Кто едет в вагончиках цветного поезда? — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кто едет в вагончиках цветного поезда?

2022-09-01 38
Кто едет в вагончиках цветного поезда? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие 37. Разноцветные полоски

Цель занятия. Обучение сортировке однородных предметов разных и близких цветовых тонов на группы; запоминание назва- ний цветов; называние хорошо знакомых цветов.

Оборудование. Полоски цветного картона (желательно двусто- ронние) разных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого размером примерно 16´4 см. — по 6–10 полос каждого цвета.

Ход занятия. 1-й вариант игры — раскладывание цветных по- лосок на две группы: детям предлагаются смешанные между собой полоски двух цветов, и дается задание разложить их на две группы.

 

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             73


Сначала это резко различные цвета — красный и желтый, зеленый и красный, синий и желтый, красный и синий, белый и черный. Затем близкие цвета — красный и оранжевый, оранжевый и жел- тый, синий и фиолетовый, желтый и белый, черный и фиолетовый, синий и зеленый. В начале общее количество полосок не должно быть большим — около 10 шт., в дальнейшем их количество можно увеличить. Это задание можно выполнять как с одним ребенком, так и в небольшой группе.

Взрослы й. Представьте, что это крашеные дощечки, кото- рые перемешались. Давайте разложим их на две кучки, а затем

построим две цветные лесенки — вот так! Это красная лесенка, а это зеленая лесенка.

2- й вариант игры — выбор одного или двух цветов из всех пред- ложенных: предложите из полосок всех цветов, перемешанных между собой, выбрать полоски определенного цвета (или двух цве- тов) — сначала по образцу, потом по словесной инструкции. Также можно предложить ребенку выбрать полоски любого цвета, кото- рые ему понравятся.

Взрослы й. Представьте, чт о эт и картонны е полоск и — ска- зочная еда. Давайте выберем кусочки арбуза — вот такие! (взрослый показывает красную полоску) Ищите такие полоски — это вкусная,

сладкая пастила! (взрослый показывает белую полоску) А теперь найдем кусочки сыра — это полоски желтого цвета. Зеленые полоски — это листья салата. Найдите салат! А это морковка оранжевого цвета.

3- й вариант игры — сортировка всех цветов: для закрепления материала можно предложить детям разложить на группы по цве- там перемешанные между собой полоски 3–7 цветов, и попросить назвать цвета полосок.

 

Занятие 38. Сортировка по цвету

Цель занятия. Зрительное различение цветов; закрепление знания названий цветов; самостоятельное называние хорошо зна- комых цветов.

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


Оборудование. Различные предметы небольшого размера раз- ных цветов — шарики, бусины, пуговицы, детали мозаики или кон- структора лего и др.; коробка, небольшие коробочки или мисочки. Ход занятия. Сортировать по цвету можно любые предметы или игрушки, а также фигурки или картинки. Но удобнее это делать с мелкими предметами, такими как бусины, пуговицы, детали мо-

заики или конструктора лего.

Разложите перед детьми несколько маленьких коробочек и ко- робочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите разложить их по коробочкам в соответствии с цветом. Взрослый может начать выполнять задание, разложив для нагляд- ности по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Хо- рошо, если это задание удастся обыграть и придать ему интересный для детей сюжет.

Взрослы й. Бусин ы разног о цвет а живу т в разны х домиках. Но однажды они решили познакомиться друг с другом и встрети-

лись в одной коробке. И перемешались! Пообщались бусинки и теперь хотят домой — давайте разложим их по отдельным коробочкам. Знакомя детей с сортировкой, лучше предлагать 2–4 разных цвета, количество предметов одного цвета также не должно быть слишком большим (4–8 шт.), предпочтение отдается более круп- ным предметам. Усложняя эту игру, можно предложить детям со- ртировать большее количество мелких предметов, увеличивая как

количество цветов, так и количество предметов каждого цвета.

                 
       

 

 

Разложим шарики по коробочкам!

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             75


Занятие 39. Что бывает такого цвета?

Цель занятия. Закрепление знания цветов и их названий; зна- комство с окружающим миром.

Оборудование. Проводится устно.

