Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-11-24 | 46 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Введение в менеджмент.......................................................................... 7
МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ.................................................................... 8
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ МЕНЕДЖМЕНТ?........................................................... 10
КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ МЕНЕДЖМЕНТ?................................................ 11
УПРАВЛЯТЬ НУЖНО ПО ПРАВИЛАМ.......................................................... 13
КАК ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЛЮДЕЙ?......................................................... 15
Глава II. Личность и поведение......................................................................... 17
ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?................................................................................ 18
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ.................................................................. 19
АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ!....................................................................... 20
ВСЕ МЫ НЕМНОГО Д'АРТАНЬЯНЫ............................................................. 22
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХАРАКТЕРА........................................................ 24
КОГДА ЧЕЛОВЕК ОБРАЩЕН ВОВНЕ........................................................... 25
СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ – ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ........................................ 27
ЧЕЛОВЕК НА РАБОТЕ..................................................................................... 29
Глава III. Я, ты, он, она - вместе дружная семья............................................. 31
КОГДА ВСЕ ВМЕСТЕ И ЗАОДНО.................................................................. 32
КАКИЕ БЫВАЮТ КОЛЛЕКТИВЫ?................................................................ 34
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КОЛЛЕКТИВА.............................................................. 36
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОЛЛЕКТИВА........................................ 39
В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ЕСТЬ ЧТО-ТО ОТ ТЕАТРА.......................... 40
КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ — КТО КОГО?.................................................. 42
Глава IV. Вместе весело шагать по просторам................................................ 45
ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ?......................................... 45
ЧТО ХАРАКТЕРИЗУЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ?................................................... 47
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЧТО ЕЕ ОКРУЖАЕТ.................... 49
|
ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ............................................................................... 51
МНОГОЛИКИЙ МИР ОРГАНИЗАЦИЙ.......................................................... 52
Глава V. Организационная культура.............................................................. 58
КУЛЬТУРА — ЭТО НЕ ТОЛЬКО УМЕНИЕ ЗДОРОВАТЬСЯ....................... 58
СЛАГАЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ...................................... 61
МЕНЕДЖМЕНТ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА................................ 63
ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР...................................................... 64
Глава VI. Организационная структура........................................................... 69
КАК УСТРОЕНА ОРГАНИЗАЦИЯ?................................................................ 69
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА................................................................ 70
ДИВИЗИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ....................... 72
ГИБКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ............................................. 74
ВИДЫ ГИБКИХ СТРУКТУР............................................................................. 76
ФРАГМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРА................................................................... 77
Глава VII. Управленческие структуры............................................................ 80
ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА?.......... 80
СКОЛЬКО НУЖНО НАЧАЛЬНИКОВ?............................................................ 81
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА........................... 84
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОТДЕЛЕНИЙ............................ 85
ГИБКИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ................................................. 87
ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ.................................................................... 88
Глава VIII. Можно ли делать то, что хочется?................................................ 92
ЧТО ТАКОЕ ПОЛНОМОЧИЯ?......................................................................... 92
ОТ ЧЕГО ЗАВИСЯТ ПОЛНОМОЧИЯ?............................................................ 94
КОМУ БЫТЬ ГЛАВНЫМ?................................................................................ 95
ЧТО ПОЗВОЛЕНО ЮПИТЕРУ - НЕ ПОЗВОЛЕНО БЫКУ............................ 97
КТО КОМУ ПОДЧИНЯЕТСЯ?......................................................................... 99
Глава IX. И в управлении знания - сила........................................................ 104
ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ?.. 104
