Нейролингвистическое программирование (НЛП). — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Нейролингвистическое программирование (НЛП).

2017-06-04 637
Нейролингвистическое программирование (НЛП). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория и практика НЛП подробно описаны во многих работах. НЛП построено на нескольких фундаментальных принципах:

- карта не есть территория. Человеческие существа не могут постичь всей полноты действительности, и все то, что мы познаем, - это лишь ее восприятие. Как правило, сдерживает нас или побуждает идти вперед не сама реальность, а наша «карта» - ее отражение. Таким образом, все люди реагируют на свое собственное восприятие;

- каждый человек обладает своей собственной индивидуальной «картой мира». Никакая отдельная карта – отражение мира – не является более подлинной или настоящей, чем любая другая;

- смысл коммуникации заключается в реакции, которую оно вызывает, независимо от намерения коммуникатора;

- наиболее «мудрые» и «дружественные» карты – те, которые предоставляют широкий выбор возможностей, а не те, что являются самыми «подлинными» и «точными»;

- люди обладают (по крайней мере, потенциально) всеми ресурсами, необходимыми для эффективных действий;

- любое поведение представляет собой только выбор лучшего варианта из имеющихся в данный момент, исходя из возможностей и способностей человека, определяемых его моделью мира;

- изменения происходят при высвобождении и приведении в действие подходящих ресурсов в рамках конкретного контекста (благодаря обогащению карты мира данного человека);

- жизнь и сознание являются системными процессами. Следовательно, все процессы, происходящие в человеке или при взаимодействии человека с окружающей средой, являются системными;

- невозможно полностью изолировать какую-либо часть системы от всей остальной системы. Люди не могут не оказывать влияние друг на друга. Взаимодействия между людьми образуют такие цепи обратной связи, что человек на самом деле испытывает результаты воздействия его поступков на других людей;

- системы являются самоорганизующимися и стремятся к естественному состоянию уравновешенности и стабильности. Нет поражений – есть только обратная связь.

- никакая реакция, опыт или поступок не имеют смысла вне своего контекста или вне отклика, который они за собой влекут. Любое поведение, опыт, реакция могут служить ресурсом или ограничивающим фактором – в зависимости от того, насколько они согласуются с остальной системой;

- не все взаимодействия в системе происходят на одном и том же уровне. Так, то, что является позитивным на одном уровне, может оказаться негативным на другом. Весьма полезно отделять свой поступок от собственного Я, то есть положительные намерения, функцию убеждения и т.п., вызывающие данный поступок, от самого поступка;

- любое поведение (на неком определенном уровне) заключает в себе «позитивное намерение». Оно воспринимается или воспринималось как положительное и приемлимое в том контексте, в котором получило развитие, и с точки зрения человека, совершившего это действие. Гораздо легче и продуктивнее реагировать на благое намерение», чем на проблемное поведение;

- окружающая обстановка и контексты меняются, поэтому одно и то же действие не всегда будет приводить к одному и тому же результату. Для успешной адаптации и выживания необходима определенная гибкость. Уровень гибкости пропорционален вариативности остальной части системы: по мере усложнения последней требуется все большая степень гибкости;

- если ваши действия не находят ожидаемого отклика, необходимо варьировать свое поведение, пока желаемое не будет достигнуто. Все модели и техники НЛП основываются на сочетании этих принципов.

Также в НЛП существуют основные понятия, которые необходимо знать, чтобы понимать, как действует НЛП.

Репрезентативные системы. Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним способом, чтобы «репрезентировать» (то есть перепредставлять) переживания самим себе. В НЛП пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, - картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы – известны как репрезентативные системы. Эта репрезентация определяет, как организован наш опыт, и как мы описываем мир: в ощущениях (кинестетика), в образах (визуальная система), звуках (аудиальная система), как набор знаний (рациональная, дискретная) или в более редко используемых сенсорных ощущениях типа запаха и вкуса. Наше внутреннее описание мира находит отражение в словах (предикатах), которые мы используем при общении, нашей мимике и жестах. Собеседник будет нас слышать и понимать вне зависимости от нашего набора предикатов (мы можем говорить: как «я вижу, что происходит», так и «я чувствую, как идут дела», так и «чувствую как идут дела» либо «что-то мне подсказывает, что происходит»), но эмоционально наиболее значима информация, описанная в специфичных для нас предикатах. Анализируя нашу лексику, собеседник может использовать соответствующие нашим предикаты, и тогда мы быстрее договоримся. У каждого и нас есть предпочтение того или иного канала для поступления новой информации: кто-то предпочитает прочитать текст (сам), кто-то обсудить его со знающим человеком, а третий, пока сам не попробует, никому не поверит.

