С оциально - коммуникативное развитие — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

С оциально - коммуникативное развитие

2021-12-12 29
С оциально - коммуникативное развитие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

На протяжении дошкольного возраста педагог создает условия для усвоения норм и ценно-стей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; для формирова-ния эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного отношения и чувства при-надлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых; для развития общения и взаимо-действия со взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности; становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формиро-вания позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Четвертый год жизни

 

Образовательные задачи:

Ø Приобщение детей к культурным нормам поведения и общения.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, проявлений интереса и доброжела-тельного отношения друг к другу.

Ø Развитие общения и интереса к совместной деятельности со взрослыми и сверст-никами.

Ø Формирование первых представлений о труде взрослых и позитивного отношения к посильному участию в трудовых действиях.

Ø Формирование первоначальных представлений о безопасном поведении.

 

 

Содержание образовательной работы

 

Для приобщения детей к культурным нормам поведения и общения педагог:

 

v формирует начала культурного общения: приучает приветливо здороваться и про-щаться; называть сверстника по имени; доброжелательно обращаться с просьбой, предложе-нием, благодарить за помощь, угощение; выражать отказ, несогласие в приемлемой форме, не обижая другого;

v приобщает детей к культуре поведения в быту: дает представления о правильном, ак-куратном поведении за столом, в помещении, учит замечать неполадки в одежде, обуви, ок-ружающих предметах и находить самостоятельно или с помощью взрослого способы их уст-ранения; дает образец этически ценного поведения по отношению друг к другу; высказывая похвалу-одобрение и выражая свои чувства («Мне нравится слушать, как ты поешь песенку», «Я рада, что ты пришел!»);

v формирует у детей умение самостоятельно и правильно мыть руки с мылом после прогулки, игр и занятий, туалета;

v при приеме пищи приучает детей пользоваться ложкой, салфеткой; тщательно пере-жевывать пищу; полоскать рот после приема пищи питьевой водой;

v побуждает детей обращать внимание на свой внешний вид; самостоятельно устранять беспорядок в одежде, в прическе, пользуясь зеркалом, расческой; учит пользоваться носовым платком.

 

 

Для формирования эмоциональной отзывчивости, проявлений интереса и доброжела-тельного отношения друг к другу педагог:

 

v раскрывает ребенку мир чувств и переживаний людей (взрослых и сверстников); раз-вивает стремление видеть и понимать, когда человек спокоен, сердится, волнуется, радуется,


48

 

грустит; обсуждает, почему кто-то из близких взрослых или сверстников в таком настрое-нии, побуждает проявлять отзывчивость к его переживаниям, содействие; помогает ребенку реагировать на эти состояния адекватным образом («Машенька грустит. Давайте позовем ее

 

в нашу игру!», «Петя плачет — ему обидно, что ты отнял его машинку. Давайте, вы поиграе-те в нее вместе, будете катать друг другу (или: поменяетесь, поделитесь и т.п.)); в то же вре-мя педагог побуждает детей сдерживать себя и выражать свои чувства в приемлемой форме (не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку, просить, предлагать на время поменяться и т.п.);

 

v открыто демонстрирует свои отрицательные переживания, связанные с негативным поведением ребенка, озвучивает их («Мне не понравилось, как ты разговаривал с Колей»); оценивая действия и поступки, а не личность ребенка; отмечает удачи и достижения ребенка лишь по отношению к его собственным успехам и неудачам, а не сравнивает с достижениями других детей; поддерживает высокую общую самооценку ребенка («Я — хороший!»);

v поддерживает постоянную связь с ребенком (кивает головой, улыбается, проявляет другие знаки внимания), всем своим видом давая ребенку понять: «Я с тобой, я тебя пони-маю»;

v вовлекает детей в досуговые игры, в т.ч. в игры-забавы, проводимые преимуществен-но с народными игрушками (петрушка, шагающий медведь, дровосеки, волчки и т.п.); пер-сонажами кукольного театра, музыкальными игрушками (обыгрывание с детьми знакомых им стишков, сказок, песенок и т.п.); организует несложные празднично-карнавальные игры (шествие ряженых детей, в том числе и в ролях излюбленных сказочных литературных пер-сонажей), приуроченные к праздникам, досуговым паузам; повышает положительный эмо-циональный тонус детей, начинает развивать понимание юмора, ощущение праздничной общности между детьми и взрослыми (во время праздников, игровых шествий с куклами).

