Насколько в реальности религиозны итальянцы? — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Насколько в реальности религиозны итальянцы?

2021-06-01 34
Насколько в реальности религиозны итальянцы? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Еще 30 лет назад никаких сомнений в религиозности итальянцев не было. Главные семейные праздники начинались с венчания, затем крещение, затем первое причастие и так далее. Пропустить утреннюю мессу, а уж тем более воскресную, считалось недопустимым. Сегодня мой собеседник, католический священник храма в городе Кьяри, говорит, что хорошо бы появляться раз в неделю в церкви. Хотя бы. Благочестивому христианину, мол, этого достаточно. «Правда, важна также личная духовная жизнь человека!» – добавляет он. Благочестивых католиков, по оценкам самих священников, тех, кто постоянно ходит на все мессы, участвует в делах церкви и вообще ведет насыщенную духовную жизнь, максимум 25 % от населения Италии. А вот какие данные получили исследователи Туринского центра новых религий Массимо Интровинье и Пьер Луиджи Зоккателли. По их статистике, более 85 % населения продолжают считать себя католиками. 30 % населения утверждают, что регулярно посещают церковь по воскресеньям. А 60 % говорят о большом доверии церкви. И лишь 8 % опрошенных назвали себя атеистами или агностиками, теми, кому нужны весомые научные доказательства.

Но в беседе с исследователями выяснилось следующее: почти все итальянцы считают себя католиками по той же причине, что и итальянцами. Это не призвание, а скорее традиция, эдакая принятая в обществе норма поведения, если хочешь считаться нормальным. В реальности так и есть: на службы, крестные ходы и разные церковные праздники люди ходят не потому, что верят и в этом есть потребность души, а потому что таковы устои жизни. Общественная жизнь любого городка крутится вокруг церковных событий. Они не особенно готовы рассуждать и философствовать о боге и религии. Некоторые относятся даже немного нервно, будто боясь ответить неправильно. А молодые с вызовом отвечают, мол, я верю в Бога, а не в институты вокруг его имени. Кризис веры и поддержания религиозных традиций мало‑помалу набирает обороты, и это тревожит Ватикан. Об этом постоянно говорится на телевидении, ведется пропаганда, любые выступления Папы транслируются по всем каналам во всех новостях. А пожилые синьоры дергают своих взрослых детей: идите, идите в церковь!

Впрочем, средний итальянец все же в несколько раз набожнее среднего россиянина, это правда. Никто уже давно и не читает молитву за обедом и ужином, но хотя бы на Пасху, в Рождество и Феррагосто (День Успения Богородицы, 15 августа) обязательно заглянет в храм. Интересно, что среди католиков становятся популярными разные восточные учения – буддизм, йога, конфуцианство и так далее. Как грибы после дождя появляются центры шиатцу‑массажа, где под звуки расслабляющей музыки и журчащей воды с клиента, лежащего на циновках, снимают стресс поглаживаниями и благостными улыбками. Итальянцы учатся медитировать, быть спокойными и расслабленными. Кажется, что восточные учения ну совсем никак не сочетаются с живой итальянской натурой, в чем‑то даже противоречат, ан нет – они только добавляют им новых красок. У нас есть друг семьи по имени Сиро, по выходным он ездит в горы медитировать и заниматься йогой. В своем доме он все сделал своими руками – картины, шторы, мебель, даже кухню. Сиро всегда спокоен и умиротворен, чаще загадочно молчит, но в уголках губ и в глазах искрится итальянский шебутной огонек. Шутит он редко, но очень смешно. Он считается и сам себя полагает католиком, но верит в Бога по‑своему.