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДАННЫХ....................................................... 106
|
ИГРА В «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»........................................................ 109
«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ....................... 111
Глава X. Быть или не быть?............................................................................ 114
КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?................................................................. 114
РЕШЕНИЯ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ..................................................................... 116
ОТ КАКОЙ ПЕЧКИ ПЛЯСАТЬ?..................................................................... 119
ТАК ЧТО ЖЕ ВЫБРАТЬ?................................................................................ 120
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ............................................................................. 123
Глава XI. Цели организации........................................................................... 126
ДЛЯ ЧЕГО СУЩЕСТВУЮТ ОРГАНИЗАЦИИ?............................................ 126
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЦЕЛИ?........................................................................... 128
КАКИМИ БЫВАЮТ ЦЕЛИ?.......................................................................... 129
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ.................................................................................. 131
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ............................................... 134
Глава XII. Управленческие стратегии............................................................ 137
«ИСКУССТВО ГЕНЕРАЛА».......................................................................... 137
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СТРАТЕГИЯ?............................................................... 139
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ НА РЫНКЕ?............................................................... 142
КУДА И КАК ДВИГАТЬСЯ ФИРМЕ?............................................................ 144
Глава XIII. Как формируется стратегия?...................................................... 147
ПОПЫТКА ЗАГЛЯНУТЬ В БУДУЩЕЕ......................................................... 147
МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ........................................................................................................................... 149
СТРАТЕГИЯ «КРИВИЗНЫ»........................................................................... 154
Глава XIV. Проектирование будущего.......................................................... 157
ПЛАНИРОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ............................................... 157
КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ?............................................. 159
МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ............................................................... 161
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ.......................................................................... 164
ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩИХ ПЛАНОВ......................................................... 166
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ................................................................................. 168
Глава XV. Стратегическое и оперативное управление организацией....... 169
УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПРЕДВИДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ................... 169
УПРАВЛЕНИЕ РЕШЕНИЕМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ........................ 171
МЕТОДЫ «БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ»................................................. 173
|
УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ..................................... 177
Глава XVI. Доверяй, но проверяй................................................................... 180
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ........................................ 180
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОНТРОЛЬ?......................................................... 181
ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.................................................. 183
ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ.................................................................. 185
ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ................................................... 186
Глава XVII. Кнут и пряник.............................................................................. 189
РАДИ ЧЕГО ЛЮДИ РАБОТАЮТ?................................................................. 189
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К МОТИВАЦИИ....................................... 192
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К МОТИВАЦИИ................................................. 196
Глава XVIII. Тяжела ты, шапка Мономаха.................................................. 200
НА ТО ОНО И НАЧАЛЬСТВО....................................................................... 200
УРОВНИ РУКОВОДСТВА.............................................................................. 202
РУКОВОДИТЕЛИ БЫВАЮТ ВСЯКИЕ......................................................... 203
ГЛАВНОЕ — НЕ КТО РУКОВОДИТЕЛЬ, А КАКОЙ!................................. 207
ЛИДЕРЫ СУЩЕСТВУЮТ НЕ ТОЛЬКО В СПОРТЕ.................................... 208
Глава XIX. Власть............................................................................................. 212