 

Для развитие общения и интереса к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками воспитатель:

 

v поддерживает потребность в общении с взрослым как источником разнообразной ин-формации об окружающем;

v налаживает общение на разные темы, в том числе выходящие за пределы наглядно представленной ситуации, о событиях из жизни ребенка, об интересующих его предметах и явлениях, объектах живой и неживой природы («Расскажи, с кем ты там познакомился? Что вы вместе делали? Во что играли?» и т.п.);

v стимулирует инициативные высказывания, обращения к взрослому с просьбами и предложениями («Что-то ты сегодня грустный… Я могу тебе чем-то помочь?», «Ребята, предлагайте ваши пожелания, чем мы будем заниматься сегодня на прогулке!» и обсуждает, подойдет ли погода для этих дел и т.п.);

v формирует умение играть и заниматься каким-либо делом (рисовать, конструировать, рассматривать картинки, книги и т.д.) рядом с другими, поддерживать кратковременное взаимодействие, и побуждает детей объединяться на основе интереса к деятельности; создает обстановку, в которой дети легко вступают в контакт друг с другом;

v осуществляет педагогическую поддержку первых самодеятельных сюжетно-ролевых игр детей; поощряет принятие роли, обозначение ее словом для партнера, называние словом игровых действий; развертывание ролевого взаимодействия и ролевого общения между детьми; поддерживает все еще сохраняющуюся игру рядом или индивидуальную игру; одоб-ряет ролевые реплики как средство кратковременного взаимодействия детей, играющих вме-сте; участвует в играх детей (или организует небольшие игровые сюжеты) на правах игрово-го партнера, демонстрируя образцы ролевого поведения (продавца, шофера, полицейского, врача и т.п.);

v помогает налаживать игровое взаимодействие со сверстниками, в ходе которого ком-ментируют свои игровые действия, обозначают словом игрушки, предметы-заместители, ус-ловные действия;


49

 

v поощряет волевые усилия ребенка при преодолении трудностей (перепрыгнуть пре-пятствие, раскрасить предложенный рисунок и т.п.).

 

Для формирования позитивного отношения к посильному участию в трудовых действиях педагог:

 

v побуждает ребенка выполнять просьбы, поручения взрослого (раскладывать ложки, ставить салфетки, убирать игрушки и др.), оказывать посильную помощь взрослым (воспита-телю, помощнику воспитателя, родителям), воспитывает интерес к результатам их труда («А кто знает, зачем нужно наводить порядок?», «Ребята, а что будет, если Елена Ивановна не поставит нам на столы салфетки, не развесит в умывальной чистые полотенца?» и т.п.);

v воспитывает уважительное, бережное отношение к труду других людей: аккуратно об-ращаться с игрушками, книгами, не ломать, не рвать, не мять их;

v приобщая детей к различным видам творческой деятельности, поддерживает положи-тельный эмоциональный настрой, формирует позитивные установки по отношению к уча-стию детей в выступлениях, художественных видах деятельности и пр.

 

 

Для формирования первоначальных представлений о безопасном поведении педагог самобеспечивает для детей безопасную среду, а также:

 

v учит ребенка безопасному поведению: не дотрагиваться до горячих предметов, не подходить к раскрытым окнам, к розеткам, не разговаривать с незнакомыми взрослыми и т.п.;

v формирует у детей первые навыки сбережения здоровья (не ходить в мокрой обуви, влажной одежде и т.п.), следить за своим самочувствием (устал после длительного бега — отдохни и пр.);

v в конкретных случаях обращает внимание детей на то, как опасно брать в рот мелкие предметы, игрушки, другие несъедобные предметы.

 

 

Пятый год жизни

 

Образовательные задачи:

 

Ø Формирование у детей культурных норм поведения и общения с детьми и взрос-лыми.

Ø Формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу на основе по-нимания эмоционального состояния другого, чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей.

Ø Создание условий для содержательного общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; поддержка развития самостоятельности в самообслужи-вании и при организации разных игр.

Ø Формирование у детей понимания значения своего труда для других, стремления оказывать посильную помощь, поддержка чувства удовлетворения от участия в раз-личных видах деятельности, в том числе творческой.

Ø Обучение детей правилам безопасного поведения в различных ситуациях.