Предпочтение того или иного канала для поступления новой информации определяет ключевую репрезентативную систему, «канал» доступа, используя который мы можем донести до человека всю необходимую информацию. Соответственно в зависимости от ведущей системы людей можно поделить на группы: «кинестетическую», «визуальную», «аудиальную» и «рациональную». («дискретную» основанную не на сенсорном опыте, а на знании и понимании).

Легко обнаружить, думает человек картинками, звуками или ощущениями. Так, например, мы систематически передвигаем свои глаза в различных направлениях в зависимости от того, как мы думаем. Глазные сигналы доступа являются визуальными сигналами, которые позволяют нам понять, как люди получают доступ к информации. Существует также определенная внутренняя связь между движениями глаз и репрезентативными системами, поскольку одни и те же паттерны имеют распространение во всем мире.

Когда мы визуализируем что-то из нашего прошлого опыта, наши глаза имеют тенденцию перемещаться вверх и влево по отношению к нам. Во время конструирования картинки из слов или в то время, как мы пытаемся «вообразить» себе нечто такое, чего никогда раньше не видели, наши глаза понимаются вверх и вправо. По горизонтали влево они перемещаются, когда мы вспоминаем звуки, а по горизонтали вправо – при их конструировании. При получении доступа к ощущениям типичным является движение глаз вниз и вправо. Когда же мы разговариваем сами с собой, глаза чаще всего находятся внизу и слева. Расфокусированный взгляд прямо перед собой, когда человек смотрит на собеседника, но не видит его, также говорит о визуализации.

Субмодальные характеристики. Как мы уже говорили, существует три основных способа мышления: с помощью звуков, картинок, и ощущений – но это лишь первый шаг. Если вы хотите описать увиденную ранее картинку, то существует масса деталей, которые вы могли бы уточнить. Была ли она цветной или черно-белой? Это фильм или слайд? Далеко она или близко? Перечисление такого рода различий возможно независимо от того, что изображено на картинке. Аналогичным образом вы могли бы описать звук, как высокий или низкий, близкий или далекий, громкий или тихий. Ощущения же могут быть сильными или слабыми, тяжелыми или легкими, притупленными или острыми. Все подобные различия в литературе по НЛП называются субмодальностями. Если репрезентативные системы являются модальностями, способами описания мира, субмодальности – это кирпичики, из которых строится восприятие, то есть картинки, звуки и ощущения.

Наиболее распространенные субмодальности:

- визуальные субмодальности. Картинка может быть ассоциированной (то есть «вижу своими собственными глазами») или диссоциированной («вижу со стороны»). Цветной или черно-белой. В рамке или без нее. Она имеет глубину (может быть двух или трехмерной) и местоположение (находится слева, справа, внизу или веру). Также имеет значение расстояние от человека до картинки. Ее яркость. Контрастность. Резкость (она может быть размытой или сфокусированной). Присутствие движения (это фильм или слайд?). Скорость (картинка может двигаться быстрее или медленнее обычного). Количество (это отдельная сцена или множество образов). Размер.

- аудиальные субмодальности. Звук бывает моно или стерео. Он может содержать или не содержать слова. Существенная его громкость (он может быть тихий или громкий). Тон (мягкий или жесткий). Тембр (наполненность звуков). Местоположение источника звука и расстояние до этого источника. Длительность. Непрерывность ли дискретность. Скорость (он может двигаться быстрее или медленнее обычного). Чистота (звук бывает чистым или приглушенным).

- кинестетические субмодальности. Здесь важна локализация ощущения. Интенсивность. Давление (сильное или слабое) и его степень (насколько оно велико). Текстура (шероховатый ли гладкий некий предмет). Тяжесть (легкий он или тяжелый). Температура. Длительность (как долго продолжается ощущение). Форма предмета.

