Базисные характеристики личности ребенка 3-х лет — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Базисные характеристики личности ребенка 3-х лет

2021-12-12 28
Базисные характеристики личности ребенка 3-х лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

К  базисным  характеристикам  личности  трехлетнего  ребенка  относятся:

компетентность, эмоциональность, инициативность, самостоятельность.

 

Компетентность. К3годам ребенок достигает определенного уровня социальнойкомпетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые способы общения. Осознает свою половую принадлежность.

 

Интеллектуальная компетентность выражается прежде всего в том, что ребенок активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре и общении. В практической деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, величину, фактуру, строение) и их назначение, много и активно экспериментирует, наблюдает.

 

Овладевает родным языком, пользуясь основными грамматическими категориями и словарем разговорной речи.

 

В плане физического развития компетентность трехлетнего ребенка проявляется в том, что он владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазанье, действия с предметами), элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

 

Эмоциональность. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональномконтакте с взрослыми, ярко выражает свои чувства — радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.


41

 

Инициативность. Проявляется во всех сферах жизнедеятельности:общении впрактической предметной деятельности, самодеятельных сюжетно-отобразительных играх. Все это составляет основу развития у ребенка креативности (способности к творчеству).

 

Самостоятельность. Фундаментальная характеристика ребенка3лет(«Я сам»,«Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.д.).

 

Поскольку словесные предупреждения ребенок часто не учитывает, взрослому необходимо предвидеть опасность и заранее ее устранять (убирать бьющиеся или колющие предметы, закрывать дверцы шкафов и пр.).


42

 

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО

 

Характеристика возраста

 

В младшем дошкольном возрасте (3—5 лет) происходит дальнейший рост и разви-тие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоци-ровать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов.

 

Происходит дальнейшее расширение круга общения ребенка с миром взрослых людей

 

и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берет с него пример, хочет быть во всем похожим на него.

 

В результате возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностя-ми. Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности.

 

Возникает и развивается новая форма общения со взрослым — общение на познава-тельные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную дея-тельность. На основе совместной деятельности — в первую очередь игры — формируется детское общество. На пятом году жизни ребенок постепенно начинает осознавать свое поло-жение среди сверстников.

 

Возраст от двух до пяти уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысло-вой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.

 

Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по следую-щим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представле-ния и знания ребенка о мире.

 

Формирование символической функции способствует становлению у детей внутрен-него плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начина-ют познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений — это позволяет им каждый день делать удивительные «открытия».

 

К пяти годам начинает формироваться произвольность — в игре, рисовании, конст-руировании и др. (деятельность по замыслу).

 

В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к ми-ру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмо-циональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание.

 

В связи со всем вышеизложенным, основными целевыми направлениями в работе с детьми младшего дошкольного возраста,являются:

 

Ø сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; забота об эмоциональном комфорте каждого ребенка;

 

Ø создание условий для развития сюжетно-ролевой игры;

Ø доброжелательное общение с ребенком на познавательные темы, создание условий для практического экспериментирования, способствование развитию речи, любозна-тельности и инициативности;

 

Ø формирование у детей интерес к художественным видам деятельности как средству самовыражения.

 

В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) на фоне общего физического развитиясовершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются», при


43

 

перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высо-кой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и на-выков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносли-вость пока еще невелики.

 

Кроме сюжетно-ролевых игр, у детей интенсивно развиваются и другие формы игры

— режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами.

 

После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, пла-нирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно спло-ченное детское сообщество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга об-щения.

 

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи — монолог.

 

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произ-вольность действий.

 

Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть — целое, причин-ность, пространство, время, предмет — система предметов и т.д.).

 

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе — животным, растени-ям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям: они с удовольствием узнают буквы, овладе-вают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.

 

Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознан-ным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее.

 

Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литератур-ным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им дос-тупны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устой-чивым.

 

Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащает-ся индивидуальная интерпретация музыки.

 

Основные целевые направления в работе с детьми старшего дошкольного воз-

 

раста следующие:

 

Ø охранять и укреплять здоровье детей, способствовать их физическому развитию, избегая нервных и физических перегрузок;

Ø создавать условия для реализации всех видов игры;

Ø внимательно относиться и терпеливо поддерживать формирующееся детское со-общество;

Ø формировать основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);

Ø во всех видах деятельности и общения способствовать развитию у детей диалоги-ческой и монологической речи;

Ø развивать у детей познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные спо-собности;

Ø поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движением и др., мо-делирование; развивать воображение и творческое начало;


44

 

Ø продолжать формировать у детей эстетическое отношение к окружающему и худо-жественные способности.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.