Ход занятия. Это более сложный вариант игры, так как прово- дится он устно (советуем проводить на третьем году жизни). В по- мещении, на прогулке, в транспорте предлагайте детям вспомнить и назвать предметы заданного цвета. Можно называть по очереди и считать количество правильных ответов (загибая пальцы или при помощи фишек) — кто больше предметов вспомнит.

Взрослы й.   Вспомнит е  и  назовите,  что  бывает  зеленое.

Трава, дерево, огурец, елка, крокодил, краска. И т.д.

Чтобы облегчить детям задачу, обратите их внимание на то, что можно оглянуться вокруг в поисках таких предметов, поискать их в квартире или на улице во время прогулки, заглянуть в книжку и посмотреть картинки.

 

Занятие 40. Цветные загадки

Цель занятия. Закрепление знания цветов и их названий; зна- комство с окружающим миром.

Оборудование. Проводится устно.

Ход занятия. Это более сложный вариант игры, так как прово- дится он устно (советуем проводить на третьем году жизни). Взрос- лый загадывает детям «цветные загадки» — перечисляет названия предметов, имеющих характерную окраску.

Взрослы й. Я буду называть разные предметы, а вы вспоми- найте и называйте, какого они цвета. Я начинаю: лимон, поми-

дор, яблоко, роза, апельсин, арбуз, трава. И т.д.

Следует обращать внимание детей на то, что иногда один и тот же предмет бывает разных цветов — например, яблоки бывают красные, желтые и зеленые; роза — красная, белая, розовая, жел- тая и смешанного цвета; трава — летом сочная и зеленая, а осенью желтая, сухая.

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


Занятие 41. Разноцветные тропинки

Цель занятия. Использование знания цветов и их названий в практической деятельности; длительное удержание в памяти об- разца цвета или названия цвета.

Оборудование. Разноцветные длинные (одинаковой длины) веревки или толстые нитки — 4–8 разных цветов; разрезные кар- тинки, состоящие из двух половинок.

Ход занятия. Перед началом занятия протяните на полу в комна- те (лучше на ковре, чтобы веревки не сдвигались) цветные длинные веревки или нитки таким образом, чтобы они многократно пересека- лись между собой. При этом «тропинки» могут поворачивать под углом, многократно изгибаться. В начале и в конце тропинки каждо- го цвета положите по половинке разрезной картинки. Выберете игро- ков по количеству цветных дорожек и предложите поиграть.

Взрослы й. Представьте, чт о в ы очутилис ь в сказочно м раз- ноцветном лесу. В этом лесу много тропинок разных цветов. Тро-

пинки много раз поворачиваются, извиваются и пересекаются. Но чтобы выйти из заколдованного леса и попасть домой, надо все время идти по дорожке одного цвета. Будьте внимательны, не спешите!

Далее взрослый объясняет детям, что каждый из них должен пройти от начала до конца по тропинке определенного цвета — цвет тропинки либо показывают, либо называют. В начале и в конце тропинки дети поднимают половинки картинки и если они совпа- дают и образуют целое изображение, значит, ребенок правильно прошел по тропинке определенного цвета, нигде не сбился с пути. Побеждает тот, кто первым выйдет из заколдованного леса.

Такую же игру можно устроить летом на прогулке, нарисовав на асфальте пересекающиеся цветные тропинки при помощи цветных мелков.

Занятие 42. Четвертый лишний по цвету

Цель занятия. Закрепление знания цветов и их названий; само- стоятельное называние цветов.

Оборудование. Игрушки и предметы разных цветов; листы цветного картона формата А4; карточки, на которых нарисованы

 

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             77


по четыре предмета: желтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин; зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленая груша, синяя слива; красная клубника, красный помидор, красная редиска, зеленый арбуз; оранжевый апельсин, оранжевая хурма, оранжевая тыква, желтая дыня; и др. (можно нарисовать не только фрукты и овощи, но и различные предметы, игрушки).

Ход занятия. Сначала разложите на столе четыре предмета, три из которых одного цвета, а один предмет — другого цвета. Пред- ложите малышам внимательно рассмотреть предметы и найти и по- казать лишний предмет.

Взрослы й. У меня есть четыре предмета. Посмотрите на них внимательно: один из них лишний. Давайте найдем и уберем

лишний предмет, а братьев по цвету поселим в одном домике!

В качестве «домика» можно использовать лист картона такого же цвета, что и предметы. Взрослый продолжает игру, предлагая детям другие группы предметов.