Эта далеко не полный список самых общих субмодальных различий, ко торые вычленяют люди. Субмодальности можно рассматривать как наиболее фундаментальный операционный код человеческого мозга. При этом наиболее существенной субмодальной характеристикой является ассоциированность или диссоциированность восприятия. Ассоциация – восприятие себя субъектом, а ситуацию – объектом действия, полный контакт со своими ощущениями, поступающим по всем сенсорным каналам (репрезентативным системам), яркое проживание эмоций в данной ситуации. Диссоциация – это напротив, восприятие себя как объекта наблюдения, видение и «слышание» себя со стороны (фокусировка внимания на одной-двух репрезентативных системах; отсутствие информации, поступающей по кинестетической системе).

Для выполнения многих техник НЛП необходимо научиться мысленно представлять себе «живые картины», включающие максимально возможное число субмодальностей.

Якорение. Это очень важный в НДЛ прием, используемый во многих техниках. Якорение – это процесс, посредством которого пациент связывает определенное событие, как внутреннее (образ, мысль), так и внешнее(звук, слово, поднятие руки, интонация, прикосновение) с некой реакцией или состоянием и запускает ее проявление. Так называемые якоря могут возникать естественным образом либо устанавливаться намеренно.

Положительный якорь вызывает у человека ресурсное состояние (приятное переживание). Отрицательный напротив ведет к проблемному состоянию (неприятному переживанию). При установке якоря следует пользоваться тремя правилами:- якорем может быть прикосновение, движение или звук;

- якорь ставится незадолго до пика переживания. В самый момент пика его нужно постепенно убирать. Это очень важно, ведь только в этом случае мозг свяжет состояние и внешнее событие; - следует воспроизводить якорь чрезвычайно точно: нужен именно такой же звук, слово должно быть произведено с точно такой же интонацией, движение или прикосновение повторено безупречно.

Тактильные якоря, которые ставятся за счет касания тела – один из самых надежных и удобных в установке. Хорошо поставленный тактильный якорь обычно органично вписывается в ситуацию, является естественным и незаметным. Самое главное при установке – помнить его значение. Так, рекомендуется положительные (ресурсные) якоря ставить одной рукой, отрицательные – другой. Два других вида якорей – визуальный и аудиальный ставятся в тех случаях, когда пациент по каким-то причинам не способен установить тактильный якорь.

Вызов состояния. Самая важная задача при работе с якорями – не сама установка якоря, а получение состояния, которое потом можно использовать.

Модели изменения в НЛП. НЛП подразумевает под собой стратегичность, нацеленность на результат. Для того, чтобы они осуществились, в НЛП есть много моделей.

Модель «НС-ЖС». По сути, эта модель проста и эффективна. «Стартуя» по направлению к исцелению, вы находитесь в вашем настоящем состоянии (НС) – болезненном и проблемном. Если вы действительно хотите не просто уйти от этого состояния, а прийти к здоровью, ваша цель – желаемое состояние здоровья – ЖС – тот результат, которого вы хотите добиться. Для того, чтобы это продвижение осуществилось, вам нужны: - точное знание того, куда вы идете: результат должен быть определен и описан; - ресурсы: любые средства, которые можно привлечь для достижения результата (это может быть физиология, состояние, мысли, чувства, стратегии, переживания, люди, события или вещи); - техники: приемы, методы работы с психикой, с помощью которых вы осуществите свое продвижение.

Модель SCORE определяет первичные компоненты, необходимой для верной организации информации о проблемном пространстве, относящемся к конкретной цели и процессу исцеления. Название модели состоит из первых букв английских слов, означающих симптомы, причины, результаты, ресурсы, эффекты. Эти элементы представляют собой то минимальное количество информации, которое нужно собрать для эффективного обращения с проблемным пространством.

Симптомы, как правило, являются наиболее заметными, а также осознанными сторонами представляемой проблемы или текущего состояния. Определение признаков «болезни» влечет за собой выяснение так называемых сдерживающих причин, то есть действующих отношений, предположений и ограничивающих условий (либо отсутствия границ) в пределах системы, сохраняющей настоящее или «симптоматическое» состояние.

Причины – это основные элементы, отвечающие за создание и поддержание симптомов. Как правило, они менее очевидны, чем порождаемые ими признаки. Определение причин влечет за собой выяснение предшествующих или «ускоряющих» причин – прошлых событий действий и решений, повлиявших на нынешнее симптоматическое состояние через непрерывную линейную последовательность действий и противодействий.