 

Главные праздники, когда вся страна отдыхает, – католические

 

 

Рождество и Новый год

 

Главный католический праздник – это Рождество, 25 декабря. К нему готовиться начинают за месяц как минимум, в домах, в садах, в магазинах, церквях и иногда просто в окнах устраивают презепио – модель древнего Иерусалима с холмами, хижинами, баранами, волами, лебедями и волхвами, а посреди всего этого фигурки святого семейства и младенец Иисус в колыбели. Над презепио вешают летящую звезду и гирлянды. Выглядит это очень красиво, трогательно и очень празднично. Итальянцы по‑разному переосмысливают традицию устраивать презепио, и иногда можно встретить удивительно креативные варианты на тему и обыгрывания библейского сюжета. К примеру, владелец магазина велосипедов постоянно устраивает презепио под открытым небом на своей лужайке размером примерно 20–25 кв. метров. И сделано все с невероятной тщательностью и любовью, с использованием разных механизмов, чтобы оживить и подсветить картинку. А на одной улице основных персонажей – святое семейство, а также фигурки животных в яслях – вырезали из белого пенопласта в каком‑то очень современном стиле и художественно расставили по всей длине. В соседнем городке видела, как временно на центральной площади появилась инсталляция – три выточенных из дерева, высоких, немного сплющенных «яйца» расположены так, как традиционно располагают в рождественском вертепе Марию, Иисуса и Иосифа. Гармоничность этой композиции передать словами невозможно.

Все заранее друг друга поздравляют, ходят в гости, дарят макароны, конфеты, бутылки с вином и панеттоны, похожие на наши куличи сладкие хлеба. Все, от супермаркетов до простых лавочек, заставлено необычным растением в горшке – пуансетти – его цветок похож на красную звезду. 25‑го никто не работает, это день семейного праздничного ужина, как садятся в 20.00, так и празднуют в спокойном благопристойном режиме несколько часов кряду, не вставая. Расходятся уже далеко за полночь. А на следующий день, 26‑го, в 12 дня торжественный праздничный обед. И ужин, и обед – это смена нескольких блюд, в основном из рыбы и морепродуктов во всех видах. Еще есть традиционное блюдо – нога ягненка. Впрочем, у каждой семьи имеется какое‑то свое коронное рождественское блюдо.

А вот на Новый год уже никакого благочестия не наблюдается. Это праздник полуофициальный, совсем не такой важный и популярный, как у нас в России, никто с ажиотажем не ждет 12 ударов часов. Просто в эту ночь молодежь отправляется в клубы или шумные гости, это повод нарядиться и побезумствовать. 1 января 2012 года в семь утра я проснулась, открыла окно от духоты и услышала пронзительный крик в прозрачном, загорающемся рассветной розовой дымкой небе с ажиотажем «Бон анно!» (Хорошего года! – Авт.) Не знаю, существует ли на самом деле эта примета – вот так приветствовать наступивший год, или нет, но я последовала немедленно примеру незнакомца. Провопила вслед за ним из окна про отличный год! (И сейчас, спустя полгода, пишу эту книгу, что, по‑моему, очень неплохо.) Больше я не слышала выкриков, но может быть, они были позже, ведь все спали после танцев.

Чтобы привлечь удачу, на празднование Нового года по традиции нужно надеть красное белье. Поэтому в декабре витрины многих магазинов украшены висящими в разных углах красными трусами и манекенами в красных чулках.

Чтобы было много денег, на новогоднем столе обязательно стоят икра, которую нужно есть ложками, и чечевица.

Еще говорят, что в прошлые времена считалось: заканчивается старый год, а с ним старая жизнь, и поэтому все надо начинать с чистого листа. Из окон выбрасывали все старое, включая диваны. Сейчас никто так не делает, и уж точно вряд ли можно увидеть летящий из окна диван. К тому же итальянская мебель совсем не из дешевых.

С 24‑го декабря до 2 января в Италии почти никто не работает. Кто‑то, пользуясь случаем, уезжает отдыхать на море и захватывает первую неделю января.

Но в принципе, новогодние торжества в Италии в два раза короче, чем в России.

 

Пасха

 

По размаху празднования Пасха может даже затмить собой Рождество. Празднуется тоже в два приема – сначала ужин, потом семейный обед. Только вместо панеттонов дарят друг другу и едят на десерт коломбы или полена. Это опять же очень вкусная выпечка в форме голубя или полена, залитая шоколадом. А также огромные шоколадные яйца с сюрпризами внутри. Через неделю после Пасхи наступает Паскветта, это понедельник, выходной день. На эти три дня, как правило, принято выезжать в горы или на море всей семьей. По радио перед Паскветтой всем задают вопрос: а куда поедете, где будете гулять? Правда, последние годы торговые центры все больше замещают традиционные прогулки на свежем горном воздухе.