Игру «Четвертый лишний по цвету» можно провести со специ- ально подготовленными карточками (описание содержания карто- чек смотри выше). Взрослый раздает детям карточки с нарисован- ными предметами, предлагает внимательно рассмотреть их, найти, показать и назвать предмет, который отличается от остальных по цвету. В этой игре дети самостоятельно называют цвета предметов.

     
 

Найди четвертый лишний по цвету!

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


Занятие 43. Цветные карандаши

Цель занятия. Закрепление знания цветов и их названий; раз- витие зрительного соотнесения цветов; самостоятельное называние цветов.

Оборудование. Небольшие по величине картинки-раскраски; карандаши или фломастеры разных цветов.

Ход занятия. Перед началом занятия нужно подготовить картинки-раскраски, которые можно раскрасить одним цветом (например, цветы, некоторые животные, предметы) — распеча- тать на принтере или отсканировать подходящие готовые раскра- ски и заранее раскрасить часть картинки нужным цветом, или нарисовать их самостоятельно в виде контурной картинки опреде- ленного цвета. Усадите детей за стол и раздайте по одной картинке, на середину стола положите набор карандашей (или фломастеров). Предложите найти карандаш (фломастер), которым была нарисо- вана или раскрашена картинка. Поясните, что для этого нужно найти подходящий карандаш и попробовать, как он пишет на бу- маге рядом с картинкой.

Взрослы й. Это картинки-раскраски. Художник нарисовал их и хотел раскрасить, но не успел. Давайте поможем художнику и сделаем картинки цветными. Найдите нужный фломастер для вашей картинки. Проверьте, такой же это цвет или нет — на-

рисуйте рядом с основной картинкой маленький цветочек. Если фломастер правильный, то раскрасьте картинку полностью. Го- тово? Назовите свою цветную картинку! У Вани желтый лев. У Даши зеленый крокодил. А у Симы красный петух.

     
 

В продолжение игры можно предложить вспомнить и назвать другие предметы такого цвета. В более простом варианте игры предлагаются только карандаши основных цветов (красный, си- ний, зеленый и желтый), по мере усложнения заданий количество цветов в игре увеличивается.

Помогите художнику раскрасить картинки!

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             79


Занятие 44. Раскрась картинку!

Цель занятия. Уточнение и закрепление знания цветов и их названий; самостоятельное называние цветов.

Оборудование. Раскраски для малышей (на отдельных ли- стах); цветные карандаши или фломастеры, краски и кисточки.

Ход занятия. Перед началом занятия подберите простые рас- краски — крупные контуры предметов (контуры черного цвета, или цветные контуры): медведь, волк, лиса, белка, цыпленок, слон, крокодил; арбуз, баклажан, груша, персик, елка, кот и др. Подбирать картинки следует таким образом, чтобы цвет предмета мог быть легко угадан и назван ребенком — для этого следует ис- пользовать знакомые образы. Раздайте детям картинки и предло- жите раскрасить их в нужные цвета. После того, как задание вы- полнено, взрослый предлагает каждому из детей назвать свою кар- тинку и ее цвет. Если же цвет выбран ребенком нестандартно, предлагает объяснить свой выбор.

Взрослы й. Давайте сделаем картинки цветными. Рассмо- трите внимательно каждый свою картинку и подумайте, какой

цвет подходит для нее больше всего. Раскрасьте картинки и назо- вите цвет. У Лены зеленая елка, а у Саши желтая груша. У Димы черный кот. А какого еще цвета может быть кот? Рыжий, белый, полосатый. Даня, а почему твой слон розовый? Потому что он игрушечный, надувной? И т.д.

В дальнейшем в этой игре можно использовать изображения многоцветных предметов (например, бабочка, попугай), или сю- жетные раскраски — изображение какой-либо ситуации, несколь- ко разных взаимосвязанных между собой объектов. Раскрашивать такие картинки можно по готовому образцу, под диктовку взросло- го, или по собственной фантазии.

Чтобы облегчить малышам процесс раскрашивания, можно вна- чале раскрашивать картинки, размазывая краски пальчиком, затем учить малышей использовать кисточку, раскрашивать картинки фломастерами и карандашами (обязательно с толстыми яркими гри- фелями). В процессе раскрашивания не забывайте повторять назва- ния используемых цветов и спрашивайте названия цветов у детей.