ОСНОВЫ ВЛАСТИ......................................................................................... 212
НА ЧТО ЖЕ ОПИРАЕТСЯ ВЛАСТЬ?............................................................ 214
ПРОЧНА ЛИ ВЛАСТЬ СЕГОДНЯ?................................................................ 217
Глава XX. Стили руководства......................................................................... 219
ПОДХОДЫ К РУКОВОДСТВУ ЛЮДЬМИ.................................................... 219
НАЧАЛЬНИК ИЛИ СТАРШИЙ ТОВАРИЩ? АВТОРИТАРНЫЙ................. И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛИ РУКОВОДСТВА........................................ 221
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА. ДО ОБЕДА НЕ БУДИТЬ, ПРИ ПОЖАРЕ ВЫНОСИТЬ ПЕРВЫМ.................................................................................... 224
«МНОГОМЕРНОЕ» РУКОВОДСТВО. СЕГОДНЯ ТАК, ЗАВТРА — СЯК. 226
Глава XXI. Всем нужно давать «порулить».................................................. 230
ЧТО ТАКОЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ?.................................... 230
ЗНАЧЕНИЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМ.................................................................................................................. 233
«ЗНАТОКИ» ПРИШЛИ НЕ ИЗ ОСТАНКИНО.............................................. 234
|
И СНОВА КОМАНДЫ.................................................................................... 236
УМ - ХОРОШО, А НЕСКОЛЬКО – ЛУЧШЕ!................................................. 238
Глава XXII. Управленческие конфликты...................................................... 241
НЕТ ДЫМА БЕЗ ОГНЯ.................................................................................... 241
ФОРМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ..................................... 244
КОНФЛИКТ КАК ПРОЦЕСС......................................................................... 246
МИРИСЬ, МИРИСЬ И БОЛЬШЕ НЕ ДЕРИСЬ!............................................. 249
Глава XXIII. Кадры решают всё..................................................................... 253
ПЕРСОНАЛ И ЕГО СТРУКТУРА................................................................... 253
ОРГАНИЗАЦИЯ НАБОРА КАДРОВ.............................................................. 256
В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ СО СВОИМ УСТАВОМ НЕ ХОДЯТ.................. 259
ЭКЗАМЕНЫ ДЕРЖАТ ВСЕ............................................................................ 260
ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ..., НО РАДИ ЧЕГО?................................................... 262
ПО СТУПЕНЬКАМ СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЫ.......................................... 263
ВСЕМ МИНИСТРАМИ НЕ БЫТЬ.................................................................. 264
КОГДА ПРИХОДИТСЯ ПРОЩАТЬСЯ.......................................................... 266
Словарь основных терминов........................................................................... 268
Схемы.................................................................................................................. 282
Глава I
Введение в менеджмент
Менеджмент и управление
Чем занимается менеджмент?
Какие задачи решает менеджмент?
Управлять нужно по правилам
Как воздействовать на людей?
«Редко, если вообще когда-либо,
какой-нибудь новый основной институт
так быстро доказывал свою необходимость,
и еще реже какой-нибудь другой институт
или новая руководящая группа возникали
так быстро, как развивался менеджмент»
Питер Друкер
ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ
Эта глава — начало всех начал. Из нее можно узнать, что такое менеджмент и какие его разновидности существуют; что за задачи и какими способами решает, какими правилами при этом руководствуется.
МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ
• Понятие управления
• Хозяйственное управление
• Менеджмент
Кто не знает героев известной басни И.А. Крылова — Лебедя, Рака да Щуку. И взялись они, казалось бы, за полезное дело, и старались изо всех сил как могли, но в результате «воз и ныне там». Причина этой неудачи была только в одном — в том, что их усилиями никто не управлял, иными словами, не обеспечивал целенаправленно их упорядоченности, согласованности, необходимой ориентации.
Если внимательно посмотреть вокруг себя, нетрудно обнаружить, что управлять можно очень многим: работой машин и химическими реакциями, развитием растений и поступками людей. И в то же время несомненно, что здесь речь идет о принципиально разных вещах. Растения, машины, химические элементы и пр. являются неодушевленными объектами, подчиняющимися в своем действии слепым законам природы. Поведение таких объектов легко предугадать или рассчитать, поэтому управление ими носит технический характер.
|
Иное дело — люди. Они обладают индивидуальным сознанием, волей, интересами, стремлениями. Их реакции на внешние воздействия практически непредсказуемы, поэтому управлять людьми по аналогии с техникой нельзя.
Здесь вступают в действие методы социального управления. Разновидностями последнего являются: государственное управление, военное управление, хозяйственное управление и т.п. Именно хозяйственное управление, осуществляемое в отдельно взятой организации или на предприятии, и становится предметом нашего непосредственного изучения.
Долгие годы хозяйственное управление в нашей стране было командным, являлось частью плановой системы регулирования экономики, одной из основных форм реализации ее господства над всеми сторонами жизни общества. В этих условиях оно закрепощало людей, ограничивало их естественное стремление к самостоятельности, поиску нового, творчеству, совершенствованию себя и своей работы и одновременно снимало с них всякую ответственность за реальные результаты.
