В едущая деятельность — игра . — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

В едущая деятельность — игра .

2021-12-12 24
В едущая деятельность — игра . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Разрешение противоречия между желаниями ребенка и его реальными возможностя-ми составляет генетическую задачу дошкольного возраста и реализуется в игре, которая яв-ляется ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. В сюжетно-ролевой игре ребенок сна-чала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает доступную ему систему человече-ских отношений и окружающий мир во всем его многообразии. Игра как деятельность харак-теризуется в первую очередь тем, что дети разворачивают ее сюжет, организуют игровые си-туации, осуществляют ролевое взаимодействие в соответствии с собственными замыслами и потребностями. Только такая — самодеятельная — игра (игра по инициативе самих детей) становится ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Ребенок сам стремится построить свое высказывание так, чтобы быть понятым, сам регулирует свое поведение в соответствии

 

с социальными нормами, сам сдерживает некоторые свои непосредственные импульсы, что-бы объяснить свои игровые замыслы, чтобы быть принятым в игру. Он по собственной ини-циативе может делать поделки, создавать предметно-игровую среду, активно используя опыт, полученный на занятиях и т.п. Таким образом, игра выступает мотивационным ядром системы детских видов деятельности, в процессе реализации которых (а не только в одной отдельно взятой игре) и развивается ребенок.

 

В игре как ведущей деятельности формируются основные новообразования возраста, т.е. такие новые качества, которые позволяют ребенку перейти на другой возрастной этап. К числу таких новообразований относятся:

 

— формирование внутреннего плана деятельности, связанное с созданием вообра-жаемых ситуаций и умением адекватно действовать в них;

 

— формирование знаковой функции, которая связана с тем, что в игре происходит от-рыв значения от самого предмета и перенос его на другие объекты («как будто»);

 

— становление произвольности деятельности, поскольку в игре ребенок начинает подчинять свое поведение внешним требованиям;

 

— формирование познавательной мотивации, которая является основой для форми-рования учебного мотива.

 

Таким образом, развитая игра обеспечивает формирование у ребенка психологических механизмов для его будущего успешного обучения в школе.

 

Игровые формы и приемы, используемые педагогом, делают для ребенка материал интересным и личностно значимым, а значит — и более осмысленным. Однако ошибочным подходом является полное подчинение игры решению дидактических задач, что приводит к парадоксальной ситуации депривации игры на фоне ее тотальной эксплуатации в условиях педагогического процесса. Специфика сюжетной игры как деятельности не позволяет вклю-чать в нее дидактические задачи, поскольку они будут решаться игровыми, условными спо-собами («понарошку», «как будто»).

 

На протяжении младшего дошкольного возраста происходит становление игры как деятельности: ребенок овладевает разнообразными игровыми действиями (ролевыми, услов-ными, речевыми и пр.), учится самостоятельно придумывать игровые ситуации, а к концу младшего дошкольного возраста — выстраивать их в последовательный сюжет.

 

На протяжении старшего дошкольного возраста игра как деятельность заканчивает свое формирование. Постепенно она все больше переходит в умственный план: реализуется в форме игры-фантазирования или теряет сюжетную составляющую, выдвигая на первый план правило. Переход сюжетной стороны игры в умственный план позволяет использовать элементы этой деятельности для решения задач других видов деятельности, придавая им привлекательную для ребенка игровую форму.


45

 

Педагогу необходимо отслеживать развитие игровой деятельности детей: только раз-вивающаяся деятельность ведет за собой развитие ребенка.