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


       

Сделаем картинки цветными!

Занятие 45. Раскрась картинки!

Цель занятия. Уточнение и закрепление знания цветов и их на- званий; самостоятельное называние цветов; развитие внимания.

Оборудование. Специально подготовленные раскраски в виде нескольких повторяющихся картинок (3–5 разных шаблонов, на отдельных листах); цветные карандаши или фломастеры.

Ход занятия. Перед началом занятия следует подготовить рисунки-основы — повторяющиеся контурные рисунки, располо- женные вразброс или рядами (можно нарисовать самостоятельно и сделать нужное количество копий, или создать шаблон на ком- пьютере, а потом распечатать). При этом взрослый заранее закра- шивает по одной картинке определенным цветом для образца, либо говорит устно, каким цветом какую картину надо закрашивать. Далее дети действуют самостоятельно: необходимо все такие же, повторяющиеся картинки закрасить таким же цветом.

Взрослы й. Чт о нарисован о н а ваши х картинках? Цветочки и листочки. Давайте раскрасим цветочки в красный цвет, а ли-

сточки — в зеленый цвет!

Или:

Взрослы й.   Н а  ваших  картинках  нарисованы  маленькие конфетки-мармеладки. Давайте раскрасим их в разные цвета так, чтобы все конфеты одной формы были одинаковые по цвету.

Сердечки — красные, звездочки — желтые, елочки — зеленые, а грибы — оранжевые. Будьте внимательны, не ошибайтесь.

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             81


Побеждает тот из детей, кто первым закончит раскрашивание. Результат проверяется, так как в этой игре необходимо действо- вать внимательно. Уровень сложности этого задания нужно гибко менять в зависимости от возраста и уровня развития детей — уве- личивать или уменьшать общее количество картинок для раскра- шивания и их состав, то есть количество цветов в игре.

         
 
   

 

 

Раскрась так, чтобы одинаковые предметы стали одного цвета!

Занятие 46. Смешиваем краски

Цель занятия. Закрепление знания цветов и их названий; обу- чение умению смешивать различные цвета в разном количестве и пропорциях с целью получения новых цветов.

Оборудование. Акварельные краски; кисточки; вода; бумага. Ход занятия. Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого — зеленый, из красного и сине- го — фиолетовый и т.д. При этом полученный цвет может быть различным в зависимости от пропорций смешиваемых красок (ка- кой краски больше). Таким же образом можно смешивать и другие цвета в разном количестве, получая новые цвета и оттенки. Смеши- вать краски можно различными способами: растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок; смешивать краски при помощи кисточки на листе бумаги или на палитре; или рисо-

вать акварелью на мокром листе.

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


Процесс разведения акварельных красок на мокром листе может подарить детям незабываемые ощущения! Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для аква- рели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, при- гладив мокрой губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осто- рожно проведите по бумаге. Продолжайте с использованием других цветов. Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с во- дой, но без краски — вода перемешивается с другими красками, при этом на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона.

 

 

Рисование на мокром листе.

Занятие 47. Цветное рисование

Цель занятия. Закрепление знания цветов и их названий; само- стоятельное называние цветов; обучение навыкам рисования ка- рандашами (фломастерами) и красками.

Оборудование. Бумага формата А4; краски и кисточки; каран- даши или фломастеры.

Ход занятия. Можно закреплять знания цветов и на занятиях по рисованию. Для этого можно рисовать карандашами или краска- ми предметы одного цвета. Например, желтый одуванчик, красный помидор, оранжевый апельсин, зеленая трава и др. Взрослый раз- дает детям бумагу и цветные карандаши или краски. Затем каждо- му из детей дает задание — нарисовать определенный предмет кон- кретного цвета. Уровень сложности задания можно гибко менять.

 

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             83


Например, вначале дети рисуют предметы одного цвета, а затем предметы, которые сочетают в себе несколько разных цветов.

Взрослы й. Нарисуй  красный  цветок.  Нарисуй  зеленый  ли- стик. Нарисуй синее платье. Нарисуй оранжевую рыбку. Нарисуй

желтый дом с красной крышей. Нарисуй на клумбе желтый цве- ток, рядом — синий цветок. Нарисуй под диктовку: красный круг, зеленый треугольник, синий квадрат. Нарисуй простую картин- ку — желтое солнышко, синюю тучку, красный цветок.

