Можно ли делать то, что хочется? — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Можно ли делать то, что хочется?

2022-11-24 19
Можно ли делать то, что хочется? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Что такое - полномочия?

От чего зависят полномочия?

Кому быть главным?

Что позволено Юпитеру - не позволено быку

Кто кому подчиняется?

 

МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ХОЧЕТСЯ?

 

Если звенья производственной структуры связаны между собой технологически, то управленческие прежде всего — линиями полномочий.

Именно с полномочиями нам предстоит познакомиться в настоящей главе: узнать, что под ними понимается, чем определяется их объем в том или ином звене управления, как они распределяются в рамках организации, образуя вертикальный «срез» структуры управления ею, и какие проблемы в связи с этим возникают.

 

ЧТО ТАКОЕ ПОЛНОМОЧИЯ?

 

Полномочия и способы распределения

• Иерархия полномочий

 

Когда субъекты действуют сами по себе, то вольны в своих поступках. Они по собственной инициативе принимают те решения, которые считают нужными, и ведут себя так, как им заблагорассудится.

Другое дело, если люди выступают как представители организации и решают стоящие перед ней задачи. В этом случае именно она определяет основные направления и рамки их служебного поведения. Происходит это путем предоставления официальных полномочий, то есть совокупности прав и обязанностей самостоятельно без согласования с другими принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять те или иные действия в интересах организации. Прежде, когда организации были невелики, всеми полномочиями обладал собственник, который одновременно являлся ее главным управляющим.

Увеличение масштабов и сложности организаций приводит к тому, что ни один человек не в состоянии единолично руководить ими и решать все возникающие задачи. Во-первых, этих задач слишком много, а время у него ограничено, а во-вторых, они настолько сложны, что требуют использования знаний и опыта многих людей.

В связи с этим руководителю приходится отдавать часть своих полномочий подчиненным. Это дает ему возможность освободиться от второстепенных задач и одновременно приблизить принятие решений к месту их реализации.

Распределение управленческих полномочий в организации может осуществляться на основе двух подходов. Первый основывается на единоначалии и разделении полномочий.

Единоначалие предполагает, что полномочия принимаются из рук только одного непосредственного руководителя, перед которым осуществляется вся полнота ответственности. Разделение же полномочий означает, что сам руководитель не вмешивается в текущие дела подчиненных, а лишь осуществляет общий контроль за ними. Таким образом, не допускается руководство «через голову» (вспомните известный из истории средних веков принцип феодального вассалитета, гласящий, что «вассал моего вассала — не мой вассал»), а также подчинение нескольким руководителям одновременно.

В отдельных случаях встречается иной подход к распределению полномочий — система поглощения полномочий и множественного подчинения. Ее суть состоит в том, что вышестоящий руководитель (обычно являющийся собственником), передавая подчиненному полномочия, одновременно полностью сохраняет их за собой. Это позволяет ему в любой момент вмешиваться в действия всех нижестоящих сотрудников, что в предыдущем случае считается недопустимым.

Распределение полномочий всегда происходит сверху вниз по уровням управления. При этом возникает своего рода лестница полномочий, «ступеньками» которой эти уровни являются. Аналогия с лестницей (лат. — scala) дала процессу распределения полномочий другое, более краткое название — скалярный.

В результате складывается иерархия полномочий, которая предполагает их четкое распределение по уровням управления и установление рангов каждого участника управленческой структуры. Эти ранги закрепляются юридически и являются показателями социального неравенства.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Полномочия — совокупность прав и обязанностей самостоятельно без согласования с другими принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять те или иные действия в интересах организации

Иерархия полномочий — распределение полномочий по уровням управления и установление рангов каждого участника управленческой структуры.

Основные способы распределения полномочий:

— единоначалие и разделение полномочий;

— множественное подчинение и поглощение полномочий.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСЯТ ПОЛНОМОЧИЯ?

 

Факторы, влияющие на величину полномочий

• Принципы распределения полномочий

 

Величина полномочий, сосредоточенных у отдельного субъекта, определяется многими обстоятельствами. Прежде всего, это — сложность, важность и разнообразие решаемых проблем. Так, чем они больше и сложнее, тем значительнее должны быть полномочия тех, кто занят их решением. В условиях же простых постоянно повторяющихся задач больших полномочий работникам предоставлять не требуется.

Не нужны они и тогда, когда легко связаться с руководством и получить от него необходимые указания.

Во многом размер полномочий предопределяется личными особенностями людей, например квалификацией, опытом, образованием. Чем они выше, тем полномочий может быть предоставлено больше.

Наконец, полномочия зависят от морально-психологического климата в организации. Если он благоприятен, исполнителям может быть предоставлена значительная самостоятельность, которой они не будут злоупотреблять. И наоборот, неблагополучные коллективы должны быть под жестким контролем руководства.

В количественном отношении масштабы полномочий характеризуются двумя моментами: величиной ресурсов, которыми их обладатель может распоряжаться самостоятельно, без согласования с вышестоящим, и числом лиц, которые юридически или фактически должны выполнять принятые им решения.

При распределении управленческих полномочий необходимо соблюдать ряд важных принципов.

Во-первых, полномочия должны быть достаточными для достижения поставленных целей. Например, если в организации предстоит ревизия, лицо, ее проводящее, должно иметь возможность знакомиться со всеми финансовыми документами.

Во-вторых, полномочия каждого работника должны увязываться с полномочиями тех, с кем ему приходится сотрудничать. Это позволяет обеспечить четкое взаимодействие персонала. Если бы полномочия перекрывались или, наоборот, не охватывали все необходимые проблемы, работники либо мешали бы друг другу, либо не имели возможности полностью выполнить стоящие задачи.