Результаты – это конкретные цели или желаемые состояния, которые должны прийти на смену симптомам. Определение результатов влечет за собой выяснение «формальных» причин, то есть определение, в каком именно виде будет получен результат и как именно можно узнать, что он достигнут. Выяснение результатов является важной составной частью задания проблемного пространства, поскольку именно разрыв между нынешним и желаемым состоянием определяет границы проблемы пациента.

Ресурсы – это основные элементы ответственности за устранение причин симптомов, а также за выражение и поддержание желаемых результатов. В каком-то смысле это определение ресурсов влечет за собой поиск «средних», возможных для достижения желаемых результатов и преобразование причин симптомов.

Эффекты – это более долговременные следствия достижения конкретного результата. Положительные эффекты, как правило, сами по себе являются причиной или мотивацией для достижения успеха (предполагаемые отрицательные эффекты могут вызывать сопротивление или даже экологические проблемы). Какие-то конкретные результаты обычно являются «мостиками» к достижению более долговременного эффекта. Определение эффектов включает в себя выявление «конечных причин», то есть тех будущих целей, задачи ли намерений, которые дают направление или оказывают влияние на всю систему, определяя таким образом, смысл, целенаправленность или уместность текущих действий.

Система «фрейм-результата». Чтобы достичь успеха, необходимо ясно представлять себе результат. Верно сформулированная цель должна быть:

-определенной в позитивных и вполне конкретных сенсорных категориях;

-практичной и достижимой;

- необходимой по сути и в своих последствиях;

- предполагающей процедуру проверки и разнообразие средств достижения.

Сама по себе эта техника является пошагово процедурой уточнения исходного замысла, в ходе которой нужно последовательно ответить нас следующие вопросы:

Результат: Чего я хочу добиться?

Признаки: Как я узнаю, что цель достигнута? Что я увижу, услышу, почувствую, смогу сделать?

Условия: Где, когда с кем это необходимо и желательно сделать? Где, когда и с кем – желательно?

Средства: Чего мне не хватает, чтобы достичь цели? Каких ресурсов?

Ограничения: Почему цель не была достигнута раньше?

Последствия: Что произойдет, ели я достигну или не достигну цели?

Ценность: Стоит ли эта цель моих усилий?

Логические уровни здоровья: Ваше здоровье – это ваш образ жизни в целом, и на него оказывают влияние многие факторы: индивидуальные, психологические, социальные, физические (например, особенности питания). Существуют два важных вопроса, касающиеся любой проблемы здоровья.

- на какие факторы вы можете воздействовать?

- какой из них вызовет наиболее сильное изменение?

Одни факторы поддаются влиянию в значительной мере, другие только частично, а третьи и вовсе не поддаются. При работе со здоровьем имеет практическую пользу представление о различных уровнях контроля и влияния (их называют нейрофизиологическими и просто логическими уровнями). Основными уровнями являются следующие:

1. Окружение – те вещи и люди, которые нас окружают (внутреннее окружение, внешнее окружение, социальное окружение).

2. Поведение – то, что мы делаем. Здесь в основном два аспекта касаются здоровья, отказ от нездоровых привычек и развитие здоровых.

3. Способности – повторяющиеся последовательно действия и привычки, ставшие для нас обычные «стратегии», то есть способы мышления и реагирования. Так, у нас есть стратегии для поддержания стресса, формирования взаимоотношений, гнева, выбора, для определения, когда и что есть и в какое время и какое количество физических упражнений нам делать. Стратегии – это такие последовательности мыслительных операций, которые используются нами постоянно и следовательно приводят к привычным действиям.

4. Убеждения – принципы, которые управляют всеми нашими действиями. Они определяют то, как мы относимся к самим себе, как реагируем на окружающих и какой смысл придаем своим переживаниям.

5. Ценности – то, к чему мы стремимся: здоровье, благополучие, счастье, защищенность, любовь. Эти ценности, как магниты, притягивают наше поведение. Убеждения и ценности оказывают огромное влияние на наше здоровье.

6. Идентичность (индивидуальность или система черт личности)) – восприятие человеком самого себя), глубинные убеждении и ценности, которые определяют его цель с его собственной точки зрения.