 

Содержание образовательной работы

 

Для формирования у детей культурных норм поведения и общения с детьми и взрослыми педагог:

 

v поддерживает формирование у детей элементарных навыков вежливости (уметь здо-роваться, прощаться, извиняться, предлагать свою помощь);


50

 

v приобщает детей к культуре поведения в быту (за столом, в помещении, в транспорте, на улице);

v учит детей следить за опрятностью и аккуратностью внешнего вида;

v дает образец этически ценного поведения по отношению друг к другу; высказывая похвалу-одобрение, выражая свои чувства («Мне нравится слушать, как ты поешь песенку», «Я рада, что ты пришел!»);

v способствует совершенствованию ранее приобретенных детьми культурно-гигиенических навыков: мыть руки с мылом, правильно их намыливая, до еды, после прихо-да с улицы, после загрязнения, туалета; мыть лицо; насухо вытираться полотенцем; аккурат-но есть, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, культурно вести себя за столом; полоскать рот питьевой водой после приема пищи; использовать носовой платок; аккуратно пользо-ваться туалетом, самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывая одежду; сле-дить за своим внешним видом (одежда, прическа), при необходимости обращаются за помо-щью к взрослым; помогают другим детям, не умеющим самостоятельно и правильно оде-ваться; пользоваться зеркалом и расческой;

 

Для формирования у детей доброжелательного отношения друг к другу на основе понимания эмоционального состояния другого, чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей педагог:

 

v побуждает детей видеть связь между эмоциональным состоянием человека и причи-ной, вызвавшей это состояние, используя естественно возникающие в группе ситуации, а также опыт детей, полученный в слушании художественной литературы, в играх по сюжетам сказок, различных видах театра с участием детей и взрослых, отображающих отношения и чувства людей;

v обогащает представления детей о сверстниках группы, об их отношениях: кто с кем чаще общается, играет, рисует; кто с кем дружит; обсуждает с ними выбор партнеров; спо-собствует осознанию детьми своего положения среди сверстников, характер отношений к нему других детей и на основе возрастающей потребности в общении со сверстниками соз-дает условия для возникновения детского сообщества;

v предлагает ребенку поинтересоваться, доволен ли другой тем, какие игрушки, флома-стеры, карандаши ему достались, как распределили роли, поручения, обязанности («Ты со-гласен?», «Доволен?», «Не будешь обижаться?»);

v помогает детям рассказывать о своих чувствах, подводит их к необходимости принять приемлемое в данной ситуации решение; дает ребенку понять, что разрешается (можно и нужно) высказывать свое несогласие делать то, что он считает неправильным (например, участвовать в плохих поступках);

v поддерживает потребность в положительной самооценке, способствует укреплению веры в себя, свои силы, развитию самостоятельности и уважения к себе (хвалит ребенка, пусть даже за незначительное достижение, приободряет словом, улыбкой, прикосновением и т.п.);

v организует досуговые игры, которые приобретают более самостоятельный и разнооб-разный характер; практикует игры-развлечения; театральные игры (кукольный театр, про-стые инсценировки, игры-драматизации), приуроченные в том числе к праздникам различно-го рода; празднично-карнавальные игры, игры сезонного характера; привлекает детей к орга-низации традиционных народных игр (игры «Репка», «Гуси-Гуси», «Совушка-сова» и др.);

v начинает развивать и поддерживать интерес и внимание к окружающим взрослым и детям (в том числе членам своей семьи; например, предложить ребенку узнать у них про их детство, про любимые игрушки и игры, про самые запоминающиеся эпизоды из детства и т.п., которые могут оказаться созвучными интересам и чувствам самого ребенка); побуждает проявлять доброту, заботу о другом человеке, участвовать в различных видах деятельности рядом и вместе с другими детьми, не мешая им.


51

 

Для развития содержательного общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; поддержки самостоятельности педагог:

 

v создает условия для овладения разнообразными способами и средствами общения: на-зывать взрослого по имени и отчеству; обращаться к сверстнику по имени, названию роли («водитель», «доктор»), использовать как речевые, так и неречевые приемы привлечения внимания другого человека к себе, своим действиям: «посмотри сюда...», «послушайте, по-жалуйста...», при этом смотреть в глаза, приветливо откликаться на просьбу, слушать ответ других детей;

v при конфликте ребенка со сверстниками побуждает детей «договариваться», помогает выслушивать других детей, их желания, дает возможность сказать о своем желании и вместе найти способ разрешения конфликта; учит детей «мириться»;