В-третьих, каждый сотрудник должен точно знать, от кого он получает полномочия, кому их передает, перед кем отвечает и кто должен отвечать перед ним.

В-четвертых, работники обязаны все проблемы, не выходящие за рамки их полномочий, решать самостоятельно, не переадресовывая их руководителю, и полностью отвечать за свои действия и достигнутые результаты.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Обстоятельства, определяющие величину полномочий субъекта управленческой деятельности: сложность, важность решаемых проблем; личные особенности руководителей и исполнителей; состояние морально-психологического климата.

Принципы распределения полномочий: достаточность для выполнения задания; увязка с полномочиями других лиц; знание «линии» полномочий и ответственности; обязательность самостоятельных действий в рамках полномочий.

КОМУ БЫТЬ ГЛАВНЫМ?

 

Централизация и децентрализация управленческих полномочий: достоинства и недостатки

Факторы, определяющие их соотношение

 

Полномочия в организации обычно распределяются неравномерно и могут быть по тем или иным причинам сосредоточены преимущественно на верхних или на нижних ее «этажах». Тогда в первом случае имеет место их централизация, а во втором — децентрализация.

Все полномочия не могут быть централизованы или децентрализованы. Полной централизации препятствует то, что высшие руководители располагают ограниченным временем, знаниями, опытом, квалификацией, могут одновременно решать лишь определенное число проблем. При полной же децентрализации каждый будет действовать на свой страх и риск независимо от других, и организация может потерять управляемость. Поэтому централизация в одном отношении требует одновременно децентрализации в другом.

Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью распределения дефицитных ресурсов. Чем меньше ресурсов и больше желающих их получить, тем на более высоком уровне должны приниматься соответствующие решения.

Другим обстоятельством является срочность проблем, величина риска и возможных потерь, связанных с принятием общеорганизационных решений. Чем они выше, тем на более высоком уровне соответствующие вопросы должны рассматриваться.

Степень централизации определяется необходимостью обеспечить единообразие в действиях организации. При значительной децентрализации сделать это весьма затруднительно.

Еще одним фактором, определяющим степень централизации, являются размеры организации. Чем она крупнее, тем сложнее координировать работу ее отдельных подразделений. Поэтому в крупных фирмах необходимы децентрализация полномочий и предоставление подразделениям максимальной самостоятельности.

Степень централизации характеризуется долей решений, принимаемых на высших ступенях управления организацией, уровнем: принятия важных решений; частотой привлечения подчиненных к участию в управленческой деятельности и пр.

Централизация и децентрализация полномочий имеют как свои достоинства, так и недостатки,

В условиях централизации можно легче концентрировать усилия персонала на главных направлениях деятельности организации, экономить затраты (например, вместо бухгалтерии в каждом подразделении в фирме создается единая бухгалтерия с меньшим штатом сотрудников); сосредоточить принятие решений в руках высших руководителей, лучше знающих общее положение дел, имеющих больший кругозор, знания, опыт; рационально использовать имеющийся управленческий персонал.

Однако централизация имеет свою оборотную сторону: затрачивается много времени на передачу информации (последняя должна сначала поступать к высшему руководству и только потом направляться тем, кто в ней нуждается; прямые же связи недопустимы). При этом значительная часть ее теряется или искажается.

В условиях централизованного управления важнейшие решения принимаются высшими руководителями, оторванными от жизни и плохо представляющими себе конкретную ситуацию. В то же время исполнители, которым она хорошо знакома, не могут на нее влиять, поскольку устранены от выработки и принятия решений. Последние им навязываются в принудительном порядке. В результате решения оказываются недостаточно качественными и из-за отсутствия заинтересованности неэффективно реализуются.

Рост организации, числа подразделений, степени их самостоятельности, усложнение производственных и информационных связей между ними, увеличение в геометрической прогрессии числа принимаемых решении и т.п. сегодня обусловили общую тенденцию к децентрализации управления.

Децентрализация позволяет, во-первых, быстро разрабатывать и принимать самостоятельные инициативные решения, в том числе при участии непосредственных исполнителей; во-вторых, более точно отражать в этих решениях объективное положение дел; в-третьих, отказаться от детальных инструкций из центра, снизив этим самым его перегрузку второстепенными проблемами и сократив информационные потоки.

В современных децентрализованных организациях высшим руководством принимаются решения, о главных целях, утверждении долгосрочных планов, распределении ресурсов между подразделениями, оценке их деятельности, совершенствовании системы управления. Причем, все крупные решения оно предварительно согласует с низовыми менеджерами.

Поскольку децентрализация не может происходить бесконечно без разрушения самой организации, в какой-то момент она сменяется обратным процессом — централизацией. Таким образом возникают своего рода «маятниковые колебания», придающие управлению дополнительную гибкость и устойчивость.

Централизация может быть и выборочной, предполагающей, что наряду с предоставлением подразделениям большой свободы действий их руководители попадают в жесткое персональное подчинение к первому лицу организации. Становясь его заместителями, они вынуждены бывают в этом качестве безоговорочно подчиняться указаниям центральной власти.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Централизация — сосредоточение большинства управленческих полномочий в руках высшего руководства организации.

Децентрализация — сосредоточение большинства управленческих полномочий в низовых подразделениях.

Обстоятельства, влияющие на соотношение централизации и децентрализации: необходимость распределять дефицитные ресурсы, обеспечивать проведение единой политики, важность и срочность решаемых проблем; величина организации.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.