 

 

С этой целью на четвертом году жизни ребенка педагог:

 

v переводит неорганизованные действия с игрушками в действия смысловые, форми-рует простые ролевые диалоги, помогает выстраивать игровые действия в цепочки, развивая несложный сюжет;

v инициирует в деятельности детей создание воображаемых ситуаций и поощряет творческую активность внутри этих ситуаций, не подменяя ее последовательностью опреде-ленных действий по «сценарию» взрослого; способствует поддержанию эмоционально-насыщенной игры;

v формирует умение действовать в игре (выполнять роль) за себя и за игрушку; учит наделять игровым значением любой предмет (заместитель) в смысловом поле игры;

v поддерживает обращение к сверстнику как возможному партнеру по игре, одобряет ролевые реплики как средство кратковременного взаимодействия детей, играющих вместе, ролевое общение между детьми;

 

 

На пятом году жизни ребенка педагог:

 

v создает условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, обо-гащая их жизненный опыт, игровую культуру, насыщая предметно-игровую среду достаточ-ным количеством различной атрибутики и элементами костюмов, способствующими тому, чтобы ребенок «почувствовал себя в образе»;

v поощряет принятие роли, ролевое поведение и ее словесное обозначение для партнера, называние словом игровых действий, связанных с ролью, появление игрового диа-лога в форме ролевых высказываний;

v обогащает игровой опыт детей умением гибко менять роль в игре, переходя от одной роли к другой, приобщает детей к режиссерским играм (в которых дети, используя го-товые фигурки или предметы-заместители, разыгрывают несложные сценки — бытовые со-бытия или эпизоды из стишков, сказок);

v поощряет самостоятельное создание детьми предметно-игровой среды для сю-жетно-ролевой игры, поддерживает наделение в смысловом поле игры нейтральных предме-тов (предметов-заместителей, модулей) игровым значением по собственному решению де-тей.

 

 

На шестом году жизни ребенка педагог:

v создает условия для свободной самодеятельной сюжетно-ролевой игры, обогащая

ее содержание и диапазон сюжетов и ролей на основе расширения собственного жизненного опыта детей, обогащения их кругозора, интереса к социальному миру, разнообразных знаний о нём;

 

v в рамках организованных сюжетно-ролевых игр показывает возможности комби-нирования разных сюжетов в один и разделения общей сюжетной линии на ряд самостоя-тельных сюжетов, т.е. помогает детям приобрести опыт построения более сложных игр;

v поддерживает совместные игры детей, помогает выстраивать ролевое взаимодей-ствие со сверстниками; поддерживает образование культурного игрового сообщества: учит детей договариваться друг с другом (о сюжете игры, о распределении ролей), конструктивно решать конфликтные ситуации в игре (уступить, использовать жребий, считалку и т.д.), соз-давать необходимую для игры игровую среду;


46

 

v поддерживает у детей стремление следовать логике разыгрываемой роли, подчи-няясь внутренним правилам, вытекающим из особенностей этой роли; развивает и поддер-живает гибкость ролевого поведения (умение придумать и тут же реализовать роль в новой игровой ситуации, менять ее при необходимости по ходу развития сюжета, сообщая об этом партнерам по игре и пр.);

v поддерживает наделение нужным игровым значением любых предметов и игру-шек в смысловом поле игры, а также самостоятельное создание необходимых предметов и игровых атрибутов из подручных материалов.

 

На седьмом году жизни ребенка педагог:

 

v поддерживает выраженный самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры, же-лание детей отразить в ее темах и сюжетах широкий круг знаний о действительности, свой эмоциональный опыт; совместное творчество в создании сюжетов, умение комбинировать знания, полученные из разных источников; при необходимости помогает в планировании иг-ровых событий и действий, согласовании их с партнерами по игре, создает условия для раз-вития играющего детского сообщества;

v поощряет словесное обозначение событий, действий по ходу развития игровых замыслов в форме развернутого эмоционально-экспрессивного и содержательного игрового диалога как проявление размышления детей о действительности; поддерживает появление игр, протекающих без внешнего действия, в т.ч. в словесном плане (игры-фантазирования);

v уделяет внимание соблюдению правил игры, связанных с ролью и с особенностя-ми ролевого взаимодействия; помогает организовать и поощряет появление в играх сложных сюжетных линий, развивающихся в течение длительного времени;

v уделяет особое внимание содержательным источникам детской игры, рассказывая или читая детям соответствующие возрасту художественные произведения остросюжетного, приключенческого характера, насыщенные интересными и увлекательными событиями.


47

 

Младший дошкольный возраст

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.