v способствует совместному участию мальчиков и девочек в сюжетно-ролевых, театра-лизованных и других видах игр, в выполнении заданий; использует художественную литера-туру, обсуждая с детьми особенности поведения, характерные для мальчиков (сильный, сме-лый, трудолюбивый, заботливый и т.д.) и девочек (нежная, скромная, красивая, чуткая и т.д.), а также общечеловеческие (терпеливый, доброжелательный, готовый помочь другому и т.д.);

v активно поддерживает самодеятельную игру детей, помогает организовывать взаимо-действие детей со сверстниками на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений; под-держивает образование культурного игрового детского общества: партнерство и уважитель-ное отношение играющих детей друг к другу, появление игрового диалога в форме ролевых высказываний, стремление соответствовать реальному событию;

v продолжает развивать самостоятельность в самообслуживании;

v приближает детей к более адекватной самооценке конкретных собственных достиже-ний в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.), начи-ная с положительных оценок («Это у тебя получилось очень хорошо, а вот здесь…»);

v поощряет начала регулировки собственного поведения ребенком на основе усвоенных норм и правил (обиделся, хотел стукнуть обидчика, но не сделал этого; не успел взять иг-рушку, которую хотел, но не стал отнимать у другого ребенка, а попытался договориться: играть ею вместе, играть по очереди и т.п.);

v формирует у детей умение общаться с взрослыми на темы, выходящие за пределы не-посредственно воспринимаемой ситуации (что видел по дороге в детский сад; как гулял в парке в воскресенье, играл ли с другими детьми и т.д.), и способность к налаживанию с по-мощью речи взаимодействия со сверстниками в самодеятельной сюжетно-ролевой игре;

v учит поддерживать беседу, вести содержательный разговор, прежде всего своим при-мером учит инициативно высказываться, задавать вопросы, передавать в речи свои пред-ставления об окружающем, внимательно слушать партнера в игре и других видах деятельно-сти.

 

Для формирования у детей понимания значения своего труда для других, стремления оказывать посильную помощь, поддержки чувства удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой педагог:

 

v помогает детям следить за порядком в местах для занятий, игр, прогулки (мусор бро-сать в урну, убирать игрушки в специально отведенные места и пр.); поддерживать чистоту и порядок в помещении (вытирать ноги перед входом в дом, смахивать снег с одежды и т.п.) и на участке;

v поощряет детей, которые стремятся помочь взрослым в уборке игрушек, подклеива-нии книг, в создании выставки детских работ, стремятся помочь дежурным при раскладыва-нии салфеток и приборов при подготовке к обеду, или подготовке материалов к разным ви-дам совместной деятельности и т.п.;


52

 

v развивает стремление быть полезным для окружающих, замечать их нужды, оказы-вать посильную помощь; участвовать в выполнении коллективных поручений, понимать значение своего труда для других;

v воспитывает уважительное отношение к труду других людей;

v формирует у ребенка чувство удовлетворенности от участия в различных видах дея-тельности творческого характера, поддерживает проявления индивидуальности (выступле-ниях на праздниках, участие в выставках работ и пр.).

 

Для формирования основ безопасного поведения педагог:

 

v обеспечивает усвоение правил безопасного поведения в детском саду и на участке, в лесу (до чего можно и нельзя дотрагиваться, куда можно и нельзя залезать, какие предметы могут представлять собой опасность на улице);

v формирует у детей основы безопасного поведения на улице, в общественном транс-порте, дает первые представления о правилах дорожного движения (значения сигналов све-тофора, знак и разметку пешеходного перехода и т.п.), обращая внимание детей на то, что они обязательно должны переходить дорогу только за руку с родителями, не выбегать на до-рогу за мячом или к знакомому, идущему по противоположной стороне улицы и т.п.;

v прививает осмотрительность в незнакомых и в сложных ситуациях; учит (не запуги-вая при этом детей) быть осторожными при встрече с незнакомыми людьми: не входить с посторонними в лифт, не уходить с территории детского сада без разрешения воспитателя;

v учит детей обращать внимание на начальные признаки заболевания (озноб, головная боль, вялость, кашель); знакомит с основными правилами поведения при болезни (лежать в постели, смотреть книжки, пить лекарства);

v приучает ребенка, по мере адаптации к различным жизненным ситуациям, оберегать себя от возможных травм, ушибов, падений, учит предвидеть возможную опасность, нахо-дить способы избегать ее;

v рассказывает детям об опасностях переедания, злоупотребления сладостями, мучны-ми, жирными продуктами, проигрывая разные ситуации; объясняет, почему нельзя есть в транспорте, на улице, в других, не предназначенных для этого местах, а также во время игр; почему при появлении жажды следует пить только кипяченую воду и т.п.

