Следующая группа теорий, объясняющих формирование у человека психологии жертвы или повышенной виктимности, это теория семейного воспитания. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Следующая группа теорий, объясняющих формирование у человека психологии жертвы или повышенной виктимности, это теория семейного воспитания.

2017-06-04 1148
Следующая группа теорий, объясняющих формирование у человека психологии жертвы или повышенной виктимности, это теория семейного воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По мнению М.Малер, чтобы процесс развития психологической автономности того или иного человека завершился успешно, нужно, чтобы оба родителя были достаточно грамотны и каждый из них имел хорошую развитую психологическую автономность.

Итак, чтобы ребенок успешно прошел через «второе рождение», родителям необходимо: иметь с ним надежную связь, воспринимать его таким, какой он есть, а не таким, каким им бы хотелось его видеть; не запрещать ему открыто выражать свои чувства, признавать их и понимать, а также осознавать его потребности в их раскрытии; помогать и поощрять действия, направленные на здоровое исследование окружающего мира, пользуясь словом «да» в два раза чаще, чем словом «нет»; обеспечивать безопасность непосредственного окружения, чтобы ребенок эффективно познавал окружающий мир и исследовал его; поощрять выражение независимых мыслей, а также чувств и действий в соответствии с возрастом ребенка; быть в состоянии выразить понимание и поддержку, обеспечивая ребенку воспитание, когда он в нем нуждается; демонстрировать эффективную психологическую независимость, спрашивая ребенка прямо, чего он хочет, и открыто выражая свои собственные чувства(непосредственно указывая на то, чего вы добиваетесь), быть примером для ребенка; определять, что запрещено делать ребенку, и сразу объяснять почему, не прибегая к силовым методам воздействия.

Основными факторами виктимизации детей в рамках семейной структуры являются:

1. Факторы, связанные с психическими особенностями родителей, которые влияют на эмоциональное становление ребенка. К ним относится специфика взаимодействия родителей с детьми, когда оно основано на нарушении их эмоционально-психологического статуса:

-гиперопека матери, основанная на тревожности и чувстве одиночества, которая ведет к формированию у ребенка неуверенности в своих силах, тревожности и неадекватной оценки происходящего;

-нервные срывы в виде крика, физического наказания, жестокого обращения, большого количества замечаний и критики, компенсирующих нервное напряжение родителей, их неудовлетворительность собственной жизнью;

-психопатология родителей, приводящая к искажению их межличностных интеракций, жестокому психологическому, а зачастую и физическому обращению с детьми;

-эмоциональные нарушения в организации семьи(например, аффективность, приведшая в суматошной обстановке и чрезвычайному чувству вины);

-определенные личностные особенности матери(депрессия, заниженная самооценка, жертвенность, нарциссизм, импульсивность), которые через механизм идентификации в итоге приводят к формированию характерного стиля личностного реагирования ребенка.

2. Факторы, вызванные объективным состоянием социально-экономического положения семьи:

-низкий социально-экономический статус, жизненная неустроенность, экономическая нестабильность, что приводит к виктимизации в семье, а в подростковом возрасте – к дополнительной виктимизации в рамках подростковой субкультуры;

-неполная семья и как следствие – отсутствие необходимой социальной поддержки, приводящее к невротизации и социальной изоляции матери, проецирующей свои чувства на детей в виде жестокого обращения или же глубокого чувства вины;

-слишком юный возраст родителей, сопровождающийся финансовой неустроенностью, низким уровнем образования и неадекватностью знаний о ребенке, что приводит к игнорированию его потребностей, а также отчуждению, эмоциональной депривации и виктимизации.

3. Факторы, созданные нормами и стилем семейного воспитания.

-особенности стиля семейного воспитания, формирующие виктимную личность;

-расхождение норм и ценностей семьи, абстрактность понятий морали;

-конфликты в семье(в том числе супружеские, увеличивающие риск инцестуальных отношений);

-алкоголизация одного или обоих родителей, приводящее к формированию созависимых отношений, заброшенности детей, подверженности их брутальным отношениям; кроме того, выявлена зависимость между физическим насилием, инцестуальными случаями и алкголизацией семьи.

В отечественной литературе была предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями видов характера и психопатий, а также указанием на то, какой именно тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития, в том числе и виктимности:

- гипопротекция – недостаток опеки и контроля за поведением ребенка, доходящий иногда до полной безнадзорности. Этот тип воспитания особенно неблагоприятен для подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформному типу, так как провоцирует у них асоциальное поведение – побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни;

- доминирующая гиперпротекция - обостренное внимание и забота о ребенке в сочетании с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает его несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя.У гипертимных подростков такое отношение приводит к усилению реакции эмансипации, бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию;

- потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное обожание, развивающее в нем в конечном итоге непомерно высокий уровень притязаний, безудержное стремление к лидерству и превосходству. Такой стиль воспитания усиливает истероидную акцентуацию, способствует появлению истероидных черт при лабильной и гипертимной акцентуации, реже – при шизоидной и эпилептоидной. В последнем случае подростки превращаются в семейных тиранов, способных избивать родителей;

- эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей индивида, нередко жестокое обращение с ним. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако по-разному сказывается на их развитии: при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакции протеста и эмансипации, истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходя в мир аутичных грез, неустойчивые же находят отдушину в подростковых компаниях.

