В едущая деятельность — предметная . — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

В едущая деятельность — предметная .

2021-12-12 24
В едущая деятельность — предметная . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предме-тов. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства (катается, складывается и пр.), пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и со-бирает пирамидку, матрешку); осваивает систему предметно— орудийных действий — дос-тает сачком шарик из воды или тянет за веревочку, чтобы придвинуть к себе машинку. Од-нако функциональное назначение предмета открывает ребенку взрослый: ложкой едят, ме-шают кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т.д.

 

Развитие предметной деятельности подготавливает ребенка к игре. В своей самостоя-тельной сюжетно-отобразительной игре он воспроизводит с помощью предметов-заместителей (кубиков, палочек и игрушек) отдельные простые события повседневной жиз-ни.

 

Под влиянием предметной деятельности как ведущей в этом возрасте развиваются не только игра, но и другие виды деятельности: сюжетное конструирование, рисование, элемен-тарное самообслуживание и др.

 

Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освое-нию языка, подготавливает его к игре, способствует развитию восприятия, мышления, памя-ти и других познавательных процессов.

 

 

С ОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

 

Образовательные задачи

 

Ø Развитие начал общения, взаимодействия с взрослыми, сверстниками и готовности к совместной деятельности с ними.

Ø Формирование начал культурного поведения.

Ø Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.


21

 

Содержание образовательной работы

 

Второй год жизни

 

Формируя начала общения и культурного поведения, воспитатель:

 

v стимулирует вступление ребенка в непродолжительный контакт со сверстниками: со-вместное с воспитателем или самостоятельное наблюдение за действиями другого ребенка; подражание его действиям;

v способствует формированию у ребенка представления о том, что можно делать, а чего делать нельзя (нельзя драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова и т.д.);

v приучает действовать по разрешению (когда можно) и останавливаться по запрету (когда нельзя);

v учит здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить;

v развивает у детей самостоятельность при приеме пищи (самому пользоваться ложкой, пить из чашки, садиться за стол); при одевании, с соблюдением необходимой последователь-ности.

 

Для развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания воспитатель:

 

v создает условия для благоприятной адаптации ребенка к дошкольному учреждению; доброжелательно и терпеливо относится к малышу, помогает пережить расставание с роди-телями, привыкнуть к новым условиям жизни; дает ребенку понять, что его любят и заботят-ся о нем;

v поощряет интерес к сверстнику, стремление поделиться сладостями, игрушками, го-ворить о своих и детских переживаниях («Хорошо, что Женя пожалел Сашеньку, ведь она упала, и ей больно»);

v создает условия для знакомства с самим собой, запоминания своего имени (после по-лутора лет); учит узнавать себя в зеркале, на фотографии, обращается к ребенку по имени;

v подводит к пониманию своей половой принадлежности (мальчик, девочка) по внеш-ним признакам (одежде, прическе), имени.

 

Для развития начал взаимодействия детей со взрослыми, сверстниками и готовности к совместной деятельности с ними педагог:

v удовлетворяет потребность в доброжелательном внимании взрослого, общении с

ним;

v побуждает ребенка к совместным действиям с предметами и игрушками, поддержи-вает удовольствие от первых успехов и самостоятельных усилий;

v поддерживает проявления первых самостоятельных желаний («хочу», «не хочу»);

v развивает у ребенка желание слушать взрослого, выполнять несложные просьбы («Принеси кубик», «Уложи мишку спать»); побуждает включаться в диалог с помощью дос-тупных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов).

С целью развития сюжетно-отобразительной игры воспитатель:

v обогащает реальный жизненный бытовой опыт детей;

v проводит игры-показы типа «Угостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т.п., демонстрируя реальное назначение предметов;

v создает условия для игры путем предоставления детям разнообразных образных и других игрушек;

v играет вместе с ребенком, разыгрывая с помощью кукол знакомые ребенку по его опыту сценки из жизни, и «подталкивая» его к дальнейшему развитию игрового сюжета, способствует возникновению цепочки игровых действий.

 

Педагог обеспечивает безопасность детей:


22

 

v оберегает детей от травм; предупреждает возможные падения ребенка (пол должен быть ровным и нескользким, прогулочная площадка участка — утрамбованной, без высту-пающих корней деревьев);

v создает в группе атмосферу психологического комфорта, содействует развитию у ре-бенка чувства защищенности, уверенности, безопасности;

v формирует у ребенка навыки поведения, позволяющие ему обратиться в нужный мо-мент за помощью к воспитателю.

 

Третий год жизни

 

Формируя начала общения и культурного поведения, взрослый:

 

v обращается к детям по имени, учит других детей обращаться друг к другу по имени и доброжелательно;

v учит детей элементарным способам общения: умению обратиться с просьбой, поме-няться игрушкой с другим ребенком;

v побуждает ребенка активно включаться в общение всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно вы-сказываться на близкие ребенку темы из личного опыта, жизни близких людей, животных; подводит к внеситуативному диалогу с взрослым (о том, что сейчас не находится в поле зре-ния);

v формирует у детей самостоятельность во время еды, при одевании и раздевании;

v побуждает детей самостоятельно пользоваться предметами индивидуального назна-чения: расческой, стаканом для полоскания рта, полотенцем, носовым платком.

