Этапы обучения восприятию цвета — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Этапы обучения восприятию цвета

2022-09-01 45
Этапы обучения восприятию цвета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Восприятие цвета отличается от восприятия формы, величины и других свойств предметов прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, пользуясь при восприятии цвета зри- тельной ориентировкой. Рассмотрим более подробно, как развива- ется у ребенка восприятие цвета:

1. Различение цветов по принципу «такой — не такой» — зрительное сравнение предметов по цвету при непосредственном их сближении — прикладывание, примеривание. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их оди- наковость или неодинаковость. Пример — игра «Цветные пароч-

 

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             37


ки»: ребенок среди одинаковых или разных предметов ищет пары по цвету. Взрослый произносит название цвета после того, как ребенок сравнит цвета, не требуя от него повторения.

2. Зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на рас- стоянии, выбор цвета по образцу. Это настоящее восприятие цвета, не требующее непосредственного контакта (наложения и приложе- ния). Пример — игра «Найди предмет»: ребенку показывают кар- точку определенного цвета и предлагают найти в комнате предме- ты (или картинки) такого же цвета. Взрослый произносит название цвета после выполнения ребенком задания.

3. Закрепление представлений о цвете в слове-названии — ребенок различает цвета по слову-названию без необходимости прикладывания или сопоставления  на глаз с  образцом цвета, а также самостоятельно называет основные цвета. При помощи слова накопленный ребенком опыт восприятия цвета становит- ся представлениями о цвете, которые ребенок использует в жиз- ни (в быту) и деятельности — игре, изобразительной и трудовой деятельности. Также дети учатся оперировать представлениями о цвете не только в реальных действиях, но и мысленно. При- мер — игра «Назови, какого цвета!» (можно использовать пред- меты и картинки).

 

Материалы и способы изучения цвета

Изучать цвет и закреплять знания о цвете можно несколькими разными способами:

— используя специальные дидактические игрушки и настольно- печатные игры, направленные на изучение цветов;

— в специально организованных подвижных играх;

— рассматривая и используя на занятиях и в быту реальные предметы — овощи и фрукты, одежду, игрушки и т.д.;

— рассматривая  цветные картинки — карточки, книжки и др.;

— рисуя вместе с ребенком простые изображения цветными ка- рандашами, фломастерами, красками или мелками.

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


Занятие 1. Цветная вода

Цель занятия. Знакомство с цветом.

Оборудование. Акварельные краски; кисточки; прозрачные пластиковые стаканы (или пластиковые бутылки из-под молока с отрезанной верхней частью, так как у них более устойчивое осно- вание); вода.

Ход занятия. Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните наполовину водой. Возьмите на кисточку краску одного из основ- ных цветов — красный, желтый, синий, зеленый — и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои действия, постарай- тесь привлечь внимание детей, внесите элемент «волшебства». Обычно детям очень нравится такая игра, они завороженно следят за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску бы- стро, помешивая воду кисточкой. Таким же образом следует раз- вести остальные краски.

Взрослы й. Сейчас у нас в стаканчиках обычная вода. Давай- те сделаем воду красивой — добавим в нее краски. Теперь вода не

простая, а цветная!

Затем раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой (вна- чале следует давать только по одному стакану) и предложите сде- лать цветную воду. Пусть каждый из детей выберет краску, кото- рая ему нравится. Если детям захочется продолжить игру, можно обновить воду и предложить развести следующую краску.

Усложняя эту игру, можно постепенно увеличивать количество предлагаемых во время занятия стаканов с водой. Можно смеши- вать два-три цвета в одном стакане с целью получения нового цве- та.  Можно предложить сделать растворы разной концентрации и воочию увидеть разницу цвета по светлоте.

 

Занятие 2. Дайте напиться!

Цель занятия. Продолжение знакомства с цветом; создание игровой ситуации, в которой цвет становится значимым призна- ком.

 

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             39


Оборудование. Акварельные краски; кисточки; прозрачные пластиковые стаканы; вода; куклы; кукольная посуда белого цвета.

