Под оккупацией психологической территории понимается то же воздействие, что и при нарушении границ, но осуществляемое во всех сферах жизни человека и с гораздо большей степенью интенсивности. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Под оккупацией психологической территории понимается то же воздействие, что и при нарушении границ, но осуществляемое во всех сферах жизни человека и с гораздо большей степенью интенсивности.

2017-06-04 363
Под оккупацией психологической территории понимается то же воздействие, что и при нарушении границ, но осуществляемое во всех сферах жизни человека и с гораздо большей степенью интенсивности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общая схема развития психологической территории ребенка в родительской семье – начинается от эмбриона, когда у него просто нет своей психологической территории – полная зависимость от материнского организма, грудного периода, когда тело ребенка отделилось, но сохраняется абсолютная зависимость физического и психологического развития от матери; детства (3-6 лет), когда у ребенка появляется свое Я, понимание того, что является «моим»; еще велика зависимость от родителей, но имеется стремление отстоять свои границы и расширить свою территорию. Если в этом возрасте родители не считаются с психологическими границами ребенка или, наоборот, совершенно лишают его всякой психологической опеки, то впоследствии ребенок: - не умеет определять психологические границы, считаться с чужими и защищать свои; - постоянно вторгается в чужую сферу и получает болезненный отпор; - не умеет постоять за себя и страдает от постоянного насилия над своей личностью и сущностью, навязывания чуждой, нежелательной деятельности и целей; - имеет трудности с самоидентификацией, с трудом представляет, кто он, каковы его цели, желания, каков смысл его деятельности, развивается стремление создавать зависимые отношения; - наращивает мощные негибкие границы, стремится к самоизоляции, переживает страх неудачи, страх конкуренции, страх успеха, отсутствует способность к построению близких отношений, возникает чувство одиночества.

В подростковом возрасте начинается период самоидентификации, самоопределения. Социальное окружение постоянно вытесняет авторитет родителей. Происходит внутреннее отсоединение себя от родительских ценностей и попытка примерить на себя совершенно другие ценности, цели, смыслы, задачи. Если родители продолжают претендовать на психологическую территорию своего ребенка, то начинается острая борьба за «свободу».

В юности должно произойти полное разделение психологической территории ребенка от территории взрослого.

Блокирование развития личности может наступить практически на любом этапе. Это означает, что человек, становясь взрослым, оказывается не в состоянии строить ответственные и суверенные взаимоотношения с окружающими. Напротив, у него развивается склонность к созависимым отношениям, тенденция уходить от самостоятельного решения проблем, или наоборот сверхответственность как частный случай попытки нейтрализовать тревожность и чувство собственной ничтожности через стремление к контролю.

Каким же образом человек, обладающий всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы стать зрелой и независимой личностью, оказывается в тисках потребности «употребить» других людей для достижения собственных целей?

Лучше всего этот процесс можно объяснить исходя из идеи М.М. Решетникова о «клеточной структуре» депрессии. Принимая во внимание представления о психической структуре человека, состоящей из ОНО, Я, Сверх-Я Решетников описывает глубинную сущность депрессии следующим образом: Мы знаем, что Оно – не структурировано, бесформенно, является представительством сферы инстинктов (большей частью асоциальных), в нем нет причинно-следственных отношений, понятий пространства и времени, его деятельность подчинена только одному принципу – удовольствия (и удовлетворению потребностей несмотря ни на что), Оно контактирует с реальностью только через Я, которое в отношении Оно является своеобразной оболочкой. Основной функцией Я, которая развивается из Оно, является тестирование реальности и взаимодействие с реальностью. Я социализирует требования Оно и делает их приемлемыми для личности и ее Сверх-Я.

Сверх – Я развивается частично из Я, а частично путем интроекции родительских и других социальных запретов, моральных норм и установок.

То есть в норме мы могли бы представить эту гипотетическую структуру личности в виде «клетки», где в центре находится «ядро» - Оно, окруженное «оболочкой» Я (и внутри этой оболочки есть какое-то «содержимое» - содержание Я), а поверх этой оболочки еще одна «оболочка» - сверх-Я со своим содержимым (содержание Сверх-Я).