7. Духовность – наша связь с другими людьми и тем, что выше личности, что бы мы об этом не думали.

Здоровье воздействует на все эти уровни и, в свою очередь, подвергается влиянию со стороны каждого уровня. В нем много измерений. Здоровье человека включает в себя его целостность, то есть окружение, поведения, мысли, убеждения, идентичность и духовность. НЛП, выделив эти уровни, предлагает и практические методы, позволяющие на них воздействовать:

- на уровне окружения: создавая и поддерживая прочные хорошие взаимоотношения;

- на уровне поведения и способностей: формируя здоровые привычки и стратегии мышления, предоставляющие возможность реагировать на обстоятельства более изобретательно (так мы может меньше подергаться воздействию стресса и легче управлять своим состоянием);

- на уровне убеждений и ценностей: осознавая свои убеждения и то, что является для нас важным (при этом НЛП предлагает также конкретнее приемы для разрешения конфликтующих убеждений и замены старых на новые, способные эффективнее поддерживать ваше здоровье);

- на уровнях идентичности и духовности: регулируя все остальные уровни.

Нейрологические уровни являются не столько иерархией, сколько системой взаимосвязей. Каждый оказывает влияние на все остальные, и все являются важными для здоровья. Эти уровни имеют определенные аналоги в функционировании различных физиологических систем:

- идентичность – иммунная и эндокринная система;

- убеждения и ценности – вегетативная нервная система;

- способности – полубессознательное (кора и подкорка головного мозга);

- поведение – сознательные действия (ассоциативные, двигательные центры коры);

- окружение – рефлексы (периферическая нервная система).

Процесс и результат психотерапии НЛП рассматривает человека как живую систему, получающую информацию о мире, перерабатывающую ее, на основе этой переработки делающую определенные выводы (это когнитивная и эмоциональная оценка ситуации) и выбирающую затем тип взаимодействия (различные способы поведения) со средой. Поддержание гомеостатических характеристик, а значит, и успешное взаимодействие со средой зависят от точности информации, которую система получает извне. Поэтому тактикой терапевта является установление раппортных отношений, сбор информации об актуальной и желаемом состоянии пациента, создание модели этих двух состояний, выбор, а также применение терапевтической техники, позволяющей сделать настоящее состояние ближе к желаемому.

Установление раппортных отношений. Раппорт – это особый контакт с пациентом, позволяющий провести терапевтическую интервенцию. Обычно выделяют две стадии раппортных отношений: постройку и ведение.

Подстройка на поведенческом уровне – прямое зеркальное повторение различных элементов невербального поведения пациента (позы, моргания, дыхания, темпа речи и т.д.) либо «перекрестное отзеркаливание» - повторение элементов невербального поведения клиента через другие невербальные элементы (например, терапевт может повторять частоту дыхания пациента не частотой своего дыхания, а частотой покачивания туловищем).

Ведение – это изменение терапевтом элементов невербального поведения и вслед за этим схожая перемена на бессознательном уровне, осуществляемая пациентом. Феномен подстройки и вслед за ним ведения обеспечивает возможность своего рода разогрева терапевта, его подготовки для работы именно с этим конкретным пациентом. В каком-то смысле тут происходит частичная синхронизация скоростей и ритмов того и другого, и если психотерапевту это удается, то он как бы «допускается» к совместной работе с пострадавшим по изменению его мира. Этот пропуск осуществляется в большей степени не на сознательном уровне («доверяю – не доверяю»), а на бессознательном уровне (стадии ведения, например, пациент может последовать за изменением позы терапевтом или нет). Терапевту нужно быть очень внимательным к сигналам рассогласования на стадии ведения, ведь этот маркер невозможности начала терапевтической работы, которая будет абсолютно бесполезна без внутреннего доверия пациента. Вопрос себе: «Есть ли у меня раппорт с пациентом?» поможет выйти на эффективный путь, если терапевтическая техника «не идет».

Калибровка - это проявление характерных для данного состояния черт невербального поведения пациента. Дело в том, что каждое наше внут реннее состояние уникальным образом преломляется во внешнем поведении. Например, ему свойственны определенная мимика и жестикуляция, тон голоса и темп речи. Психотерапевту необходимо замечать и запоминать невербальные маркеры разных состояний пациента: актуального, ресурсного и желаемого. Также очень важна соотнесенность, созвучность сообщений, которые пациент посылает невербально с вербальными сообщениями (это информация о конгруэнтности или неконгруэнтности).