Ход занятия. Вместе с детьми растворите в стаканах с водой разные краски: красную, белую, оранжевую, коричневую и др. За- тем организуйте игру с куклами: накройте на стол, расставьте игру- шечную посуду, усадите кукол и мишек и угостите их различными

«напитками». В этой игре красная вода превращается в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в апельсиновый напиток, ко- ричневая — в какао... Можно придумать и другие напитки.

Взрослы й. Наши гости очень хотят пить — давайте уго-

стим их! Мишка хочет молока. Молоко белое. На, мишка, белое молоко. Кукла Катя хочет томатного сока. Томатный сок крас- ный. На, Катя, томатный сок. И т.д.

Во время проведения этой игры следует соблюдать меры предо-

сторожности: следите, чтобы дети не предприняли попытки попро- бовать «напитки».

 

Занятие 3. Разноцветные палочки

Цель занятия. Обучение сличению цвета по принципу «та- кой — не такой»; использование умения сличать цвета в практиче- ской деятельности; знакомство с названиями цветов.

Оборудование. Наборы счетных палочек, состоящие из пало- чек двух контрастных цветов.

Ход занятия. Перед началом занятия подготовьте наборы счет- ных палочек двух контрастных цветов таким образом, чтобы пало- чек разного цвета было примерно поровну. В случае индивидуаль- ного занятия, высыпьте перед ребенком все палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки по цвету, озвучивая свои действия словами.

Взрослы й. Давай разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай.

После того, как ребенок полностью выполнит задание, взрослый комментирует результат, обозначая при этом названия цветов.

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


Взрослы й. Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красные палочки, а сюда все зеленые.

В случае группового занятия взрослый дает каждому игроку выбрать из общей кучи все палочки заданного цвета. В начале об- щее количество палочек в игре не должно быть большим — око- ло 10 шт., в дальнейшем их количество можно увеличить. Если удастся подобрать наборы таким образом, что будут представлены разные цвета (размер, форма и материал, из которых изготовлены палочки, должны при этом совпадать), то можно сортировать их на три группы и более.

                                                         
   
                           

Разложи палочки!

Занятие 4. Цветные кубики

Цель занятия. Обучение сличению цветов по принципу «та- кой — не такой»; обучение подбору пар одинаковых по цвету пред- метов; знакомство с названиями основных цветов.

Оборудование. Пары цветных пластиковых или деревянных кубиков: красные, желтые, синие, зеленые.

Ход занятия. Высыпьте кубики на ковер, затем выберете один кубик, покажите детям.

Взрослы й. Вот какой кубик я выбрала. Теперь надо найти такой же кубик.

Из кучи на полу возьмите кубик контрастного цвета и приложи- те к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет пары кубиков не совпадет.

 

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             41


Взрослы й. Такой? Нет не такой. И этот тоже не такой.

Вот этот такой. Одинаковые кубики.

Затем предложите малышам самостоятельно по очереди найти пары остальным кубикам. В конце игры взрослый обозначает цвет кубиков при помощи слов.

Взрослы й. Дл я каждог о кубик а м ы подобрал и пару. Это т ку-

бик красный, и этот тоже красный. Эти кубики зеленого цвета. Эти кубики — желтые, а эти — синие.

             
     

Найди каждому кубику пару по цвету!

Занятие 5. Цветные домики

Цель занятия. Обучение сличению цвета по принципу «та- кой — не такой»; обучение подбору пар предметов по цвету; ис- пользование умения сличать цвета в практической деятельности. Оборудование. Кубики основных цветов — красный, желтый,

зеленый, синий; призмы («крыши») такого же цвета.

Ход занятия. Постройте на глазах у детей два-три домика из кубиков и «крыш» одного цвета.

Взрослы й. Посмотрите, какие красивые получились домики. Но вдруг налетел ветер-ураган и унес крыши с домиков. Давайте

поможем жителям — снова построим домики! Чтобы отремон- тировать домики, надо поставь крыши на место!

