К рабочей программе по литературному чтению на основе УМК — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

К рабочей программе по литературному чтению на основе УМК

2017-06-09 270
К рабочей программе по литературному чтению на основе УМК 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой

 

Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 7 г. Балаково, Примерной программы начального общего образования по учебным предметам, Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ; программы по литературному чтению, составленной Л. А. Ефросининой, М.. И. Омороковой.

Рабочая программа реализуется на основе УМК «Начальная школа 21 века» под рук. Н. Ф. Виноградовой и учебника Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 20. – 144 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно образовательной программы НОО МАОУ СОШ № 7 г. Балаково на изучение литературного чтения во 2 классе отводится 4 ч в неделю (136 ч в год).

Основная цель уроков литературного чтения в началь­ных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной дет­ской литературы как искусства художественного слова; обо­гатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); по­нимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отноше­ния и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитан­ное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в раз­ных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно соз­дать условия для формирования читательской деятельно­сти. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

Следующее условие — овладение элементарными лите­ратурными представлениями и знаниями. Круг минималь­ных литературоведческих понятий вводится не для того, что­бы воспитать в начальной школе «минилитературоведов» (С.В. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разо­браться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испы­тывать удовольствие от чтения.

Важнейшим условием литературного образования млад­ших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельно­сти: слушании, чтении, говорении, письме.

Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и спе­цифики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5. Расширение круга чтения учащихся, создание «лите­ратурного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Следует обратить внимание еще на один специфичес­кий для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой еди­ницы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное вос­приятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти ас­пекты деятельности не следует путать. Поэтому в програм­ме разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художест­венного произведения» разведены, каждый имеет свое со­держание.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

• изучение должно обеспечивать развитие личности ре­бенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

• в результате обучения развивается читательская дея­тельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

• содержание курса «Литературное чтение» обеспечива­ет дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчленен­ность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест­венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде­ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком­плексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмо­ционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспита­ния, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и но­вые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

 

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

1. Сочетание работы над собственно чтением, техни­ческими навыками и читательскими умениями.

2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых осо­бенностей.

3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

4. Сочетание работы над произведением и детской кни­гой как особым объектом изучения.

5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного про­изведения.

6. Формирование литературоведческих представлений,обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоцио­нальной сферы, обогащением духовного мира ученика.

 

На начальном этапе (1-2 классы) используются темати­ческий и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (дет­ском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

На основном этапе (3-4 классы) главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» клас­сической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья.

Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких про­изведений одного и того же автора, пишущего в разных жан­рах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено ху­дожественными сюжетными рассказами, описаниями приро­ды, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд ав­торов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хро­нологическая последовательность предъявления произведе­ний одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эсте­тического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной от­зывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов, учтены и общепедагоги­ческие принципы построения процесса обучения: системно­сти, преемственности, перспективности и др.

Как осуществляется обучение литературному чтению в 1-4 классах?

В 1 классе проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой. Они проходят в тот период обу­чения, когда дети еще самостоятельно не читают, и поддер­живают их интерес к чтению и книге.

Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и форму чи­таемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и от­дельных произведений.

 

В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литера­турные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает боль­шую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определен­ные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.

В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащие­ся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, преда­ние, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением про­изведений разных жанров. Усложняются и сами произве­дения.

Во 2-4 классах проводятся уроки обучения работе с кни­гой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждо­го изучаемого раздела.

Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терми­нах, навык чтения, восприятие литературного произведе­ния, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредмет­ные связи.

Поясним кратко основные линии программы.

Развитие навыка чтения

Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирова­ние целостных (синтетических) приемов чтения слов (чте­ние целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чте­ния на втором году обучения и постепенное введение чтения молча. В 3-4 классах — наращивание скорости чтения молча и использование приемов выразительного чтения (понима­ние задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто пришел в школу хо­рошо читающими, так и с теми, кто отстает в овладении про­цессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.