Пасха – это целый комплекс представлений, приуроченных к ней событий, городки превращаются в наряженные и заполненные передвижными аттракционами парки.

Церковь проводит крестные ходы, в которых участвуют все горожане. Царят всеобщее оживление и ажиотаж! Определенно, если хочется вдохнуть концентрированного воздуха Италии, то приезжать нужно на Пасху.

 

Феррагосто

 

15 августа – День Успения Богородицы, или Вознесение. В этот день закрываются все магазины, фабрики и офисы. Горожане отправляются на прогулку в горы, к морю или еще куда‑нибудь, проводят день для себя. Но вообще, традиционно август – это сезон отпусков, и эта дата как бы заключительная. Если до 14 августа еще можно найти работающий магазинчик, лавку или портного, то с 15‑го – всё! Приходите осенью. Первые две недели августа – самые горячие в турфирмах, цены бешеные, а туры раскупаются со скоростью света. Зато после 20‑го наступает спад. Кто хотел, уже уехал. Самое время брать билеты и путевки!

Конечно, часть магазинов – в основном сетевые крупные марки – работают весь август. Но итальянцев в августе в Италии мало.

 

Детские семейные торжества

 

В католическом календаре довольно много праздников для детей и с их непосредственным участием.

13 декабря – День Санта‑Лючии. Тем деткам, которые хорошо себя вели, слепая святая на ослике ночью привозит подарки. Это очень забавно и трогательно обыгрывается. От кровати ребенка к подаркам ведут выложенные цепочкой шоколадки и конфеты. Это вроде как следы ослика. С вечера малыш должен приготовить сено и водичку для него. И сразу отправиться спать и ни в коем случае не выходить из комнаты, потому что если увидишь слепую, то тоже можешь ослепнуть. В общем, там те еще страшилки.

– Я так боялся в детстве эту святую, что всю ночь не спал! – рассказывал мой муж. – Однажды не утерпел и под утро осторожно, осторожно вышел из комнаты и пошел в зал, а там ослик уже разбросал все сено, разлил воду, кругом было полно шоколадок и лежали подарки. Я побежал к родителям, разбудил их и начал рассказывать, что сделал ослик. А они делали огромные глаза и удивлялись: «Ну надо же, какой проказник этот ослик!»

В общем, праздник необычайно милый.

Следующий праздник – Бефания – 6 января, день доброй ведьмы. По преданию, в эту ночь добрая ведьма спускается на своей метле в дом через трубу и оставляет подарочки детям в их носочках. Послушным и хорошим – конфеты, свечи, сладости, а непослушным – черные угольки, что делаются из крашеного сахара. В Риме 6 января проходит крещенская однодневная ярмарка, на которой продают сладости и сувениры, в центре города разбивается праздничный лагерь. А в Венеции устраивается костюмированное лодочное шествие по городским каналам.

19 марта на Сан‑Джузеппе празднуют День Отца, а на второе воскресенье мая – День Матери. Родители делают подарки друг другу, вручая их с помощью своих малышей. Эти дни отмечаются очень широко и шумно. Магазины устраивают акции и распродажи, снова семейные ужины, обеды и прогулки по горам да вдоль озер или морей.

 

 

Глава 9

Еда – вторая религия

 

Режим – строго по часам

 

Я почти на все сто уверена, что фраза «Война войной, а обед по расписанию» была придумана итальянцами. Они могут заболтаться со случайным человеком и опоздать на встречу, но поесть не опаздывают никогда. Еда – это основа быта, хорда итальянского режима жизни, на которую нанизывается уже все остальное. В 12.00 дня на Севере и в 13.00 на Юге улицы больших и малых городов словно вымирают. Зато изо всех окон несется душистый аромат, от которого начинает кружиться голова и хочется немедленно напроситься в гости. Жаль, что у них не принято так, как в российских городах: пришел к друзьям, обязательно спросят: «Кушать хочешь?» и накормят. Не‑ет, итальянцы свой стол охраняют как зеницу ока, и никого за него не пустят без отдельного приглашения. Если в дверь кто‑то позвонит, когда вся семья обедает или ужинает, то на лицах домочадцев тут же отразится страшное недоумение, смешанное с негодованием: кому это приспичило побеспокоить синьоров в святой час приема пищи!!!