Менеджмент также является разновидностью хозяйственного управления, но уже в рыночных условиях. Он предполагает экономическую свободу людей, право и обязанность, руководствуясь не предписаниями сверху, а выгодой, принимать самостоятельные решения, полностью отвечать за их результаты своими деньгами, имуществом.
Рождением своим менеджмент обязан росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных и вынуждены были нанимать для этого специальных людей — менеджеров, профессиональных управляющих. Группы таких людей и получили название менеджмент, которое по смыслу аналогично русскому слову «руководство».
Термин management в значении, близком к современному (прежде он означало «искусство объезжать лошадей»), появился с началом промышленной революции XVIII—XIX вв. в Англии, а затем распространился по всему миру.
Деятельность по реализации управленческих задач также называется менеджментом. Она может рассматриваться с двух точек зрения. С одной стороны, это — управление организацией, действующей в условиях рынка в режиме «автономного плавания», связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения в любых неожиданных обстоятельствах.
С другой стороны, менеджмент — это самостоятельная управленческая деятельность, не обязательно предполагающая создание предприятия и руководство подчиненными, например организация выступлений звезд эстрады, спортивных и массовых мероприятий и т.п.
Цель менеджмента в том и другом случае — достижение объектом управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего.
Менеджментом называется и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 году Джозеф Вартон. Сегодня на Западе менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.
И наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право.
Менеджмент не дает готовых рецептов идеальной организации и самых лучших методов решения проблем, пригодных на все случаи жизни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также дает людям некоторые простейшие правила игры.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Менеджмент это:
1. Деятельность по управлению организацией в условиях рынка.
2. Управление самостоятельным направлением деятельности без создания организации.
3. Группа высших руководителей, имеющих возможность принимать независимые хозяйственные решения.
4. Совокупность научных знаний и практических навыков, позволяющих осуществлять процесс управления.
5. Учебная дисциплина.
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ МЕНЕДЖМЕНТ?
• Направления менеджмента
• Задачи, решаемые в рамках каждого из них
Деятельность любой организации или предприятия имеет много направлений, каждым из которых необходимо руководить. В связи с этим на практике выделяется несколько видов менеджмента, с которыми нам сейчас и предстоит познакомиться.
Управление производством (производственный менеджмент) способствует эффективному осуществлению процесса создания товаров и услуг. Оно заключается в определении оптимального объема и структуры выпуска продукции, вида применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановке людей; организации подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, своевременного ремонта оборудования, устранении сбоев и неполадок; контроле качества, ассортимента продукции и услуг в соответствии с требованиями рынка; текущем руководстве персоналом, его стимулировании, применении прогрессивных форм оплаты.
Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции (снабженческо-сбытовой менеджмент) состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям, формировании каналов сбыта.
Управление инновациями, то есть нововведениями (инновационный менеджмент), имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок,7 создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.
Управление маркетингом, едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации (маркетинг-менеджмент), занимается вопросами изучения рынка, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой ценовой и рекламной политики и т.п.
Управление персоналом (персонал-менеджмент) в настоящее время включает в себя управление кадрами и социальное управление. Решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования;
создания благоприятного морально-психологического климата; улучшения условий труда и быта персонала;
поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.
Суть финансового управления (финансового менеджмента) заключается в составлении бюджета и финансового плана организации, 4зормировании и распределении ее денежных ресурсов, оценке текущего и перспективного финансового состояния и принятии необходимых мер по их укреплению.
Наконец, управление эккаунтингом (эккаунтинг — менеджмент) связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Разновидности менеджмента:
1. Управление производством,
2. Управление материально-техническим снабжением и сбытом.
3. Управление инновациями.
4. Управление маркетингом.
5. Управление персоналом.
6. финансовое управление.
7. Управление эккаунтингом.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!