изначального недоверия, изолированности, сопровождающихся ощущением отлученности, отделения, брошенности(негативный вариант). Нерешенные внутренние конфликты данного периода могут в зрелом возрасте приводить к аутизму, депрессии, депрессивным формам страха – так называемый оральный характер. Следствие нарушения этой фазы – шизоидность либо нарциссический выбор, как неспособность выбрать другого, отрицание новизны. К другим последствиям нарушения данной фазы относятся психастеничность – страх за свою жизнь и жизнь близких, боязнь всего нового, ограничение контактов со средой немногими привычными условиями с совершенствованием средств защиты от мира.

Во второй, анальной фазе роста у ребенка развивается все больше способностей. Возникает умение понимать двойственность, дифференциацию функций, эмоциональное доверие, сопереживание, появляется чувствительность к отношениям членов семьи, идентификация себя с наиболее значимыми из них, выделение себя из системы межличностных отношений, ощущение аутентичности, способность быть разным. К этому периоду относится начало осознания ребенком собственного Я. Задача данного этапа развития – борьба с чувством стыда и сильного сомнения в своих действиях, отстаивание своей независимости и самостоятельности. Следствие нарушений на амбивалентной стадии – диссоциация. При отсутствии одного из родителей, например отца, ребенок не может сформировать адекватный образ мужчины, в результате чего у него затруднена идентификация себя со своим полом. Результатом нарушения данной фазы также является эпилептоидность – эмоциональная вязкость, напряженность, агрессивность, затяжные аффективные реакции, устойчивость к негативным воздействиям при отсутствии фиксации на позитивных. К другим последствиям неправильного протекания этой фазы относятся невроз навязчивых состояний и патология самоконтроля.

В третьей, генитальной(фаллической) фазе растет осознание своей половой идентичности в различных социальных контекстах. В этой фазе у ребенка ярко выражены демонстративность поведения, стремление проявить свое Я, происходит выделение себя из системы коллективных отношений, знакомство с социальным доверием, формирование личности и уверенности в себе, автоматизация навыков и категоризация ролей. Следствие нарушений на этом этапе таковы: ограничение проявления «Я-разнообразия» в социальном мире маской, одной ролью, что приводит к идентификации себя с так называемой персоной; выраженная/подавленная истероидность личности. Под истероидностью понимаются внушаемость, неспособность к волевым усилиям, сенсорный голод, жажда признания.

Таким образом, на первых трех фазах своего развития ребенок осуществляет решение ряда задач. Первой наиболее важной психологической задачей в этот период является установление доверия между матерью и ребенком. Если установление базового доверия завершилось успешно, то индивид чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы заняться исследованием внешнего мира и впоследствии (в возрасте двух-трех) лет завершить свое так называемое второе или психологическое рождение. Психологическое рождение – вторая наиважнейшая задача развития происходит тогда, когда ребенок учится быть психологически независимым от своей матери. Важным навыком, который он приобретает при успешном завершении данной стадии, является умение полагаться на свою внутреннюю силу. Если эта стадия завершена не до конца, индивид становится психологически зависимым от других и не имеет своего четко ощущаемого Я, которое выделяло бы его среди окружающих.

Таким образом, с точки зрения психодинамических теорий виктимность принято определять как психологическое расстройство, причиной которого является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии. У людей с повышенной виктимностью обнаруживается типичная модель поведения, более характерная для ребенка, чем для взрослого человека. Наиболее общие характеристики психологии жертвы выглядят следующим образом: испытывание трудностей при принятии решения, выраженное стремление опереться на совет и поддержку других людей, готовность делать неприятные для себя, но необходимые для других вещи в надежде вызвать привязанность других людей, беспомощность перед критикой и неодобрением, сопровождаемая попыткой любой ценой восстановить положительное отношение к себе, нечеткие границы Я, чувство страха при проявлении любой инициативы, злость и агрессивность в качестве реализации подавленных эмоций, зависимость от оценки окружающих, боязнь одиночества, ведущая к огромным усилиям, чтобы его избежать, отсутствие ощущения собственной значимости, стремление «прилипнуть» к другому, отсутствие границ, неумение переживать свои эмоции, готовность взять на себя ответственность за чувства и состояния окружающих, стремление угадывать желания окружающих, удовлетворять их в качестве главной цели, нечестность.

В пубертатный период развития (11-15 лет) вытесненные человеком в раннем возрасте и неразрешенные конфликты оживают вновь. Этот период называют кризисом самосознания, после преодоления которого человек приобретает чувство индивидуальности. Важную фазу развития в этот период проходит Я-концепция (установка относительно собственной личности). Так как понятие Я-концепции наряду с понятием личностных границ является одним из наиболее важных компонентов для формирования виктимности остановимся на этом подробнее.