 

 

П ОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

 

Четвертый год жизни

 

Образовательные задачи

 

Ø Развитие первоначальных представлений ребенка о себе, окружающих его людях, о труде взрослых (продавец, шофер, дворник, помощник воспитателя и др.).

Ø Развитие представлений об отдельных объектах живой и неживой природы и их свойствах: вода, воздух, песок, глина, камни, земля (почва), дикие и домашние живот-ные, комнатные (декоративные) и дикорастущие растения; о наиболее ярко выражен-ных сезонных явлениях;

Ø Развитие представлений об устройстве человеческого жилья (квартиры, дома), о предметах домашнего обихода (мебели, одежде, посуде и т.д.), о материалах, из кото-рых изготовлены предметы, об отдельных транспортных средствах и т.п.

Ø Развитие умений выделять в объектах цвет, форму, величину; соотносить окру-жающие предметы с сенсорными эталонами, использовать эталоны в разных видах практической деятельности.

Ø Овладение детьми элементарными приемам группировки, нахождения общего и отличного, выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов по одному признаку; сравнения предметов; различения количественных группы предметов и оп-ределение их словами (один-много-мало); определения отношений между ними


53

 

(больше — меньше — поровну) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому.

 

Ø Формирование первых пространственных ориентировок и простейших способов размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы) и вертикали (башенка, лесенка), а также способов соедине-ния деталей для создания целостной конструкции.

 

Содержание образовательной работы

 

Для формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира п едагог:

 

v побуждает ребенка говорить, как его зовут, сколько ему лет; называть имена дру-гих детей, рассказывать о своих игрушках и занятиях в течение суток (утром, днем, вечером, ночью), называть и различать время суток; знакомит детей с тем, что люди должны в опреде-ленное время есть, пить, спать, обсуждает, чем занимаются взрослые и дети (например, взрослые ходят на работу, дети — в детский сад, школьники учатся);

v рассказывает о домашней хозяйственной деятельности взрослых (ходят в магазин, убирают квартиру, готовят еду, сортируют и выбрасывают мусор, следят за порядком, участ-вуют в благоустройстве прилегающей к дому территории — двора, газонов и т.п.), знакомит

с трудом работников детского сада (помощника воспитателя, повара, дворника, водителя), с трудом взрослых ближайшего социального окружения (магазин, больница, парикмахерская); знакомит с тем, кому и в каких ситуациях нужны определенные вещи (чтобы пришить ото-рвавшуюся пуговицу, нужна иголка, нитка соответствующего цвета, наперсток; чтобы почи-нить полку, нужна отвертка, шурупы и т.п.);

 

v формирует элементарные представления о домах, в которых живут люди; о при-готовлении пищи (суп варят, овощи режут, молоко кипятят); о посуде; одежде (в разную по-году надевают разную одежду, одежду можно шить, вязать); о том, что предметы и вещи продаются в магазине;

v расширяет представления детей об окружающих его предметах, для этого он на-зывает вещи и типичные действия, которые с ними совершают (стул, на нем сидят, можно сесть на кресло, скамейку, лавочку, диван; летом можно сидеть на траве; когда мы играем, можно сидеть на ковре на полу и т.п.);

v организует представления ребенка о мире так, чтобы он видел сходные и различ-ные свойства предметов (в кофейнике варят кофе, в кастрюле варят суп, кашу, компот, ки-сель, в чайнике кипятят воду); поощряет развитие естественного любопытства детей и инте-реса к экспериментированию с предметами окружающего мира, к познанию их свойств (бу-мага мнется, рвется, намокает, ее можно разрезать ножницами, приклеить клеем, на ней можно рисовать; из пластилина можно лепить, холодный пластилин лепится плохо, теп-лый — становится мягким, лепится легче и т.п.);

v дает первые представления о разнообразии вещей: игрушек, видов транспорта (машина, автобус, корабль и др.), книг (большие, маленькие, толстые, тонкие, книжки-игрушки, книжки-картинки и др.); знакомит в ходе практического обследования с некоторы-ми овощами и фруктами (морковка, репка, яблоко, банан, апельсин и др.), их вкусовыми ка-чествами (кислый, сладкий, твердый, мягкий и т.д.);

v воспитывает бережное отношение к предметам, сделанным человеческими рука-ми, учит не сорить, убирать за собой, не расходовать лишние материалы зря и т.д.