Озвучивая игру, педагог дует на детей и домики, снимает с до- миков крыши и убирает в другое место. Затем предлагает одно- му из детей поставить крыши на место. В случае необходимости, взрослый показывает,  как можно использовать  метод сличения

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


при постройке домиков. Результат игры озвучивается, взрослый обращает внимание детей на ошибки, допущенные во время вы- полнения задания, и помогает их исправить.

Взрослы й. Этот домик красный, и крыша у него тоже крас- ная. А этот домик желтый — и крыша желтая. А этот домик

зеленый, а крыша у него синяя. Правильно? Нет, зеленому домику нужна зеленая крыша.

 

В дальнейшем детям предлагают для игры уже не два-три, а че- тыре и более домиков. В случае групповой игры, каждому из участ- ников дают по «крыше» и предлагают поставить на домик такого же цвета. Игру можно повторять многократно, пока дети не нау- чатся быстро сличать цвета.

 

             
   
     

 

Цветные стены — цветные крыши!

Занятие 6. Цветные стаканчики

Цель занятия. Обучение сличению цветов по принципу «та- кой — не такой»; обучение подбору пар похожих предметов по цвету; знакомство с названиями основных цветов.

Оборудование. Цветные вкладыши, в которых есть пары оди- наковых по цвету стаканчиков.

Ход занятия. Покажите детям игрушку и предложите разо- брать вкладыши на отдельные стаканчики. Затем перемешайте цветные стаканчики и попросите детей подобрать пары по цвету и вложить один стаканчик в другой.

 

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             43


Взрослы й. Посмотрите, как много цветных стаканчиков. Давайте подберем для стаканчиков пары по цвету. Вот зеленый стаканчик. Этот стаканчик такой? Нет, не такой. Вот та- кой. Это зеленые стаканчики. Давайте вложим один стаканчик в другой. И т.д.

Обратите внимание, что более легкий вариант игры, когда во

вкладышах присутствуют только пары стаканчиков основных цве- тов. Более сложный вариант игры — это подбор пар стаканчиков одного цвета среди множества вкладывающихся стаканчиков раз- ных цветов (в том числе таких, которые не имеют пары).

Повторяя эту игру, можно не вкладывать стаканчики одинако- вого цвета друг в друга, а перевернуть их вверх дном и поставить один на другой — получаются невысокие башенки. Также разноо- бразя эту игру, можно превратить стаканчики в игрушечную ме- бель — маленький стаканчик станет стулом, а большой — столом, за которые садятся маленькие резиновые игрушки.

     
 

Собери цветные стаканчики!            Построй цветные башенки!

Занятие 7. Игрушки и карандаши

Цель занятия. Обучение сличению цветов по принципу «та- кой — не такой»; обучение подбору пар предметов по цвету; закре- пление знаний о названиях цветов.

Оборудование. Цветные карандаши основных цветов — крас- ный, синий, зеленый, желтый; разнообразные предметы и игруш-

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


ки основных цветов; картонные фигурки разнообразной формы основных цветов.

Ход занятия. Перед началом игры подберите предметы и игруш- ки основных цветов, а также цветные карандаши соответствующих цветов. Раздайте игрокам по одному карандашу и предложите най- ти среди игрушек предмет такого же цвета.

Взрослы й. Посмотрите, у меня есть цветные карандаши. Выберите себе по одному карандашу. А теперь найдите предмет

такого же цвета. Чтобы выбрать правильно, приложите цветной карандаш к предмету и сравните цвет — такой или не такой. Маша нашла первая? Давайте проверим? Такой? Такой! Каран- даш желтый и лимон тоже желтый. И т.д.

Уровень сложности этой игры можно менять, предлагая детям

найти не один предмет заданного цвета, а несколько, которые могут не просто лежать на столе, а находиться в разных местах комнаты. Кроме этого, можно постепенно добавлять и новые цвета помимо основных. Однако, подобрать достаточное количество предметов чистого цвета часто оказывается затруднительным. Поэтому пред- меты и игрушки можно заменить на картонные фигурки разного цвета (удобно нарисовать контуры простых предметов на компью- тере, распечатать на цветной бумаге, затем наклеить бумагу на картон и вырезать фигурки).