Я-концепция является одним из центральных понятий во многих психологических теориях. Исследованием ее влияния на поведение человека занимались такие известные психологи, как Карл Роджерс, Дж. Мид, Э.Эриксон, Р.Бернс и другие.

Описательная составляющая Я-концепции называется образом Я.

Составляющая, связанная с отношением к себе и к отдельным своим качествам, называется самооценкой или принятием себя. Предметом самоописания и самооценки могут быть тело человека, его способности, социальные отношения, принадлежащие ему предметы и многое другое.

Я-концепция, это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая в себя как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и контактами в прошлом, настоящем и будущем. Я- концепция – это все, что индивид считает самим собой и своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовоспитания. Я-концепция формируется в процессе воспитания и социализации, имеет определенные индивидуально-природные обусловленности. Ее можно рассматривать, как установку человека по отношению к себе. Как всякая установка она включает в себя: убеждение, которое может быть обоснованным или нет(когнитивная составляющая), эмоциональное отношение к нему(эмоционально-оценочная составляющая), выражение всего вышеперечисленного в поведении(поведенческая составляющая).

Представления о себе (когнитивная составляющая Я-концепции) обычно кажутся человеку безусловно убедительными вне зависимости от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Характеристики человека как объекта можно перечислять до бесконечности, описывая его внешний вид, пол, возраст, психологические характеристики, социальный статус, его роли, жизненные цели, даже имущество. Все эти составляющие входят в самоописание в разной долей значимости: одни из них представляются более значимыми, другие – менее. Я-концепция характеризует индивида как неповторимое существо, обладающее отличительным набором качеств. Двумя мощнейшими средствами для создания позитивной самооценки являются: умение человека просить о том, чего ему хочется и готовность получать это.

Закономерности, лежащие в основе формирования самооценки, отражены в формуле Джемса: самооценка=успех/притязания.

Я-концепция как установка по отношению к себе влияет на поведение человека, так как «Я как объект» всегда присутствует во всех его поступках.

Я-концепция контролирует и интегрирует поведение человека, однако при этом она скорее оказывает влияние на выбор направления активности, нежели непосредственно управляет ею. Функциями Я-концепции являются:

-помощь в достижении внутренней согласованности личности;

-является важным фактором интерпретации жизненного опыта;

-представляет собой источник ожиданий.

Рассмотрим каждую из функций.

Достижение внутренней согласованности личности: Столкновение противоречащих друг другу представлений, чувств, идей, относящихся к представлениям человека о себе, вызывает у него ощущение психологического дискомфорта. Поэтому он предпринимает различные действия, способствующие достижению утраченного равновесия, чтобы избежать внутренней дисгармонии. Поэтому, когда человек сталкивается с новым опытом и знанием о себе, он либо принимает, ассимилирует этот опыт (если он не противоречит его представлениям о себе), либо отказывается видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о себе, либо стремится изменить каким-то образом себя и окружающих.

Интерпретация жизненного опыта – проходя через фильтр Я-концепции, информация осмысляется, и ей присваивается значение, соответствующее уже сформировавшимся представлениям человека о себе и мире.

Сформировавшиеся представления о себе определяют и ожидания человека в отношении своего будущего. Так, если ребенка убедили, что он глуп, то он соответствующим образом будет вести себя в школе и не станет прилагать никаких усилий к учебе, так как уже знает, что «он глуп, ему не дано, у него не получается». Если же человек уверен в собственной значимости, то он ждет уважительного отношения в себе со стороны окружающих.

Выделяют пять основных измерений Я-концепции: степень интеграции, уровень осознания, стабильность, самооценка, степень согласия относительно данной персонификации.

Степень интеграции – очевидно, в современном мире фрагментарность Я-концепции является неизбежной, однако люди сильно отличаются друг от друга умением интегрировать свои действия. На одном полюсе находится необычайно высоко интегрированная личность, которая ни в какой ситуации не способна поступить вопреки своему характеру и своей структуре ценностей.

Уровень сознания человеком Я-концепции. Разные люди с разной степени могут осознавать определенные части своей Я-концепции. Так, например, многие не замечают своих недостатков.

Подвижность, гибкость Я-концепции проявляется в том, может ли человек изменяться под воздействием ситуации.

О самооценке и факторах, на нее влияющих, было сказано выше.

Я-концепция может быть в различной степени поддержана взглядами других людей, т.е. быть или не быть согласованной с ними. Высшая степень согласия имеет место у индивидов, чья позиция в обществе хорошо определена и кто эффективно исполняет свои роли.

Согласно В.В. Столину образ самого себя также формируется у человека в процессе жизнедеятельности как психическое образование, позволяющее ему более адекватно (эффективно) действовать. Как и в случае схемы тела, можно утверждать, что действует не человеческий образ самого себя, а субъект, наделенный этим образом Я. Сходство схемы тела и образа Я- это сходство их функций. Они различны в той мере, в какой человек как биологический организм отличается от человека как социального существа.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.