 

 

Для формирования первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках педагог:


54

 

v приобщает детей к отдельным традициям празднования Нового года (игры со Снегурочкой, получение подарков, украшение елки и т.д.); приготовлению подарков мамам и бабушкам, папам и дедушкам, другим детям на день рождения и т.п.

v знакомит детей с традиционными играми и игрушками (матрешками, Петрушкой

и др.).

 

 

Формируя представления о природе ближайшего окружения, ее особенностях, педагог:

 

v способствует проявлению интереса детей к объектам живой и неживой природы; создает условия для экспериментирования, в процессе которого дети знакомятся с их свойст-вами, учатся устанавливать простейшие причинно-следственные связи (палочка — легкая, она плавает, камень — тяжелый, он тонет; вода на морозе замерзает, превращается в лед, в теплой комнате лед тает, превращается в воду и т.п.); знакомит детей с особенностями рас-тений (растут; если посадить семечко, из него вырастет растение; у растения вырастают ли-стья, цветки и т.п.); животных (бегают, прыгают, летают, спят, едят только определенную пищу, например, птицы клюют зернышки; котята пьют молоко и т.п.);

v формирует у детей первые представления о взаимосвязях в природе на простей-ших примерах из ближайшего окружения (например, растениям на клумбе нужны вода, свет, тепло, земля; к ним прилетают разные насекомые — бабочки, стрекозы, жуки, пчелы; в поч-ве живут дождевые черви, которые рыхлят землю; деревья поливает дождик, и они хорошо растут); о простых связях между погодными явлениями и их последствиями (во время дождя бывает сыро, песок становится мокрым, появляются лужи и т.д.);

v организует наблюдения за сезонными изменениями в природе по ряду признаков (становится холодно, тепло, жарко; появляются, желтеют, опадают листья; появляются, рас-пускаются, вянут цветы; идет дождь, снег, солнце светит мало, светит солнце ярко, тает снег, бегут ручьи и др.), что способствует развитию у детей первых обобщенных представлений о временах года;

v знакомит с некоторыми правилами поведения в природе (не нужно бросать му-сор, срывать цветы, ломать веточки), объясняет, почему этого нельзя делать; всегда запре-щающим правилам предлагает альтернативу (нельзя рвать цветы, но можно их нюхать, рас-сматривать; нельзя ловить бабочек, но можно любоваться ими; нельзя разрушать палкой му-равейник, но можно наблюдать за жизнью муравьев, за их передвижениями по дорожкам). Формирует бережное, доброжелательное и одновременно осторожное отношение к живот-ным, растениям;

v формирует элементарные умения предвидеть положительные и отрицательные последствия своего поведения по отношению к объектам природы (если вовремя не покор-мить птичку, рыбку, они могут погибнуть, если не полить растение — оно завянет и т.п.).

 

 

С целью формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объек-тов окружающего мира педагог:

 

v знакомит детей с основными цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, си-ний, фиолетовый, белый) и их оттенками (розовый, голубой); с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); с фигурами (куб, кирпичик, пластина, призма), с параметрами величины (длина, ширина, высота), сравнивая их (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже), в процессе повседневной жизни, обращая внимание на цвета и форму окружающих предметов;

v учит группировать предметы по одному из признаков (например, все красные предметы или все самые маленькие); раскладывать материалы по величине в возрастающем или убывающем порядке, используя 4—6 предметов со значительной разницей в 2—3 см;


55

 

v уделяет внимание способам действия (вложить, нанизать, собрать, разобрать, со-ставить целое из частей и т.п.), побуждая детей называть цвет, форму, величину предметов;

v широко использует дидактические игры («Собери башенку», «Цветная посуда», «Чудесный мешочек», «Цветное домино», «Геометрическое лото и т.п.) и дидактический ма-териал (вкладыши, сборно-разборными народными игрушками — матрешка, грибочек, пи-рамидка из 5—8 деталей и пр.) для освоения сенсорных эталонов в практических действиях;

v использует конструирование из готовых геометрических плоскостных форм для составления из основных частей объекта целостного изображения (дом, машина, поезд, елка

и пр.); преобразует их по величине (например, одноэтажный дом в многоэтажный, удлиняет состав поезда, пристраивая к нему еще нескольких вагонов;

 

v стимулирует применение детьми накопленного сенсорного опыта в разных видах деятельности: в процессе лепки, рисования, аппликации, конструирования из строительного материала и плоскостных геометрических форм;

v помогает детям определять, где один предмет, а где их много; различать равенст-во и неравенство групп по количеству входящих в него предметов, последовательно накла-дывая или прикладывая один предмет к другому;

v учит различать и указывать пространственные направления: спереди, сзади, спра-ва, слева по отношению к себе.