 

Занятие 8. Исправь ошибку!

Цель занятия. Обучение сличению цвета по принципу «та- кой — не такой»; обучение подбору пар предметов по цвету; ис- пользование умения сличать цвета в практической деятельности; закрепление знаний о названиях цветов.

Оборудование. Кубики основных цветов — красный, желтый, зеленый, синий; призмы («крыши») такого же цвета.

Ход занятия. Взрослый строит заранее или на глазах у детей домики (4–6 домиков разного цвета) из кубиков и призм, и пред- лагает детям внимательно посмотреть на домики и запомнить их. Затем закрывает домики ширмой и меняет местами две «крыши».

 

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             45


После этого взрослый вновь показывает малышам домики и просит угадать, что стало не так, и исправить ошибку.

Взрослы й. С домикам и что-т о произошло. Посмотрит е вни- мательно и найдите, что не так. Чтобы домики снова стали

настоящими, надо исправить ошибки! Правильно, у этого дома крыша другого цвета. У красного домика красная крыша! И т.д.

Игра повторяется несколько раз — меняются крыши разных домиков.

             
     

 

Что-то здесь не так…

Занятие 9. Ниточки для шариков

Цель занятия. Обучение сличению цвета по принципу «та- кой — не такой»; закрепление знаний о названиях цветов.

Оборудование. Воздушные шары зеленого, красного, синего и желтого цвета, тонкие ленточки соответствующих цветов; кар- тонные круги и узкие полоски соответствующих цветов.

Ход занятия. Малыши очень любят играть с воздушными ша- рами. Используйте это при обучении их цветам. Перед началом занятия надуйте воздушные шары и приготовьте тонкие ленточки или толстые нитки соответствующих цветов.

Взрослы й. Видите, каки е замечательны е воздушные шары

я надула. Они большие и круглые. Хотите поиграть с шарами? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было играть. У каждого шара должна быть ленточка такого же цвета.

После этого воспитатель раздает четверым из детей ленточки и просит подобрать их к шарам такого же цвета. Воспитатель помо-

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


гает сравнить цвета шарика и ленточки путем приложения и озву- чивает результат словами «такой» или «не такой», после чего при- вязывает их.

Когда все  ленточки привязаны, детям предлагают поиграть с шарами — подбрасывать их, перекидывать друг другу, ловить. При этом воспитатель озвучивает названия цветов, пока не требуя их повторения от детей.

В качестве усложнения игры можно предлагать большее ко- личество шаров и ленточек разного цвета. Такую же игру можно проводить не с реальными предметами, а на бумаге (материалы для этого легко подготовить самостоятельно):

аппликация: на листе бумаги нарисованы ниточки разного цвета — ребенок выбирает картонные круги такого же цвета и при- кладывает к «ниткам»;

раскраска: к кругам, нарисованным в виде черного контура, пририсованы разноцветные ниточки — ребенку предлагают закра- сить шарики в такой же цвет, что и ниточка;

рисование: на листе бумаги нарисованы шарики разного цве- та — ребенок пририсовывает к ним ниточки такого же цвета; или — ребенку дают чистый лист бумаги и просят нарисовать 1–3 шарика определенного цвета (общее для всех задание — все дети рисуют одинаковые по цвету шарики, индивидуальное задание — воспи- татель каждому ребенку дает свое задание).

 

Подбери ниточки для шариков!

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             47


Занятие 10. Цветные колечки

Цель занятия. Обучение сличению цвета по принципу «та- кой — не такой»; закрепление знаний о названиях цветов.

Оборудование. Деревянная пирамидка с колечками основных цветов — по 2 колечка каждого цвета (также можно подобрать пары колечек от двух пластиковых пирамидок).

Ход занятия. Предложите малышам разобрать пирамидку и пе- ремешать разноцветные колечки. Затем  покажите одно колечко и попросите найти колечко такого же цвета.

Взрослы й. Найдите такое же по цвету колечко!

Помогите подносить к колечку-образцу поочередно другие колеч- ки, обозначая результаты сравнения словами «такой — не такой».