Неконгруэнтность связана с несоответствием между разными компонентами поведения. Вы можете видеть и слышать ее, когда при общении с пациентом получаете разные сообщения по разным каналам восприятия (например, обращая внимание на его речь, интонацию голоса, позу, жест и мимику).

Терапевтический процесс в НЛП ориентирован исключительно на достижение цели. Хотя сенсорная наблюдательность и гибкость поведения необходимы для адаптировано и правильно функционирующей жизни, они являются лишь средством для получения результатов. Таким образом, начальный и самый важный шаг любого терапевтического взаимодействия (и вообще любой человеческой деятельности) – это выяснение и определение результата.

В НЛП считается, что первоначальная цель терапии достигнута, если пациент установил для себя желаемый результат и двигается по направлению к нему, прием результат удовлетворяет следующим условиям правильности:

- у него позитивная, утвердительная формулировка («Чего вы хотите», а не «Чего вы не хотите»). Будьте внимательны к словам, указывающим на отрицание: не надо, не будет, не стоит, прекратить («Я не хочу чувствовать себя плохо» - «Прекрасно, а как вы хотите себя чувствовать?»;

- он реализуется самим пациентом и не зависит от внешних источников («Как бы вы хотели измениться?»). Сфокусируйте внимание пациента на том, что именно он может сделать и как он будет ответственен за достижение этого результата («Я хочу, чтобы моя жена стала боле чувствительна» - «Как бы вы хотели для этого измениться сами?»);

- желаемое состояние описано по модальным и субмодальным характеристикам, а также присутствует информация о метапрограммах, убеждениях, ценностях, которые его поддерживают («Как вы узнаете, что достигли результата? Как вы будете видеть, слышать и чувствовать себя и окружающих, когда это произойдет? Войдите в это состояние и покажите мне, каким бы в были, если бы достигли его»). Нужно ориентироваться на то, что пациенту важно получить в результате и почему для него это значимо;

- результат помещен в должный контекст («Когда, где, с кем вы хотите быть в желаемом состоянии?»). Будьте уверены: пациент различает ситуации, для которых желаемое поведение подходит и и те, для которых оно не подходит («Я хочу быть напористым» - «В каких ситуациях был бы более желателен другой подход?»);

- он пройдет проверку экологичностью («Как достижение желаемого состояния повлияет на вашу жизнь?»). Необходимо выяснить, насколько конгруэнтно желание пациента достичь этого состояния. Тщательно проследите, чтобы ни одно из преимуществ (вторичных выгод) актуального состояния не было потеряно («Я хочу быть независимым» - «Потеряете ли в этом случае что-либо ценное?»);

- он соответствует масштабу обобщения. Если желаемый результат слишком огромен и глобален, выделите для начала его меньший компонент («Я хочу, чтобы жизнь мне приносила удовлетворение» - «В какой важно области вы хотите его получать в первую очередь?»);

- он зависит от включенности ресурсных состояний (Какие ресурсы или внутренние резервы вам нужны, чтобы добиться успеха и его поддерживать?»; «Я хочу быть независимым?» - «Что вам необходимо, чтобы стать таким?»). Опишите их по субмодальным характеристикам.

-актуальное состояние является препятствием для его достижения. Опишите нынешнее состояние пациента по субмодальным характеристикам (то же самое сделайте для метапрограмм убеждений, ценностей, метамодельных паттернов и для калибровки специфической физиологии и невербальных маркеров, которые с ним связаны). Особенное внимание при описании актуального состояния пациента следует уделить его отношению ко времени;

- он является подстройкой к будущему («Зажмурьтесь и постарайтесь видеть себя со стороны уже изменившимся в будущем. Что вы делаете? Нравится ли вам картинка?»).

Выясняя, как клиент представляет себе результаты терапии, терапевт уже берется за свою работу. Так, в процессе подобного выяснения можно получить подробное описание настоящего и желаемого состояний пациента, которые и используются для выбора стратегии (терапевтической техники или комплекса техник).

ТЕХНИКИ:

Техники «НС-ЖС».


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.