Занятие 48. Рисование под диктовку

Цель занятия. Закрепление знания цветов и их названий; само- стоятельное называние цветов; обучение навыкам рисования ка- рандашами (фломастерами).

Оборудование. Бумага формата А4; карандаши или флома- стеры.

Ход занятия. Взрослый раздает детям разлинованные листы бумаги  (помогают расположить рисунки определенным образом и обозначают их наиболее желательную величину) и цветные ка- рандаши (фломастеры) и предлагает рисовать под диктовку в ряд предметы различного цвета.

Взрослы й. Нарисуйте в ряд красное яблоко, синий цветок, желтый блинчик, зеленый огурец и т.д.

Также можно предложить нарисовать 2–3 простых предмета разного цвета, а затем предложить продолжить ряд цветных кар- тинок самостоятельно.

Взрослы й. Нарисуйт е  в  ряд  красный  цветок,  зеленый  ли- сток, желтое солнышко. Повторите эти рисунки по порядку до

конца строки.

Занятие 49. Отгадай загадку, нарисуй отгадку!

Цель занятия. Закрепление знания цветов и их названий; само- стоятельное называние цветов; обучение навыкам рисования ка- рандашами (фломастерами).

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


Оборудование. Бумага формата А4; карандаши или флома- стеры.

Ход занятия. Взрослый загадывает малышам загадки про пред- меты, имеющие строго определенный цвет. Например, елочка, ар- буз, апельсин, огурец, помидор, клубника и др. Загадки могут быть как описательные, так и стихотворные. А дети отгадывают загадки и рисуют отгадки на отдельных листах бумаги (необходимо следить, чтобы дети не подглядывали в рисунки друг друга). В игре побежда- ет тот, кто нарисует большее количество правильных отгадок.

Обратите внимание, что при работе с маленькими детьми мож- но ограничиться одним-двумя заданиями и не требовать высокого уровня рисования — главное, чтобы ребенок выбрал для рисования правильный цвет карандаша, а сам рисунок был узнаваемым.

 

Занятие 50. Радуга

Цель занятия. Знакомство детей с системой цветов, с последо- вательностью их расположения в цветовом спектре.

Оборудование. Листы бумаги с контуром радуги (дуги, изобра- женные простым карандашом, либо шаблон серого цвета, распеча- танный на принтере); краски и кисточки, или цветные карандаши; образец рисунка «Радуга».

Ход занятия. Воспитатель показывает детям изображение ра- дуги, беседует о том, когда и где бывает радуга, спрашивает у де- тей, кто видел радугу. Затем уточняет, что цвета в радуге всегда располагаются в определенном порядке. Чтобы дети запомнили порядок цветов в радуге, можно выучить фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — первая буква каждого слова та же, что и первая буква названия цвета.

Можно предложить  послушать стихотворение  «Цвета радуги»:

Краски сегодня ужасно устали: Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски, Радуга вышла красивой, как в сказке.

 

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             85


Вся разноцветная — вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета:

КРАСНЫЙ

Красная редиска выросла на грядке, Рядом помидоры — красные ребятки. Красные тюльпаны на окне стоят, Красные знамена за окном горят.

ОРАНЖЕВЫЙ

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится — На лисий хвост похожа: Оранжевая тоже.

ЖЁЛТЫЙ

Желтое солнце на землю глядит, Желтый подсолнух за солнцем следит. Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев летят.

ЗЕЛЁНЫЙ

У нас растет зеленый лук И огурцы зеленые,

А за окном зеленый луг И домики беленые.

С зеленой крышей каждый дом, И в нем живет веселый гном

В зеленых брючках новых Из листиков кленовых.

ГОЛУБОЙ

Глаза голубые у куклы моей, А небо над нами еще голубей. Оно голубое как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо — на нас.

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


СИНИЙ

В синем море — островок, Путь до острова далек.

А на нем растет цветок — Синий-синий василек.

ФИОЛЕТОВЫЙ

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.

Я сорву ее и маме в день рожденья принесу. С фиолетовой сиренью будет жить она

На столе в красивой вазе около окна.