Взрослы й. Такой цвет? Не такой! И это не такой! Вот — такой! Это желтые колечки!

Назовите цвет после достижения результата, когда пара найде- на. Продолжайте с колечками другого цвета. Развивая эту игру, можно предложить сконструировать из колечек простейшие фигу- ры — например, цветных неваляшек.

         
   

 


Пирамидка с парными по

Цвету кольцами


Найди каждому колечку

пару по цвету!


Сложи из колечек цветных неваляшек!


Занятие 11. Цветные яички

Цель занятия. Обучение сличению цвета по принципу «та- кой — не такой»; закрепление знаний о названиях цветов.

Оборудование. Игровой набор из пластмассы — пирамидка и цветные шарики.

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


Ход занятия. Заранее разберите пирамидку и отберите колеч- ки основных цветов — красное, желтое, зеленое, синее, подбери- те шарики такого же цвета. Затем предложите малышам подо- брать к каждому колечку шарик такого же цвета. Обыграйте это задание.

Взрослы й. Посмотрите, это цветные гнездышки! А это —

цветные яички. Давайте положим яички в гнездышки. Только для каждого яичка надо найти свое родное гнездышко — оно должно быть такого же цвета.

Покажете детям, как надо подносить шарик-«яичко» поочеред- но к каждому колечку, обозначая результаты сравнения словами

«такой — не такой».

Взрослы й. Тако е гнездышко? Н е такое! А эт о гнездышко такое? Не такое. Вот такое гнездышко! Яичко красное — и гнез- дышко тоже красное. (Назовите цвет после достижения результа- та, когда пара найдена.)

 

Затем раздайте детям остальные яички и предложите найти для них гнездышки. При этом взрослый комментирует действия детей и результаты этих действий.

Найди каждому яичку гнездышко!

Занятие 12. Цветные пирамидки

Цель занятия. Обучение подбору цвета по принципу «такой — не такой»; закрепление знаний о названиях цветов.

Оборудование. Дидактический набор из 2–4 маленьких (осно- вание со стержнем, 3 кольца и колпачок) одноцветных пирамидок.

 

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             49


Ход занятия. Вместе с детьми разберите пирамидки и переме- шайте колечки. Затем попросите малышей собрать пирамидки так, чтобы каждая пирамидка была одного цвета.

Взрослы й. Ка к в ы думаете, н а ка- кой стержень наденем это колечко? На этот. А это колечко куда подходит?

Теперь давайте надевать пирамидкам колпачки!

Обратите внимание, что в этой игре не обязательно при сборе пирамидки соблюдать порядок величины  колечек. В конце взрослый подводит итог.

Взрослы й.   Во т  какие  красивые у нас получились пирамидки. Эта крас-

ная. Эта синяя, а эта зелёная. Покажи-


Соберем цветные пирамидки!


те, где красная пирамидка. Теперь по- кажите синюю пирамидку.


Занятие 13. Цветные шарики

Цель занятия. Обучение подбору цвета по принципу «такой — не такой»; закрепление знаний о названиях цветов.

Оборудование. Дидактическая игрушка-пирамидка, в которой на несколько стержней, расположенных на деревянном основании в ряд, надеваются разноцветные шарики или колечки.

Ход занятия. Сначала вместе с малышами снимите шарики со стержней, поиграйте с ними, перемешайте. После этого наденьте на стержни по одному шарику каждого цвета Затем предложите детям взять себе по одному (или по два) шарика. Попросите малы- шей надеть шарики на стержни, вначале обозначая цвет словами

«такой — не такой».

Взрослы й. Сюда надо надеть все такие шарики, сюда — та- кие, а на этот стержень — вот такие.

После выполнения задания, взрослый называет цвета, при не- обходимости исправляет ошибки.

 

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


Взрослы й. Вс ё  правильно!  Здесь  красные  шарики,  а  здесь жёлтые. А это что такое? Кажется, этот шарик попал не на свое место: тут живут синие шарики, а среди них оказался зеле- ный. Давайте вернем шарик на место!

Эту игру можно повторять несколько раз.

 

 

Подбери шарики по цвету!