После обеда по традиции принято отдыхать, убрать немного в доме, полить цветочки на террасе, посмотреть телевизор, выпить рюмочку граппы или лимончеллы и, может быть, сидя на кресле, полчасика вздремнуть. Но это былое. Нынешние, с их ускорившимся темпом жизни, кучей новых налогов и проблем, требуют перемен. Только итальянцы не ждут перемен. Песня Виктора Цоя здесь точно не пользовалась бы популярностью. Тут тоскуют и хотят вернуть прежние времена, нерасторопные и завораживающие своей неспешностью.

Увы, те, кто работает в офисах, крупных компаниях, супермаркетах и сетевых магазинах, имеют и вовсе укороченный обеденный перерыв – час‑полтора. Хотя один знакомый ювелир из Калабрии рассказывал, что на Юге есть места, где сотрудники начинают работать пораньше, с 8–9.00, но в два дня уходят домой на обед и после в офис уже не возвращаются, потому что нет смысла. После обеда у всех отдых, а после отдыха надо готовиться к ужину, какие уж там дела могут быть. Вероятно, еще и поэтому на Юге экономическая ситуация настолько хуже, чем на Севере, где во второй половине дня трудятся аки пчелки.

Ужин начинается с аперитива. Это тоже святое дело. В 17.00 открываются все бары, кафе и ресторанчики, которые были закрыты с трех дня на обед, – это отдельный анекдот, конечно, для русского человека, у которого время на еду наступает в своем режиме. И вот приходит он в три дня в тратторию, а она, понимаете, закрыта, на обед.

Аперитив можно устроить и дома, но это же не то. В баре он стоит 3–5 евро, за это получаешь бокал традиционного коктейля со льдом – спритц, биттер, пирло. Они могут быть как алкогольные, так и нет (рецепты будут чуть дальше). К ним накрывается общий стол для всех, с разными легкими закусками – чипсы, пиццетини, всякие необычные мини‑котлетки и жареные кусочки сыра, стуццекини, просто оливки, оливки в тесте и так далее. В каждом баре свой ассортимент. Итальянцы обычно съедают по пять‑десять этих необыкновенно вкусных штучек, запивают аперитивом, все это время болтая без умолку с другими заглянувшими на аперитив. А потом отправляются на ужин.

Во многих семьях ужин по‑прежнему строго начинается в 19.00. И длится почти два часа на Севере и до полуночи на Юге.

Так вот, режим дня делится так же лексически. До 12‑ти дня принято здороваться «Бон Джорно», мол, добрый день. А после обеда уже начинается «Бон Помериджо», а после пяти – «Буона сера» – добрый вечер.

Молодые итальянцы, особенно энергичные и современные городские космополиты, признаются в беседе, что их напрягает этот момент: ровно минута в минуту ты должен быть за столом, особенно если обедаешь или ужинаешь у родителей. Сами они могут быстро перекусить панино – это такой бутерброд наподобие бифштекса, выпить колы и скакать дальше по делам. На индустриальном Севере такое явление среди работающей молодежи до сорока уже перестает быть редкостью. Хотя, конечно, большинство итальянцев свято чтут время обеда и ужина.

И надо признать, что в этом есть свое удобство. Сначала я никак не могла привыкнуть, в России мы и в принципе позже обедаем, а уж в Москве так и вовсе у каждого свой индивидуальный час обеда и ужина, который каждый день меняется. Но спустя год как‑то сама стала в полдень обедать, даже если была дома одна с ребенком. С жестким режимом жизнь становится более регулярной, размеренной и предсказуемо спокойной. И многие проблемы, кстати, отступают. Это похоже на отработанную веками психотерапевтическую технику – в определенный час поесть и поговорить. Может случиться что угодно – кризис, землетрясение, повышение по службе или грандиозная ссора с фиданцатой, но в час дня ты сядешь за стол и расскажешь об этом своим домочадцам. А ровно в семь вечера гарантированно насладишься, к примеру, пастой с базиликом, искристым просекко, и неприятности отойдут на задний план, а завтра, глядишь, и разрешаться сами собой.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.