 

 

В процессе конструирования из строительного материала и крупных деталей конст-руктора типа «Лего-Дупло» педагог:

 

v ставит перед детьми сюжетно-игровые задачи, инициирующие конструирование объектов с учетом их функциональности (строить кроватки для укладывания кукол спать; делать дорогу, чтобы по ней ездили машины и др.);

v приобщает детей к самостоятельному созданию простейших конструкций (дом, поезд, машина, горка и пр.), требующих преобразования образца в высоту, длину («построй такой же дом, но высокий»), по собственному замыслу;

v создает развивающую систему обучения детей, переводящую их от подражатель-ной деятельности к самостоятельной, более творческой;

v вначале вместе с детьми строит простые конструкции, знакомые им из опыта (стол, стульчик, кроватка, домик, машинка и т.п.) и объединяет их в разные сюжеты (двор, улица, детская площадка и т.п.), обращая внимание, что одни и те же конструкции можно выполнять из деталей как большей, так и меньшей величины;

v организует конструирование-игру («сюжетное конструирование») — конструиро-вание по постепенно усложняющимся образцам (домики высокие и низкие, ворота широкие

и узкие, дорожки короткие и длинные и т. п.) обеспечивает (через обыгрывание построек) связь конструирования с игрой, речью, способствует развитию математических представле-ний: (формой фигур: квадрат, куб, прямоугольник), их расположением (над, под), размером (большой, маленький, широкий, узкий, высокий, низкий, короткий, длинный), формирует умение называть детали, их форму и место расположения, поощряет коллективные формы деятельности;

 

v предлагает достраивать конструкцию, начатую взрослым.

 

Пятый год жизни

 

Образовательные задачи

 

Ø Воспитание стремления детей узнавать новое, задавать вопросы, формирование познавательной мотивации.

Ø Развитие умений детей сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по разным основаниям (цвету, форме, величи-не), выстраивать 5—7 предметов в ряды в возрастающем или убывающем порядке с


56

 

небольшой разницей в размере; формирование обобщенного способа обследования предметов.

 

Ø Развитие умений различать пространственные характеристики объектов — про-тяженности (высоты, ширины); месторасположения частей и деталей (сверху, снизу, над, под и др.); формирование умения анализировать объекты в определенной после-довательности.

Ø Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и зависимостях в ок-ружающем мире.

Ø Расширение представлений детей об устройстве человеческого жилья (в городе и деревне), о труде взрослых, их хозяйственной деятельности (в доме, на улице, в горо-де, в деревне), о транспорте, предметах домашнего обихода, мебели, одежды, домаш-ней утвари и т.п.

Ø Формирование первоначальных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках.

 

Содержание образовательной работы

 

Для формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира п едагог:

 

v обсуждает с детьми, сколько им лет, что они умеют делать, какими они были ма-ленькими, какими станут, когда немного подрастут; побуждает их рассказывать о своей се-мье, занятиях и увлечениях родителей, бабушек, дедушек, старших и младших братьях и се-страх, говорить о том, что они делали вчера, что происходит сегодня, что будет завтра закре-пляет названия частей суток и названия ближайших дней (вчера, сегодня, завтра).

v рассказывает и показывает, как организован труд людей в магазине, на почте, в поликлинике, что и для чего делают взрослые в этих местах; знакомит со способами созда-ния знакомых им предметов (мебели, одежды) и названиями профессий (столяр, портной); объясняет, какие объекты относятся к миру природы, а что сделано руками человека;

v знакомит детей с тем, как устроена жизнь людей в городе или деревне (какую ра-боту выполняют взрослые, где находятся какие учреждения, магазины, парки, остановки ав-тобуса и т.п., кто убирает улицу, какую работу уже могут делать дети); знакомит со специ-фикой зданий и их устройством в городе и селе (дома высокие, с балконами, лифтами, ван-но


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.