Занятие 14. Построим цветную башню!

Цель занятия. Обучение сличению цвета по принципу «та- кой — не такой»; закрепление знаний о названиях цветов.

Оборудование. Крупные пластмассовые или деревянные куби- ки двух контрастных цветов, например, красные и желтые (зеле- ные и красные, синие и желтые).

Ход занятия. Высыпьте цветные кубики на пол. Предложите малышам построить башню определенного цвета. Покажите кубик красного цвета, затем поставьте его на пол.

Взрослы й. Давайт е построи м башн ю таког о цвета! Найди- те такие же кубики.

Все дети начинают искать кубики. Когда кто-нибудь из детей приносит кубик, взрослый помогает приложить его к тому, кото- рый уже стоит в основании башни и сравнить «такой — не такой». Если такого же цвета — кубик ставят сверху. Если же кубик дру- гого цвета, ребенку предлагают выбрать другой кубик, который похож на кубик в основании башни. Дети подходят с кубиками по очереди, взрослый помогает ставить их один на другой.

 

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             51


Взрослы й. Вот какая у нас получилась красивая башня — красная башня! (взрослый называет цвет после выполнения задания).

После того, как дети поймут суть задания, можно предложить разные варианты этой игры.

1-й вариант игры — «Моя башня»: В этой игре каждый ребенок выполняет свое задание. Воспитатель выдает нескольким игрокам по одному цветному кубику, после чего они ищут такие же по цвету кубики в общей коробке, в которой перемешаны кубики разных цветов, и строят свои одноцветные башни в разных местах группы. Побеждает тот, кто первым построит свою башню.

В качестве усложнения этой игры можно предложить:

— построить 2–4 цветных башни;

— построить башню из двух цветов, чередуя кубики;

— построить разноцветную башню по образцу, чередуя цвета как в образце или на картинке;

— построить разноцветную башню под диктовку, затем сверить результат с образцом (закрыт во время выполнения действий).

2-й вариант игры — «Наша башня»: Коллективная игра. Вос- питатель раздает детям весь набор кубиков (по 4–6 кубиков раз- ных цветов) — по одному кубику каждому ребенку. По команде дети начинают искать, у кого кубики такого же цвета, объединя- ются в команду и строят свою башню. Выигрывает та команда, которая быстрее всех построила свою башню.

             
   

Ищем кирпичики — строим высокую башню!

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


Занятие 15. Цветные дорожки

Цель занятия. Обучение сличению цвета по принципу «та- кой — не такой»; закрепление знаний о названиях цветов.

Оборудование. Крупные пластмассовые или деревянные куби- ки (или кирпичики) разных цветов — по 6–8 штук каждого цвета; две небольшие куклы.

Ход занятия. Взрослый показывает детям кукол и предлагает построить для каждой куклы дорожку, по которой она будет гу- лять, обращает внимание на цвет дорожек.

Взрослы й. Кукл ы  хотят  идти  гулять,  но  на  улице  очень грязно. Давайте построим для кукол специальные дорожки для

прогулок! Дорожки для кукол будут разные: для этой куклы надо построить такую дорожку, а для этой — дорожку другого цвета, такую, как этот кубик.

Взрослый показывает кубики двух цветов, начинает строить дорожки. Затем просит детей помочь ему. Дети выбирают кубики из кучи разноцветных кубиков, перемешанных между собой, при- носят и сличают по очереди с цветом дорожек. Если цвет кубика совпадает с цветом дорожки, то его ставят рядом с другим такого же цвета, а если оказывается другого цвета, его возвращают на ме- сто. После того, как все кубики такого цвета найдены и дорожки построены, результат обыгрывается, называется цвет дорожек.

Взрослы й. Эт о красна я дорожка, п о не й гуляе т кукл а Катя. А кукла Таня гуляет по зеленой дорожке. Гуляют куклы по дорож-

кам и не пачкают ножки! Вот так прогулка!