 

Для развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания, первых чувств принадлежности своей семье, сообществу детей педагог:

 

v обеспечивает эмоциональную поддержку (ласку, одобрение), доброжелательное вни-мание и заботу со стороны взрослых: родителей и педагогов детского сада;

v помогает детям, поступающим в дошкольное учреждение, пережить расставание с близкими людьми, успешно адаптироваться к изменившимся условиям жизни;

v поддерживает у детей положительный эмоциональный настрой; содействует добро-желательным взаимоотношениям детей в группе, обеспечивает особое внимание детям вновь поступившим в дошкольное учреждение, пришедшим после длительного отсутствия, а также физически ослабленным и с нарушением поведения;

v побуждает детей пожалеть другого человека (взрослого или сверстника), если он оби-жен, огорчен, расстроен; поддерживает каждое проявление ребенком доброжелательности; поощряет общение, способствующее возникновению взаимной симпатии детей;

v поддерживает общую высокую самооценку ребенка, которая ярко эмоционально ок-рашена и связана с его стремлением быть хорошим; положительно оценивает те или иные действия и поступки малыша;

v не допускает отрицательных оценок ребенка;

v способствует тому, чтобы ребенок называл себя не в третьем, а в первом лице «Я ри-сую», «Я иду гулять»; различал свою половую принадлежность («Я — мальчик!», «Я — де-вочка!») по внешним признакам (одежде, прическе), своему имени;

v активизирует перечисление детьми членов своей семьи и называние их имен.

 

Развивая взаимодействие со взрослыми и сверстниками, готовность к совместной деятельности, педагог:

 

v развивает и поддерживает потребность ребенка в общении и сотрудничестве с взрос-лым по поводу предметов, игрушек и действий с ними, стремление слушать и слышать взрослого, выполнять его простые просьбы (убрать в шкаф свою одежду, поднять упавшую вещь и др.);


23

 

v помогает вступать в контакт со сверстниками; побуждает малышей к игре рядом и вместе друг с другом; создает условия для совместной с педагогом и сверстниками деятель-ности: игры, инсценировки сказок, потешек, песенок, выполнения движений под музыку и т.д.;

v поддерживает стремление ребенка действовать самому; развивает потребность в са-мостоятельности («Я сам!»), уверенность в себе, своих силах («Я могу!», «Я хороший!»).

 

Для развития сюжетно-отобразительной игры педагог:

 

v организует совместные с взрослым инсценировки знакомых детям по их опыту си-туаций, а также простых художественных текстов (знакомых сказок, стихов);

v поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок отображает назна-чение различных бытовых предметов, стремясь к их адекватному, принятому в обществе ис-пользованию (ложкой едят, машину нагружают и возят и т.д.);

v осуществляет педагогическую поддержку игры по ходу развития игрового сюжета, наполнения предметного содержания игры смыслом общения одного человека с другим;

v стимулирует появление игровых сюжетов и возникновение интереса к игре другого ребенка;

v демонстрирует и поощряет игры с назначением предметов: помимо игрушек исполь-зовать разнообразные предметы-заместители (кубик — котлетка, найденные на прогулке па-лочки — побольше и поменьше — мама и малыш и т.п.); поощряет самостоятельность детей

в игре и подборе игрушек;

 

v использует моменты понимания детьми словесного обозначения предметов и дейст-вий как важную предпосылку формирования ролевого поведения;

v поощряет замену или обозначение игровых действий словом («Трик-трак», «Покуша-ли» и др.);

v организовывает прослушивание сказок, показывает детям картинки, слайды, мульт-фильмы, водит их на тематические прогулки, что обогащает содержание игр.

 

Формируя основы безопасного поведения, педагог:

 

v продолжает учить детей элементарным правилам поведения, способствующим сохра-нению своего здоровья (на брать в руки острые предметы, при спуске с лестницы не переша-гивать через ступеньки, при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги, не бегать с палочками в руках, оберегать глаза во время игр с песком, водой, т.п.);

v постоянно напоминает детям о том, что они всегда могут обратиться за помощью к воспитателю, к другому ребенку (к 3-м годам).

 

П ОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

 

На протяжении раннего возраста педагог способствует формированию у детей на-глядно-действенного мышления, способов практических и предметно-орудийных действий (кубики, игрушки, предметы быта); сенсорному развитию детей (восприятие формы, цвета, величины и свойств некоторых предметов);создает условия для развития речи в практиче-ской деятельности с целью повышения осознанности своих действий детьми; для первых проявлений практического экспериментирования с разными материалами

 

Предметная деятельность

 

Второй год жизни

 

Образовательные задачи


 

От 1 года до 1 года 6 месяцев:


24

 

Ø Развитие разных действий с предметами: притягивать, раскладывать, вынимать, вкла-дывать и пр.

Ø Обогащение впечатлений о внешних свойствах предметов (цвет, форма, величина).