А. Венгер

После прочтения стихотворения, взрослый предлагает нарисо- вать радугу: раздает основы для рисунков, краски и кисточки (или цветные карандаши), показывает, как рисовать радугу — берет краску или карандаш красного цвета, называет цвет и закрашива- ет внешнюю дугу радуги и т.д. Далее дети действуют самостоятель- но. В случае затруднения взрослый помогает детям — вспомнить следующий цвет, выбрать нужную краску и т.п. Когда все радуги будут готовы, взрослый проверяет правильность чередования цве- тов и хвалит детей за старание.

 

 

Семь цветов радуги

Занятие 51. Светофор

Цель занятия. Закрепление знания цветов и их названий; само- стоятельное называние цветов.

Оборудование. Различные предметы и игрушки разных цветов.

 

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             87


Ход занятия. Для запоминания цветов и практического ис- пользования этих знаний полезно играть в известную игру «Све- тофор». Из группы детей выбирается водящий, который играет роль «светофора». Игра проводится на детской площадке во время прогулки или в комнате (должно быть достаточно свободного ме- ста), где четко обозначается место «дороги», на которой стоит

«светофор». Дети стоят у дороги, а водящий вслух обозначает пра- вила пропуска через дорогу.

Взрослы й. Через дорогу могут идти все, у кого в одежде есть красный (желтый, синий, белый и т.д.) цвет.

Необходимо уточнить, что загадывать можно только уже из- ученные и хорошо знакомые детям цвета. «Светофор» проверяет всех проходящих: дети показывают, в каком месте их одежды есть такой цвет. Те, что остались, пытаются перебежать дорогу, а водя- щий их ловит. Пойманный игрок становится водящим.

В играх с детьми раннего возраста лучше, если поначалу роль ведущего выполняет взрослый. Помимо одежды можно использо- вать предметы разного цвета или разноцветные (в одном предмете присутствуют несколько цветов). Так, во время игры в группе дети могут выбирать на полках подходящие игрушки и предъявлять в качестве пропуска.

 

Изучение формы

Посредством зрения выделяется также такое значимое свойство предметов, как форма. Форма — это внешнее очертание, наруж- ный вид предмета. Все материальные объекты окружающего мира имеют ту или иную внешнюю видимую форму, которая может быть простой или сложной, то есть состоять из нескольких простых форм. Причем форма может быть как узнаваемой, близкой к эта- лону, так и оригинальной, неповторимой.

Немногие объекты живой и неживой природы, а также соз- данные человеком предметы, имеют простую форму. Чаще это сложные формы, в которых можно выделить несколько более про- стых форм, близких к сенсорным эталонам. В природе часто встре-

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


чаются ни на что не похожие формы в хаотических сочетаниях. Хотя есть и строгие повторяющиеся формы — например, листья на деревьях.

Значение формы в мире людей

Итак, форма окружает человека повсюду. Во-первых, это встре- чающиеся в природе формы — шарообразные планеты и звезды, форма листьев и плодов деревьев, камни, силуэты животных и т.д. Во-вторых, это формы, наполняющие предметный мир, созданный человеком:

· Математика: геометрические фигуры и тела изучаются та- кой областью математики, как геометрия;

· Архитектура: различные здания и строения имеют свою форму (от простой прямоугольной до весьма сложной), а, сочетаясь между собой, создают городские или сельские виды;

· Вещи: различные предметы человеческого быта — мебель, посуда, упаковки, средства передвижения, одежда и др.

· Скульптура и живопись: объемная форма является основой скульптуры, а плоские формы используются в живописи (на- пример, в таком направлении, как кубизм, при создании об- раза используются простые геометрические формы);

· Дизайн: геометрические узоры в текстиле и коврах, на обоях, форма мебели и т.д.;

· Внешность: очертания человеческого тела, модная одежда и обувь, форма прически, использование аксессуаров (сумки, украшения и др.).

Причем следует учитывать, что формы перечисленных пред- метов претерпевают значительные изменения при смене эпохи, моды. Помимо внешних очертаний форм в архитектуре, искус- стве, дизайне, форма объектов имеет и внутреннее значение — например, устойчивость зданий и предметов мебели во многом зависит от их формы (вспомните хотя бы строение египетских пирамид); форма помогает различать различные растения,  овощи и фрукты, и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.