Игру можно повторять многократно, строя из кубиков дорожки 4 и более разных цветов. Также можно устроить игру-соревнование: взрослый высыпает на ковер разноцветные кубики (одинаковое количество кубиков каждого цвета). Затем выбирает по одному ку- бику каждого цвета и кладет в разных концах ковра, на равном рас- стоянии от кучи. Предлагает игрокам быстро построить из кубиков дорожки — каждый строит дорожку своего цвета. Побеждает в игре тот, кто первым построит дорожку своего цвета до конца и в общей куче не останется кубиков такого цвета. В качестве усложнения игры, можно подмешивать в кучу кубики других цветов (из кото- рых не строят дорожки).

 

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             53


Занятие 16. Цветные парочки

Цель занятия. Обучение сличению цветов по принципу «та- кой — не такой»; обучение подбору пар одинаковых или похожих предметов по цвету; закрепление знаний о названиях цветов.

Оборудование. Предметы и игрушки небольшого размера чи- стых цветов.

Ход занятия. Перед началом игры подберите пары предметов по цвету — например, красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листик, си- няя ручка и синяя рыбка, коричневый медвежонок и коричневый брусок и т.д. Раздайте детям по одному предмету из пары, осталь- ные перемешайте на столе. Попросите детей найти цветную пару своему предмету.

Взрослы й. Каждому из вас досталась одна игрушка. Внима-

тельно рассмотрите ее, обратите внимание на цвет. А теперь подберите своей игрушке пару по цвету! Чтобы не ошибиться, нужно приложить игрушки друг к другу и сравнить цвета.

Если ребенок действует один, то предложите разложить пред- меты на столе или на полу парами по цвету. Количество цветов можно увеличивать постепенно. Также можно увеличивать ко- личество предметов каждого цвета. В конце игры, после того, как пары предметов подобраны, взрослый подводит итоги игры и на- зывает цвета.

             
     

Подбери пары предметов по цвету!

Содержание занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте


Занятие 17. Разноцветные платочки

Цель занятия. Сличение цветов по принципу «такой — не та- кой»; закрепление знаний о названиях цветов; развитие внимания. Оборудование. Картонная коробка с квадратными лоскутами (размер приблизительно 12´12 см.) разных цветов — по два лоску- та каждого цвета; две одинаковые небольшие по величине куклы. Ход занятия. Перед началом занятия подготовьте лоскуты —

по два лоскута каждого цвета. Покажите детям лоскуты и предло- жите рассмотреть, потрогать и поиграть с ними. Затем покажите кукол-близнецов и предложите подобрать для них пары «платоч- ков» одного цвета.

Взрослы й. Это куклы-близнецы. Они всегда одеваются оди- наково. Одна кукла выбрала для прогулки этот платочек — зна-

чит, надо и для другой куколки найти такой же платок! Взрос- лый сначала показывает детям один лоскут, затем на глазах у де- тей подбирает второй такой же из тех, что лежат в коробке. Затем взрослый повязывает платки куклам на головы.

Взрослы й. Куклы-близнецы повязали на головы одинаковые

платочки. Они очень рады. Давайте для платочка каждого цвета подберем пары!

После этих слов взрослый раздает каждому из детей по одному платочку (пары платочков лежат в коробке) и просит найти в короб- ке для своего «платочка» пару по цвету. Игру можно провести и по- другому: взрослый раздает детям по одному платочку (раздаются все лоскуты), затем предлагает разбиться на пары — дети, у кого лоскуты одинакового цвета, находят друг друга и берутся за руки.

 

Занятие 18. Разноцветные коврики

Цель занятия. Сличение цветов по принципу «такой — не та- кой»; закрепление знаний о названиях цветов; развитие внимания. Оборудование. Картонная коробка с картонными квадратами разных цветов (желательно двусторонними) — по два квадрата каждого цвета (размер приблизительно 12´12 см.); две одинаковые

 

Развитие зрительного восприятия (изучение цвета)                                                                             55


небольшие по величине резиновые или пластиковые игрушечные собачки.

Ход занятия. Покажите детям собак-близнецов и предложите подобрать для них пары «ковриков» одного цвета.

Взрослы й. Это собачки-близнецы. Они всегда спят на оди- наковых ковриках. Одна


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.