- повышенная моральная ответственность - не соответствующее возрасту и реальным возможностям подростка требования бескомпромисной честности, чувства долга и порядочности, возложения на него ответственности за жизнь и благополучие близких – все это обычно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка и их собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизиологическим особенностям. Подростки с психастенической и сензитивной акцентуациями, не выдерживают бремени такой непосильной ответственности, что приводит к образованию затяжных обсессивно-фобических невротических реакций и декомпенсации по психастеническому типу. У людей с истероидной акцентуацией объект опеки вскоре начинает вызывать ненависть и агрессию.

- непрогнозируемые эмоциональные реакции – неожиданные изменения, как настроения, так и отношения к детям со стороны родителей. За одно и то же действие ребенок может быть наказан или обласкан. В итоге ребенок чувствует себя неуверенно, так как не чувствует родительской любви. Результат - конфликтные межличностные отношения.

- условия жестоких взаимоотношений (обычно этот стиль сочетается с эмоциональным отвержением) – открытое проявление жестокости или полное пренебрежение его интересов. В этом случае ребенок вынужден рассчитывать только на себя, не надеясь на поддержку взрослых. Такой тип воспитания способствует усилению черт эпилептоидной акцентуации или развитию их на основе конформной акцентуации.

- противоречивое воспитание: отсутствие в семье единого воспитательного стиля(когда один из родителей. Например, это может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки;

- воспитание вне семьи - жизнь среди сверстников, которая сама по себе может оказаться полезной в подростковом возрасте, поскольку способствует развитию самостоятельности, а также выработке навыков социальной адаптации.

Таким образом, специфика взаимоотношений в семье, сама ее структура, особенности ее членов и их взаимоотношения влияют на формирование личности ребенка, его самооценку, оценку себя как жертвы и способы поведения.

Дж. Вайсе создал перечень тех обстоятельств, которые могут вызвать в ребенке сильную невротизацию характера, приводящую к повышенной виктимности:

-если родители отвергают ребенка, он делает вывод, что заслуживает отвержения, его самооценка падает, и он утверждается во мнении, что никто не может любить его – не только родители, но и все остальные;

-если родители предстают в восприятии ребенка подавленными, не приспособленными к жизни, он может взять на себя ответственность за них и прикладывать усилия, чтобы сделать их счастливыми. Когда же это у него не удастся, он может начать считать себя неудачником или источником их страданий;

-если родители не заботятся о ребенке, но требуют, чтобы он выказывал им уважение или проявлял заботу, он может сделать вывод, что его удел – много давать, но мало получать;

-если родители постоянно ругают ребенка за различные свойства его характера, он может на сознательном уровне отвергать эту критику, но бессознательно соглашаться с ней. Это приводит к бессознательному представлению о себе как о дурном человеке;

-если один из родителей алкоголик, ребенок может чувствовать беспокойство о нем и одновременно – отвержение со стороны пьющего взрослого. Следствием подобной двойной травмы может стать чувство стыда за себя и своих родителей;

-если в семьи отрицается существование некоторых актуальных проблем, то у ребенка может развиться недоверие к собственным чувствам и сложиться представление, что он не способен адекватно воспринимать окружающую действительность;

-если ребенок считает родителей непостоянными(например, когда внезапные вспышки ярости сменяются у них необъяснимым приступом нежности), у него может сложиться представление, что он все время в опасности. Тогда он станет сверхбдительным;

-если родители не защищают ребенка и не помогают справиться с негативными проявлениями внешнего мира, он может прийти к убеждению, что не заслуживает защиты. Такой ребенок приобретает замкнутость, тревожность и склонность к панике;

-если ребенок терпит сексуальное насилие со стороны родителей, он обвиняет в этом себя и испытывает стыд в связи с тем, какой он «грязный»;

-если родители отвергают факт жестокого обращения с их ребенком, он может сделать вывод, что не должен этого помнить, а это наносит удар по его чувству реальности. Или одновременно он может, и помнить, и не помнить об этом, чтобы стараться не спровоцировать такое обращение, виновником которого считает себя;

-если ребенку кажется, что родители стыдятся его, то он тоже будет испытывать стыд за себя, поверив, что он неполноценен;

-если один из родителей ушел из семьи, ребенок может решить, что это произошло из-за него, и начать считать, что от него всегда должны уходить любимые люди;

-если ребенок вырос в несчастной семье, то, даже, став самостоятельным и покинув дом, он продолжает поддерживать уровень несчастья, соответствующий тому, к которому он привык в детстве;

-если в семье ребенка никто не умел получать удовольствие от жизни, он будет считать, что он тоже не должен чувствовать это удовольствие, либо станет испытывать депрессию и соматическое расстройство каждый раз, стоит ему ощутить радость жизни.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.