Ø Поддержка владением предметом как средством достижения цели, начала развития предметно-орудийных действий.

 

От 1 года 6 месяцев до 2 лет:

 

Ø Совершенствование орудийных действий с предметами: подтягивать предметы за ленточку, выталкивать палочкой игрушку, навинчивать гайки, вылавливать рыбок сачком, забивать втулочки в песок и пр.

Ø Развитие мелкой моторики рук, выполнение более тонких действий с предметами.

Ø Развитие элементарных представлений о величине (большой — маленький), форме

 

(круглый, квадратный, треугольный), цвете (красный, желтый, синий, зеленый), коли-честве (много — мало).

Ø Формирование сенсомоторных координаций «глаз-рука».

 

Содержание образовательной работы

 

От 1 года до 1 года 6 месяцев педагог:

 

v способствует освоению общественно выработанных действий, включая простейшие предметно-орудийные (пользование ложкой при еде, лопаткой и совком в игре).

v помогает выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия: перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку; раскладывать и собирать цветные кол-пачки; вкладывать меньшие по величине предметы в большие; собирать игрушки из двух частей (матрешка, бочата и пр.); с помощью взрослого собирать в определенной последова-тельности пирамидку на конической основе (стержне), затем на прямом стержне, состоящую из 2—3 колец разных размеров, а затем собирать пирамидку на прямом стержне из несколь-ких колец одного размера, затем из двух групп колец, резко различных по размеру;

v привлекает внимание детей к предметам, сделанным из различных материалов (дере-во, полиэтилен, бумага, металл, ткань), имеющим разный цвет, форму и величину; к звукам, которые могут издавать предметы из различных материалов, а также музыкальным разно-тембровым игрушкам, звучащим тихо и громко (колокольчик, бубен, погремушка и пр.).

v учит находить одинаковые предметы, используя слово «такой же».

 

От 1 года 6 месяцев до 2 лет:

 

Педагог совершенствует умения детей:

 

v собирать двухместные и трехместные дидактические игрушки: бочата, яйца, цилинд-ры, матрешки, пирамидки из 2—3 групп колец контрастных размеров; с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 и более колец, подбирая их не только по величине, но и по цве-ту, подбирать соответствующие детали-вкладыши при выборе из 2-х, а затем из 3-х деталей; подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квадратной, треугольной;

v сортировать на две группы игрушки, предметы и геометрические фигуры, однород-ные по цвету и форме, но разные по величине, раскладывать предметы по убывающей вели-чине; понимать слова поменьше, побольше;

v подбирать и приносить по слову взрослого предметы того или иного цвета; выпол-нять задания с ориентировкой на два свойства одновременно — цвет и величину; форму и величину; форму и цвет, используя дидактические и народные игрушки, бытовые предметы;

v различать предметы по форме при сборке и раскладывании полых кубов, цилиндров, конусов, полусфер из 2—3 деталей; звуки предметов, выполненных из разных материалов, а также музыкальных разнотембровых игрушек (колокольчики, металлические подвесные па-лочки, игрушки-пищалки, музыкальные игрушки).


25

 

Третий год жизни

 

Образовательные задачи

 

Ø Формирование умения различать четыре цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий), пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и три объемных тела (куб, шар, призма), три градации величины (большой, поменьше, маленький).

Ø Развивать способность устанавливать тождества и различия однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина), сопоставляя его с образцом, ориен-тируясь на слова «форма», «такой», «не такой», «разные».

Ø Развитие действий по использованию сенсорных эталонов,

Ø Совершенствование предметно-орудийных действий, развитие координированных движений обеих рук и мелкой моторики.

 

Содержание образовательной работы

 

Педагог учит в процессе совместных дидактических игр, а также в быту и на прогулке:

v выделять форму, цвет, величину предметов;

v группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, цвет, форма) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой), используя опредмеченные слова-названия, например, предэталоны формы: «кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко» и т.п.;

v пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для оп-ределения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;

v проводит игры-занятия с использованием предметов-орудий; например, сачков, чер-пачков для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шариков, плавающих игрушек; палочек со свисающим на веревке магнитом для «ловли» на нее небольших пред-метов, организует действия с игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание мо-лоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или пластмассовых винтов) и т.п., поощряет использование предметов-орудий в самостоятельной игровой и бы-товой деятельности с целью решения детьми практических задач в ходе своей деятельности;

v поощряет действия с предметами, при ориентации на 2—3 свойства одновременно; собирание одноцветных, а затем и разноцветных пирамидок из 4—5 и более колец, распола-гая их по убывающей величине; различных по форме и цвету башенок из 2—3-х геометриче-ских форм-вкладышей; разбирание и собирание трехместной матрешки с совмещением ри-сунка на ее частях; закрепляя понимание детьми слов, обозначающих различные величины предметов, их цвет и форму.

В ходе проведения с детьми дидактических упражнений и игр-занятий у детей формируются обобщенные способы обследования формы предметов — ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление и т.д. Развитие сенсорики и сенсомоторной координации является основой первоначальной культуры мышления ребенка.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.