Если Я было исходно «сломано» в детстве или даже просто «надломлено», то, во-первых, в нем нет «содержимого», а если оно даже было, это содержимое (содержание Я) «растеклось» под «оболочкой» Сверх-Я и смешалось с содержанием последнего (которое является более «вязким» и более мощным, в любом случае - у нормально социализированной личности – доминирующим).

Что происходит? Так как Я фактически отсутствует (или присутствует кое-где в виде фрагментов, при этом Я все равно оказывается «опустошенным»), то Оно напрямую контактирует со Сверх-Я, которое не принимает и жестоко осуждает потребности Оно, диктуемые принципом удовольствия и никак не соотносимые с реальностью (так как они не трансформированы – с помощью Я – даже в сколько-нибудь социально-приемлимые формы).

Во-вторых, так как Я было «сломано» в раннем детстве, то из него не могло развиться нормальное собственное Сверх-Я (у большинства из нас – всегда более «покладистое», чем его социальный прототип), поэтому единственная «наружная оболочка» представлена почти полностью родительскими запретами (и оценками) и самыми жесткими вариантами моральных норм и социальных установок (то есть Сверх-Я вынуждено в определенной степени искусственно и насильственно идентифицировать Я и Оно – именно поэтому пациенты бесконечно обвиняют себя во всех смертных грехах, к большей части которых они никогда не имели отношения: при таком Сверх-Я это просто невозможно).

В итоге фрагментарное Я (не имеющее собственного содержания) не просто мечется, а «зажато» между властными побуждениями (стремлениемк удовольствию) Оно и не менее жесткими требованиями сверхморалитета Сверх-Я (и ему, и этому Я, не до общения с внешним миром). Это Я опустошено и ожесточено, весь его запрос к внешнему миру обычно обусловлен потребностью в любви, любви безбрежной, такой, как ему представляется и которая вряд ли возможна – как в терапии, так и вне ее. А значит, исходно терапия должна строиться на восстановлении (или даже воссоздании) адекватного Я пациента, способному к адекватному тестированию реальности и адекватной оценке того, что можно получить от этой реальности (одновременно с постоянством усилий терапевта по замещению его терапевтического Сверх-Я взамен «извращенно-жестокого» родительского)».

Итак, используемые мною понятия: «сломанное Я», «фрагментарное Я», «опустошенное Я» - именно то, что характеризует людей, строящих созависимые отношения! Каждый из них испытывал совершенно естественную для ребенка зависимость от отношения к нему своих родителей или тех, кто их замещал. Каждый из них пережил основной, наиважнейший дефицит – дефицит любви. Слишком холодное и отчужденное, слишком контролирующее и доминирующее, слишком критическое и уничижительное или слишком непоследовательное отношение родителей надломило хрупкое Я, которое начало образовываться на основании той обратной связи, которую маленький ребенок получал в связи со своими самопроявлениями. Система представлений о себе, еще не закончив формироваться, уже была повреждена или опустошена. Каждый человек, развивающийся таким образом, «обладает утратой» и поэтому жаждет любви, которую он так и не смог получить.

Итак Я, как система представлений о себе, как структура, которая призвана к построению реальной картины мира, определению места человека в этом мире и необходима для урегулирования инстинктов, потребностей и желаний с реальными возможностями, оказывается нарушено. Но жизнь без него практически невозможна.

Что же происходит дальше? Человек с опустошенным Я стремится его заполнить с помощью тех людей, с которыми он вступает в значимые отношения. Ему необходима эта прослойка, которая позволяет достичь более или менее комфортного ощущения себя в окружающем мире. И поскольку его собственное Я когда-то было нарушено и опустошено в результате отношений с близкими людьми, в любви которых он нуждался, теперь он стремится восстановить и заполнить его также с помощью отношений, предполагающих любовь.

Тревожность, неустойчивость, амбивалентность чувств, которые он испытывает благодаря непрерывному внутреннему конфликту между потребностью получить любовь и уверенностью, что он ее не стоит, делает его стремление к получению любви Другого и наполнению им своего Я главной и навязчивой целью его существования. Пустота его Я стремится к заполнению, иначе оно будет раздавлено внешним или внутренним давлением. В экзистенциальном смысле для его обладателя это поистине вопрос жизни и смерти.

Основные типы людей, создающих созависимые отношения и их психологические портреты мы с вами уже рассмотрели ранее. Поэтому перейдем к формам созависимых отношений.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.